Комиссия По Основным Средствам По Новому Стандарту В Бюджетном Учреждении В 2022г

Новый ФСБУ 6/2022: Глобальные изменения в учете основных средств с 2022 года

Содержание

В статье автор тезисно рассматривает принятые Стандарты ФСБУ 6/2022 «Основные средства» и ФСБУ 26/2022 «Капитальные вложения», которые необходимо применять с 01.01.2022 года в организациях. Разъясняет, что кардинально поменялось в учете основных средств и капитальных вложениях, как правильно перейти на принятые Стандарты без ущерба для предприятия, что необходимо пересчитать.

Расчет ОС согласно документу можно начать применять досрочно в 2022 года, но если вы этого не сделали, то начиная с 01 января 2022 года такой учет обязаны уже применять все организации, единственное исключение, данный Стандарт не применяется организациями бюджетной сферы (п. 2 ст. 1 ФСБУ 6/2022).

1. Согласно п. 5 ФСБУ 6/2022 лимит по ОС предприятия устанавливаются организациями самостоятельно (не забудьте закрепить данное решение в учетной политике). Укажу, что это может быть лимит более 40 тыс. рублей, например приблизить его к налоговому 100 тыс. руб.

6. Как оценить капитальные вложения на условиях длительной отсрочки (рассрочки) если в договоре не выделены проценты. Учитывая п. 12 ФСБУ 26/2022 осуществлять капитальные вложения необходимо на условиях отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев или установленный организацией меньший срок, в капитальные вложения включается сумма денежных средств, которая была бы уплачена организацией при отсутствии указанной отсрочки (рассрочки). Разница между указанной суммой и номинальной величиной денежных средств, подлежащих уплате в будущем, учитывается в порядке, аналогичном порядку, установленному Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), то есть учитываем как займы.

ретроспективный п. 48 ФСБУ 6/2022, то есть применение Стандарта с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни. Данный способ позволяет формировать максимально точную информацию об объектах учета с сопоставлением показателей бухгалтерской отчетности за предыдущие годы. Для применения такого способа необходимо помнить о рациональности бухгалтерского учета. Требование о рациональности прописано в Приказе Минфина России от 06.10.2008 № 106н, напомню его, рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации.

Порядок учета основных средств по новым правилам с 1 января 2022 года ФСБУ 6/2022 разработан на основе МСФО (IAS) 16 «Основные средства»

б) не приостанавливается в случаях простоя или временного прекращения использования основных средств (ранее – приостанавливалось при консервации объекта на срок более трех месяцев, а также на период восстановления объекта, продолжительность которого превышала 12 месяцев);

г) результате обесценения основных средств и восстановления обесценения, включенном в расходы или доходы отчетного периода; сумме обесценения основных средств, отнесенной в отчетном периоде на уменьшение накопленного результата переоценки; иной предусмотренной МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» информацией об обесценении основных средств;

а) начинается с момента признания объекта в бухгалтерском учете и прекращается с момента его списания с бухгалтерского учета (ранее – начисление амортизации начиналось с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта в бухгалтерском учете, и прекращалось с первого числа месяца, следующего за месяцем списания объекта с бухгалтерского учета). Применявшийся ранее подход к определению момента начала и прекращения начисления амортизации является также допустимым;

Стандартом установлен общий подход к определению малоценных активов, имеющих признаки основных средств, но которые могут не учитываться в качестве основных средств: объекты рассматриваются для целей учета в качестве малоценных исходя из существенности информации о них (ранее – стоимость таких активов не превышала 40 000 рублей за единицу). На основе этого подхода организация самостоятельно устанавливает лимит стоимости малоценных активов.

а) не применять порядок корректировки первоначальной стоимости основного средства в связи с изменением величины оценочного обязательства по будущему демонтажу, утилизации объекта основных средств и восстановлению окружающей среды, предусмотренный стандартом;

Списание основных средств в бюджетных учреждениях — 2022-2022

По истечении сроков полезного использования основное средство подлежит списанию, только если оно действительно непригодно для дальнейшего использования и его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно (например, в случае если стоимость восстановления превышает те выгоды, которые могут быть получены от использования этого объекта).

Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:

Если имущество БУ является федеральным, то правила устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, перед которым отвечает учреждение. Общим документом для БУ, управляющих федеральным имуществом, является положение «Об особенностях списания федерального имущества», утвержденное постановлением РФ от 14.10.2010 № 834, а также Порядок представления документов для согласования списания федерального имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития и Минфином РФ от 10.03.2011 № 96/30н.

  • нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
  • транспортного средства (форма по ОКУД 0504105);
  • мягкого и хозяйственного инвентаря (форма по ОКУД 0504143);
  • исключенных объектов библиотечного фонда (форма по ОКУД 0504144).

Список документов, которые должны быть подготовлены комиссией для одобрения выбытия ОС, зависит от того, кто является учредителем БУ, то есть собственником его имущества. Если БУ создано на базе имущества субъекта РФ или муниципального образования, то руководствоваться надо законодательными актами, принятыми соответствующим субъектом или муниципалитетом.

ФСБУ «Основные средства» и; «Капитальные вложения»: разбираем изменения в; учёте

Если организация решила учитывать основные средства по переоценённой стоимости, то в дальнейшем переоценивать нужно регулярно, чтобы стоимость ОС соответствовала или существенно не отличалась от справедливой стоимости. Компания сама выбирает периодичность переоценки для каждой группы ОС, ориентируясь на то, насколько стоимость таких ОС подвержена изменению.

Если в будущем величина оценочного обязательства изменяется не в связи с начислением процентов, такое изменение увеличивает или уменьшает стоимость основного средства. Однако если в результате такого изменения балансовая стоимость ОС становится нулевой, то уменьшать её уже некуда, поэтому дальнейшее уменьшение оценочного обязательства относится на текущие доходы.

Стандарт не поясняет, в каком порядке определять сумму амортизации за первый (неполный) месяц. Среди возможных вариантов — начислять амортизацию в сумме, пропорциональной количеству календарных дней использования ОС в первом месяце, либо в полной сумме, как за полный месяц. Выбранный порядок закрепляется в учётной политике.

Минфин утвердил два новых стандарта — ФСБУ 6/2022 «Основные средства» и ФСБУ 26/2022 «Капитальные вложения». Они применяются с отчётности за 2022 году, но уже в 2022 году можно работать по ним добровольно. Между ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и новыми правилами есть значительные различия. Рассмотрим основные из них.

При этом возможно, что объект, оцениваемый по переоценённой стоимости, который ранее не относился к инвестиционной недвижимости, меняет назначение и начинает относиться к этой группе. Возможна и обратная ситуация. В каждом из этих случаев балансовая стоимость на дату изменения назначения объекта становится его первоначальной стоимостью.

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.
  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.
  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Капитальные вложения в арендованные объекты основных средств не относятся к ОС, и к ним не применяются положения ФСБУ 6/2022. Поэтому учет предметов договоров аренды/субаренды, а также всех прочих договоров, положения которых предусматривают предоставление за плату имущества во временное пользование, устанавливаются ФСБУ 25/2022 «Бухгалтерский учет аренды» (п. 7 Стандарта).

Организация может не применять ФСБУ 6/2022 в отношении активов, имеющих стоимость ниже установленного лимита. Поэтому затраты на приобретение и создание таких малоценных активов могут признаваться расходами того периода, в котором они понесены (п. 5 Стандарта). Решение о неприменении ФСБУ 6/2022 к таким активам должно быть раскрыто в бухотчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией.

То же самое касается и прекращения начисления амортизации. По решению организации амортизацию можно прекратить с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания объекта (п. 33 Стандарта). Таким образом, переход на ФСБУ 6/2022 не исключает возможности применения правил начисления амортизации, установленных ПБУ 6/01.

ФСБУ 6/2022 разрешает компаниям самостоятельно устанавливать лимиты по ОС, но в соответствии со ст. 257 НК РФ под ОС понимается только имущество с первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Можем ли мы установить лимит меньше указанной суммы, или лимит должен непременно превышать 100 000 рублей?

Для этого из первоначальной стоимости недвижимого имущество необходимо отнять суммы накопленной амортизации и обесценения. К получившемуся результату требуется прибавить стоимость всех последующих капитальных вложений, связанных с улучшением или восстановлением недвижимости (письмо Минфина от 22.12.2022 № 03-05-05-01/112530).

Отдельные вопросы практического применения ФСБУ 6/2022 Основные средства

В структуре активов организации основные средства с низкой стоимостью могут занимать значительную долю. Учет каждого объекта малоценных основных средств не представляется рациональным. Более того, такой подход увеличивает нагрузку на применяемую организацией учетную систему и замедляет процесс закрытия бухгалтерских книг. Новое ФСБУ 6/2022 позволяет не вести учет основных средств с низкой стоимостью, а списывать затраты на их приобретение (создание) в расходы периода, в котором они возникли. Чтобы воспользоваться данной возможностью организация должна установить лимит стоимости основных средств, ниже которого к ним применяется подход, аналогичный учету запасов.

И, наконец, в-третьих, списав на расходы периода стоимость малоценных основных средств, организации все равно придется обеспечить надлежащий контроль за их наличием и движением. Таково требование нового стандарта (п. 5 ФСБУ 6/2022). Здесь может возникнуть проблема организации учета значительного количества объектов основных средств за балансом. Если применяемая учетная система не позволяет это сделать должным образом, то возникает вопрос о ее доработке, либо о поиске альтернативного, внесистемного способа учета. Помимо этого, может возникнуть вопрос о необходимости разработки и внедрения контрольных процедур, позволяющих обеспечить сохранность малоценных основных средств.

Интересное:  Егдв Ветеранам Труда В Московской Области В 2022 Году

В случае принятия организацией решения о выделении существенных затрат на ремонт, технический осмотр и обслуживание в качестве отдельных единиц учета возникает ряд не только учетных, но и организационных вопросов. Например, необходимо будет обеспечить во внутренних регламентах организации единый подход к определению видов работ, которые будут попадать под определение капитального ремонта, технического осмотра и технического обслуживания. Далее совместно со специалистами служб по ремонту и обслуживанию основных средств необходимо определить перечень объектов, в отношении которых затраты на ремонт и техническое обслуживание будут капитализироваться. Также следует оценить сроки на проведение ремонтных мероприятий и техническое обслуживание и зафиксировать их во внутренних планах соответствующих служб. Кроме того, указанные планы потребуется увязать с бюджетом организации на следующий год. В связи с тем, что бюджетная кампания во многих организациях уже началась, сделать это придется оперативно.

Необходимо отметить, что возможность капитализации затрат на проведение существенных ремонтов и других аналогичных мероприятий, существовала и ранее. В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год Минфин России указывал, что затраты на проведение капитальных ремонтов и других аналогичных мероприятий, возникающих через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объектов основных средств должны отражаться в составе внеоборотных активов (письмо от 09.01.2013 №07-02-18/01). И отдельные передовые организации воспользовались указанным подходом. В связи с этим на сегодняшний день данному вопросу уже есть практика, которую можно использовать при переходе на ФСБУ 6/2022.

  • управление и финансирование основных средств, входящих в групповую единицу учета, на единой основе;
  • все объекты групповой единицы учета относятся к одной группе основных средств, определяемой организацией в соответствии с пунктом 11 ФСБУ 6/2022 «Основные средства»;
  • все объекты, составляющие групповую единицу учета, выполняют однородную функцию в деятельности организации;
  • элементы амортизации объектов в составе групповой единицы учета совпадают либо отличаются несущественно, чтобы организация имела возможность установить единую норму амортизации для групповой единицы учета, отражающую характер поступления экономических выгод от инвестиций в нее;
  • состав статей затрат, в которые включается амортизация групповой единицы учета, и способы распределения амортизации по этим статьям не отличаются от состава статей и способов распределения, как если бы амортизация начислялась по каждому объекту групповой единицы учета;
  • все объекты групповой единицы учета входят в одну единицу, генерирующую денежные средства, или являются корпоративными активами, как это определено в международном стандарте финансовой отчетности IAS 36 «Обесценение активов» (за исключением организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета).

Порядок учета основных средств по новым правилам с 1 января 2022 года ФСБУ 6/2022 разработан на основе МСФО (IAS) 16 «Основные средства»

в) приостанавливается в случае, когда ликвидационная стоимость объекта становится равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость такого объекта становится меньше его балансовой стоимости, начисление амортизации по нему возобновляется (ранее – начисление амортизации по объекту производилось до полного погашения его стоимости либо списания его с бухгалтерского учета);

в) перечень случаев выбытия объектов основных средств и его неспособности приносить организации экономические выгоды в будущем дополнен такими случаями, как: истечение нормативно допустимых сроков или других предельных параметров эксплуатации его, в результате чего его использование организацией становится невозможным; прекращение организацией деятельности, в которой использовался этот объект, при отсутствии возможности его использования в продолжающейся деятельности; передача в неоперационную (финансовую) аренду; передача некоммерческой организации (ранее – не формулировались).

г) результате обесценения основных средств и восстановления обесценения, включенном в расходы или доходы отчетного периода; сумме обесценения основных средств, отнесенной в отчетном периоде на уменьшение накопленного результата переоценки; иной предусмотренной МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» информацией об обесценении основных средств;

Стандартом установлен общий подход к определению малоценных активов, имеющих признаки основных средств, но которые могут не учитываться в качестве основных средств: объекты рассматриваются для целей учета в качестве малоценных исходя из существенности информации о них (ранее – стоимость таких активов не превышала 40 000 рублей за единицу). На основе этого подхода организация самостоятельно устанавливает лимит стоимости малоценных активов.

После признания объект основных средств может отражаться в бухгалтерском учете по переоцененной стоимости. При этом стоимость такого объекта регулярно переоценивается таким образом, чтобы она была равна или не отличалась существенно от его справедливой стоимости (ранее – объект переоценивался по текущей (восстановительной) стоимости). Справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2022 г. № 217н.

Учетная политика на 2022 год

  • объект вводится в эксплуатацию по частям;
  • стоимость частей существенна по отношению к стоимости всего объекта, а сроки полезного использования частей существенно отличаются от срока полезного использования объекта в целом.

Существенность зависит от характера или количественной значимости информации либо от того и другого. Организация оценивает, является ли информация (взятая в отдельности либо в совокупности с другой информацией) существенной в контексте финансовой отчетности, рассматриваемой в целом (МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»).

Информация является существенной, если можно обоснованно ожидать, что ее пропуск, искажение или маскировка повлияют на решения основных пользователей финансовой отчетности общего назначения, принимаемые на основе данной финансовой отчетности, предоставляющей финансовую информацию о конкретной отчитывающейся организации.

Теперь начисление амортизации по основным средствам не приостанавливается (в том числе в случаях простоя или временного прекращения использования основных средств), за исключением случая, когда ликвидационная стоимость объекта основных средств становится равной или превышает его балансовую стоимость.

При применении способа уменьшаемого остатка организация должна определить формулу расчета суммы амортизации для (п. 35 ФСБУ 6/2022). При этом формула должна обеспечивать систематическое уменьшение этой суммы по мере истечения срока полезного использования этого объекта.

  • описание объектов инвестиционной недвижимости;
  • критерии для проведения различия между инвестиционной недвижимостью и недвижимостью, занимаемой учреждением, а также недвижимостью, предназначенной для продажи в ходе обычной хозяйственной деятельности;
  • суммы, признаваемые в качестве дохода от предоставления в аренду инвестиционной недвижимости;
  • суммы, признанные в качестве расходов (в том числе на ремонт и текущую эксплуатацию), связанных с инвестиционной недвижимостью, доходы от предоставления в аренду которой отражены в финансовом результате отчетного периода;
  • суммы, признанные в качестве расходов (в том числе на ремонт и текущую эксплуатацию), связанных с инвестиционной недвижимостью, которая не предоставлялась в аренду;
  • наличие ограничений в отношении возможности продажи объектов инвестиционной недвижимости или поступлений экономических выгод (доходов) от выбытия, а также суммы указанных ограничений.

Посредством равномерного начисления амортизации стоимость объекта ОС в течение срока полезного использования переносится на расходы (на уменьшение финансового результата).

При приобретении ОС за валюту оценка его первоначальной стоимости производится в рублевом эквиваленте на дату принятия объекта к учету. При перечислении авансов в иностранной валюте, включаемых в фактически произведенные капитальные вложения, рублевый эквивалент исчисляется на дату перечисления аванса.

Инвестиционная недвижимость – объекты недвижимости или их части, находящиеся во владении и (или) пользовании с целью получения арендной платы и (или) увеличения стоимости недвижимости, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи.

Признание объекта ОС прекращается в случае выбытия имущества в результате продажи, заключения договора аренды, предусматривающего переход существенных операционных рисков и выгод к пользователю (арендатору), передачи другой организации госсектора, иным организациям на безвозмездной основе, по иным основаниям, предполагающим прекращение права оперативного управления имуществом, а также в случае выбытия имущества в результате списания.

4. Уточненный порядок формирования фактической стоимости материалов, остающихся в учреждении в результате разборки/ликвидации имущества
Также запланировано устранить расхождения между положениями Инструкции N 157н и Стандарта «Запасы» в части порядка формирования стоимости материалов, остающихся у учреждения в результате разборки, ликвидации/утилизации основных средств или иного имущества. Согласно п. 23 Стандарта «Запасы» расходы на доставку таких материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования, относятся на расходы текущего периода и не формируют первоначальную стоимость материалов. Но по Инструкции N 157 данные затраты учитываются при формировании фактической стоимости полученных материалов. В новой редакции п. 106 Инструкции N 157н порядок формирования стоимости материалов, полученных в результате разборки/ликвидации имущества, будет полностью соответствовать положениям Стандарта «Запасы» — это текущая оценочная стоимость на дату принятия материалов к бухгалтерскому учету.

Минфин подготовил изменения в Инструкцию N 157н — об этом ведомство сообщило на своем официальном сайте. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н. » размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Отметим, что согласно Проекту изменения необходимо будет учесть уже в текущем году. Вместе с тем велика вероятность, что после публичного обсуждения и правок в Минюсте дата применения отдельных положений будет перенесена на следующий год.
На то, что ряд положений будет применяться начиная с 2022 года, указывают два новых документа — следом за изменениями в Инструкцию N 157н ведомство подготовило:
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н. » (подготовлен ведомством 12.08.2022, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119157);
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 N 191н» (подготовлен ведомством 25.08.2022, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119609).
Запланированные изменения в порядок составления бухгалтерской отчетности учитывают новые положения, предусмотренные Проектом приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н. Но, в отличии от изменений в Инструкцию N 157, применение уточненного порядка формирования отчетности разбито на этапы, и ряд новшеств учреждениям следует учесть начиная с отчетности за 2022 год.
Внесение поправок в инструкции по учету и отчетности — очередной этап по приведению действующих нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского и бюджетного учета, в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета госфинансов: как уже применяющихся, так и вступающих в силу с 2022 года.
Но ведомство этим не ограничилось. Главная новация запланированных изменений — новый порядок отражения в учете и отчетности приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления. Со следующего года планируется обособить расчеты по безвозмездной передаче между организациями бюджетной сферы, включая автономные и бюджетные учреждения. А перед учредителями и финорганами поставлена новая задача — провести исключение взаимосвязанных показателей в части операций по безвозмездной передаче/получению активов и обязательств между бюджетными и автономными учреждениями всех уровней бюджета.

Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н. » (далее — Проект) подготовлен ведомством 04.08.2022 и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Согласно Проекту изменения необходимо учесть уже в 2022 году. Вместе с тем дату применения отдельных положений Проекта следует рассматривать во взаимосвязи с планами ведомства по изменениям в порядок формирования отчетности — проектами приказов Минфина России о внесении изменений в Инструкцию N 33н и Инструкцию N 191н. К тому же ряд изменений связан с внедрением новых федеральных стандартов бухучета госфинансов, которые следует применять со следующего года. Анализируя сами изменения, а также порядок их отражения в отчетности, можно сделать вывод, что не все нововведения относятся к текущему году.
Изменения в Инструкцию N 157н можно сгруппировать следующим образом:

2. Новые счета для отражения объектов учета, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества
Еще одна группа новых счетов связана с отражением в бухгалтерском учете информации об участии в совместной деятельности по договору простого товарищества в соответствии с положениями Стандарта «Совместная деятельность», который следует применять начиная с 1 января текущего года. Запланировано выделить такие объекты учета и отражать на отдельных счетах участие в договоре простого товарищества и расчеты, связанные с совместной деятельностью. Например, для учета финансовых вложений по договору простого товарищества предусмотрены счета 204 3Т и 215 3Т, для расчетов по доходам от деятельности простого товарищества — 205 8T, для расчетов с товарищами по доходам — счет 210 Т5.
Можно предположить, что новые счета будут применяться начиная со следующего года — запланированными изменениями в Инструкцию N 33н такие счета вводятся в описание порядка формирования показателей отдельных отчетных форм, например, Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности, именно с 2022 года.
Вместе с тем изменениями, запланированными в Инструкцию N 191н, новые счета предусмотрены в описании порядка формирования показателей бюджетной отчетности уже за текущий, 2022 год. Таким образом два проекта из трех указывают именно на 2022 год как год начала применения новых счетов для обособления расчетов по договору простого товарищества.

Интересное:  Очередь на получение жилья от государства москва

3. Уточненный порядок формирования остатков на начало очередного финансового года по счетам расчетов по дебиторской/кредиторской задолженности
Внесены и правки технического характера. В частности, будет уточнен текст в абз. 32 пункта 11 Инструкции N 157н. Напомним, что речь в нем идет о порядке переноса в регистры бухучета следующего года оборотов по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств. В прошлом году в Приказе N 198н текст корректируемого абзаца был изложен не полностью, и такое упущение будет исправлено.
Также в Едином плане счетов к счетам учета расчетов, по которым остатки на следующий год формируются с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ, добавлена сноска с указанием на такую особенность. Данное правило применяется при формировании входящих остатков, отраженных по следующим кодам синтетических и аналитических счетов: 205 00, 206 00, 208 00, 209 00, 210 03, 210 05, 210 10, 302 00, 303 00, 304 02, 304 03, 304 06. Отметим, что аналогичные изменения были внесены в конце прошлого года в Инструкции NN 162н, 174н и 183н.

Элементы амортизации объекта основных средств подлежат проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств. Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации. По результатам такой проверки при необходимости организация принимает решение об изменении соответствующих элементов амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений.

10. Единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект основных средств со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплексом конструктивно сочлененных предметов считается один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. При наличии у одного объекта основных средств нескольких частей, стоимость и сроки полезного использования которых существенно отличаются от стоимости и срока полезного использования объекта в целом, каждая такая часть признается самостоятельным инвентарным объектом. Самостоятельными инвентарными объектами признаются также существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев.

23. В случае если в первоначальной стоимости объекта основных средств учтена величина оценочного обязательства по будущему демонтажу, утилизации этого объекта и восстановлению окружающей среды, то изменение этой величины (без учета процентов) увеличивает или уменьшает первоначальную стоимость объекта основных средств. При этом если объект основных средств учитывается по переоцененной стоимости, то накопленная по нему дооценка (при наличии) корректируется на сумму изменения его первоначальной стоимости; причем величина такой корректировки включается в состав совокупного финансового результата без включения в прибыль (убыток). Если уменьшение первоначальной стоимости объекта основных средств в соответствии с настоящим пунктом приводит к тому, что балансовая стоимость данного объекта становится равной нулю, то дальнейшее уменьшение величины оценочного обязательства включается в финансовый результат деятельности организации в качестве дохода.

5. Организация может принять решение не применять настоящий Стандарт в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками, установленными пунктом 4 настоящего Стандарта, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены. Указанное решение раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией.

7. Особенности бухгалтерского учета предметов договоров аренды (субаренды), а также иных договоров, положения которых по отдельности или во взаимосвязи предусматривают предоставление за плату имущества во временное пользование, устанавливаются Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 25/2022 «Бухгалтерский учет аренды», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2022 г. № 208н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2022 г., регистрационный № 53162).

Если СПИ определяется исходя из количества продукции (или объема работ), которое организация планирует получить благодаря объекту основных средств, амортизация считается пропорционально количеству продукции. Чтобы найти сумму амортизации за отчетный период, следует вычислить две цифры. Первая — разность между балансовой стоимостью и ЛК. Вторая — количество продукции в отчетном периоде, деленное на оставшийся СПИ объекта. Далее полученные цифры нужно перемножить. Вычислять амортизацию исходя из выручки, полученной от продажи указанной продукции, нельзя.

На практике это правило применяется следующим образом. Если объект удовлетворяет всем критериям ОС, но стоит не дороже 40 000 руб., его можно включить в состав материально-производственных запасов (МПЗ). И списать расходы на него при вводе в эксплуатацию. Если же стоимость объекта больше этой суммы, выбора нет — его необходимо признать основным средством.

Скоро на смену привычному ПБУ 6/01 придет новый федеральный стандарт бухгалтерского учета «Основные средства» (утв. приказом Минфина от 17.09.20 № 204н). В обязательном порядке данный ФСБУ нужно применять с января 2022 года. По желанию стандарт можно начать использовать раньше — с января 2022 года. Рассмотрим основные нововведения, которые касаются большинства организаций.

Согласно ПБУ 6/01, начинать надо с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия ОС к бухгалтерскому учету. По правилам ФСБУ 6/2022 — с даты признания объекта в бухучете. И только «по решению организации» начало можно отложить до 1-го числа следующего месяца. То есть такой вариант допустим, но является, скорее, исключением.

Сейчас в налоговом учете малоценное имущество следует отражать не так, как в бухгалтерском. Если в БУ лимит по стоимости равен 40 000 руб., то в НУ —100 тысяч руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ). Это порождает временные разницы у тех, кто применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (подробнее см. «Инструкция для новой редакции ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций », которую необходимо применять с 2022 года »). Благодаря новым правилам этого удастся избежать. Достаточно установить в бухучете такое же пороговое значение, как и в НУ, то есть 100 000 руб.

Новые редакции Инструкций NN 157н, 191н и 33н: обзор запланированных изменений 2022-2022 гг

Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н. » (далее — Проект) подготовлен ведомством 04.08.2022 и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Согласно Проекту изменения необходимо учесть уже в 2022 году. Вместе с тем дату применения отдельных положений Проекта следует рассматривать во взаимосвязи с планами ведомства по изменениям в порядок формирования отчетности — проектами приказов Минфина России о внесении изменений в Инструкцию N 33н и Инструкцию N 191н. К тому же ряд изменений связан с внедрением новых федеральных стандартов бухучета госфинансов, которые следует применять со следующего года. Анализируя сами изменения, а также порядок их отражения в отчетности, можно сделать вывод, что не все нововведения относятся к текущему году.
Изменения в Инструкцию N 157н можно сгруппировать следующим образом:

5. Порядок переноса на следующий год неисполненных денежных обязательств по кредиторской задолженности, в отношении которой принято решение о списании
Еще одно важно дополнение касается показателей неисполненных принятых денежных обязательств по кредиторской задолженности, которую решено списать — такие «остатки» не переходят на следующий год. Соответственно, показатели принятого денежного обязательства не уменьшаются в связи со списанием кредиторской задолженности, но и не подлежат перерегистрации в следующем году. А в году списания задолженности придется пояснить расхождения между суммой неисполненных денежных обязательств в Отчете об обязательствах (ф. 0503128, ф. 0503738) и показателями кредиторской задолженности в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769). Причина такого расхождения — принятие решения о списании задолженности с балансового учета.

1. Новые счета для учета операций с биологическими активами
Напомним, что с 1 января 2022 года вступает в силу Стандарт «Биологические активы». Для учета биологических активов по новым правилам Проектом предусмотрены отдельные коды счетов синтетического и аналитического учета. Так, для обособленного учета биологических активов планируется ввести новый счет 113 00 с аналитикой по основным группам, а также с разделением активов на особо ценное и иное движимое имущество. В свою очередь будут исключены из состава матзапасов молодняк животных и животные на откорме, а также многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала — такие объекты учета относятся к биологическим активам. А для учета затрат учреждения при осуществлении деятельности по биотрансформации предназначен новый счет 110 00 с выделением прямых и накладных расходов по группам биологических активов.
Несмотря на указанную в Проекте дату его применения такие нововведения учреждениям следует применять начиная со следующего года. На это указывает и уточненный порядок формирования бюджетной/бухгалтерской отчетности — показатели включены в отчетность 2022 года.

Минфин подготовил изменения в Инструкцию N 157н — об этом ведомство сообщило на своем официальном сайте. Проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н. » размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Отметим, что согласно Проекту изменения необходимо будет учесть уже в текущем году. Вместе с тем велика вероятность, что после публичного обсуждения и правок в Минюсте дата применения отдельных положений будет перенесена на следующий год.
На то, что ряд положений будет применяться начиная с 2022 года, указывают два новых документа — следом за изменениями в Инструкцию N 157н ведомство подготовило:
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н. » (подготовлен ведомством 12.08.2022, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119157);
— проект приказа Минфина России «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 N 191н» (подготовлен ведомством 25.08.2022, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119609).
Запланированные изменения в порядок составления бухгалтерской отчетности учитывают новые положения, предусмотренные Проектом приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н. Но, в отличии от изменений в Инструкцию N 157, применение уточненного порядка формирования отчетности разбито на этапы, и ряд новшеств учреждениям следует учесть начиная с отчетности за 2022 год.
Внесение поправок в инструкции по учету и отчетности — очередной этап по приведению действующих нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского и бюджетного учета, в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета госфинансов: как уже применяющихся, так и вступающих в силу с 2022 года.
Но ведомство этим не ограничилось. Главная новация запланированных изменений — новый порядок отражения в учете и отчетности приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления. Со следующего года планируется обособить расчеты по безвозмездной передаче между организациями бюджетной сферы, включая автономные и бюджетные учреждения. А перед учредителями и финорганами поставлена новая задача — провести исключение взаимосвязанных показателей в части операций по безвозмездной передаче/получению активов и обязательств между бюджетными и автономными учреждениями всех уровней бюджета.

Интересное:  Декларация 3 ндфл при продаже автомобиля менее 250 тысяч образец

2. Новые счета для отражения объектов учета, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества
Еще одна группа новых счетов связана с отражением в бухгалтерском учете информации об участии в совместной деятельности по договору простого товарищества в соответствии с положениями Стандарта «Совместная деятельность», который следует применять начиная с 1 января текущего года. Запланировано выделить такие объекты учета и отражать на отдельных счетах участие в договоре простого товарищества и расчеты, связанные с совместной деятельностью. Например, для учета финансовых вложений по договору простого товарищества предусмотрены счета 204 3Т и 215 3Т, для расчетов по доходам от деятельности простого товарищества — 205 8T, для расчетов с товарищами по доходам — счет 210 Т5.
Можно предположить, что новые счета будут применяться начиная со следующего года — запланированными изменениями в Инструкцию N 33н такие счета вводятся в описание порядка формирования показателей отдельных отчетных форм, например, Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности, именно с 2022 года.
Вместе с тем изменениями, запланированными в Инструкцию N 191н, новые счета предусмотрены в описании порядка формирования показателей бюджетной отчетности уже за текущий, 2022 год. Таким образом два проекта из трех указывают именно на 2022 год как год начала применения новых счетов для обособления расчетов по договору простого товарищества.

Бухгалтерский учёт стоимости основных средств в 2022 году

  • для использования при производстве и (или) продаже продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд, для охраны окружающей среды в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
  • для получения дохода от прироста стоимости в долгосрочной (более 12 месяцев) перспективе. При этом купля-продажа такого имущества не относится к обычным видам деятельности организации.

Независимо от применяемого способа нужно обеспечить контроль за наличием и движением малоценных ОС ( п. 5 ФСБУ 6/2022). Для этого можно ввести дополнительный забалансовый счёт или ограничиться складским учётом ( п. 10 Рекомендации Р-126/2022-КпР «Стоимостной лимит для основных средств»).

  • скорректировать остатки по счетам 08 «Вложения во внеоборотные активы», 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)» и другим связанным счетам на дату начала применения нового стандарта таким образом, как если бы он применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни;
  • при составлении бухгалтерской отчётности за первый отчётный период применения ФСБУ 26/2022 пересчитать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчётному, которые отражаются в этой отчётности.

Затраты на приобретение, создание, улучшение, восстановление ОС из несущественных категорий независимо от стоимости отдельных объектов списываются в расходы или признаются затратами на создание других активов (например, НЗП) в периоде их осуществления, так же, как признавалась бы амортизация по этим активам ( п. 5 ФСБУ 6/2022, п. 8 , 9 Рекомендации Р-126/2022-КпР «Стоимостной лимит для основных средств»).

Стандарт заменяет Положение по бухгалтерскому учёту (ПБУ 6/01) «Учёт основных средств», утверждённое Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н. В связи с принятием этого стандарта с 1 января 2022 года утрачивают силу Методические указания по бухгалтерскому учёту основных средств, утверждённые Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

Комиссия По Основным Средствам По Новому Стандарту В Бюджетном Учреждении В 2022г

классификация операций — объектов бухгалтерского учета при получении (передаче) во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования объектов имущества, признаваемых для целей бухгалтерского учета основными средствами, а также оценка указанных объектов бухгалтерского учета;

В соответствии со статьями 165 и 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2022, N 30, ст.4101; N 31, ст.4466), статьями 21 и 23 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст.7344; 2022, N 30, ст.4149), подпунктом 5.2.21_1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3258; 2012, N 44, ст.6027), в целях регулирования бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и составления бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений

Активы культурного наследия — являющиеся активами материальные ценности, возникшие в результате исторических событий и обладающие ценностью с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (далее — культурная, историческая, экологическая (связанная с окружающей средой) ценность).

Указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении в эксплуатации, в запасе, на консервации, а также при их передаче субъектом учета, в том числе инвестиционной недвижимости, во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.

3. Положения настоящего Стандарта применяются при ведении бухгалтерского учета основных средств, раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об основных средствах (результатах операций с ними), если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (далее — нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности).

а) понесенные затраты обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией, (достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана) в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;

  • рассчитать по правилам ФСБУ 6/2022 сумму накопленной амортизации за истекший СПИ (АМ накоп ) исходя из:
    • первоначальной (с учетом переоценок, если они проводились) стоимости, сформированной до начала применения ФСБУ 6/2022 согласно ранее применявшейся учетной политике (ПС);
    • установленной на дату перехода ликвидационной стоимости (ЛС);
    • способа амортизации, установленного учетной политикой, действующей с момента перехода на ФСБУ 6/2022;
    • СПИ объекта ОС, скорректированного на дату перехода (СПИ скорр );
    • истекшего СПИ на дату перехода (СПИ истек );

существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов ОС с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев. Ранее такие затраты относились на расходы организации.

— Предполагаемая совокупная годовая сумма затрат на приобретение (создание, улучшение, восстановление) несущественных ОС не должна превышать стоимостной лимит. При необходимости организации следует уточнить состав несущественных активов таким образом, чтобы обеспечить соблюдение указанного условия.

— СПИ — это период, в течение которого использование объекта ОС будет приносить экономические выгоды организации. Классификация ОС, утвержденная Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002 г., для целей бухгалтерского учета не применяется (только для налогового учета).

Новые федеральные стандарты бухучета с 2022 года

Что касается ФСБУ 26/2022 «Капитальные вложения», он утвержден тем же приказом Минфина от 17.09.2022 № 204н. Чиновники решили отнести капвложения к основным средствам и добавили множество других изменений. В частности, предложили перечень затрат, за счет которых формируется их первоначальная стоимость. Это траты на приобретение либо создание объекта ОС, его улучшение и восстановление.

К примеру, им разрешается формировать первоначальную стоимость ОС в упрощенном порядке, не проверять ОС на обесценивание, не раскрывать в бухотчетности некоторые сведения. Помимо этого, они вправе перейти на новые стандарты перспективно, т.е. применять все изменения к тем объектам, что будут поставлены на учет с 01.01.2022 (п. 51 ФСБУ 6/2022).

ФСБУ 6/2022 «Основные средства» (ОС) утвержден приказом Минфина от 17.09.2022 № 204н и заменил собой ПБУ 6/01. Главное, что меняет этот стандарт, — компании теперь вправе самостоятельно определять лимит стоимости ОС по критерию существенности. По сути, отменяется лимит в размере 40 тысяч руб., и организации вправе учитывать в составе ОС активы с более высокой стоимостью.

  • зафиксировать лимит стоимости ОС и критерии существенности;
  • определить правила оценки и переоценки ОС;
  • уточнить порядок учета малоценки (сейчас это следует относить к расходам, а не в составе запасов);
  • пересмотреть моменты по амортизации;
  • внести правила учета расходов на ремонт и обслуживание дорогостоящих ОС.
  • счета, где отражаются права пользования активами;
  • перечень договоров и случаи, когда используют упрощенный способ аренды;
  • процедуру признания доходов от арендных платежей;
  • неприменение правил к договорам, чей срок истекает в 2022 г.;
  • иные моменты.

ФСБУ 6/2022 «Основные средства»: как перейти и применять

  • наличие материально-вещественной формы;
  • предназначение для использования в ходе обычной деятельности организации;
  • использование в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
  • способность приносить доход (экономическую выгоду) в будущем.

Выбранный способ устанавливается одинаковым для всех активов, которые входят в одну группу. Он направлен на точное отражение распределения во времени ожидаемых к получению экономических выгод от использования этой группы имущества ( Информационное сообщение Минфина России от 03.11.2022 № ИС-учет-29 ). Это важные изменения ФСБУ 6/2022, которые следует учесть при его применении.

По новым правилам прекращения начисления амортизации происходит по решению организации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания объекта (п. 33 ФСБУ). Если ОС временно выводится из производственного процесса и перестает эксплуатироваться теперь, прекращать начислять амортизацию не нужно. Начисление амортизации по основным средствам продолжается даже тогда, когда организация объявляет простой или временно прекращает использовать ОС. Но только до тех пор, пока ликвидационная стоимость по ФСБУ 6/2022 становится равной или превышает балансовую стоимость. Возобновление начисления амортизации предусмотрено, если стоимость ОС станет ниже балансовой.

Нормами п. 5 ФСБУ 6/2022 установлено, что юрлица вправе не применять новый стандарт в отношении активов, имеющих стоимость ниже установленного и закрепленного в учетной политике лимита. Затраты на приобретение, создание таких малоценных по новым правилам активов признаются расходами периода, в котором они понесены. К запасам малоценное имущество относить больше не требуется.

По нормам действующего ПБУ некоммерческие организации (НКО) не начисляют амортизацию по имеющимся у них на балансе и приобретаемым ОС. Износ они начисляют на забалансовом счете линейным способом. Но с момента перехода на ФСБУ 06/2022 НКО должны начислять амортизацию по ОС на общих основаниях, так как никаких специальных оговорок о них в нем нет.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).