Зачем Нужен Новый Закон № 217

Федеральный закон от 29 июля 2022 г

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 6)
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Правовое регулирование отношений в области ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 4. Организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства или огородничества
    • Статья 5. Ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе
    • Статья 6. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках без создания товарищества
  • Глава 2. Создание товарищества (ст.ст. 7 — 10)
    • Статья 7. Цели создания и деятельности товарищества
    • Статья 8. Устав товарищества
    • Статья 9. Порядок создания товарищества
    • Статья 10. Порядок принятия решения об учреждении товарищества
  • Глава 3. Членство в товариществе (ст.ст. 11 — 15)
    • Статья 11. Права и обязанности члена товарищества
    • Статья 12. Основания и порядок принятия в члены товарищества
    • Статья 13. Основания и порядок прекращения членства в товариществе
    • Статья 14. Взносы членов товарищества
    • Статья 15. Реестр членов товарищества
  • Глава 4. Управление товариществом и контроль за его деятельностью (ст.ст. 16 — 21)
    • Статья 16. Органы товарищества и ревизионная комиссия (ревизор)
    • Статья 17. Компетенция общего собрания членов товарищества
    • Статья 18. Правление товарищества
    • Статья 19. Председатель товарищества
    • Статья 20. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества
    • Статья 21. Ведение делопроизводства в товариществе
  • Глава 5. Предоставление садовых земельных участков и огородных земельных участков, строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках (ст.ст. 22 — 23)
    • Статья 22. Предоставление садовых земельных участков и огородных земельных участков, земельных участков общего назначения
    • Статья 23. Особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, особенности строительства объектов капитального строительства
  • Глава 6. Имущество общего пользования (ст.ст. 24 — 25)
    • Статья 24. Имущество общего пользования, образование земельных участков общего назначения
    • Статья 25. Право собственности на имущество общего пользования
  • Глава 7. Поддержка органами государственной власти и органами местного самоуправления ведения садоводства и огородничества (ст. 26)
    • Статья 26. Формы и порядок поддержки ведения садоводства и огородничества
  • Глава 8. Реорганизация и ликвидация товарищества (ст.ст. 27 — 28)
    • Статья 27. Реорганизация товарищества
    • Статья 28. Ликвидация товарищества
  • Глава 9. Заключительные положения (ст.ст. 29 — 55)
    • Статья 29. О внесении изменения в Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации»
    • Статья 30. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
    • Статья 31. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»
    • Статья 32. О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»
    • Статья 33. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации
    • Статья 34. О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»
    • Статья 35. О внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»
    • Статья 36. О внесении изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
    • Статья 37. О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»
    • Статья 38. О внесении изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
    • Статья 39. О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»
    • Статья 40. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации
    • Статья 41. О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
    • Статья 42. О внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
    • Статья 43. О внесении изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
    • Статья 44. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации
    • Статья 45. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации
    • Статья 46. О внесении изменения в Водный кодекс Российской Федерации
    • Статья 47. О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»
    • Статья 48. О внесении изменения в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»
    • Статья 49. О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности»
    • Статья 50. О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
    • Статья 51. О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
    • Статья 52. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»
    • Статья 53. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 54. Переходные положения
    • Статья 55. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Решено отказаться от механизма договоров, заключаемых с лицами, ведущими садоводство, огородничество и дачное хозяйство на земельных участках, расположенных в границах территории товарищества, не являющихся членами. Введена обязанность таких лиц вносить плату за создание и использование имущества общего пользования товарищества, за текущий и капитальный ремонт.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 июля 2022 г., в «Российской газете» от 2 августа 2022 г. N 169, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2022 г. N 31 (часть I) ст. 4766

Что изменилось в законах для дачников

  1. с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка;
  2. с подготовкой документов по планировке территории в отношении территории садоводства или огородничества;
  3. с проведением кадастровых работ для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования;
  4. с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования;
  5. с реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества.

Взносы определяются, как денежные средства, которые вносятся гражданами — членами товарищества на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены Законом N217-ФЗ и уставом товарищества. Ранее допускалось внесение как денег, так и имущественных паевых взносов.Внесение вступительных взносов не предусмотрено. Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества. Периодичность и срок внесения членских взносов определяются уставом товарищества. Причем периодичность внесения членских взносов не может быть чаще одного раза в месяц.

Порядок перевода садовых домов в жилые дома и наоборот утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

  1. содержание имущества общего пользования товарищества, в том числе уплата арендных платежей за имущество;
  2. расчеты с организациями, снабжающими тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение;
  3. расчеты с оператором по обращению с ТКО;
  4. благоустройство земельных участков общего назначения;
  5. охрана территории и обеспечение пожарной безопасности;
  6. проведение аудиторских проверок товарищества;
  7. выплата зарплаты лицам по трудовым договорам;
  8. организация и проведение общих собраний членов товарищества, выполнение решений этих собраний;
  9. уплата налогов и сборов.

Перечень целей, на которые могут быть направлены членские взносы, является закрытым.

Это право предоставляется на платной основе. Так, садоводы-индивидуалы обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом.

Анализ Федерального закона от № 217 — ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

подготовка и утверждение проекта планировки территории для огороднического товарищества не требуются, а установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории ОНТ проводятся в соответствии с утверждённым проектом межевания территории.

При ликвидации товарищества имущество общего пользования товарищества (за исключением недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности товарищества и оставшегося после удовлетворения требований кредиторов), передаётся собственникам участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ, пропорционально их площади, причём вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества (пункт 1 статьи 28 Закона № 217-ФЗ).

2. участки и территории общего пользования, определённые в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утверждённым проектом межевания территории).

огородный земельный участок— тот, что предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.

По решению общего собрания членов СНТ, собственники садовых участков вправе изменить существующий вид объединения на товарищество собственников жилья (ТСЖ). Организационно-правовая форма товарищества собственников недвижимости в этом случае не меняется, но основным требованием для такой процедуры становится соответствие ТСЖ нормам жилищного законодательства РФ, регулирующего создание ТСЖ с одновременным удовлетворением следующих условий:

Зачем Нужен Новый Закон № 217

Общее собрание членов товарищества получает право принимать решения о выполнении в границах территории садоводства или огородничества комплексных кадастровых работ. Финансироваться данные работы будут не за счет муниципалитета, а за счет самих садоводов.

С 23 марта 2022 г. вступили в силу изменения Закона № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), устанавливающие новые правила регулирования ведения садоводства и огородничества ( Федеральный закон от 22.12.2022 № 445-ФЗ ).

Одновременно с принятием решения о выполнении комплексных кадастровых работ, общее собрание должно определить лицо, которое будет без доверенности действовать от имени членов товарищества и лиц, которые членами товарищества не являются: при заключении договора подряда на выполнение таких работ, организации выполнения работ в качестве их заказчика, представлении интересов садоводов в составе согласительной комиссии.

С 23 марта 2022 г. вступили в силу изменения Закона № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), устанавливающие новые правила регулирования ведения садоводства и огородничества ( Федеральный закон от 22.12.2022 № 445-ФЗ ).

Интересное:  Регистрация И Снятие С Учета По Месту Жительства И По Месту Жительства

Общее собрание членов товарищества получает право принимать решения о выполнении в границах территории садоводства или огородничества комплексных кадастровых работ. Финансироваться данные работы будут не за счет муниципалитета, а за счет самих садоводов.

Согласно части 16 статьи 54 Закона право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.

В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 Закона № 218-ФЗ.

С 1 января 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2022 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), согласно которому утратил силу Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Частью 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом.

Для этого, правообладателю необходимо предоставить в орган регистрации прав оформленную на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларацию заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования указанного земельного участка.

Законопроект О внесении изменений в 217-ФЗ (в части совершенствования регулирования общественных отношений в сфере ведения гражданами садоводства и огородничества)

«О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования регулирования общественных отношений в сфере ведения гражданами садоводства и огородничества)»

С первой и третьей целями обычно все более-менее ясно. А вот вторая вызывает вопросы: как осуществляется содействие в освоении участков? Все ли садоводы и огородники имеют право на получение такого содействия? Как должны осваиваться участки в границах территории садоводства или огородничества? Как правило, в уставе товарищества прописываются лишь самые важные положения, чтобы можно было зарегистрировать товарищество как юридическое лицо, а нюансы содействия в освоении участков не указываются. Вот и получается, что на практике данная цель без ее дополнительного законодательного разъяснения носит скорее декларативный характер.

По Закону № 217-ФЗ определение размера и срока внесения членских взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы для садоводов-индивидуалов относится к компетенции общего собрания членов товарищества. Поэтому, если размер обязательных взносов явно необоснован, как в данном случае, нужно обратиться к председателю товарищества с требованием о его уменьшении и поставить этот вопрос на общем собрании. Если даже после этого садоводам-индивидуалам не пойдут навстречу, целесообразно написать претензию. В случае если ответ на нее не последует или будет дан отрицательный ответ, придется идти в суд.

В ст. 7 Закона № 217-ФЗ перечислены цели создания и деятельности товарищества: 1) обеспечение благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества; 2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества; 3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами госвласти и местного самоуправления, защита прав и законных интересов членов товарищества.

Права и обязанности садоводов и огородников установлены Федеральным законом от 29 июля 2022 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ). Однако многие жалуются на его несправедливость и на то, что он не всегда позволяет защищать их права и законные интересы.

Но что делать, если председатель ведет себя недобросовестно? Например, размер взносов необоснован, и утекают они на непонятные цели, но большинство членов товарищества поддерживают деятельность председателя. В данном случае члены товарищества и индивидуалы, не желающие приспосабливаться к таким порядкам, вправе бороться с беспределом законными средствами. Если сменить председателя не представляется возможным, остается собирать доказательства, подтверждающие неправомерность его действий. Чтобы разобраться, какие действия будут считаться нарушающими права членов товарищества и индивидуалов, следует ознакомиться со ст. 5 и 11 Закона № 217-ФЗ.

Когда вступил в силу федеральный закон N 217, не существует понятий дачных участков, или кооперативов. Теперь они официально считаются садовыми некоммерческими товариществами. На этих землях можно иметь жилые дома, разного рода хозяйственные постройки при условии, что их возведение разрешено соответствующими градостроительными планами.

До вступления в силу последних изменений ветеранам предоставлялось преимущественное право покупки земельных участков в СНТ и ОНТ. Теперь речь идёт о первоочередном праве на это. Согласно статье 19 закона «О ветеранах», участники боевых действий имеют право на бесплатное приобретение земли в установленных законом пределах.

Отсутствие необходимости выполнять указанные, и некоторые другие меры делает получение воды намного дешевле. Однако при этом на СНТ в таких случаях налагается обязанность получать лицензию для добычи подземных вод. В этом случае стоимость госпошлины будет равна 7500 руб. Речь идёт только об использовании в собственных некоммерческих целях.

Для регистрации СНТ потребуется документация по планировке территории, для ОНТ вместо неё будет необходим план межевания. Проекты, утверждённые до даты вступления закона в силу, остаются действительными. Если на строения документы были получены ранее 2022 года, то проводить переоформление не нужно.

Важно понимать, что этот закон не означает автоматического перехода из дачных товариществ в садовое. Человек имеет право проживать на таких участках без необходимости вступать в СНТ. При этом он имеет право применять общие ресурсы, участвовать в собраниях и пользоваться своей землёй и находящимися на ней строениями.

Но что делать, если председатель ведет себя недобросовестно? Например, размер взносов необоснован, и утекают они на непонятные цели, но большинство членов товарищества поддерживают деятельность председателя. В данном случае члены товарищества и индивидуалы, не желающие приспосабливаться к таким порядкам, вправе бороться с беспределом законными средствами. Если сменить председателя не представляется возможным, остается собирать доказательства, подтверждающие неправомерность его действий. Чтобы разобраться, какие действия будут считаться нарушающими права членов товарищества и индивидуалов, следует ознакомиться со ст. 5 и 11 Закона № 217-ФЗ.

В ст. 7 Закона № 217-ФЗ перечислены цели создания и деятельности товарищества: 1) обеспечение благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества; 2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества; 3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами госвласти и местного самоуправления, защита прав и законных интересов членов товарищества.

С первой и третьей целями обычно все более-менее ясно. А вот вторая вызывает вопросы: как осуществляется содействие в освоении участков? Все ли садоводы и огородники имеют право на получение такого содействия? Как должны осваиваться участки в границах территории садоводства или огородничества? Как правило, в уставе товарищества прописываются лишь самые важные положения, чтобы можно было зарегистрировать товарищество как юридическое лицо, а нюансы содействия в освоении участков не указываются. Вот и получается, что на практике данная цель без ее дополнительного законодательного разъяснения носит скорее декларативный характер.

По Закону № 217-ФЗ определение размера и срока внесения членских взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы для садоводов-индивидуалов относится к компетенции общего собрания членов товарищества. Поэтому, если размер обязательных взносов явно необоснован, как в данном случае, нужно обратиться к председателю товарищества с требованием о его уменьшении и поставить этот вопрос на общем собрании. Если даже после этого садоводам-индивидуалам не пойдут навстречу, целесообразно написать претензию. В случае если ответ на нее не последует или будет дан отрицательный ответ, придется идти в суд.

Согласно Закону № 217-ФЗ члены товарищества платят членские и целевые взносы, которые могут быть даже не одинаковыми для всех (в зависимости от положений устава товарищества), а садоводы-индивидуалы и огородники-индивидуалы платят взносы за пользование общим имуществом товарищества. В итоге взносы членов товарищества и индивидуалов оказываются фактически одинаковыми. Садоводы-индивидуалы часто негодуют из-за такой несправедливости. Действительно, равное взимание взносов не совсем целесообразно. Ведь, например, индивидуалы имеют меньше прав по Закону № 217-ФЗ, нежели члены товарищества, потому, на мой взгляд, и размер взносов должен быть меньше.

Утвердили поправки к 217-ФЗ

Итак, в недалеком 2022 году в Государственную Думу был внесен законопроект об отнесении к полномочиям правления СНТ и ОНТ вопроса об открытии/закрытии банковских счетов. Данный законопроект должен был внести поправки только в федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества» 217-ФЗ, которые имели следующий смысл:

217-ФЗ изначально был призван с 1 января 2022г. регламентировать «уклад жизни» товариществ, обеспечивать прозрачность распоряжения общественными средствами и пресекать возможное злоупотребление полномочиями со стороны председателя. Ведь на основании именно этого закона членские взносы было принято уплачивать на расчетный счет товарищества, а не наличкой председателю, как было раньше (об этом подробнее в нашей статье: «Оплата членских взносов в СНТ через банк по новому закону в 2022 году»).
Правда спустя полгода, после принятия 217-ФЗ, слуги народа поняли, что открыть расчетный счет в банке товариществу не так уж и просто, ведь надо вынести данный вопрос на общее собрание его членов (о том, как проходят такие собрания в условиях пандемии, читайте здесь), которое еще и собрать надо (набрать необходимый кворум), а это СНТ или ОНТ, где люди пребывают сезонно. Соответственно оперативно исполнить требования нового закона оказалось достаточно затруднительно.
Тут наши доблестным депутатам пришло в голову навести дополнительный «марафет» в процессе перехода СНТ и ОНТ на «безнал», руководствуясь, естественно, благими намерениями:
Мол так и так, долго наша помощь до потребителей доходит, надо ускорить процесс и разработали вышеописанный законопроект, в целях обеспечения возможности скорейшего перевода товариществ на безналичные расчеты. Правда поправки в новый закон о СНТ не могли утвердить целых 1,5 года.

  • приобретении товариществом земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования;
  • передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность собственников земельных участков (в границах товарищества), в государственную или муниципальную собственность РФ;
  • а также о регистрации прав на объекты недвижимости общего пользования, расположенных в границах товарищества для собственных нужд и (или) о кадастровом учете таких объектов недвижимости;
Интересное:  Код Наименования Материальной Помощи

Спустя 1,5 года согласований и редакций поправки к закону о СНТ были утверждены законом 162-ФЗ от 25.05.2022г. и что же мы видим, а точнее не видим?
Статью 18 (закона 217-ФЗ) о правлении товарищества оставляют без изменений, а это значит, что решение об открытии/закрытии банковских счетов товарищества так и будет приниматься на общем собрании его членов со всеми вытекающими из этого сложностями. Браво!
Аргументировали подобную «кастрацию» тем, что передача полномочий по открытию/закрытию банковских счетов товарищества приведет к понижению уровня контроля со стороны граждан за осуществлением органами управления своих полномочий, а как следствие – непрозрачность финансовой деятельности. Т.е. ситуацию с данными поправками как нельзя лучше описывает старая добрая пословиц: «за что боролись, на то и напоролись!»
В свою очередь комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям хотел оставить за правлением товарищества право открытия первичного банковского счета при создании такого товарищества. Правда и этому не суждено было сбыться, поскольку пункт об учреждении товарищества дополнили фразой о том, что в решении об учреждении товарищества уже должны быть указаны сведения об открытии банковского счета, а данное решение (об учреждении товарищества) принимается учредителями. Они же (учредители) данным решением назначают и правление товарищества, т.е. априори правление (которого еще по факту нет) не способно принять решение об открытии даже первичного банковского счета.
Не смотря на все метаморфозы данного законопроекта, справедливости ради стоит отметить, что в него дополнительно все же были внесены рациональные поправки (которых в первоначальной редакции не было), касающиеся вопросов кадастрового учета и регистрации объектов недвижимости в границах и (или) интересах товарищества.

В 2022 году открытие дачного сезона совпало с принятием 162-ФЗ от 25.05.2022 г., утверждающего поправки в закон о СНТ 217-ФЗ. На самом деле законопроект был внесен в Государственную Думу еще в ноябре 2022 года и на тот момент касался лишь вопросов, связанных с закрытием и открытием банковских счетов СНТ. Однако, в первоначальной редакции законопроект принят не был, вдобавок окончательный вариант расширил список изменяемых нормативных правовых актов. В данной стать мы расскажем о последних нововведениях в законе о СНТ в 2022 году.

«О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования регулирования общественных отношений в сфере ведения гражданами садоводства и огородничества)»

Закон исключил из правового регулирования дачи и дачное хозяйство. С течением времени различия между садоводством и дачным хозяйством полностью стёрлись, что подтвердил в 2008 году Конституционный суд, указав на идентичность правовых режимов садовых и дачных земельных участков.

Решен вопрос с организационно-правовыми формами объединений садоводов и огородников. Ранее действовавший Закон № 66-ФЗ предусматривал девять различных вариантов объединений. Это вызывало сложности с определением правого положения и статуса объединений у садоводов и регулирующих органов. Новый закон установил одну организационно-правовую форму – товарищество собственников недвижимости и два вида такого товарищества — садоводческое товарищество и огородническое товарищество.

Разрешился вопрос с пропиской садоводов в своих домах. Закон позволяет строить на садовом участке жилой дом. Ранее возведенные жилые строения в силу закона также признаны жилыми домами, ранее созданные нежилые строения, не являющиеся хозяйственными и предназначенные для временного пребывания граждан на садовых участках, признаются садовыми домами. При этом если в силу закона жилое строение признается жилым домом, это не влечет последствий для гражданина в виде исключения из числа очередников, нуждающихся в жилых помещениях. Основные положения Закона предусматривают возможность признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. Соответствующий порядок урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации № 1653 от 24.12.2022 г.

1 января 2022 года вступил в силу Федеральный закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который заменил ранее действующее законодательство, а также призван упростить жизнь садоводов и огородников.

За последние 25 лет существенно изменились цели и задачи, стоящие перед владельцами участков в садоводческих объединениях: строятся жилые дома для круглогодичного проживания, развивается внутренняя инфраструктура объединений, увеличивается потребность в обеспечении их электрической и газовой мощностью.

Вместе с этим Законом № 217-ФЗ правление товарищества также наделяется новыми полномочиями. В частности, согласно части 21 статьи 17 Закона № 217-ФЗ в случаях, определенных правлением товарищества, решение общего собрания членов товарищества может быть принято в форме очно-заочного или заочного голосования .

Правление товарищества является исполнительным органом товарищества и подотчетно общему собранию членов товарищества. Его деятельность в первую очередь должна быть направлена на организацию эффективного управления садоводческим и огородническим товариществом, защиту его прав и обеспечение баланса прав и законных интересов как самого товарищества, так и лиц, являющихся его членами.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона № 66-ФЗ правление товарищества было наделено полномочиями по распоряжению материальными и нематериальными активами такого товарищества в пределах, необходимых для обеспечения его текущей деятельности, а также совершению от имени такого товарищества сделок без указания целей их совершения.

При этом следует отметить, что Закон № 217-ФЗ помимо возможности досрочного прекращения полномочий правления товарищества по решению общего собрания членов товарищества, также ограничивает срок избрания членов правления товарищества и его численный состав.

При этом следует отметить, что Закон № 217-ФЗ помимо возможности досрочного прекращения полномочий правления товарищества по решению общего собрания членов товарищества, также ограничивает срок избрания членов правления товарищества и его численный состав.

Последняя дачная история

Забудьте про “дачи” и “дачников”. Вступивший в силу ФЗ № 217 в последней редакции 2022 года исключил из законодательства не только такие понятия, но и существующие ранее организационно-правовые формы, в том числе и дачное некоммерческое товарищество. Вместо ранее существовавших 9 форм объединений остались только 2, а именно:

  • абсурдный запрет на участие в СНТ юр. лицам;
  • оставление в законе такого рудимента, как членская книжка;
  • сохранение слишком сложной процедуры принятия новых членов – они принимаются только по решению общего собрания, хотя логично принимать их по заявлению;
  • обязательность подписания протокола общего собрания всеми членами объединения;
  • лишение правления СНТ права избирать председателя, что усложняет и затягивает процедуру его переизбрания.
  • введении минимального количества учредителей объединения – теперь их должно быть не менее 7 человек, а иначе товарищество должно быть упразднено (п. 6 ст. 10 ФЗ № 217);
  • регулировании количества членов правления – их должно быть не менее 3 человек и не более 5% от общего количества членов (п. 3 ст. 18 ФЗ № 217). Как соблюдать это требование, если количество членов СНТ всего 7 человек (а это значит, что правление как 5% должно состоять из 0,35 человека), закон не уточняет;
  • запрете председателю выдавать доверенности с правом передоверия (пп. 6 п. 1 ст. 19);
  • введении возможности очно-заочного или только заочного голосования общего собрания членов (п. 21 ст. 17);
  • введении права индивидуальных садоводов, не являющихся членами СНТ, принимать участие в общем собрании и голосовать по отдельным вопросам, в том числе о распоряжении и пользовании общим имуществом, его передачи в долевую собственность и так далее;
  • продлении максимального срока полномочий председателя и правления до 5 лет (п. 5 ст. 16);
  • введении новых способов извещения членов о проведении собраний и их итогах, в том числе по электронной почте, на сайте товарищества, в СМИ (п.п. 13, 14 ст. 17).
  • садовое некоммерческое товарищество (СНТ). На земле СНТ можно строить не только садовые, но и жилые дома, а также хозпостройки;
  • огородническое некоммерческое товарищество (ОНТ). На земле ОНТ можно строить только хозпостройки, огород – место выращивания исключительно сельхозкультур, возможность жить на нем не предусмотрена.

Еще одно нововведение, теперь под “соусом негатива” – это введение исключительно безналичных членских взносов. Согласно п. 3 ст. 14 Закона № 217-ФЗ “О садоводческих товариществах”, платежи осуществляются только по безналу. Теперь у каждого товарищества должен быть открыт расчетный счет. Считается, что это “повысит прозрачность расчетов и минимизирует злоупотребления в финансовой деятельности товариществ”.

Зачем Нужен Новый Закон № 217

приведение учредительных документов садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих партнерств, созданных до введения нового Федерального закона № 217-ФЗ, производится после вступления нового закона путем внесения изменений в учредительные документы (правоустанавливающие, устав и иные документы) и регистрации этих изменений в ЕГРН;

расположенные на садовых участках нежилые здания, строения для сезонного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей и не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, зарегистрированные в ЕГРН до 1.01.2022 года, признаются садовыми домами;

при этом замены ранее выданных документов на зарегистрированные в ЕГРН до 1.01.2022 года указанные строения или внесение изменений в документы на них, изменений в записи ЕГРН, а также замены наименований объектов не требуется. Замена документов и наименований перечисленных строений может быть выполнена по желанию их правообладателей.

15. Как и раньше, уведомлять о проведении собрания нужно не позднее, чем за 14 дней до его начала. Частью 17 статьи 17 Закона 217-ФЗ определено, что не позднее, чем за 7 дней инициаторы собрания должны довести до общего сведения (разместить или разослать) все материалы, по которым будут приниматься решения на общем собрании;

  • принимать решение о приобретении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;
  • принимать решение по распоряжению всем общим имуществом, начиная от земельных участков, заканчивая шлагбаумами и видеокамерами;
  • определять порядок пользования общим имуществом;
  • принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства (субъекта РФ);
  • определять размер и срок внесения взносов, порядок расходования целевых взносов, определять плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом(проще говоря, смету доходов и расходов теперь определяют не члены товарищества, а все собственники недвижимости). Кроме того, теперь все эти вопросы будут решаться квалифицированным большинством (2/3 от участников собрания);
  • Утверждать финансово-экономическое обоснование размера всех взносов.
  • заказным письмом на адрес регистрации члена ТСН;
  • цитата из закона дословно: «при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения». Таким образом, на федеральном уровне признали надлежащим уведомление по электронной почте (раньше это было только в уставах отдельных товариществ);
  • на сайте ТСН (при его наличии);
  • на информационном щите;
  • в СМИ субъекта РФ.

29 июля 2022 года был принят новый Федеральный закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), который устанавливает новые правила создания и функционирования ТСН в форме СНТ, ОНТ. Он начнет действовать с 1 января 2022 года, и призван заменить сохраняющий силу до указанной даты Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

  • изменение устава товарищества;
  • избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий;
  • определение условий, на которых осуществляется оплата труда всех работников по трудовым договорам;
  • принятие решения о приобретении товариществом земельных участков;
  • принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, о порядке его использования;
  • принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства — субъекта РФ (ч. 8 ст. 25, п. 6 ч. 3 ст. 26, ч. 7 ст. 26 Закона).
  • распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества;
  • утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении;
  • определение размера и срока внесения различных взносов;
  • принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;
  • утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов.
Интересное:  Код Окоф Стеллаж Металлический Складской-Амортизация

Этот вопрос наиболее интересен. В ответе на вопрос «Где?», мы прикинули, что 35-40 процентов СНТ могут реально, с пользой, использовать новеллы 307-го. И тут нас ждут последние грабли. Последние по счету, но не последние по «качеству». Закон подписан 31 июля. Вступает в силу через 10 дней. Не менее, чем за две недели уведомить о проведении. И? Привет, сентябрь. Учебный год, конец дачного сезона. Красота. А ведь мы помним, что был такой Федеральный закон от 25.05.2022 N 162-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

И вот теперь можно попробовать промежуточные итоги сложить в одну кучу, и… расстроиться. В целом мы имеем средненький по «революционности» документ, принятый поздно, да еще и ценный далеко не для всех. И это я еще не беру откровенно конспирологические идеи, по поводу того, что кто-то под шумок «режима готовности» задумал прокрутить свои темные дела. Так что – грусть и печаль.

В переводе на русский – если у нас карантин или ЧС, то можно голосовать заочно. При этом если в Уставе такой формы нет, то это не страшно. Можно, «в силу закона». Если еще чуть-чуть копнуть глубже, то получится, что не только проводить, но и объявлять такое ОСС можно сразу заочным. О чем недвусмысленно намекает вторая часть 307-го – «2) статью 54 дополнить частью 34 следующего содержания: «34. Решение общего собрания членов товарищества в 2022 году может быть принято путем проведения заочного голосования по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, предусмотренным частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, независимо от наличия в уставе товарищества порядка заочного голосования.».»

Текст 307-ФЗ невелик, и, по сути, вносит изменения в 2 статьи 217-ФЗ. В части 22 статьи 17 появляется вариация для ранее ультимативной формулировки «По вопросам, указанным в пунктах 1, 2, 4 — 6, 10, 17, 21 — 23 части 1 настоящей статьи, проведение заочного голосования не допускается.», то есть добавляется, «если иное не установлено настоящим Федеральным законом». А дальше следует это самое иное – «При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части решения общего собрания членов товарищества могут быть приняты путем проведения заочного голосования по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, независимо от наличия в уставе товарищества порядка заочного голосования.»

Спасает ли нас такая формулировка? Отчасти. И тому несколько причин. Первая – и ранее можно было уйти в заочное голосование, не набрав кворум на очной части. В тех СНТ, где не было острой необходимости именно в очном собрании (то есть можно было обойтись без живого общения) так и сделали. Не нарушая ни режима изоляции, ни 217-ФЗ собрали небольшую очную часть, и плавно перешли в заочную. Вторая причина – следствие первой. Предположим, у нас выборы Председателя СНТ. И нам не повезло, так как существует несколько кандидатур. И, допустим, повезло в том, что это не враги, а просто два-три человека с разными программами и подходами (в варианте с врагами все становится только хуже). То есть задача послушать каждого и выбрать лучшего. В описываемом случае принятие 307-ФЗ не помогает. Не мешает, да. То есть: что есть этот плод законотворчества, что его нет – все равно.

ФЗ-217 о садоводческих товариществах в последней редакции 2022 года

В 2022 году вступил в силу новый федеральный закон о крышах № 217-ФЗ (принят от 29.07.2022), направленный на урегулирование ситуации и споров вокруг участков в садоводческих и садоводческих товариществах, который предписывает новое изменение в формировании. и функционирование ТСЖ (товариществ собственников) недвижимости) в форме СНЦ и ОНЦ. Рассмотрим, что есть в новом 217-ФЗ с поправками и комментариями к закону.

    нормы Закона 66-ФЗ; концепция кровельного сообщества; обязанность участвовать в общих собраниях; право устанавливать размер членских взносов только участниками компании; все комиссии и расходы теперь решаются голосованием на общем собрании собственников; Право быть членом кондоминиума или УАТ юридического лица (ч. 1 ст. 12 ФЗ № 217) Право президента выбирать банк для открытия счета компании; решение принимается только на общем собрании (п. 8 ч. 1 ст. 17 Закона).

    в СНТ можно получить разрешение на строительство и построить жилой дом с возможностью прописки в новостройке после ее ввода в эксплуатацию и государственной регистрации, а в СНТ можно строить только некапитализированные хозяйственные постройки; СНТ можно переоборудовать в коттеджный поселок при соблюдении определенных условий.

При обсуждении проекта нового закона предполагалось, что в нем будут установлены правила регистрации построек, расположенных на землях садоводческих и торговых товариществ, а также прописки в жилых домах. Однако в окончательной редакции Федерального закона от 29.07.2022 № 217-ФЗ таких четких положений нет.

    определения субъектов, подпадающих под действие федерального закона 217; при определении границ на одной территории невозможно установить несколько СНТ; количество учредителей компании ограничено не менее семи; минимальное количество членов правления – 3 человека, что составляет не более 5% от общего количества членов жилищного товарищества или жилищного кооператива; Председателю запрещается давать доверенность с правом замены (п. 6 ч. 1 ст. 19 Закона); голосование на общих собраниях может быть «заочным»; расширены права индивидуальных садоводов, а также членов товарищества, которые обязаны участвовать в содержании общего имущества установлен порядок для садоводов, не входящих в садоводческий кооператив (ст. 6 Закона); срок полномочий президента и правления компании продлен до 5 лет (ч. 5 ст. 16 закона); до избрания нового правления эти функции выполняют действующие сотрудники (ч. 6 ст. 16 Закона); Увеличено количество вопросов, решаемых большинством голосов; уведомление о проведенных собраниях и их результатах стало возможным благодаря новым мерам (части 13 и 14 статьи 17 Закона); Протокол собрания подписывается всеми присутствующими (ч. 25 ст. 17 Закона); частная продукция садоводства и садоводства продается после регистрации в качестве ИП с надлежащей отчетностью и налогообложением.

5. Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе использовать земельные участки общего назначения в границах такой территории для прохода и проезда к своим земельным участкам свободно и без взимания платы. Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, к таким земельным участкам.

Но тут следует учитывать и другую сторону вопроса. Земли СНТ и ИЖС облагаются по разным ставкам налога. Причем второй из них значительно выше. Поэтому прежде, чем решать вопрос о переводе земель в ИЖС, следует обратить внимание на это. К тому же, если ранее этим озадачивались с целью возможности прописаться в доме, то теперь, когда закон позволяет оформить регистрацию в садовом доме, стоит ли это делать.

Если закон 217 признает жилое капитальное строение на земле СНТ домом, то и прописка в нем будет нормальным явлением. Но это только догадка, потому что ничего вразумительного по вопросу прописки в законе нет. Остается ожидать дополнительных нормативных актов, в которых будет прописан регламент регистрации граждан в садовом доме.

1. Товарищества останутся только садоводческие и огороднические. Но это не значит, что ДНП, ДНТ и прочие дачные товарищества вне закона. При первом изменении устава такие товарищества автоматически станут ТСН (товарищество собственников недвижимости). То же касается СНТ и ОНТ. Они также при внесении изменений в устав станут ТСН. Более того садоводческие и огороднические товарищества собственников недвижимости станут разновидностью товариществ собственников недвижимости.

Согласно принятому правовому акту, индивидуалы обязаны платить все членские и целевые взносы наряду с остальными. То есть, помимо налогов необходимо будет оплачивать общие расходы товарищества, а также работу членов самоуправления. Кроме того, придется оплачивать налоги.

Включение территорий садоводства или огородничества в границы населенного пункта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно посредством утверждения или изменения генерального плана городского поселения, городского округа, схемы территориального планирования муниципального района, в границах которых расположена такая территория (статья 84 Земельного кодекса).

Законом № 217-ФЗ учтено данное обстоятельство. В переходных положениях содержится норма, согласно которой зарегистрированное до 1 января 2022 года право собственности граждан на хозяйственные строения и сооружения, которые являются объектами капитального строительства, строительство которых осуществлено на огородном земельном участке и которые не являются самовольными постройками, сохраняется (часть 32 статьи 54 Закона № 217-ФЗ).

Любой член товарищества вправе передать свои полномочия на основании простой письменной доверенности любому третьему лицу, которому он доверяет представлять свои интересы, определяя при этом круг вопросов, по которым он уполномочивает действовать своего представителя, а также срок действия его полномочий.

В случае если правлением товарищества не осуществляется созыв очередного общего собрания членов товарищества по вопросу переизбрания председателя товарищества в связи с окончанием срока действия его полномочий, члены товарищества в соответствии с частью 7 статьи 17 Закона № 217-ФЗ вправе инициировать проведение внеочередного общего собрания членов товарищества по данному вопросу.

Частью 5 статьи 54 Закона № 217-ФЗ установлено, что учредительные документы, а также наименования организаций, созданных до вступления в силу Закона № 217-ФЗ, подлежат приведению в соответствие со статьями 1-28 Закона № 217-ФЗ при первом изменении учредительных документов указанных организаций. Учредительные документы указанных организаций до приведения их в соответствие со статьями 1-28 Закона № 217-ФЗ действуют в части, не противоречащей Закону № 217-ФЗ.