Кто Может Быть Председателем По 217 Фз О Садоводческих На 2022 Год С

«О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования регулирования общественных отношений в сфере ведения гражданами садоводства и огородничества)»

1.1. Отчет председателя товарищества об открытии и (или) о закрытии банковского счета (банковских счетов) товарищества, содержащий в том числе информацию об условиях договора банковского счета (банковских счетов), включается в повестку ближайшего после открытия и (или) закрытия такого счета (таких счетов) общего собрания членов товарищества.

4) заключает сделки, открывает и закрывает банковские счета, совершает иные операции по банковским счетам, в том числе на основании решений общего собрания членов товарищества и правления товарищества, в случаях, если принятие решений о совершении таких действий относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества или правления товарищества;

2. Председатель товарищества в соответствии с уставом товарищества исполняет другие необходимые для обеспечения деятельности товарищества обязанности, за исключением обязанностей, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и исполнение которых является полномочием иных органов товарищества.

Кто может быть председателем садовых товариществ

Из Федерального закона №217-ФЗ убрали пункт о том, что в председатели СНТ может быть избран только член товарищества. Это вызвало мнение, что теперь любой желающий может занимать данную должность. Однако оно неверное. Хотя указанная формулировка из закона исчезла, председателем СНТ по-прежнему может быть только член товарищества.

Другой правообладатель земельного участка. Например, если участок находится в государственной или муниципальной собственности, а гражданам принадлежат на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или сдается в аренду. При этом, чтобы стать членом СНТ таким гражданам не нужно никаких специальных разрешений органов государственной власти или местного самоуправления.

Дело в том, что согласно Гражданскому Кодексу РФ садоводческое некоммерческое товарищество – это корпоративное юридическое лицо. Работа таких организаций основывается на членстве. Это значит, что органы управления корпоративных юридических лиц могут избираться только из их членов.

В Семейном кодексе РФ сказано, что оба супруга имеют право на земельный участок. Однако это право возникает в результате раздела имущества, наследования и т.д. При иных обстоятельствах собственником является тот, кто указан в свидетельстве права на собственность или выписке из ЕГРН.

Садоводы и огородники снова жалуются

Согласно Закону № 217-ФЗ члены товарищества платят членские и целевые взносы, которые могут быть даже не одинаковыми для всех (в зависимости от положений устава товарищества), а садоводы-индивидуалы и огородники-индивидуалы платят взносы за пользование общим имуществом товарищества. В итоге взносы членов товарищества и индивидуалов оказываются фактически одинаковыми. Садоводы-индивидуалы часто негодуют из-за такой несправедливости. Действительно, равное взимание взносов не совсем целесообразно. Ведь, например, индивидуалы имеют меньше прав по Закону № 217-ФЗ, нежели члены товарищества, потому, на мой взгляд, и размер взносов должен быть меньше.

По Закону № 217-ФЗ определение размера и срока внесения членских взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы для садоводов-индивидуалов относится к компетенции общего собрания членов товарищества. Поэтому, если размер обязательных взносов явно необоснован, как в данном случае, нужно обратиться к председателю товарищества с требованием о его уменьшении и поставить этот вопрос на общем собрании. Если даже после этого садоводам-индивидуалам не пойдут навстречу, целесообразно написать претензию. В случае если ответ на нее не последует или будет дан отрицательный ответ, придется идти в суд.

Недавно на почту «АГ» поступил вопрос: «Возможно ли уменьшение взносов садоводов-индивидуалов, если некоторые из них улучшили условия на своих участках самостоятельно: пробурили скважину на воду и провели электричество от городской трансформаторной подстанции (в СНТ есть своя ТП, но подключиться от нее не было технической возможности)? Правомерны ли наши требования о вычете стоимости электроэнергии, используемой для подачи воды в СНТ, и стоимости ремонта водовода, которым мы не пользуемся, о вычете соцнормы на электричество, так как мы оплачиваем электричество по индивидуальным счетам?»

Права и обязанности садоводов и огородников установлены Федеральным законом от 29 июля 2022 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ). Однако многие жалуются на его несправедливость и на то, что он не всегда позволяет защищать их права и законные интересы.

В ст. 7 Закона № 217-ФЗ перечислены цели создания и деятельности товарищества: 1) обеспечение благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества; 2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества; 3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами госвласти и местного самоуправления, защита прав и законных интересов членов товарищества.

Разъяснения порядка применения Федерального закона от № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Как показывает практика, сложившаяся на территории Тверской области, земельные участки общего пользования, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества, ранее предоставлялись либо в коллективную совместную собственность гражданам либо на праве постоянного бессрочного пользования некоммерческому товариществу как юридическому лицу.

В связи с чем, с учетом положений пункта 4 части 1 статьи 37 ГрК РФ правообладатель земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования вправе выбрать один из основных видов разрешенного использования для земельных участков, расположенных в соответствующей территориальной зоне, установленных Правилами землепользования и застройки соответствующего муниципального образования.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в указанном случае осуществляются вне зависимости от соблюдения требований в части включения земельного участка в предусмотренные правилами землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) территориальные зоны, предусматривающие строительство.

Согласно части 16 статьи 54 Закона право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.

Таким образом, в случае если имущество общего пользования предоставлено в коллективную совместную собственность гражданам, т.е. в общую долевую собственность, то акт согласования местоположения границ земельного участка в части границы смежной с земельным участком общего назначения должен быть подписан всеми членами товарищества или лицом, уполномоченным на согласование общим собранием членов товарищества.

  • заявление;
  • выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, либо правоустанавливающий документ на дом в случае, если право собственности не зарегистрировано в ЕГРН, или нотариально заверенную копию такого документа;
  • заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статей 8 и 10 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выданное ИП или юрлицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом);
  • в случае, если садовый или жилой дом обременен правами третьих лиц, — нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.

Решение принимается в срок не более 45 календарных дней со дня подачи заявления. Решение об отказе может быть обжаловано в судебном порядке.

Таким образом, расходы будут одинаковыми для членов товарищества (целевые и членские взносы) и для индивидуалов-садоводов (плата за пользование общим имуществом товарищества). Кроме обязанности вносить плату, Закон N217-ФЗ наделяет садоводов-индивидуалов правом на участие в общем собрании членов товарищества и голосовании при принятии решений, в частности, по вопросам о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования.

Председатель товарищества, члены правления товарищества, ревизионная комиссия (ревизор) избираются на общем собрании членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на пять лет из числа членов товарищества тайным или открытым голосованием. Одно и то же лицо может переизбираться неограниченное количество раз на должности в органах товарищества.

  • отсутствие возрастного ценза для участия в товариществе;
  • две формы товариществ: садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества;
  • два вида вносов: членские и целевые;
  • закрытый перечень целей, на которые могут быть использованы членские взносы;
  • открытый перечень мероприятий, на которые могут быть использованы целевые взносы;
  • четкий порядок исключения из товарищества в связи с неуплатой взносов;
  • изменен срок избрания в орган товарищества — 5 лет;
  • пользование скважинами до 1 января 2022 года без получения лицензии;
  • скорректировано правовое положение садоводов-индивидуалов;
  • введено понятие садового дома, садового земельного участка, а понятия дачных земельных участков и дач упразднены;
  • определен порядок перевода садовых домов в жилые дома и наоборот.
Интересное:  Сколько Положено По Льготе За Проезд Ветеранам Труда Федерального Значения В 2022 Году В Красноярском Крае

Закон N217-ФЗ регулирует широкий спектр отношений: от создания товариществ до индивидуального садоводства и огородничества.

Расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в ЕГРН до 1 января 2022 года с назначением «нежилое», сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи ЕГРН в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона № 66-ФЗ правление товарищества было наделено полномочиями по распоряжению материальными и нематериальными активами такого товарищества в пределах, необходимых для обеспечения его текущей деятельности, а также совершению от имени такого товарищества сделок без указания целей их совершения.

Вместе с этим Законом № 217-ФЗ правление товарищества также наделяется новыми полномочиями. В частности, согласно части 21 статьи 17 Закона № 217-ФЗ в случаях, определенных правлением товарищества, решение общего собрания членов товарищества может быть принято в форме очно-заочного или заочного голосования .

Правление товарищества является исполнительным органом товарищества и подотчетно общему собранию членов товарищества. Его деятельность в первую очередь должна быть направлена на организацию эффективного управления садоводческим и огородническим товариществом, защиту его прав и обеспечение баланса прав и законных интересов как самого товарищества, так и лиц, являющихся его членами.

При этом следует отметить, что Закон № 217-ФЗ помимо возможности досрочного прекращения полномочий правления товарищества по решению общего собрания членов товарищества, также ограничивает срок избрания членов правления товарищества и его численный состав.

При этом следует отметить, что Закон № 217-ФЗ помимо возможности досрочного прекращения полномочий правления товарищества по решению общего собрания членов товарищества, также ограничивает срок избрания членов правления товарищества и его численный состав.

Сам договор традиционно составляется в 2 экземплярах, после чего скрепляется подписями сторон. Решить, кто подписывает контракт от лица товарищества, можно также на общем собрании. Кроме того, уполномоченное лицо может быть специально обозначено в Уставе организации.

Поскольку определение Верховного суда не является источником права в России, принимать решения в СНТ на его основе не обязательно. Тем не менее, на него, как на позицию высшего судебного органа, можно ссылаться для обоснования своего личного мнения, например, на недопустимость заключения контракта с главой правления.

Согласно Определению ВС РФ N 307-ЭС20-12986 от 20.11.2022 г., в деятельности председателя товарищества не усматривается признаков трудовых отношений. Мнение Верховного суда базируется на том, что функции главы в СНТ не попадают под влияние трудового законодательства. Как участник товарищества, председатель не действует в интересах СНТ, а работает для своей выгоды. Кроме того, в понимании ВС РФ отсутствует лицо, которое можно расценивать как работодателя, поэтому трудовых отношений между товариществом и председателем быть не может.

Так, если по итогу кворум был обеспечен, голосование состоялось, избран новый глава товарищества, на собрании можно принять решение о том, что деятельность председателя следует считать трудовой функцией, в связи с чем она будет оплачиваться на основании трудового договора.

Заключение трудового договора предполагает наличие между сторонами трудовых отношений. Исходя из смысла ст. 15 ТК РФ, их суть заключается в соглашении, согласно которому работник выполняет трудовую функцию (работу по должности согласно утвержденному штатному расписанию, квалификации, профессии и тому подобное) в интересах работодателя за плату. При этом последний обязан обеспечить подходящие условия труда, а специалист четко следовать правилам внутреннего распорядка.

217 ФЗ о садоводческих товариществах

То есть, согласно нормам нового закона, садоводы и огородники теперь участники гражданско-правовых отношений. Они должны входить в состав товариществ собственников недвижимости, которые могут быть в виде СНТ и ОНТ. Объединение садоводов – это СНТ, а огородников – ОНТ.

  • порядок создания товарищества;
  • членство, права и обязанности членов товарищества;
  • руководство, порядок осуществления контроля над деятельностью;
  • состав общего имущества товарищества;
  • порядок реорганизации и ликвидации;
  • иные положения.
  • подготовку документов для передачи земли, на которой расположено СНТ или ОНТ из государственного фонда, в частный;
  • проведение кадастровых работ, необходимых для внесения сведения в ЕГРН;
  • подготовку документов, связанных с территориальным разграничением земли;
  • приобретение имущества, которое потом будет общим для всех собственников;
  • иные траты, которые принимаются на общем собрании.

Построить садовый или жилой дом, по нормам нового закона, можно только на землях, которые располагаются в СНТ. Садовый дом – это сезонное жильё, в котором собственник и члены его семьи могут проживать во время сезонного отдыха. Садовый дом построить проще, нежели капитальный.

  • на содержание общего имущества. Сюда же можно включить арендные платежи за то имущество, которое было решено собранием собственников взять в аренду для лучшей деятельности товарищества;
  • расчёты с ресуроспоставляющими организациями, в том числе, и за вывоз мусора;
  • благоустройство тех участков земли, которые находятся в общем пользовании всех членов;
  • оплату услуг охраны, которую решено было нанять для обеспечения безопасности (в том числе, и пожарной) на общем собрании;
  • проведение проверок аудиторами деятельности товарищества;
  • организацию проведения общего собрания собственников, а также на исполнение решений, который были приняты на этом собрании;
  • уплату обязательных налогов и сборов, которые зависят от выбранной системы налогообложения.

217 фз о садоводческих на 2022 год с постатейными комментариями

  1. дения гражданами садоводства или огородничества для собствен-
  2. ных нужд объекты капитального строительства и земельные участ-
  3. ки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан,
  4. ведущих садоводство и огородничество (прохода, проезда, снабже-
  5. ния тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведе-
  6. ния, охраны, сбора твёрдых коммунальных отходов и иных потреб-
  7. ностей), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или
  8. приобретённые для деятельности садоводческого или огородниче-
  9. ского некоммерческого товарищества.
  10. Право коллективной совместной собственности граждан на зе-
  11. мельные участки общего назначения садоводческого или огородни-
  12. ческого некоммерческого товарищества признаётся правом общей
  13. долевой собственности лиц, являющихся собственниками земель-
  14. ных участков, расположенных в границах территории ведения гра-
  15. жданами садоводства или огородничества для собственных нужд,

24. Требование к количеству голосов для принятия решений по ряду важных вопросов, в том числе по вопросам избрания органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), и досрочного прекращения их полномочий увеличено до квалифицированного большинства не менее 2/3 голосов, присутствующих на собрании. Для рассмотрения вопросов приема и исключения членов порог снижен до простого большинства голосов присутствующих на собрании. Добавлена такая форма голосования, как очно-заочное голосование. Добавлена такая форма уведомления об общем собрании, как направление только на электронную почту, в случае, если она содержится в реестре членов товарищества. Также теперь к исключительной компетенции общего собрания отнесено принятие решений об открытии банковских счетов (ранее было компетенцией правления).

25. В новой редакции ФЗ 217 с 2022 года установлен упрощенный порядок и получения решения о предоставлении права пользования подземными водами, используемыми для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих и огороднических товариществ. Закреплена возможность садоводческих и огороднических товариществ пользоваться водой из скважин без получения лицензии до 2022 года.

Решено отказаться от механизма договоров, заключаемых с лицами, ведущими садоводство, огородничество и дачное хозяйство на земельных участках, расположенных в границах территории товарищества, не являющихся членами. Введена обязанность таких лиц вносить плату за создание и использование имущества общего пользования товарищества, за текущий и капитальный ремонт.

23 марта 2022 года вступят в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 29.07.2022 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 217-ФЗ) Федеральным законом от 22.12.2022 № 445-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кто Может Быть Председателем По 217 Фз О Садоводческих На 2022 Год С

Согласно статье 14 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2022 N 217-ФЗ с 1 января 2022 г. (далее ФЗ-217) в товариществах будет только два вида взносов от членов товарищества:

Данные выводы полностью соотносятся с нормами Закона о ведении гражданами садоводства, не предусматривающего заключения договоров на пользование инфраструктурой и имуществом общего пользования с правообладателями земельных участков, не являющимися членами товарищества.

3) расходы, понесенные некоммерческим объединением на содержание инфраструктуры и другого общего имущества садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения при отсутствии договора с гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке и пользующимися указанным имуществом, являются неосновательным обогащением этих граждан, так как граждане, ведущие хозяйство в индивидуальном порядке, без установленных законом оснований сберегли имущество, представляющее собой плату за пользование объектами инфраструктуры, за счет товарищества;

Интересное:  Квартиры Военным В Москве В 2022 Году Последние Новости

Утверждение общим собранием предоставления льгот при своевременной уплате взносов и добровольном выполнении решений общих собраний и требований законодательства является наиболее эффективным способом установления персональной финансовой ответственности каждого владельца земельного участка на территории товарищества.

Обратите внимание : возможность предоставления льгот по уплате взносов (система дифференцированной уплаты взносов) должна быть предусмотрена уставом товарищества. Конкретные условия, при выполнении которых предоставляется льгота по уплате взносов, могут быть приняты общим собранием. При принятии решений важно, чтобы все владельцы земельных участков имели равные возможности воспользоваться льготами.

Кто Может Быть Председателем По 217 Фз О Садоводческих На 2022 Год С

Общее собрание членов товарищества получает право принимать решения о выполнении в границах территории садоводства или огородничества комплексных кадастровых работ. Финансироваться данные работы будут не за счет муниципалитета, а за счет самих садоводов.

С 23 марта 2022 г. вступили в силу изменения Закона № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), устанавливающие новые правила регулирования ведения садоводства и огородничества ( Федеральный закон от 22.12.2022 № 445-ФЗ ).

Общее собрание членов товарищества получает право принимать решения о выполнении в границах территории садоводства или огородничества комплексных кадастровых работ. Финансироваться данные работы будут не за счет муниципалитета, а за счет самих садоводов.

Одновременно с принятием решения о выполнении комплексных кадастровых работ, общее собрание должно определить лицо, которое будет без доверенности действовать от имени членов товарищества и лиц, которые членами товарищества не являются: при заключении договора подряда на выполнение таких работ, организации выполнения работ в качестве их заказчика, представлении интересов садоводов в составе согласительной комиссии.

  1. Решения общего собрания членов товарищества о выполнении комплексных кадастровых работ и определении ответственного лица должны будут приниматься квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества (ч. 2 ст. 17 Закона № 217-ФЗ в редакции, действующей с 23 марта 2022 г.).
  2. При принятии решения о выполнении комплексных кадастровых работ и определении ответственного лица в голосовании принимают участие собственники земельных участков, расположенных на территории СНТ, которые не являются членами товарищества (ч. 3 ст. 17 Закона № 217-ФЗ в редакции, действующей с 23 марта 2022 г.).
  3. В случае включения в повестку общего собрания членов товарищества вопроса о выполнении комплексных кадастровых работ и определении ответственного лица, лица, не являющиеся членами СНТ уведомляются о проведении общего собрания членов товарищества в порядке, установленном для уведомления членов товарищества (ч. 16 ст. 17 Закона № 217-ФЗ в редакции, действующей с 23 марта 2022 г.).
  4. По вопросу о выполнении комплексных кадастровых работ и определении ответственного лица, проведение заочного голосования не допускается, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части решения общего собрания членов товарищества могут быть приняты путем проведения заочного голосования по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, независимо от наличия в уставе товарищества порядка заочного голосования (ч. 22 ст. 17 Закона № 217-ФЗ в редакции, действующей с 23 марта 2022 г.).
  5. В случае, если при проведении общего собрания членов товарищества, по вопросу о выполнении комплексных кадастровых работ, такое общее собрание членов товарищества не будет иметь кворума, в дальнейшем решение такого общего собрания членов товарищества по может быть принято путем проведения очно — заочного голосования (ч. 23 ст. 17 Закона № 217-ФЗ в редакции, действующей с 23 марта 2022 г.).
  6. Решение общего собрания членов товарищества по вопросу о выполнении комплексных кадастровых работ является обязательными для исполнения органами товарищества, членами товарищества, а также лицами, которые членами товарищества не являются (ч. 27 ст. 17 Закона № 217-ФЗ в редакции, действующей с 23 марта 2022 г.).

С 1 января 2022 года вступает в силу Федеральный закон от 29.07.2022 г. №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.

Следует отметить, что расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу Федерального закона №217-ФЗ с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами, а с назначением «нежилое», сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, — садовыми домами.

При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.

С учетом постановлений Конституционного суда российской Федерации от 14 апреля 2008 г. №7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан» и от 30.06.2011 г. №13-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева» решение о регистрации по месту жительства собственника и членов его семьи, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, в жилое строение, расположенное на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов или сельскохозяйственного назначения, принимается на основании решения суда либо уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о признании такого жилого строения пригодным для постоянного проживания собственника и членов его семьи.

Федеральным законом №217-ФЗ установлено, что право размещения жилых домов и садовых домов предоставлено гражданам только на садовых земельных участках. При этом садовые дома – это здания сезонного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с из временным пребыванием в таком здании.

Утвердили поправки к 217-ФЗ

Итак, в недалеком 2022 году в Государственную Думу был внесен законопроект об отнесении к полномочиям правления СНТ и ОНТ вопроса об открытии/закрытии банковских счетов. Данный законопроект должен был внести поправки только в федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества» 217-ФЗ, которые имели следующий смысл:

217-ФЗ изначально был призван с 1 января 2022г. регламентировать «уклад жизни» товариществ, обеспечивать прозрачность распоряжения общественными средствами и пресекать возможное злоупотребление полномочиями со стороны председателя. Ведь на основании именно этого закона членские взносы было принято уплачивать на расчетный счет товарищества, а не наличкой председателю, как было раньше (об этом подробнее в нашей статье: «Оплата членских взносов в СНТ через банк по новому закону в 2022 году»).
Правда спустя полгода, после принятия 217-ФЗ, слуги народа поняли, что открыть расчетный счет в банке товариществу не так уж и просто, ведь надо вынести данный вопрос на общее собрание его членов (о том, как проходят такие собрания в условиях пандемии, читайте здесь), которое еще и собрать надо (набрать необходимый кворум), а это СНТ или ОНТ, где люди пребывают сезонно. Соответственно оперативно исполнить требования нового закона оказалось достаточно затруднительно.
Тут наши доблестным депутатам пришло в голову навести дополнительный «марафет» в процессе перехода СНТ и ОНТ на «безнал», руководствуясь, естественно, благими намерениями:
Мол так и так, долго наша помощь до потребителей доходит, надо ускорить процесс и разработали вышеописанный законопроект, в целях обеспечения возможности скорейшего перевода товариществ на безналичные расчеты. Правда поправки в новый закон о СНТ не могли утвердить целых 1,5 года.

В 2022 году открытие дачного сезона совпало с принятием 162-ФЗ от 25.05.2022 г., утверждающего поправки в закон о СНТ 217-ФЗ. На самом деле законопроект был внесен в Государственную Думу еще в ноябре 2022 года и на тот момент касался лишь вопросов, связанных с закрытием и открытием банковских счетов СНТ. Однако, в первоначальной редакции законопроект принят не был, вдобавок окончательный вариант расширил список изменяемых нормативных правовых актов. В данной стать мы расскажем о последних нововведениях в законе о СНТ в 2022 году.

  • приобретении товариществом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования;
  • передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков (в границах товарищества), в государственную или муниципальную собственность РФ;
  • а также о регистрации прав на объекты недвижимости общего пользования, расположенных в границах товарищества для собственных нужд и (или) о кадастровом учете таких объектов недвижимости;
  • принятие решения об открытии/закрытии банковских счетов СНТ и ОНТ должно было перейти в полномочия правления товарищества, а не оставаться исключительной компетенцией общего собрания членов товарищества;
  • об открытии/закрытии банковских счетов товарищества председатель должен отчитаться на ближайшем общем собрании.
Интересное:  Какую комиссию берут риэлторы при продаже квартиры

Закон исключил из правового регулирования дачи и дачное хозяйство. С течением времени различия между садоводством и дачным хозяйством полностью стёрлись, что подтвердил в 2008 году Конституционный суд, указав на идентичность правовых режимов садовых и дачных земельных участков.

В течение последних 20 лет основным документом, регламентирующим деятельность некоммерческих объединений граждан, связанную с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства, являлся Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ).

Решен вопрос с организационно-правовыми формами объединений садоводов и огородников. Ранее действовавший Закон № 66-ФЗ предусматривал девять различных вариантов объединений. Это вызывало сложности с определением правого положения и статуса объединений у садоводов и регулирующих органов. Новый закон установил одну организационно-правовую форму – товарищество собственников недвижимости и два вида такого товарищества — садоводческое товарищество и огородническое товарищество.

За последние 25 лет существенно изменились цели и задачи, стоящие перед владельцами участков в садоводческих объединениях: строятся жилые дома для круглогодичного проживания, развивается внутренняя инфраструктура объединений, увеличивается потребность в обеспечении их электрической и газовой мощностью.

Разрешился вопрос с пропиской садоводов в своих домах. Закон позволяет строить на садовом участке жилой дом. Ранее возведенные жилые строения в силу закона также признаны жилыми домами, ранее созданные нежилые строения, не являющиеся хозяйственными и предназначенные для временного пребывания граждан на садовых участках, признаются садовыми домами. При этом если в силу закона жилое строение признается жилым домом, это не влечет последствий для гражданина в виде исключения из числа очередников, нуждающихся в жилых помещениях. Основные положения Закона предусматривают возможность признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. Соответствующий порядок урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации № 1653 от 24.12.2022 г.

При ликвидации товарищества имущество общего назначения, находящееся в собственности прежнего объединения, при его наличии, безвозмездно передается в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально их площади вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества.

29.07.2022 был принят новый Федеральный закон No 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает новые правила создания и функционирования ТСН (Товарищества собственников недвижимости) в форме СНТ, ОНТ.

24. Теперь все имущество общего пользования, после 1 января 2022 г., будет принадлежать на праве общей долевой собственности садоводам или огородникам, чьи земельные участки расположены в границах соответствующей территории пропорционально площади принадлежащих им участков.

Устанавливается, что для строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества (если градостроительным регламентом в составе правил землепользования и застройки строительство разрешено) выдача разрешения на строительство не требуется, установлен уведомительный порядок для строительства и реконструкции. Согласование разрешения в зоне сервитутов электросетей и особо охраняемых территорий требуется по прежнему. Строения, которые были внесены в Росреестре в ЕГРН до 01.01.2022 в качестве жилых, теперь получают название «жилой дом», а в пределах индивидуального участка можно возводить 3 вида построек «жилой дом», «садовый дом» и «хозяйственную постройку». Заменять документы, устанавливающие право владения имуществом или вносить изменения в ЕГРН, при этом не нужно, но если есть желание уточнить границы — то можно заказать технический план и сдать его в Росреестр.

26. Добавлена возможность передачи имущества общего пользования (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты) в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Высший уровень управления — собрание членов. Между ними руководство должен осуществлять единоличный исполнительный орган — председатель. Необходимо выбрать правление, которое будет принимать текущие решения. Ведение деятельности проверяется ревизором. Заседание будет правомочным при условии, что на нём присутствует не менее половины списочного состава. Решения на нём применяется при помощи открытого голосования.

Для тех, кто решит, что сообщество станет огородническим, при наличии жилого дома на участке его необходимо перерегистрировать. Это нужно сделать до определённого срока. Который зависит от решения местных органов власти. В противном случае здание придётся перестраивать, чтобы получить дом для сезонного проживания.

В июле 2022 года был рассмотрен и проголосован закон, существенно изменивший статус дачных, огороднических и садовых организаций. Первая из перечисленных категорий была исключена из дальнейшего употребления. Внесённые изменения носили множественный характер и для того, чтобы разобраться в них, нужно прочесть обзор нововведений и понять, как теперь регламентируется работа таких товариществ.

Теперь в законе исключено упоминание уполномоченных лиц, которые от имени простых граждан имеют право участвовать в собраниях. Ранее их избирали от каждой улицы. Теперь только владельцы земли будут иметь право принимать важнейшие решения в жизни СНТ или ОНТ.

Комплексная деятельность охватывает большее количество объектов. Но цена за работу для каждого из них будет меньше. Здесь можно привести следующий пример. Проведение таких действий для участка площадью 6 соток обычно стоит 10000-15000 руб. Если проводятся комплексные работы, то она будет стоить 1200 руб.

Председатель товарищества, члены правления товарищества, ревизионная комиссия (ревизор) избираются на общем собрании членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на пять лет из числа членов товарищества тайным или открытым голосованием. Решение о порядке голосования (тайное или открытое) по этим вопросам, принимается общим собранием членов товарищества простым большинством голосов от общего числа присутствующих на таком собрании членов товарищества. Одно и то же лицо может переизбираться неограниченное количество раз на должности в органах товарищества.

Комиссия может выявить какие-то нарушения в деятельности и документации Товарищества. Для ликвидации нарушений правлению дается какой-то срок, предположим 2 недели. После устранения недостатков проводится повторная проверка, составляется отчет и его результаты сообщаются членам Товарищества (как минимум за 2 недели до проведения собрания).

На первом этапе собрания можно выслушать докладчиков с сутью вопросов и обсудить их. После этого следует раздать бланки голосования тем садоводам, которые пришли на первый этап собрания, и попросить их проголосовать в письменной форме по вопросам повестки дня. Тогда присутствие лиц, проголосовавших на первом этапе собрания, на втором этапе собрания будет не обязательным.

Корректное проведение собрания, а иногда и возможность его законного проведения вообще, во многом зависят от аккуратного и правильного ведения реестра садоводов. Председателю Товарищества или члену Товарищества, уполномоченному за ведение реестра, следует обновлять сведения о тех членах Товарищества, которые выходят из него по причине смерти или по причине продажи участка.

В случае участия в общем собрании членов товарищества лиц, ведущих хозяйство без участия в Товариществе, результаты голосования таких лиц по вопросам повестки общего собрания членов товарищества оформляются по правилам, предусмотренным для оформления результатов голосования членов товарищества.

Статья 16. Органы товарищества и ревизионная комиссия (ревизор)
1. Высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества.
2. Количество членов товарищества не может быть менее семи.
3. В товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества).
4. Наряду с исполнительными органами, указанными в части 3 настоящей статьи, в порядке и для целей, которые предусмотрены уставом товарищества, должна быть образована ревизионная комиссия (ревизор).
5. Председатель товарищества, члены правления товарищества, ревизионная комиссия (ревизор) избираются на общем собрании членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на пять лет из числа членов товарищества тайным или открытым голосованием

Федеральный закон от N 217-ФЗ (ред

8) территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее — территория садоводства или огородничества) — территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.

8. Для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «огородный земельный участок», «для огородничества» и «для ведения огородничества», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются огородными земельными участками.

8. Установление границ территории садоводства или огородничества, в результате которого может быть ограничен или прекращен свободный доступ с иных земельных участков к территориям общего пользования или к земельным участкам общего пользования, расположенным за пределами таких границ, не допускается.

5. При переходе права собственности на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории садоводства или огородничества, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования нового собственника такого земельного участка равна доле в праве общей собственности на указанное имущество общего пользования предыдущего собственника такого земельного участка.

13. Указанное в части 12 настоящей статьи изменение устава некоммерческой организации допускается после изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков на вид разрешенного использования, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство.