Закон От 26072022 214-Ф Об Изменении Ст 155 И Ст 162 С Комментариями

Жилищное законодательство не лишает ресурсоснабжающую организацию права привлекать третьих лиц для совершения юридических и фактических действий по взысканию задолженности за оказанные коммунальные услуги и не запрещает правовые конструкции, в том числе агентские договоры, направленные на сбор денежных средств, при которых ресурсоснабжающая организация не выбывает из правоотношений. Круг лиц, с которыми ресурсоснабжающая организация вправе заключать такие договоры, также не ограничен.

Федеральным законом от 26 июля 2022 г. N 214-ФЗ «О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Федеральный закон N 214-ФЗ) статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) дополнена частью 18, устанавливающей, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным.

Гражданское законодательство определяет ряд признаков уступки права (требования), одним из которых является правопреемство нового кредитора после передачи первоначальным кредитором прав (требований). Право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права (пункт 1 статьи 384 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)). Первоначальный кредитор при этом лишается всех прав на переданные обязательства, выбывая из правоотношений.

Вновь введенная норма пункта 18 статьи 155 ЖК РФ направлена на социальную защиту прав граждан, поскольку уступка прав требований непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг лишает граждан возможности установления законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору.

В то же время агентский договор — это соглашение об оказании услуг, на основании которого одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (статья 1005 ГК РФ). Агент может лишь выполнять ряд порученных ему действий, совершаемых в интересах кредитора. Ответственность за действия, направленные на истребование задолженности при этом несет профессиональный участник рынка жилищно-коммунальных услуг.

«18. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным. Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

а) часть 15 дополнить предложением следующего содержания: «При этом наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.»;

19. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами или вновь выбранная, отобранная или определенная управляющая организация, созданные товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, иная ресурсоснабжающая организация, отобранный региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны уведомить в письменной форме собственника помещения в многоквартирном доме и нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, у которых имеется просроченная задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, об уступке права (требования) по возврату такой задолженности вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанные собственник и наниматель вправе не исполнять обязательство по погашению просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами до предоставления им уведомления об уступке права (требования) по возврату такой задолженности.»;

2) часть 1 статьи 162 дополнить предложением следующего содержания: «Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.».

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2007, N 1, ст. 14; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2776; 2010, N 31, ст. 4206; 2011, N 23, ст. 3263; 2012, N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1646; N 52, ст. 6982; 2022, N 30, ст. 4218, 4256, 4264; 2022, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3967; N 45, ст. 6208; 2022, N 27, ст. 4288; 2022, N 1, ст. 69; N 15, ст. 2030) следующие изменения:

Два шага назад из колонии

Одновременно Минюст предлагает увеличить срок, который осужденному за особо тяжкое преступление необходимо отбыть для перевода на принудительные работы — с половины наказания до двух третей. Таким образом, «сроки для возможности обращения с ходатайством об УДО и о замене наказания уравниваются», указывает руководитель юридического департамента «Руси сидящей» (НКО внесена в реестр иностранных агентов) Ольга Подоплелова.

«Сейчас для них нет дискриминационных положений по переводу из колонии строгого режима в колонии-поселения,— пояснил правозащитник.— Есть более строгие нормы для УДО — три четверти срока. А теперь ещё и сроки перевода «на поселок» ужесточили. Если они не допускают дисциплинарных нарушений, работают, получают поощрения, то почему они должны оказываться в таком положении?» Господин Левинсон считает, что изменения, которые ухудшают положение осужденных, «ничем не мотивированы». Пакет поправок в целом характеризует как «шаг вперед, два шага назад».

Также Минюст предлагает сократить для осужденных за особо тяжкие преступления срок, после которого станет возможным перевод из колонии строгого режима в колонию-поселение, с двух третей до половины. Но по ряду преступлений — в их числе преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних либо связанные с незаконным оборотом наркотиков, террористической деятельностью, организацией преступного сообщества и участием в нем — срок увеличивается с половины до двух третей.

Минюст разработал ряд предложений для гуманизации отбывания наказания осужденными. Ведомство предлагает переводить больше заключенных на принудительные работы, облегчая им при этом возможность освобождаться условно-досрочно, а также разрешить переходить из колоний строгого режима в колонии-поселения. Тем не менее гуманизация «светит» не всем, положение некоторых категорий заключенных поправки фактически ухудшают. Прежде всего это касается лиц, осужденных за распространение наркотиков, а также за ряд экономических преступлений.

Поправки в законодательство об отбывании наказания глава Минюста Константин Чуйченко анонсировал в июне. Это было сделано на фоне дискуссии о необходимости шире использовать осужденных на различных работах, заменив ими трудовых мигрантов. Для этого предполагалось шире применять принудительные работы как вид уголовного наказания, в том числе и в порядке замены лишения свободы. Сами заключенные встретили идею без энтузиазма. Дело в том, что при переходе на принудительные работы необходимый для УДО срок обнуляется и начинает отсчитываться заново — не с первого дня наказания, а с момента его замены.

ВС указал, что суды не установили юридически значимых обстоятельств, связанных с принятием жилищной инспекцией решения в отношении УК об исключении сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, предусмотренным ч. 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 ст. 198 ЖК. Суды отклонили без указания мотивов доводы УК об иных фактических и правовых основаниях и порядке прекращения деятельности по управлению МКД, соблюдении истцом как лицензиатом необходимых требований действующего жилищного законодательства, включая нормы о лицензировании. ВС отметил, что обосновывающие процессуальную позицию истца доказательства, имеющиеся в деле, не были исследованы и оценены судами в полном объеме, в содержании обжалуемых судебных актов отсутствуют результаты такой оценки.

Судебная коллегия обратила внимание, что, принимая во внимание положения ч. 6 ст. 162 ЖК, когда одна из сторон (в данном случае управляющая компания) заявила о прекращении договора по окончании срока его действия, такой договор не считается продленным. При прекращении договора в связи с истечением (окончанием) срока его действия сторона, не желающая пролонгировать договор, обязана уведомить другую сторону об этом, в том числе направить данную информацию в орган государственного жилищного надзора и орган местного самоуправления.

«Дерсу» обратилась в Арбитражный суд Приморского края, который согласился с позицией жилищной инспекции о том, что в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства до дня наступления названных обстоятельств, указанных в ч. 3 ст. 200 ЖК РФ. Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции без изменений.

В этом случае, заметил ВС, согласно ч. 10 ст. 162 ЖК управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора обязана передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы, предметы и информацию, необходимые для эксплуатации и управления, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу либо собственнику помещения.

Верховный Суд обратил внимание, что с 12 января 2022 г. назначение «временной» (на срок не более года) управляющей организации осуществляется согласно Правилам определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденным Постановлением Правительства от 21 декабря 2022 г. № 1616.

Интересное:  Сколько Платят Детские До 16 Лет В Иркутской Области

Закон От 26072022 214-Ф Об Изменении Ст 155 И Ст 162 С Комментариями

26 июля 2022г. вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2022 № 214-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Согласно дополнениям, теперь управляющая организация, ТСЖ, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным.

Вновь выбранная (назначенная) управляющая организация (ТСЖ/ РСО) при заключении договора уступки права требования задолженности в течение десяти дней с момента его заключения обязаны уведомить об этом в письменной форме собственника помещения в многоквартирном доме, нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, у которых имеется просроченная задолженность и в отношении которых заключен такой договор.

Законом также была дополнена ч.1 ст.162 ЖК РФ о договоре управления МКД, в частности указано, что каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.

Кроме того, изложена в новой редакции часть 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2022 года № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», согласно которой закон больше не распространяет свое действие на случаи передачи полномочий по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности.

  1. «Средство неисполнения действующего жилищного законодательства» — в действующем жилищном законодательстве не запрещено заключение договоров на оказание услуг по взысканию задолженности, а запрещена только уступа права. Зачем же называть заключение договоров на оказание юридических услуг «средством неисполнения закона»?((
  2. Что такое «злоупотребление правами и законными интересами граждан»? Просто сам факт взыскания с должников – это злоупотребление интересами должников?

Представим, что я работаю с ТСЖ, заключаю соглашение на оказание юридических услуг, в частности, на взыскание просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги с собственника. Теперь это будет ничтожной сделкой? Как теперь этому ТСЖ взыскивать задолженность? Своими штатными работниками – юристами, бухгалтерами, работающими по трудовому договору? Но им тоже нужна доверенность, а ее выдача будет запрещена? И только председателю правления ТСЖ нет необходимости выдавать доверенности – он и будет лично подписывать заявления о вынесении приказов, исковых заявлений и ходить в суды.

В пояснительной записке указано: «Анализ правоприменительной и судебной практики показывает, что заключение посреднических договоров, в том числе агентских договоров и договоров комиссии с коллекторами и иными лицами, не являющимися специально уполномоченными участниками рынка жилищно-коммунальных услуг, является средством неисполнения действующего жилищного законодательства и приводит к злоупотреблениям и нарушениям прав и законных интересов граждан».

19 мая 2022 года был принят в первом чтении законопроект № 911636-7 «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в части запрета привлечения коллекторов к возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги)».

Сейчас есть запрет на уступку права (требования), а проектом добавляется запрет на заключение любых договоров, направленных на возврат просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также выдавать доверенности.

Комментарий к статье 155 ЖК РФ Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

8. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает, что органами управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или специализированного потребительского кооператива может быть предусмотрен любой порядок внесения членами этих некоммерческих организаций обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и с оплатой коммунальных услуг. Указанные некоммерческие организации вправе самостоятельно решать вопросы внесения платежей и взносов, вытекающие из отношений членства в них граждан и организаций, в частности, через отделения кредитных организаций, организации почтовой связи или наличными денежными средствами в кассу (ст. ст. 113, 137, 145 ЖК). Но товарищества и кооперативы не могут принимать решения о внесении платы за коммунальные услуги собственниками помещений напрямую ресурсоснабжающим организациям (см. комментарий к ч. 8 настоящей статьи).

С внесением Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 изменений в Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 294, у ресурсоснабжающих организаций прекратилось право требовать авансовой оплаты управляющими организациями тепловой энергии, газа, холодной и горячей воды, услуг водоотведения. Стороны договора управления могут согласовать авансирование или предварительную оплату, что актуально при необходимости внесения платы коммунальных услуг вперед, например, перед убытием в летние отпуска. При этом в договоре управления могут быть согласованы варианты внесения платы до наступления оплачиваемого месяца и оплаты в течение оплачиваемого месяца.

Обязанность предоставлять информацию необходимо отличать от права изменять размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Так, процедура установления тарифов, используемых для определения размера платы за коммунальные услуги, установлена ч. 2 ст. 157 ЖК РФ и ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в ред. ФЗ от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2006 г. Размер платы за содержание и ремонт жилья может как определяться на общем собрании собственников жилья (ч. 7 ст. 156 ЖК), так и регулироваться в установленных настоящим Кодексом случаях органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 156, ч. 4 ст. 158 ЖК; п. п. 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491).

Применение установленной ч. 14 комментируемой статьи пени осуществляется по решению лица, являющегося кредитором по денежному обязательству по внесению должниками платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Практика установления начала или приостановки начисления пеней органами местного самоуправления или органами государственной власти субъекта Российской Федерации не является правомерной.

6. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает особый порядок исполнения нанимателем жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, денежных обязательств по договорам социального найма и найма (коммерческого) (ч. 1 ст. 65, а также ст. 90 ЖК). Наниматели жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом. Управляющая организация может заключать договор управления многоквартирным домом только с собственниками помещений в таком доме, товариществом собственников жилья либо жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом (см. комментарий к ст. 162 ЖК), а в соответствии с действующим на момент написания комментария Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N 315, наниматель жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда не имеет договорных отношений с управляющей организацией. В этом случае управляющая организация обязана принять исполнение денежного обязательства за собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (ст. 313 ГК). При этом наймодатель отвечает перед управляющей организацией за неисполнение или ненадлежащее исполнение его обязательства нанимателями, на которых законом было возложено исполнение (ст. 403 ГК).

Управляющим компаниям, региональным операторам по обращению с ТКО, специализированным потребительским кооперативам, ресурсным организациям запрещено передавать коллекторским агентствам просроченную задолженность граждан по жилищно-коммунальным платежам. Заключенный в таком случае договор об уступке будет ничтожным.

Правило не касается ситуаций, когда долг уступают в адрес таких же организаций. Например, если выбрана новая управляющая компания. В этом случае должника надо письменно уведомить об уступке в течение 10 рабочих дней. До уведомления должник вправе не погашать долги.

8.1. Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключённого по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

1.1. В случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа.

  • 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
  • 2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьёй 157.2 настоящего Кодекса;
  • 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьёй 157.2 настоящего Кодекса;
  • 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией её обязательств по договору управления.
  • 1) в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет;
  • 2) в случаях, указанных в частях 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год, но не более чем три года;
  • 3) в случае, указанном в части 14 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не более чем три месяца.

2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьёй 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Федеральным законом от 26 июля 2022 г

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

Интересное:  Когда Наступают Льготы Ветеранам Труда

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

5. Мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба, —
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2022 N 323-ФЗ)


Статья 161. Грабеж
1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, —
наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

3. Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 29.11.2012 N 207-ФЗ)

2. Те же деяния, совершенные в крупном размере, —
(в ред. Федерального закона от 01.03.2012 N 18-ФЗ)
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
(в ред. Федерального закона от 01.03.2012 N 18-ФЗ)

3. Грабеж, совершенный:
а) организованной группой;
б) в особо крупном размере, —
(п. «б» в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
в) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ
наказывается лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

10. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги этой управляющей организации. Основанием внесения такой платы является договор управления, предусмотренный ст. 162 ЖК РФ (см. комментарий к названной статье). При этом по смыслу Кодекса собственник помещения обязан внести плату управляющей организации за все виды коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены исходя из имеющегося уровня благоустройства многоквартирного дома.

13. Часть 10 комментируемой статьи определяет порядок оплаты собственниками помещений в многоквартирном доме услуг и работ по содержанию и ремонту непосредственно самих принадлежащих им помещений, т.е. объектов, не являющихся частью общего имущества многоквартирного дома, плата за содержание и ремонт которых не регулируется ч. 2 ст. 154, а также ч. ч. 5 — 8 ст. 155 ЖК РФ. К таким услугам и работам, в частности, относятся проведение ремонта устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, и проведение текущего ремонта жилого помещения. Такие услуги и работы не являются предметом договора управления (см. комментарий к ст. 162 ЖК), а осуществляются и оплачиваются в соответствии с прямыми договорами, самостоятельно заключенными собственниками жилых и нежилых помещений с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Для заключения таких договоров не требуется принятия решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

6.1. В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 — 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

5. Части 3 — 10 комментируемой статьи определяют круг лиц, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также определяют порядок принятия решений о внесении этой платы для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

11. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги своим контрагентам по договорам, заключенным с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 8 комментируемой статьи). Согласно ст. 164 ЖК РФ договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме заключаются собственниками помещений на основании решений общего собрания, а договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро-, газоснабжения (в т.ч. поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения самостоятельно. При этом заключение прямых договоров собственников помещений с ресурсоснабжающими организациями допускается только при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений. Такой вывод сделан в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 марта 2007 г. Он также следует из положения п. 17 ст. 2 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Статья 162 УК РФ

6.1. Предварительный сговор группы лиц понимается так же, как при краже и грабеже, но с той разницей, что содержанием сговора является намерение совершить нападение, опасное для жизни или здоровья, в целях хищения чужого имущества. Однако вовсе не обязательно, чтобы все члены группы намеревались применить или применили насилие. Достаточно, если предполагалось, что насилие совершит один из соисполнителей или если оно было совершено по предварительному соглашению соисполнителей одним из них.

1. Разбой — одно из самых опасных преступлений против собственности, всегда посягающее на два объекта: чужую собственность и неприкосновенность личности. Факультативным объектом может быть жизнь, здоровье человека, конституционное право на неприкосновенность жилища.

2. Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29).

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

НК РФ Статья 155

Налоговая база при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), или при переходе указанного требования к другому лицу на основании закона определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены.

1. При уступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (не освобождаются от налогообложения в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса), или при переходе указанного требования к другому лицу на основании закона налоговая база по операциям реализации указанных товаров (работ, услуг) определяется в порядке, предусмотренном статьей 154 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

2. Налоговая база при уступке новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или при прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования.

3. При передаче имущественных прав налогоплательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места налоговая база определяется как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на приобретение указанных прав.

8. Преступление считается оконченным независимо от наступления каких-либо общественно опасных последствий как для усыновителей (удочерителей), так и для усыновленного (удочеренной), поскольку в диспозиции статьи речь идет лишь о самом факте сообщения сведений кому бы то ни было об имевшем месте усыновлении (удочерении).

10. Если угроза разглашения сведений об усыновлении (удочерении) связана с целью получения имущества потерпевших или права на это имущество или совершения других действий имущественного характера, то такие действия квалифицируются по ст. 163 УК как вымогательство.

Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное
лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную
тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами
на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года,
либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Потерпевшими признаются, во-первых, потенциальные усыновители (удочерители), т.е. лица, подавшие заявление об усыновлении (удочерении) в орган управления образованием, во-вторых, лица, признанные в установленном законом порядке усыновителями (удочерителями), т.е. признанные родителями конкретного ребенка по закону, в-третьих, усыновленные (удочеренные), т.е. дети конкретных родителей, признанные таковыми по закону. Для признания усыновленного (удочеренной) потерпевшим его возраст (малолетние, несовершеннолетние, совершеннолетние) значения не имеет.

1. Под разглашением тайны усыновления понимается сообщение кому-либо об акте усыновления или о принятых в связи с этим мерах. Оно должно быть достаточно конкретным, позволяющим идентифицировать полученные сведения с определенными лицами. При этом не имеет значения, кому передана эта конфиденциальная информация — усыновленному, его настоящим родителям, родственникам, коллегам по работе, соседям, одноклассникам либо однокурсникам и т.д. То обстоятельство, что ребенку известен факт его усыновления, не исключает ответственность лица, разгласившего тайну усыновления.

Интересное:  Образец справки о зарплате за 6 месяцев для субсидии образец

Закон От 26072022 214-Ф Об Изменении Ст 155 И Ст 162 С Комментариями

С учетом того, что законом смягчена ответственность за совершение данного преступления, приговоры в отношении лиц, которым по данной статье назначено наказание в виде лишения свободы, могут быть пересмотрены в части уменьшения наказания, по заявлениям, поданным ими либо их защитниками с указанием оснований для уменьшения срока наказания.

15) Одной из новых норм, стало также введение уголовной ответственности за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления. Аналогичная норма есть в административном законодательстве, но уголовная ответственность в данном случае будет иметь место в случае совершения такого деяния неоднократно. Под неоднократностью законодатель понимает совершение противоправного деяния в течение одного года после наложения административного взыскания по ч.2 ст.18.14 КоАП.

4) Изменениями, внесенными в УПК прокурору предоставлены дополнительные полномочия при поступлении ему дела для направления в суд. Так, новым законом в статью 265 УПК внесены изменения, в соответствии с которыми прокурор вправе также отменить наложение ареста на имущество, временное ограничение права на выезд из Республики Беларусь, а также разрешить свидание близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимся под стражей или домашним арестом. В этой связи прокурору на стадии передачи ему дела для направления в суд может быть подано от защитника ходатайство о снятии ареста с имущества, а от родственников – на разрешение свидания.

Ранее в случае добровольного сообщения в ходе устного опроса или беседы сотруднику таможенных органов о перемещении денежных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза в сумме, превышающей допустимую, при проведении дальнейших проверочных мероприятий выносилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и начинался административный процесс. С учетом внесенных изменений аналогичный случай может повлечь возбуждение именно уголовного дела по ст.228 УК.

9) Подверглась изменению также и статься 212 УК. В частности, из части 2 данной статьи исключен такой квалифицирующий признак, как хищение, сопряженное с несанкционированным доступом к компьютерной информации. Хищения денежных средств лицом с использованием чужих банковских карт, либо с использованием специальных приложений, всегда сопровождалось вменением такого признака, как действия, сопряженные с несанкционированным доступом к компьютерной информации. Исключив полностью данный признак из уголовного кодекса, законодатель смягчает ответственность за такие действия, которые с учетом изменений будут квалифицироваться не по ч.2 ст.212 УК, а по части 1. Эти изменения затрагивают также и ранее вынесенные приговоры, наказания по которым осужденные не отбыли. С учетом того, что ч.1 чт.212 предусматривает как более мягкие виды наказаний, так и меньшие их сроки, то осужденный при подаче соответствующего заявление в праве претендовать на смягчение наказания либо освобождение от его дальнейшего отбытия.

Закон о; гаражной амнистии; Федеральный закон от 5 апреля 2022 года № 79-ФЗ; О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Чтобы получить права на земельный участок, на котором расположен гараж, нужны данные о погашении пая (части стоимости объекта) в гаражном кооперативе. Кроме того, требуются ранее полученное решение о распределении гаража, чеки о внесенных платежах за эксплуатацию, документы технической инвентаризации.

12. В принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, указанного в пункте 2 настоящей статьи, наряду с основаниями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, должно быть отказано, если данный гараж в судебном или ином предусмотренном законом порядке признан самовольной постройкой, подлежащей сносу.

2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.

В абзаце третьем части третьей статьи 33 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 492; 2022, № 27, ст. 4295; 2022, № 23, ст. 2921) слова «гаражного бокса,» исключить.

В пункте 16 части первой статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 128; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2008, № 52, ст. 6236; 2009, № 30, ст. 3739; № 52, ст. 6452; 2013, № 19, ст. 2331; 2022, № 26, ст. 3406; 2022, № 27, ст. 3967; № 48, ст. 6724; 2022, № 52, ст. 7510; 2022, № 45, ст. 6581; 2022, № 11, ст. 1582; № 31, ст. 4861; 2022, № 49, ст. 6967) слова «внеочередное вступление в гаражно-строительные кооперативы» заменить словами «внеочередное обеспечение земельными участками для строительства гаражей для собственных нужд».

Кроме того, предлагается расширить действие вышеуказанных норм, установив максимальное наказание за совершение изнасилования (насильственных действий сексуального характера) в отношении двух или более несовершеннолетних, а также за совершение рассматриваемого преступления, сопряженного с совершением другого тяжкого или особо тяжкого преступления.

В настоящее время в санкции части 5 статьи 131 «Изнасилование» и части 5 статьи 132 «Насильственные действия сексуального характера» Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве максимального наказания предусмотрено лишение свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет либо пожизненное лишение свободы. При этом ответственность по указанным составам преступлений наступает только в случаях, когда преступление совершено в отношении несовершеннолетнего лица не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и совершено лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1999, N 7, ст. 871; 2001, N 11, ст. 1002; 2003, N 50, ст. 4848; 2004, N 30, ст. 3091; 2007, N 31, ст. 4011; 2008, N 48, ст. 5513; 2009, N 52, ст. 6453; 2010, N 19, ст. 2289; 2011, N 11, ст. 1495; N 15, ст. 2039; N 19, ст. 2714; N 50, ст. 7362; 2012, N 10, ст. 1162) следующие изменения:

Законопроектом предлагается внести изменения в вышеуказанные нормы, распространив аналогичный подход установления ответственности за совершение преступления против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних старше четырнадцати лет в случае совершения преступления ранее судимым лицом за подобное деяние.

Поскольку предлагаемые изменения вносятся в уже действующие нормы Уголовного кодекса РФ, законопроектом не предусмотрены корреспондирующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в связи с чем по общим правилам предварительное следствие по указанным преступлениям будет отнесено к компетенции следователей Следственного комитета Российской Федерации. В свою очередь уголовные дела по части 5 статьи 131 и части 5 статьи 132 УК РФ подсудны верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду.

Согласно ст. 139 СК РФ тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. Согласно п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 20.04.2006 N 8 в целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления (ст. 139 СК) суд в соответствии со ст. 273 ГПК РФ рассматривает все дела данной категории в закрытом судебном заседании, включая объявление решения. В этих же целях участвующие в рассмотрении дела лица должны быть предупреждены о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении, а также о возможности привлечения к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя, в случаях, предусмотренных в комментируемой статье, что отражается в протоколе судебного заседания и подтверждается подписями указанных лиц.

2. Объективная сторона преступления выражена в совершении действий, направленных на разглашение тайны усыновления (удочерения) хотя бы одному лицу (в том числе усыновленному), сделанных без согласия усыновителя. Оконченным преступление считается с момента разглашения. Если угроза разглашения тайны усыновления сопряжена с вымогательством, т.е. требованием передачи чужого имущества или права на имущества, то эти действия охватываются диспозицией ст. 163 УК и дополнительной квалификации по ст. 154 УК не требуют.

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1. Объектом преступления являются интересы семьи, родителей и детей, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны. Данная норма является специальной нормой к ст. 137 УК, предусматривающей ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо, разглашающее тайну усыновления, осознает, что нарушает тайну усыновления, т.е. разглашает тайну усыновления вопреки воле усыновителя, и желает совершить эти действия. Если тайна усыновления разглашается самим усыновителем или по его просьбе другими лицами, то такие действия не содержат состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей.

Кроме того, применяемое насилие должно быть средством завладения или удержания чужого имущества; если после тайного или открытого ненасильственного хищения виновный применяет насилие с целью избежать задержания, то содеянное не образует разбоя (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. N 11 «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности»).

6.3. Если виновный угрожал заведомо негодным оружием или имитацией оружия, например макетом пистолета, игрушечным кинжалом и т.д., не намереваясь использовать эти предметы для причинения телесных повреждений, опасных для жизни или здоровья, его действия (при отсутствии отягчающих обстоятельств) с учетом конкретных обстоятельств дела квалифицируют как разбой по ч. 1 комментируемой статьи 162 УК РФ либо как грабеж, если потерпевший понимал, что ему угрожают негодным или незаряженным оружием либо имитацией оружия (см. абз. 3 п. 23 Постановления Пленума ВС РФ N 29).

2.1. Отличие разбоя от грабежа с насилием заключается в степени применяемого насилия с целью завладения чужим имуществом. Разбой образует нападение с применением или угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья. Под таковым понимается насилие, повлекшее причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (см. абз. 2 п. 21 Постановления Пленума ВС РФ N 29).

Вариантом нападения применительно к разбою является использование опасных для жизни или здоровья сильнодействующих, ядовитых или одурманивающих веществ с целью приведения потерпевшего в беспомощное состояние, а также использование собак и других животных, представляющих опасность для жизни или здоровья человека (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»).

1. Разбой — одно из самых опасных преступлений против собственности, всегда посягающее на два объекта: чужую собственность и неприкосновенность личности. Факультативным объектом может быть жизнь, здоровье человека, конституционное право на неприкосновенность жилища.