Закон О Действии 30-Ти Километровой Зоны Нововоронежской Аэс

Почему отменены льготы жителям 30-ти километровой зоны наблюдения Балаковской АЭС (исторический ликбез)

В последнее время в администрацию Балаковского муниципального района участились обращения от граждан Балаковского района с требованием вернуть жителям 30-ти километровой зоны наблюдения Балаковской АЭСльготы за электроэнергию и тепло. Многие из обратившихся, часто не до конца понимают суть вопроса и возлагают вину за отмену льгот на органы местного самоуправления.

С 1992 в России действовало постановление правительства (N763, от 15.10. 92), предусматривавшее особые льготные условия людям, живущим в 30-километровых зонах вокруг действующих АЭС (таких в Российской Федерации десять, плюс приравненные постановлением N525 от 3.06.93 к ним города Северск и Железногорск (там расположены химкомбинаты, производящие уран и плутоний).

В частности, согласно постановлению 1992 года, в городах 30-километровой зоны создавались внебюджетные фонды, куда АЭС отчисляли средства в размере до 2% от объема стоимости проданной электроэнергии. Кроме того, жители 30-километровых зон оплачивали только половину тарифа за пользование теплом и электричеством.

Ростовская АЭС входит в состав ОАО «Концерн «Росэнергоатом» и производимая на ней электрическая энергия в полном объеме отпускается на федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности. Поставка электроэнергии напрямую на региональный рынок, к сожалению, не предусмотрена законодательством.

До 2002 года население, проживающее в 30-километровой зоне вокруг Ростовской АЭС (ранее – Волгодонской АЭС) оплачивало электрическую энергию по сниженному тарифу, который составлял 50% от тарифа на электрическую энергию, установленного для остальных граждан-потребителей Ростовской области.

Правительство Ростовской области и Законодательное Собрание Ростовской области неоднократно выступали с инициативой по внесению изменений в постановление Правительства РФ от 24.08.2002 №630 в части предоставления вышеуказанных льгот, однако, соответствующие изменения до настоящего времени не внесены.

Заявление Чепрасова цитируют местные журналисты: «Неделю назад в Парламентском центре облдумы состоялась рабочая группа по вопросу возврата льготы, — напомнил Иван Чепрасов. – И вот сейчас у меня в руках проект Федерального закона на данную тему, подписанный Владимиром Путиным».
Примечательно, что впервые инициативу озвучили представители Балаковского районного отделения ЛДПР, после чего к вопросу уже на федеральном уровне подключился депутат фракции в Государственной Думе Антон Ищенко. Он неоднократно обращался к депутатам Саратовской областной Думы и ее председателю Владимиру Капкаеву с предложением учесть опыт Смоленской области, которой руководит представитель ЛДПР Алексей Островский. Там аналогичные льготы не так давно восстановлены. Антон Ищенко предлагал проработать все возможные варианты по их возвращению и для жителей 30-километровой зоны Балаковской АЭС. Инициативу депутата Государственной Думы от ЛДПР, несмотря на отрицательную реакцию председателя областной Думы, поддержала региональная Общественная палата.

Депутаты Воронежской областной Думы приняли обращение к Президенту Российской Федерации В.В.Путину, председателю Совета Федерации С.М.Миронову и председателю Государственной Думы Б.В.Грызлову с просьбой ускорить рассмотрение и принятие проекта Федерального закона «Об установлении льготных тарифов на тепловую и электрическую энергию для граждан, проживающих в тридцатикилометровой зоне вокруг действующих атомных станций».

Гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, а также выехавшим из этой зоны на новое место жительства в добровольном порядке в 1986 г. и в последующие годы, пенсия по старости назначается с уменьшением пенсионного возраста на два года и дополнительно на один год за каждые три года проживания на территории указанной зоны, но в общей сложности не более чем на пять лет (ст. 33, 37 Закона).

В течение всего 2013 года Губернатор, Правительство и Общественная палата Саратовской области занимались решением проблемы. В октябре 2013 года в Парламентском центре облдумы состоялась рабочая группа по вопросу возврата льготы. Рассмотрен законопроект Саратовской облдумы о внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов». В частности, проектом закона было предусмотрено, что организации, вошедшие в перечень особо опасных объектов, при формировании централизованных средств, включая себестоимость продукции, независимо от источника их оплаты, должны отчислять 1% от себестоимости реализуемой продукции на финансирование мероприятий по социальной защите населения, проживающего на прилегающей к особо опасным объектам территории. В том числе и на компенсацию населению 50% платы за пользование электроэнергией.

Интересное:  С какого года в россии материнский капитал

Это дало возможность поднять вопрос об ухудшении материального положения жителей зоны наблюдения и необходимости восстановить выплату им по 52 рубля ежемесячно. Сегодня дума приняла разработанный закон в целом, при этом со стороны администрации Смоленской области не прозвучало никаких возражений.

Кроме того, Дмитрий Рогозин пообещал, что будет добиваться Федеральной финансовой поддержки газификации района и области. По его словам, область обеспечена газом всего на 20%. Впрочем, депутат понимает, что проблемы на этом не заканчиваются, однако решение большинства вопросов. С которыми к нему обращаются люди, напрямую зависят от местного руководства.

Дмитрий Рогозин, депутат Государственной Думы РФ: «Это очень хорошая встрясочка для местных руководителей каждый мой приезд. Потому что в моём присутствии руководители местного самоуправления, руководители района эти проблемы пытаются решать на месте, также в каком-то плане дисциплинирующее начало возникает».

До окончательного утверждения Президентом закон должен пройти в парламенте ещё два чтения. В том, что всё закончится благополучно, Дмитрий Рогозин не сомневается. Депутат также рассказал о принятом решении строительства 6-го дополнительного энергоблока на Нововоронежской АЭС, который не только усилит гарантии безопасности людей, но и позволит снизить тарифы на электричество.

Дмитрий Рогозин не бывал здесь уже около 2 лет. Столь долгое отсутствие депутат объясняет тем, что встречаться с избирателями, не сделав для них что-нибудь полезное, не в его правилах. Поэтому в Каширский район приехал не с пустыми руками. Рогозин — один из авторов проекта закона о так называемой 30-километровой зоне, в который уже принят в первом чтении. Закон предусматривает значительные льготы для людей, живущих вблизи атомных электростанций. К таковым относятся и жители посёлка Колодезный. До Нововоронежской АЭС отсюда чуть больше 15 километров.

В то время, как большинство депутатов Госдумы отдыхает на парламентских каникулах, Дмитрий Рогозин использует свободное время для того, чтобы посмотреть, что же происходит в глубинке. В этот же день помимо посёлка Колодезный он посетил Каширу. И Панинский район, где также состоялись встречи с его избирателями.

Разъяснения по вопросу отмененных льгот на электроэнергию в 30-километровой зоне АЭС

В 2007-2009 годах в соответствии с региональными законами гражданам, постоянно проживающим на территориях, входящих в зону наблюдения Балаковской АЭС, предоставлялась 50-процентная льгота по оплате коммунальных услуг по электроснабжению в пределах установленного норматива потребления.

В течение всего 2013 года Губернатор, Правительство и Общественная палата Саратовской области занимались решением проблемы. В октябре 2013 года в Парламентском центре облдумы состоялась рабочая группа по вопросу возврата льготы. Рассмотрен законопроект Саратовской облдумы о внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов». В частности, проектом закона было предусмотрено, что организации, вошедшие в перечень особо опасных объектов, при формировании централизованных средств, включая себестоимость продукции, независимо от источника их оплаты, должны отчислять 1% от себестоимости реализуемой продукции на финансирование мероприятий по социальной защите населения, проживающего на прилегающей к особо опасным объектам территории. В том числе и на компенсацию населению 50% платы за пользование электроэнергией.

В 2010 году вместо действовавшей льготе по оплате коммунальных услуг по электроснабжению выплачивалась ежеквартальная денежная компенсация в размере 123 рубля. Финансирование расходов, связанных с предоставлением данной меры социальной поддержки, осуществлялось за счет средств бюджета Саратовской области в соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 года №176-ЗСО «О социальной поддержке граждан, проживающих на территориях входящих в зону наблюдения Балаковской атомной электростанции на 2010 год».

Администрацией Балаковского муниципального района 30 апреля 2022 года был направлен запрос в адрес ОАО «Саратовэнерго». По предоставленным 13 мая 2022 года ОАО «Саратовэнерго» данным, сумма затрат на компенсацию 20% стоимости электроэнергии для населения, проживающего в 30-километровой зоне расположения АЭС, исходя из фактического объема потребления электроэнергии в 2013 году, составила 90,5 млн рублей. В 2022 году, прогнозно, с учетом ожидаемого роста тарифов на электроэнергию с 1 июля 2022 года, сумма затрат на компенсацию 20% стоимости электроэнергии составила 97,6 млн рублей. Информация незамедлительно была направлена председателю Фонда «АТР АЭС» П.П.Горчанюку.

Интересное:  Переуступка права аренды что это такое

В связи с тем, что дефицит регионального и местного бюджетов не позволял предоставлять населению данную меру социальной поддержки, для решения вопроса в целях возобновления предоставления льготы по оплате коммунальных услуг по электроснабжению гражданам района, администрация Балаковского муниципального района в 2013 году вышла с законодательной инициативой к депутатам Саратовской областной думы по вопросу возвращения льготы гражданам района.

Закон РФ от N 1244-1 (ред

Гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения — предусмотренные пунктами 3 — 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения — предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются:

Прохождение военной службы (службы) в зоне отселения осуществляется гражданами из числа военнослужащих и военнообязанных, признанных военно-врачебными и (или) врачебно-консультационными комиссиями годными для работы в условиях повышенного риска радиационного ущерба, с обязательным страхованием личности от радиационного ущерба.

4) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, в размере 250 рублей независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности).

В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения;

Закон О Действии 30-Ти Километровой Зоны Нововоронежской Аэс

Ссылаясь на постановление N 179, В.Володин слукавил. В этом постановлении правительства ни о жителях 30-км зон, ни о льготах для них не говорится ни слова. В этом документе сказано только о порядке перечисления субсидий на оплату жилья в регионах и о формах отчетности регионов.

Как 50% льготы отменили…
Льгота на оплату электроэнергии и тепла была отменены правительством примерно по тем же причинам, по каким были ликвидированы внебюджетные фонды. Принятый в 1999 году федеральный закон (N33, от 11.02.99) отменил перекрестное субсидирование. А ведь пятидесятипроцентная льгота и была возможна благодаря системы перекрестного субсидирования населения за счет региональных промышленных потребителей (до 1998 года), а впоследствии за счет федерального оптового рынка электрической энергии.

Точно также жители Курска, расположенного от Курской АЭС на расстоянии 40 км, подвергаются не меньшему риску, чем жители поселка Курчатов, в котором расположена станция. Новый Налоговый кодекс объявил, что незаконно положение, чтобы льготные условия для Курчатова оплачивались потребителями электроэнергии в Курске.

То есть жители городов близ АЭС были благодарны своим атомным монстрам, и соглашались закрывать глаза на инциденты и аварии на станциях, игнорировать явные нарушения в их работе. Считали нормальным то, что из-за закрытости Минатома в городах не развиваются частные предприятия.

Льгота за федеральный счет оказывается скрытой государственной дотацией атомной отрасли. А когда Минатом устанавливает её фактически в обход правительства, через лоббирование в региональных энергетических комиссиях и местных думах, то можно представить к какой зависимости местной власти от атомщиков это приведет.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, с момента начала действия нового рынка электроэнергии (с 1 июля 2022 года – ИФ) ст. 17 закона «Об электроэнергии», предусматривающая уровень оплаты электроэнергии населением 30-км зоны в размере 70% действующего тарифа для определенных групп населения, утратила силу.

С этой целью предлагается упорядочить соответствующие нормы и согласовать их с уже действующим законом «О рынке электрической энергии», говорится в пояснительной записке к зарегистрированному в Раде законопроекту №2778 «О внесении изменений относительно ценообразования и тарифов на электрическую энергию для потребителей, постоянно проживающих в 30-километровой зоне атомных электростанций».

Интересное:  Образец договор перевозки грузов автомобильным транспортом

Кроме того, законопроектом №2778 предусматривается закрепление в законе «О рынке электроэнергии» права поставщиков универсальных услуг на компенсацию за поставки электроэнергии по льготному тарифу для населения 30-км зоны АЭС. Как указано в документе, порядок компенсации убытков энергопоставщиков по льготному тарифу устанавливает центральный орган исполнительной власти, осуществляющий госрегулирование и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования сферах энергетики и коммунальных услуг.

Законопроектом предлагается дополнить, в частности, закон «О рынке электроэнергии» пунктом, указывающим, что цены на универсальные услуги для постоянно проживающих в 30-км зоне АЭС бытовых потребителей устанавливаются в размере 70% действующего тарифа для соответствующей группы потребителей.

Как сообщалось, с 1 июля 2022 года состоялся запуск новой модели оптового рынка э/э во исполнение закона «О рынке э/э», принятого в апреле 2022 года. Новая модель рынка предполагает переход от работы по модели «единого покупателя» к полномасштабному конкурентному рынку, предусматривающему двусторонние договора между производителями и крупными потребителями, введение балансирующего рынка, рынка «на сутки вперед» и внутрисуточного рынка.

«С целью принятия мер по защите прав и интересов бытовых потребителей электрической энергии, которые постоянно проживают в 30-километровой зоне атомных электростанций, обеспечения экономического баланса между интересами граждан Украины и государства, недопущения дальнейшего обнищания населения Верховная Рада Украины постановляет рекомендовать Кабинету Министров Украины безотлагательно, в течение 14 календарных дней со дня вступления в силу настоящего постановления установить льготную фиксированную цену (тариф) на электрическую энергию для бытовых потребителей, которые постоянно проживают в 30-километровой зоне атомных электростанций, в размере 70% действующего тарифа для соответствующей группы населения», – говорится в проекте постановления.

По данным Министерства энергетики, тариф для населения в декабре 2022 года не покрывал затраты на доставку электроэнергии от электростанций к конечным потребителям. Ежегодные дотации из-за заниженных тарифов на электроэнергию для населения достигли 65–70 млрд грн. Тогдашний глава Минэнерго Юрий Бойко 26 ноября заявил о вынужденном пересмотре подходов к формированию тарифов для населения в ближайшее время.

Кроме этого, в ОАО «Концерн Росэнергоатом» состоялось заседание правления Фонда содействия развитию муниципальных образований «Ассоциация территорий расположения атомных электростанций», на котором обсуждался вопрос о необходимости выхода с инициативой о принятии закона о социальной поддержке граждан, проживающих на территориях, входящих в зону наблюдения Балаковской АЭС.

В 2010 году вместо действовавшей льготе по оплате коммунальных услуг по электроснабжению выплачивалась ежеквартальная денежная компенсация в размере 123 рубля. Финансирование расходов, связанных с предоставлением данной меры социальной поддержки, осуществлялось за счет средств бюджета Саратовской области в соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 года №176-ЗСО «О социальной поддержке граждан, проживающих на территориях входящих в зону наблюдения Балаковской атомной электростанции на 2010 год».

В течение всего 2013 года Губернатор, Правительство и Общественная палата Саратовской области занимались решением проблемы. В октябре 2013 года в Парламентском центре облдумы состоялась рабочая группа по вопросу возврата льготы. Рассмотрен законопроект Саратовской облдумы о внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов». В частности, проектом закона было предусмотрено, что организации, вошедшие в перечень особо опасных объектов, при формировании централизованных средств, включая себестоимость продукции, независимо от источника их оплаты, должны отчислять 1% от себестоимости реализуемой продукции на финансирование мероприятий по социальной защите населения, проживающего на прилегающей к особо опасным объектам территории. В том числе и на компенсацию населению 50% платы за пользование электроэнергией.

По итогам проведенных совещаний, 28 апреля 2022 года в адрес администрации Балаковского муниципального района поступил вопрос Фонда содействия развитию муниципальных образований с целью получения информации о сумме затрат на компенсацию 20% стоимости электроэнергии для населения, проживающего в 30-километровой зоне наблюдения АЭС.

В связи с тем, что дефицит регионального и местного бюджетов не позволял предоставлять населению данную меру социальной поддержки, для решения вопроса в целях возобновления предоставления льготы по оплате коммунальных услуг по электроснабжению гражданам района, администрация Балаковского муниципального района в 2013 году вышла с законодательной инициативой к депутатам Саратовской областной думы по вопросу возвращения льготы гражданам района.