При выкупе земельного участка для муниципальных нужд

ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ (ВЫКУПА) ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Соглашение является разновидностью договора купли-продажи с учетом требований ст. 279-282 ГК РФ, ст. 55, 63 ЗК РФ, а также положений федеральных и региональных законов, нормативных актов местного самоуправления, затрагивающих вопросы изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В литературе высказано мнение, что надлежащим является уведомление, врученное правообладателю лично под расписку либо направленное заказным письмом с уведомлением о вручении, а также опубликование соответствующего объявления в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов, если такой способ уведомления установлен законом См. об этом: Дихтяр А.И., Клейменова Е.С. Указ.соч..

Статья 281

Что касается возмещения убытков, то в соответствии с вышеуказанным Положением оно производится предприятиями, организациями и учреждениями, которым отводятся изымаемые земельные участки. Иными словами, если земельные участки изымаются у их собственников для государственных или муниципальных нужд и одновременно предоставляются государственным или муниципальным предприятиям, то последние и возмещают убытки собственникам земельных участков.

Между тем действующее земельное законодательство устанавливает определенные и обоснованные различия, связанные с изъятием земель у собственников земельных участков, с одной стороны, и у землевладельцев и землепользователей — с другой. Оно предусматривает также возможность изъятия земельных участков и у арендаторов, чего не предусматривает ГК. Ведь возможно досрочное расторжение договора аренды государственных или муниципальных земель при их потребности для государственных или муниципальных нужд.

Изъятие земельных участков у граждан: новый порядок – новые проблемы

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» – то со дня опубликования решения об изъятии).

Интересное:  Выбор налогообложения для ип при регистрации

Выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Если земельный участок используется с грубым нарушением правил рационального использования земель, т.е. используется не в соответствии с его назначением, использование земельного участка приводит к существенному снижению плодородия земель, значительно ухудшает экологическую обстановку.

Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельного участка, обязан заблаговременно известить собственника о допускаемых им нарушениях, и если собственник не устранит их, вправе принять решение об изъятии земельного участка.

При выкупе земельного участка для муниципальных нужд

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд осуществляется только путем выкупа. Обязательность выкупа (оплаты изымаемого земельного участка) следует из ст. 35 Конституции РФ, определяющей права собственника имущества. Часть 3 данной статьи гласит, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Статья 279

Следует отметить, что непосредственно Гражданский кодекс РФ конкретные нужды Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, которые могли бы послужить основанием для изъятия земельного участка у собственника, не раскрывает. В самом общем виде государственные и муниципальные нужды определены в ст. 49 ЗК РФ, в которой одновременно подчеркивается, во-первых, исключительность действий по изъятию земельных участков, и во-вторых, что изъятие земельного участка у собственника может быть обусловлено только двумя случаями:

Интересное:  Размер Путинского Пособия На Первого Ребенка В 2022 В Иркутской Области

Выкуп земельного участка при его изъятии выступает в качестве основной, но не единственной гарантии прав собственника, земельный участок которого подлежит изъятию. При этом Земельным кодексом РФ дополнительно установлена значимая гарантия прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, от реализации которой в конечном счете зависит исполнение принятого решения об изъятии. В частности, п. 1 ст. 63 ЗК РФ наряду с дублированием имеющихся в Гражданском кодексе РФ гарантий прав собственника, земельный участок которого подлежит изъятию, в части возмещения стоимости находящегося на изымаемом участке недвижимого имущества и всех причиненных собственнику изъятием земельного участка убытков, закрепляет право получения указанным собственником по его желанию равноценного земельного участка . В отличие от данного императивного правила ГК РФ (ст. 281) предусматривает только возможность предоставления взамен изымаемого другого земельного участка с зачетом его стоимости в выкупную цену и не ставит реализацию изъятия земельного участка в зависимость от предварительного предоставления равноценного земельного участка, если об этом заявлено соответствующим собственником.

При выкупе земельного участка для муниципальных нужд

Факт несения истцом затрат на возделывание сельскохозяйственных культур был подтвержден документами бухгалтерского учета и отчетности, представленными в материалы дела. В качестве доказательств получения предприятием дохода от выращивания сельскохозяйственных культур до изъятия земельного участка судом были приняты данные отчетности о финансово-экономическом состоянии за год.

Как показывает анализ судебной практики, суды в целом правильно применяли положения пункта 2 статьи 281 ГК РФ и при определении выкупной цены руководствовались необходимостью определения как размера рыночной стоимости изымаемого имущества, так и причиненных таким изъятием убытков, включая упущенную выгоду.

Новый порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Когда у государства или муниципалитетов возникает необходимость решения проблем, связанных со строительством крупных инфраструктурных объектов, земельные участки, находящиеся в собственности граждан и компаний и попадающие в зону размещения таких объектов, могут изыматься у них из пользования, если иного способа решения задачи нет.

Немалое число собственников столкнулись с этой проблемой, когда вблизи их участков или непосредственно на них велось или ведётся строительство газо- и нефтепроводов, водопроводов или линий электропередач, обеспечивающих населённые пункты или их отдельные районы необходимыми людям электричеством, газом, водой, современными автобанами, связывающими не только поселения и целые области, но и страны.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Земельным кодексом РФ предусмотрены определенные гарантии прав лиц, земельные участки которых изымаются для государственных или муниципальных нужд (ст. 63). Также установлено, что изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

Интересное:  Минимальная Площадь Жилья На Одного Человека В Московской Области 2022

В случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным ст. 279-282 ГК РФ (ст. 283 ГК РФ).

Выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Главный принцип – изъятие земельного участка осуществляется на возмездной основе. Процедура выкупа: уполномоченный орган должен уведомить собственника не менее чем за 1 год до предполагаемого выкупа. Если собственник непротив, можно договориться о передаче в собственность и раньше. Если собственник против, то надо ждать год. Решение подлежит государственной регистрации. Если бы решение не регистрировалось, то собственники могли бы принимать неправомерные действия, типа продажи участка и т. д. Это сделано для того, чтобы участников гражданского оборота не вводить в заблуждение. В течение годичного срока собственник не ограничен в осуществлении своих полномочий, но если он затевает на участке новое строительство и т. п., он несет риск того, что все эти затраты будут отнесены на него, т. е. не будет компенсированы. Считается, что это недобросовестное поведение. По прошествии годичного срока выкуп осуществляется по соглашению. Если достичь соглашения не удается, то условия выкупа определяются по решению суда. Выкупная цена базируется на рыночных ценах, учитывается не только стоимость самого участка и находящейся на нем недвижимости, но и убытков, которые собственник понесет в отношениях с третьими лицами. Напр., собственник сдавал в аренду дом. Т. к. в связи с прекращением аренды он понесет убытки, это убытки подлежат возмещению. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен другой земельный участок и выплачена разница, если он окажется менее ценным, чем тот, который выкупается.

1. Содержание #M12293 0 9027690 1265885411 7717257 2529714213 4224782984 649825028 2822 4137393888 2853694949коммент. ст#S. шире ее названия. В отличие от #M12291 9005090ГК 1964 года#S (#M12293 1 9021864 1265885411 7617089 2073091777 2606118509 988468 3336517782 3763324373 4137393888ст.141#S) ею установлено не одно, а три самостоятельных основания принудительного прекращения права собственности на жилое помещение. К их числу относятся: а) использование жилого помещения не по назначению; б) систематическое нарушение прав и интересов соседей; в) бесхозяйственное обращение с жильем, влекущее его разрушение. Содержание ни одного из них в ст. не раскрывается, но достаточно легко выводится из анализа других норм действующего законодательства.