Крупные Сделки Бюджетных Учреждений

Таким образом, для расчета размера крупной сделки используется величина балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, которая отражена по строке 350 графы 10 Баланса (ф. 0503730) и включает остаточную стоимость объектов учета операционной аренды, отражаемых на счетах бухгалтерского учета 011100000 «Права пользования активами».

В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации состав бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений и порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (далее — Инструкция 33н).

Данный показатель включает в себя как показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов), так и показатели финансовых активов. К показателям стоимости нефинансовых активов относятся в том числе права пользования активами (остаточная стоимость).

Согласно части 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для бюджетного учреждения крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Для расчета размера крупной сделки используется величина балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, которая отражена по строке 350 графы 10 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и включает остаточную стоимость объектов учета операционной аренды, отражаемых на счетах бухучета 011100000 «Права пользования активами».

Крупные сделки бюджетных учреждений

Письмо Минфина РФ от 25.03.2022 N 02-07-10/17076, Решение ФАС РФ от 02.06.2022 по делу N К-892/16.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Например, п. «е» ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.

Еще один важный вопрос: как оценивать стоимость имущества, распорядиться которым планирует БУ? Какая это должна быть стоимость, в Законе прямо не говорится, но на практике речь идет о рыночной стоимости имущества, что находит свое отражение в правилах согласования учреждениями совершения крупных сделок со своими учредителями (см. ниже).

Также в рассматриваемых правилах обозначен случай, когда условия крупной сделки меняются уже в ходе ее осуществления. Исходя из ст. 95 Закона о контрактной системе при необходимости изменения ранее согласованной комиссией крупной сделки по инициативе заказчика-учреждения в процессе исполнения контракта в связи с увеличением или уменьшением объема ТРУ, предусмотренного соответствующим контрактом, учреждение предварительно представляет в Управление информатизации обращение с технико-экономическим обоснованием необходимости изменения существенных условий контракта, проект дополнительного соглашения с соответствующими приложениями. Комиссия рассматривает обращение учреждения о согласовании заключения дополнительного соглашения об увеличении или уменьшении объема ТРУ по договору в срок, не превышающий пять дней.

  1. Предмет сделки.
  2. Цель сделки.
  3. Вид сделки.
  4. Сумма сделки.
  5. Предполагаемая дата заключения договора(ов) по сделке (с расшифровкой по каждому договору).
  6. Срок исполнения договора(ов) сторонами (с разбивкой по каждому договору).
  7. Сопутствующие расходы по сделке.
  8. Источник финансирования сделки.
  9. Форма и размер обеспечения исполнения обязательств по сделке, если сделка предусматривает обеспечение.
  10. Перечень имущества, передаваемого в качестве залога, с указанием балансовой стоимости на последнюю отчетную дату и рыночной стоимости (при наличии обеспечения сделки в виде залога).
  11. Порядок выбора контрагента (прямой договор или конкурсная процедура) с разбивкой по каждому договору.
  12. Наименование предполагаемого контрагента (данные приводятся на основе мониторинга рынка).
  13. Иные условия сделки (указываются при их наличии).
  14. Общий объем просроченной дебиторской задолженности учреждения (на дату составления заявки), в том числе по налогам и сборам.
  15. Общий объем просроченной кредиторской задолженности учреждения (на дату составления заявки), в том числе по заработной плате, по налогам и сборам.
  16. Балансовая стоимость активов (на последнюю отчетную дату).

Отдельно отметим: когда учреждение само реализует ТРУ на платной основе, такая сделка под определение крупной сделки не подпадает, поскольку никакими своими денежными средствами учреждение здесь не распоряжается . И это важный вывод для тех БУ, которые не только проводят закупочные процедуры по Закону о контрактной системе для собственных нужд, но и выступают сами в роли участников закупок по данному Закону, так как согласно ему в составе заявок на участие в закупке может требоваться решение об одобрении крупной сделки участника закупки в случаях, установленных законодательством . Но вот если БУ использует крупные денежные средства в качестве обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта (фактически они становятся залогом), такое распоряжение денежными средствами уже может подпадать под определение крупной сделки.

С начала 2022 года поменялись нормы, связанные с заключением крупных сделок. В частности, изменился порядок оспаривания. Процедуру эту можно проводить только в том случае, если есть все необходимые условия. Если нет хотя бы одного из перечисленных условий, инициировать оспаривание бессмысленно. Судебный орган просто отклонит иск. Рассмотрим все эти условия:

Сделкой будут являться заем, кредитование, залог.
Крупной сделкой будут считаться операции с объектами, стоимость которых равна более 25% от балансовой стоимости активов АО. Информация для анализа берется из отчетности на заключительную дату периода.

К заявлению нужно приложить подтверждающие документы. В частности, это бумага о том, что истец владеет 1% и более голосов от общего числа. Таким документом может стать выписка из ЕГРЮЛ, перечень участников ООО. К заявлению также рекомендуется приложить эти бумаги:

Для аннулирования крупной сделки необходимо составить иск. Основанием для признания операции недействительной будет статья 173.1 ГК РФ, пункт 4 статьи 46 ФЗ «Об ООО». Ответчиком будет являться ООО и его контрагенты. Для оспаривания нужно доказать наличие этих обстоятельств:

  • Операции в границах стандартной хозяйственной деятельности. К примеру, ООО приобрела технику, которая нужна для работы с последующим извлечением прибыли. Это также займы на текущие потребности. Стандартность операции не определяется лицензиями общества на какое-либо направление деятельности. Обычность ее нужно устанавливать в каждом конкретном случае.
  • Часть уставного капитала перешла к ООО.
  • Произошел переход прав на собственность в рамках реорганизации.
  • Публичные соглашения на типовых условиях.
  • Операции, обязательность совершения которых оговорена в законах. В рамках этих операций фигурируют установленные тарифы и стоимость.
  • Были куплены акции на основании обязательного предложения.
  • Операции, оформленные на основании предварительного соглашения.

Общественное обсуждение проектов приказов Минфина по внесению изменений в Инструкцию № 191н и № 33н будет происходить соответственно до 12 и 15 ноября 2022 года. Затем, при благополучном развитии событий, утвержденные приказы мы увидим, скорей всего, к середине декабря этого года.

Позиция, выраженная в названных письмах финансового ведомства, объясняется, в частности, тем, что иных показателей бухгалтерской отчетности, кроме строки 410 Баланса (ф. 0503730), отражающих общую стоимость активов учреждения, Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, не предусмотрено.

Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок , связанная с распоряжением денежными средствами , отчуждением иного имущества ( которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии , что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения , определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату , если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Правила одобрения сделки, если в обществе только один участник несколько иные. Когда этот участник выступает в качестве исполнительной власти, т.е. числится в качестве исполнительного или Генерального директора, то в таких случаях получать одобрение не нужно. Если этот человек не оформлен директором, то следует от его имени составить простое письменное разрешение.

  • установить величину активов на дату, что предшествует сделке;
  • если показатель превысит 25%, тогда возникает необходимость в более подробном анализе;
  • определяют причинно-следственные связи по имуществу компании;
  • изучают, нет ли взаимосвязи между иными соглашениями, что заключались по данному направлению;
  • уточняют непричастность сделки к обычным.

Решение об одобрении крупной сделки: правила и порядок оформления

Крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), объектом которой является имущество (отчуждаемое либо приобретаемое), с оценочной стоимостью, составляющей более 25% от общей стоимости всех активов организации. В качестве суммы стоимости активов на балансе используются сведения из отчетов бухгалтерии за последний отчетный период, что регламентируют ст. 78 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 46 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

  • Унитарным предприятием (согласно ст. 23 161-ФЗ) сделка может быть признана крупной при условии, что сумма ее больше 5 млн рублей, либо 10% (и более) от его уставного фонда. У ГУП и МУП крупная сделка происходит исключительно с согласия собственника имущества, иначе она теряет статус законной.
  • Для бюджетных учреждений операции в отношении имущества, стоимость которого составляет больше 10% стоимости активов, находящихся на балансе организации, считаются крупной сделкой, если уставом учреждения не определен меньший размер (ст. 9.2 7-ФЗ). Решение принимается только с предварительного согласия органа, который осуществляет функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Если оно не получено, сделка недействительна. Решение оформляется для каждого конкретного аукциона. Форма согласования такой сделки законом не установлена, согласование осуществляется в произвольной форме.
  1. Указывать сумму сделки в Решении необходимо с помощью цифр, а также прописью. При этом закладывается большая сумма с практически неограниченным лимитом. Это делается для того, чтобы избавить документ от исправлений перед очередным аукционом. Верхнего потолка не существует, а потому в документе прописывали сумму даже в миллиард рублей. Главное – конкретика, вариант «неограниченно рублей 00 копеек» не корректен, что приведёт к отклонению заявки и возвращению на исправление.
  2. Поскольку все виды закупок согласно 44-ФЗ проводятся в электронной форме, в одобрении сделки помимо электронных торгов, должны быть прописаны абсолютно все виды закупочных процедур.
Интересное:  Как обжаловать штраф в суде за парковку

В редких случаях встречается требование оформлять Решение на конкретную сделку, которую планируется заключить по итогам закупки, или сумма сделки должна быть прописана по установленной Заказчиком форме. Потому так важно внимательно изучать условия, а также тщательно проверять документы перед отправкой и вовремя корректировать их (до регистрации заявки на участие).

В самом документе в обязательном порядке прописывается такой пункт: «В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждается путем подписания документа всеми участниками общества, присутствовавшими на собрании».

5.5. Решение о согласовании обращения организации, о направлении официального запроса либо об отказе в согласовании сделки должно быть направлено Агентством в адрес организации не позднее чем через тридцать календарных дней со дня его регистрации в Агентстве.

1. Настоящее Положение разработано в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» (далее — Постановление N 739), постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» и определяет последовательность действий Федерального агентства связи при рассмотрении вопросов о согласовании крупных сделок, планируемых к заключению в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ).

3. В целях осуществления условий, указанных в пункте 2 настоящего Положения, и принятия обоснованных решений в Федеральном агентстве связи (Агентство) анализируются документы и сведения, представляемые подведомственными Агентству федеральными государственными унитарными предприятиями (далее — предприятия, ФГУП) и федеральными государственными бюджетными учреждениями (далее — учреждения, ФГБУ), совместно именуемые — организации.

1. Утвердить Положение о порядке согласования крупных сделок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства связи, при осуществлении закупок в рамках Федеральных законов от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

в) обоснование и способ выбора закупочной процедуры или контрагента (в случае заключения расходной сделки с единственным поставщиком). В случае осуществления закупки в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ обязательна ссылка на соответствующий раздел Положения о закупке организации, действующего в период проведения закупки;

Решение об; одобрении крупной сделки: когда требуется и; как его подготовить

Крупной считается сделка, связанная с приобретением или отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25 % и больше от балансовой стоимости активов предприятия. Стоимость активов определяют по бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (см ст. 78 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 46 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной отвественностью»).

Решение прикладывается к заявлению при регистрации поставщика в ЕИС, но между порталом и площадками бывают проблемы с интеграцией и не все документы передаются сразу в личный кабинет ЭТП. Поскольку Решение требуется в каждой закупке, лучше подстраховаться и продублировать документы во второй части заявки.

В течение 2022 года все участники госзакупок должны были пройти регистрацию в Единой информационной системе (далее — ЕИС). После регистрации в ЕИС документы передаются в личные кабинеты федеральных площадок автоматически без дополнительной проверки. Таким образом, если у вас в Решении есть ошибка, выяснится это не в момент регистрации в ЕИС, а когда вашу заявку отклонят по этому основанию. Поэтому к подготовке всех документов следует подходить максимально ответственно.

До 2022 года все участники госзакупок проходили аккредитацию отдельно на каждой федеральной площадке. При этом площадки всегда тщательно проверяли документы. Если Решение о сумме было составлено некорректно, оператор отклонял заявление и указывал конкретную ошибку в документе. После этого участник его редактировал и заново подавал заявку на аккредитацию.

  1. Решение о согласии на совершение крупной сделки принимает общее собрание участников общества. Если общество состоит из единственного участника, он принимает Решение единолично.
  2. Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ. Если в ООО несколько учредителей, Решение общего собрания принимается большинством. Есть два варианта оформления такого протокола: заверить его нотариально или самостоятельно, но в строгом соответствии с ч.4 статьи 181.2 Гражданского Кодекса РФ.

Крупные Сделки Бюджетных Учреждений

В соответствии с Указом Президента РФ от 15.05.2022 N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и Положением о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2022 N 682 , Минобрнауки России осуществляет функции и полномочия учредителя образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных Минобрнауки России, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями.

В соответствии с указанным пунктом Закона N 7-ФЗ крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Согласно статье 14 Закона N 174-ФЗ крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

При этом предварительному согласованию с учредителем подлежит сумма вознаграждения за предоставление банковских гарантий (без учёта суммы самих банковских гарантий) в случае ее превышения 10 процентов балансовой стоимости активов, уплачиваемой бюджетным учреждением гаранту по договору банковской гарантии,

В этой связи заключение бюджетным учреждением договора (контракта) по результатам конкурентных процедур, проводимых в соответствии с Законом N 44-ФЗ, на поставку этим учреждением товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика не является сделкой по распоряжению денежными средствами или распоряжению имуществом и, соответственно, не может являться крупной сделкой.

Обратите внимание, что учреждение имеет право самостоятельно признать сделку недействительной в такой ситуации. Однако, по нормам действующего законодательства, стороны недействительной сделки обязаны вернуть или возместить все активы, деньги и имущество, переданные при исполнении условий контракта.

Бюджетники, в свою очередь, обременены дополнительными обязательствами перед государством, а это значит, что оформление и проведение крупной сделки несколько отличается от алгоритма для коммерческих структур. Но как одобрить крупную сделку в бюджетном учреждении?

  • технико-экономическое обоснование;
  • проект договора об осуществлении крупной сделки;
  • мотивированное обоснование контрагента, выбранного на основании проведенного анализа рынка;
  • отчет об оценке рыночной стоимости имущества (не старше 3 месяцев с момента утверждения отчета).

Итак, чтобы получить одобрение, потребуется направить соответствующий пакет документов в адрес органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Обратите внимание, что данный орган должен быть наделен соответствующими полномочиями, в противном случае придется перенаправлять обращение за одобрением в вышестоящие структуры.

Для договоров, совершаемых в рамках принятой уставом хозяйственной деятельности, тоже необходимо одобрение. Как правило, оно содержит ограничение по сумме. Максимальная сумма такой операции не ограничивается законом, но у собственника должно быть понимание ее предела.

Так как оформление данного решения происходит на основании специального собрания, то легитимность принятого решения может быть доказана на основании составленного протокола такого собрания. Чтобы такой протокол имел юридическую силу, потребуется в нем отразить следующие сведения:

Одним из направлений, которое реализуется на территории всей Российской Федерации с целью защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков, следует считать введение обязательного требования о необходимости предоставления потенциальным исполнителем документов, подтверждающих возможности проведения крупных сделок. Такие документы относятся к группе документов, одобряющих крупную сделку.

  • о тех взаимосвязанных сделках или одной сделке, которые возможно осуществить организации;
  • выгодоприобретатель по такой сделке (то есть юридическое лицо, с которым будет происходить заключение контракта). Однако информация о нем не указывается в том случае, если на момент составления согласия на проведение крупной сделки получить информацию о том, кто это будет, невозможно;
  • цена сделки или общая сумма всех сделок, которые должны подпасть под одобрение;
  • предмет одной сделки или нескольких сделок, которые подпадают под одобрение;
  • другие наиболее важные сведения, например, способ определения потенциального исполнителя.

Под крупной сделкой следует понимать такую сделку, которая выходит за пределы традиционно осуществляемой хозяйственной деятельности конкретного юридического лица: чаще всего это деятельность о продаже акций или имущества юридического лица, если такая сделка может существенным образом изменить экономическое положение такого юридического лица.

В каждом из перечисленных случаев необходимо осуществлять обсуждение совершаемой или потенциальной крупной сделки в кругу руководителей или с тем государственным или муниципальным органом, который является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств для такого юридического лица.

Понятие крупной сделки

Для бюджетных и автономных учреждений крупной сделкой признается сделка, превышающая 10% балансовой стоимости активов (если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки), связанная (ст. 14 Федерального закона N 174-ФЗ, п. 13 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ):

Обратите внимание! Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Федеральным законом N 174-ФЗ (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

  • с распоряжением денежными средствами;
  • с привлечением заемных денежных средств (только у автономных учреждений);
  • с отчуждением имущества (которым в соответствии с законами бюджетное и автономное учреждения вправе распоряжаться самостоятельно);
  • с передачей такого имущества в пользование или залог.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Федеральным законом N 7-ФЗ (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Кроме того, у учреждений, получающих имущество на основании договоров аренды и (или) безвозмездного пользования, показатель актива баланса может увеличиться на показатель остаточной стоимости прав пользования активами (показатель счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» за минусом показателя счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами»).

С 01.01.2022 государственные (муниципальные) учреждения вступили в долгосрочный период реформирования бюджетного (бухгалтерского) учета. Он продолжается и в текущем 2022 году. Новшества в учете затрагивают смежные вопросы. Так, крупная сделка рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности. А поскольку поменялись формы бухгалтерской отчетности, то и порядок расчета размера крупной сделки тоже изменился.

Специалисты финансового ведомства до 01.01.2022 указывали, что показатель балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения на конец отчетного периода отражается по строке 410 в графе 10 Баланса (ф. 0503730)*(3). Этот показатель до появления обновленных форм бухгалтерской отчетности представлял собой итоговый показатель актива баланса на конец отчетного периода, включая данные расчетов с учредителем. Получается, что ранее при расчете размера крупной сделки не учитывалась остаточная стоимость недвижимого и особо ценного движимого имущества учреждений, которым учреждения не вправе распоряжаться самостоятельно.

Обратим также внимание на то, что с 01.01.2022 вступил в силу Стандарт «Доходы»*(4). С учетом положений данного Стандарта у учреждений может значительно увеличиться показатель дебиторской задолженности, учитываемой на счете 0 205 00 000 «Расчеты по доходам». Ведь теперь многие доходы (в частности, доходы в виде субсидий) подлежат учету в качестве доходов будущих периодов.

Автономные учреждения вправе совершать крупные сделки только с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения. Это происходит следующим образом. Руководитель автономного учреждения направляет предложение о совершении крупной сделки председателю наблюдательного совета автономного учреждения. А наблюдательный совет рассматривает поступившее предложение в течение пятнадцати календарных дней с момента его поступления, если уставом не предусмотрен более короткий срок.

Порядок предварительного согласования совершения подведомственным Росархиву федеральным бюджетным учреждением крупных сделок

Сделка или несколько взаимосвязанных сделок, совершаемые подведомственным Росархиву федеральным бюджетным учреждением (далее – учреждение), по распоряжению денежными средствами, отчуждению имущества (которым в соответствии с законодательством Российской Федерации учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также передача такого имущества в пользование или в залог считается крупной сделкой при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Если для принятия решения о предварительном согласовании крупной сделки требуются дополнительные материалы и/или разъяснения, отдел финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива направляет в учреждение запрос об их представлении.

Для получения предварительного согласия на совершение крупной сделки учреждение направляет в Росархив письменное обращение, подписанное директором учреждения (лицом, исполняющим его обязанности) или лицом, уполномоченным совершать действия от его имени по доверенности, которое должно содержать следующую информацию:

Настоящий Порядок предварительного согласования совершения подведомственным Росархиву федеральным бюджетным учреждением крупных сделок (далее – Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 19, ст. 2291) в целях повышения эффективности управления закрепленного за ним федеральным имуществом и усиления ответственности его руководителя.

Поступившее в Росархив в письменном виде обращение рассматривается отделом финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива, который готовит мотивированное заключение о возможности его согласования (либо отказе в согласовании) и проект соответствующего решения Росархива, согласованный в зависимости от специфики сделки с соответствующими структурными подразделениями Росархива и курирующим заместителем руководителя Росархива.

Если для принятия решения о предварительном согласовании крупной сделки требуются дополнительные материалы и/или разъяснения, отдел финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива направляет в учреждение запрос об их представлении.

Сделка или несколько взаимосвязанных сделок, совершаемые подведомственным Росархиву федеральным бюджетным учреждением (далее – учреждение), по распоряжению денежными средствами, отчуждению имущества (которым в соответствии с законодательством Российской Федерации учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также передача такого имущества в пользование или в залог считается крупной сделкой при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Настоящий Порядок предварительного согласования совершения подведомственным Росархиву федеральным бюджетным учреждением крупных сделок (далее – Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 19, ст. 2291) в целях повышения эффективности управления закрепленного за ним федеральным имуществом и усиления ответственности его руководителя.

Поступившее в Росархив в письменном виде обращение рассматривается отделом финансово-экономической работы и организации государственных закупок Росархива, который готовит мотивированное заключение о возможности его согласования (либо отказе в согласовании) и проект соответствующего решения Росархива, согласованный в зависимости от специфики сделки с соответствующими структурными подразделениями Росархива и курирующим заместителем руководителя Росархива.

Для получения предварительного согласия на совершение крупной сделки учреждение направляет в Росархив письменное обращение, подписанное директором учреждения (лицом, исполняющим его обязанности) или лицом, уполномоченным совершать действия от его имени по доверенности, которое должно содержать следующую информацию:

Инструкция: проверяем решение об одобрении крупной сделки

Так, к примеру, балансовая стоимость активов на отчетную дату может составлять 500 000 рублей, а следовательно, для этого учреждения крупным будет считаться любой договор стоимостью 50 000,01 рублей и выше. Иными словами, такой организации придется согласовывать с учредителем буквально каждый шаг.

Бюджетники, в свою очередь, обременены дополнительными обязательствами перед государством, а это значит, что оформление и проведение крупной сделки несколько отличается от алгоритма для коммерческих структур. Но как одобрить крупную сделку в бюджетном учреждении?

Поставщик предоставляет решение об одобрении сделок на электронных площадках в составе основного пакета документов еще на этапе регистрации и получения статуса аккредитованной компании. Проверить, соответствует ли документ требованиям, поможет образец решения об одобрении по 44-ФЗ. В конце статьи вы найдете несколько примеров для различных организаций.

Бюджетной организации, которая выступает заказчиком закупки, важно знать, что предложения, поступающие в ходе процедуры, согласованы с исполнительными органами поставщика (собрание учредителей, совет директоров и т. д.). Такое требование обусловлено тем, что заказчику важно понимать, что крупная сделка, которая оказывается за рамками обычной хозяйственной деятельности, не приведет исполнителя к банкротству и срыву государственного контракта. Говоря по-простому, бюджетной организации нужно подтверждение, что участник может исполнить дорогой контракт.

Итак, чтобы получить одобрение, потребуется направить соответствующий пакет документов в адрес органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Обратите внимание, что данный орган должен быть наделен соответствующими полномочиями, в противном случае придется перенаправлять обращение за одобрением в вышестоящие структуры.

Пленум Верховного суда о крупных сделках: как его применяют на практике

Крупной могут считать не только одну сделку, но и ряд взаимосвязанных сделок в целом. Как их определить, говорится в п. 14 постановления Пленума. О том, что сделки взаимосвязаны, могут говорить единая хозяйственная цель при заключении сделок, консолидация всего имущества у одного лица, непродолжительный период между несколькими сделками.

Любая сделка общества считается совершенной в пределах обычной хозяйственной деятельности [а не крупной], пока не доказано иное, говорится в п. 9 Постановления Пленума № 27. Это разъяснение нашло применение в деле № А34-11207/2022, где участник управляющей компании «Дом» Сергей Забава требовал признать недействительным соглашение о переуступке долга. Его 1 мая 2022 года заключили УК «Дом», УО «Риск ЖЭУ» и «Шуховской полигон ТБО». «Риск ЖЭУ» – это прежняя управляющая компания нескольких многоквартирных домов в Кургане, которая обанкротилось. Раньше она платила «Шуховскому полигону ТБО» за вывоз твердых бытовых отходов. УК «Дом» – новая управляющая организация, которая заключила свой договор с «Шуховским полигоном». Кроме того, она обязалась отвечать за долги старой управляющей компании в размере 279 537 руб. Это и было написано в соглашении о переуступке долга, которое оспаривал участник УК «Дом» Забава (одновременно был участником обанкротившейся компании «Риск ЖЭУ»).

Но АС Дальневосточного округа указал на ошибки в решениях нижестоящих инстанций. Согласно Постановлению Пленума ВС № 27, балансовая стоимость активов устанавливается на основании годовой бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская справка, которой руководствовались суды, не отражает состав и стоимость всех активов общества, отметила кассация в своем постановлении. Кроме того, справка не относится к документам, которые подтверждают балансовую стоимость активов общества. С такими выводами АС ДВО отправил дело на пересмотр.

Он указывал, что участники не одобряли эту сделку, хотя она считается крупной и должна была быть одобрена. Она носит безвозмездный характер и не относится к сделкам в процессе обычной хозяйственной деятельности, обращал внимание участник. Две инстанции согласились, что материалы дела подтверждают необходимость признать сделки недействительными. 18-й ААС также отметил, что «Шуховской полигон ТБО» – монополист. Он знал о том, что сделка крупная, и согласился оказывать услуги только при условии перевода долга, а это недобросовестное поведение.

«Водолазная компания» одержала победу в двух инстанциях. Рыночная стоимость прав и обязанностей по договору аренды, согласно отчету, составила 22,2 млн руб. Согласно бухгалтерской справке, стоимость участка и основных средств оценивалась в 9,6 млн руб. Из этого суды сделали вывод, что сделка крупная, и признали допсоглашение недействительным.

В соответствии с ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

  • о тех взаимосвязанных сделках или одной сделке, которые возможно осуществить организации;
  • выгодоприобретатель по такой сделке (то есть юридическое лицо, с которым будет происходить заключение контракта). Однако информация о нем не указывается в том случае, если на момент составления согласия на проведение крупной сделки получить информацию о том, кто это будет, невозможно;
  • цена сделки или общая сумма всех сделок, которые должны подпасть под одобрение;
  • предмет одной сделки или нескольких сделок, которые подпадают под одобрение;
  • другие наиболее важные сведения, например, способ определения потенциального исполнителя.

В соответствии с п. 5 «Порядка применения классификации операций сектора государственного управления», утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.11.2022 № 209н (далее Порядок) кодам КОСГУ присваиваются уникальные коды, сформированные с применением буквенно-цифрового ряда: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, K, S, T, Z.

Для расчета размера крупной сделки используется величина балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, которая отражена по строке 350 графы 10 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и включает остаточную стоимость объектов учета операционной аренды, отражаемых на счетах бухучета 011100000 «Права пользования активами».

Информация об объеме отложенных обязательств в отчетности начиная с 2022 года должна отражаться в составе Отчета об обязательствах учреждения (форма 0503738) в строке 911. Учитывая данное обстоятельство, желательно ежеквартально (перед составлением отчетности) проводить анализ отраженных в учете отложенных обязательств (резервов) и их доначисление (корректировку). В противном случае данные отчетности могут быть признаны недостоверными.

Законодатель обращает внимание на то, что в случае, когда на момент оформления сделки годовая отчетность за финансовый год, предшествующий году предполагаемой сделки, еще не готова, то есть находится на стадии составления (принятия, проверки), критерий отнесения сделки к крупной необходимо рассчитывать по данным последней официальной отчетности.

Оба указанных закона устанавливают порог крупной сделки (или нескольких взаимосвязанных сделок) в размере 10 % балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного или автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) – возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ).

Письмом Минфина РФ от 21.02.2022 № 02 06 05/11188 еще раз подтверждается, что размер крупной сделки в 2022 году следует определять по тем же правилам, что и ранее, но с учетом новой формы баланса (ф. 0503730). При этом уставом бюджетного или автономного учреждения может быть установлен меньший размер крупной сделки.

Ограничение возможности самостоятельно заключать договор, контракт, цена которого превышает определенный порог (крупная сделка), установлено п. 13 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 14, 15 Федерального закона от 03.11.2006 № 174 ФЗ «Об автономных учреждениях». Бюджетное учреждение может совершить крупную сделку в 2022 году только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономное – с предварительного одобрения крупной сделки наблюдательным советом автономного учреждения. Предметом сделки при этом является:

Крупная сделка для бюджетного учреждения в 2022 году

Ограничение возможности самостоятельно заключать договор, контракт, цена которого превышает определенный порог (крупная сделка), установлено п. 13 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 14, 15 Федерального закона от 03.11.2006 № 174 ФЗ «Об автономных учреждениях». Бюджетное учреждение может совершить крупную сделку в 2022 году только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономное – с предварительного одобрения крупной сделки наблюдательным советом автономного учреждения. Предметом сделки при этом является:

Отмечено, что в случае оформления сделки бюджетным учреждением в начале финансового года в период, когда годовая отчетность за предшествующий год находится на стадии составления, расчет критерия отнесения сделки к крупным целесообразно осуществить по данным последней официальной отчетности. С этой целью используются показатели Баланса, сформированного по форме до внесения изменений указанным приказом Минфина России и представленного в составе официальной отчетности на последнюю отчетную дату.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетным учреждением минимальная величина крупной сделки должна определяться исходя из показателя строки 410 графы 10 Баланса (ф. 0503730), то есть без учета остаточной стоимости особо ценного имущества.

Соответственно бюджетное учреждение вправе участвовать в хозяйственных обществах для достижения целей, ради которых она создана и в соответствии с указанными целями, при условии, что такая деятельность (участие в хозяйственных обществах) прямо указана в его учредительных документах.

Порядок расчета размера крупной сделки в 2022 году аналогичен порядку, применяемому в 2022 году. Для расчета критерия отнесения сделки к крупным в целях обоснования необходимости ее согласования используется показатель Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), представленного и принятого в составе официальной отчетности на последнюю отчетную дату. Приказом Минфина России от 30 ноября 2022 года установлена форма указанного Баланса, но не регламентирован порядок расчета размера крупной сделки.

Как рассчитать сумму крупной сделки в 2022 году бюджетному учреждению: обновленная информация, советы

В случае, если бюджетное (автономное) учреждение не выполнит требования по согласованию (одобрению) крупной сделки, то такая сделка может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя. Для признания сделки недействительной нужно будет доказать, что другая сторона о сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения).

Автономные учреждения вправе совершать крупные сделки только с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения. Это происходит следующим образом. Руководитель автономного учреждения направляет предложение о совершении крупной сделки председателю наблюдательного совета автономного учреждения. А наблюдательный совет рассматривает поступившее предложение в течение пятнадцати календарных дней с момента его поступления, если уставом не предусмотрен более короткий срок.

) может быть выше двадцати пяти процентов балансовой стоимости юридического лица за предыдущий финансовый год (определяется на основании составленного бухгалтерского баланса для унитарных предприятий и бюджетных организаций, принимающих участие в закупочных мероприятиях) либо более тридцати процентов от стоимости уставного капитала (в случае, если речь идет об акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью).

В каждом из перечисленных случаев необходимо осуществлять обсуждение совершаемой или потенциальной крупной сделки в кругу руководителей или с тем государственным или муниципальным органом, который является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств для такого юридического лица.

Для расчета размера крупной сделки используется величина балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, которая отражена по строке 350 графы 10 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и включает остаточную стоимость объектов учета операционной аренды, отражаемых на счетах бухучета 011100000 “Права пользования активами”.