Законы На Рассмотрении В Госдуме Рф
Законы На Рассмотрении В Госдуме Рф
Содержание
- 1 Законы На Рассмотрении В Госдуме Рф
- 2 Какие проекты законов Дума будет рассматривать в первую очередь
- 3 Может ли простой гражданин предложить свой закон
- 4 Законы На Рассмотрении В Госдуме Рф
- 5 Какие проекты законов Дума будет рассматривать в первую очередь
- 6 Кладбище законов: какие инициативы депутаты Госдумы не рассматривают десятилетиями
- 7 ВС планирует до конца года внести в Госдуму еще один законопроект об уголовном проступке
- 8 Новые законопроекты в Государственной Думе
- 9 Порядок деятельности Федерального Собрания
- 10 Какие законопроекты готовят партии к новому созыву
- 11 Кладбище законов: какие инициативы депутаты Госдумы не рассматривают десятилетиями
Внесенным в Госдуму законопроектом предлагается установить пониженные ставки тарифов страховых взносов для работодателей, которые организуют за счет собственных средств рабочие места для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и выполняют нормы о квотировании рабочих мест. Предполагается, что изменения начнут применяться уже с 1 января 2023 года.
Соответствующий законопроект предполагает внесение поправок в Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».
В случае принятия соответствующего законопроекта финансовые организации не смогут заключать с клиентом-физическим лицом, не являющимся квалифицированным инвестором, или по его поручению и за его счет договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, до 1 апреля 2024 года.
Действовавшую ранее льготу планируется продлить еще на три года, а для малых предпринимателей на пять лет. Согласно разработанному Правительством РФ законопроекту это послужит стимулом для выявления и постановки на баланс прав на РИД, обеспечения их надлежащей правовой охраной и вовлечения в оборот.
Также разработаны поправки, направленные на законодательное закрепление политической рекламы, – их принятие позволит партиям использовать все возможные рекламные инструменты для распространения информации о своей деятельности и пропаганды своих взглядов вне агитационного периода.
Для ведения государственного лесного реестра создадут федеральную государственную информационную систему лесного комплекса. В системе планируют размещать отчеты об использовании лесов для заготовки древесины, акты лесопатологического обследования, отчеты о балансе древесины, отчеты о древесине и продукции из нее. На официальном сайте оператора федеральной государственной информационной системы лесного комплекса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается публичная лесная карта. На ней будут отражать данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах. Транспортировка древесины, хранение древесины, производство продукции переработки древесины, если сведения о древесине, продукции ее переработки не внесены в государственный лесной реестр, не допускаются. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обеспечивает сбор в автоматическом режиме данных сводных планов тушения лесных пожаров и размещает соответствующие сведения с использованием геоинформационной системы на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Техника, используемая при тушении лесных пожаров, должна быть оборудована техническими средствами контроля. Введена статья о порядке ведения государственного лесного реестра. Данный Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект о введении новой памятной даты – 28 января — День открытия Антарктиды российской военно-морской экспедицией под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1820 год). В Пояснительной записке указывается, что Открытие Антарктиды русскими военными моряками является историческим фактом и по праву составляет славу и гордость России. Этот подвиг является образцом дружбы, взаимовыручки, толерантности, без которых матросы и офицеры русского военного флота не смогли бы находиться в морском походе 751 день, пройти 57 тысяч миль и открыть в Мировом океане 29 новых островов и один материк – Антарктиду.
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому идентификация физического лица не будет проводиться при осуществлении операций по обмену банкнот различных достоинств и операций по замене поврежденных банкнот на сумму, не превышающую 40 000 рублей, а при проведении указанных операций на сумму более 40 000, но не превышающую 100 000 рублей, будет осуществляться упрощенная идентификация клиента. В Пояснительной записке указывается, что проект разработан в целях оптимизации операций физических лиц по обмену банкнот различных достоинств, а также замене поврежденных банкнот.
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, направленный на развитие наставничества в образовательных организациях. Так, под наставничеством педагогических работников предлагается понимать деятельность педагогических работников, имеющих высшее профессиональное образование и общий стаж педагогической работы не менее пяти лет, по оказанию содействия педагогическим работникам, впервые принятым на работу в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и (или) повысившим уровень профессионального образования, общий стаж педагогической работы которых составляет менее двух лет, в успешном овладении ими профессиональными знаниями, умениями и навыками, в их профессиональном становлении и совершенствовании форм и методов обучения, воспитания обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Предполагается, что такая деятельность будет оплачиваться. В Пояснительной записке указывается, что наставничество как форма совершенствования профессиональных навыков, умений, методического багажа педагогических работников является более оперативной и объемной по отношению к иным формам: самообразованию, прохождению курсов повышения квалификации, участию в работе методических семинаров, конференций и иных мероприятий.
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому водитель транспортного средства не привлекается к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями I1 и I2 настоящей статьи, в случае движения транспортного средства с 23 часов до 6 часов, а также проведения на полосе движения транспортного средства ремонтных или уборочных работ, необходимости объезда препятствия. В Пояснительной записке указывается, что в условиях дефицита улично-дорожной сети запрет выезда на выделенную полосу в ночное время иным транспортным средствам является необоснованным и странным. Во многих странах выделенные полосы действуют не круглосуточно, а только когда они нужны.
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому собственник изымаемого жилого помещения, расположенного в признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирном доме, имеет право на получение возмещения за изымаемое жилое помещение либо предоставление другого жилого помещения. В Пояснительной записке указывается, что законопроект предлагает закрепить в Жилищном кодексе Российской Федерации право выбора собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, способа возмещения.
Какие проекты законов Дума будет рассматривать в первую очередь
Москва. 1 октября. INTERFAX.RU — В пятницу в Государственной думе состоялось, вероятно, последнее заседание Совета Думы VII созыва — депутаты принимали к рассмотрению поступившие законопроекты, чтобы парламентарии нового созыва могли быстро перейти к их рассмотрению.
Разобравшись с организационными и структурными вопросами, восьмой созыв, как ожидается, оперативно приступит к работе в комитетах и комиссиях. За время думских «каникул», когда депутаты не собирались на пленарные заседания, в палату уже было внесено порядка 190 законопроектов, из них 186 приняты к рассмотрению, следует из информации в базе данных Госдумы.
Среди них — законопроект об исполнении федерального бюджета за 2022 год, продление «дачной амнистии» до 2031 года, ратификация соглашения с Суданом о создании пункта материально-технического обеспечения ВМФ РФ, а также инициатива о праве президента продлевать служебные контракты маршалам, генералам и адмиралам старше 70 лет.
Также все необходимые «входные» процедуры прошел правительственный законопроект об отмене обязательного техосмотра (ТО) в России. Как сообщалось, по этому документу для физических лиц необходимость проходить ТО останется только для машин и мотоциклов старше четырех лет — и то лишь в случае, если их продают или ставят на учет.
Кроме того, по словам источника, в рассылки направлен внесенный кабмином пакет законопроектов о запрете водителям с непогашенной судимостью работать в такси и на общественном транспорте. Предполагается, что соответствующие изменения будут внесены в Трудовой кодекс, законодательство о регистрации юрлиц и ИП и устав городского автотранспорта.
Может ли простой гражданин предложить свой закон
- После того как инициатива гражданина проходит предварительную модерацию на соответствие правилам (процесс может занимать до 2 месяцев), ее размещают на сайте. К голосованию допускают любые предложения, которые не противоречат конституционным нормам и не содержат призыва к экстремизму.
- Предложение появляется в открытом доступе, и любой гражданин вправе проголосовать за его принятие. Сбор голосов проводится в течение года после размещения.
- Чтобы инициативу рассмотрели, она должна собрать определенное количество голосов: для федерального уровня – не менее 100 тысяч человек, для регионального – от 100 тысяч человек при населении в регионе свыше 2 миллионов человек и от 5% населения – для остальных.
- Следующий этап – рассмотрение предложения экспертной группой.
- По результатам рассмотрения экспертная группа принимает решение о реализации инициативы или о ее отклонении.
В работе над обсуждением законопроекта могут участвовать эксперты, представители профессиональных групп, научных сообществ, могут собираться круглые столы и организовываться парламентские слушания и пр. За рассмотрение документа назначают ответственным один или несколько комитетов и включают его в программу работы Госдумы для предстоящего обсуждения.
Гражданин может направить предложения и в Администрацию Президента. Если доводы инициатора внесения поправок будут убедительными, то высок шанс того, что его предложения будут воплощены в жизнь. Президент может направить соответствующее поручение в профильный орган по разработке изменений в законодательство.
Для передачи инициативы надо записаться на прием к данному лицу либо изложить свои предложения в письменном виде. В дальнейшем депутат или член Совета Федерации уже как субъект законодательной инициативы сможет представлять интересы гражданина в соответствующей инстанции.
Есть еще один вариант заявить о своих предложениях по изменениям социально-экономической сферы – воспользоваться ресурсом «Российская общественная инициатива» (РОИ). Этот проект специально разработан на основании Указа Президента, чтобы упростить возможность размещения общественных инициатив простым россиянам.
В 2022 году президент внес на рассмотрение Госдумы 23 законопроекта, большая часть из которых связана с государственным управлением. В январе Путин предложил депутатам увеличить предельный возраст работы для высокопоставленных госслужащих до 70 лет. С момента внесения законопроекта в нижнюю палату парламента до его подписания прошел почти год.
Также в этому году Путин предлагал законы, касающиеся сферы международного сотрудничества. В мае был ратифицирован протокол о внесении изменений в договор о Евразийском экономическом союзе от 2022 года и соглашение о взаимодействии стран СНГ в борьбе с киберпреступностью. Помимо этого был утвержден договор с Казахстаном о военном сотрудничестве и денонсирован договор по открытому небу.
Что касается инициатив правительства, то в течение неполного календарного года были одобрены больше 45% законопроектов. За прошедший год Дума не отклонила ни одного предложения, исходящего от президента или правительства. Как показывает статистика, законодатели наоборот старались рассматривать их оперативно, что, в свою очередь, повлияло на сроки принятия остальных законопроектов. Такая расстановка приоритетов сформировала и другую тенденцию, которая начала складываться в российском парламенте еще пару десятков лет назад, — ускорение темпов рассмотрения документов.
Почти полторы сотни законопроектов за одну сессию — довольно скромное по меркам предыдущих созывов Госдумы достижение. За весь 2022 год законодатели приняли 553 закона, а в 2022 году — 530. Из-за рисков заражения коронавирусом встречаться депутаты стали реже: в 2022 году они провели 67 заседаний, а в 2022 — всего 56, по сравнению со 130 в 2022 году.
Госдума нового восьмого созыва 22 декабря завершила короткую осеннюю сессию и ушла на каникулы. В целом в 2022 году депутаты реже собирались на заседания (всего 56 раз), одобрили меньше законов (всего 231), но поставили новый рекорд по темпам их принятия (в среднем 97 дней на закон). RTVI показывает на графиках, как работали депутаты, чьи инициативы чаще других превращались в законы, а чьи — почти никогда не проходили барьер в виде предварительного чтения.
В начале декабря СМИ сообщили, что законопроект внесен в Госдуму, а его текст появился в информационной системе нижней палаты парламента. За время доработки документ успел разрастись с 128 до 257 страниц. Очевидно, новый вариант текста – это в том числе результат работы с замечаниями. Однако, к примеру, в летней версии проекта список исключений, когда закон не применяется, насчитывает 24 пункта. К декабрю количество исключений увеличилось до 35. В новой версии законопроекта снова появились положения о проверочных листах, от которых уже однажды отказались. Сообществу еще предстоит проанализировать все многочисленные нововведения законопроекта.
На практике обратная связь на портале не заработала. В 2022 г. под эгидой открытого правительства был проведен эксперимент. Исследователи написали 57 писем в адрес 28 федеральных органов исполнительной власти с предложениями по проектам нормативно-правовых актов, размещенным на портале. Только 18% писем попало в сводку предложений по проектам. Было выявлено много формальных и содержательных нарушений.
Проблема возникает уже на первом этапе: не все проекты федеральных законов появляются на regulation.gov.ru. Например, предложение обсудить волнующий многих законопроект о профилактике семейно-бытового насилия в России появилось на сайте Совета Федерации и реализовано в форме комментариев. Очевидно ли простому человеку, что 7000 комментариев – это не те публичные обсуждения, которые должны быть обработаны и учтены разработчиком законопроекта по установленной постановлением правительства процедуре? Цель таких обсуждений всего лишь изучение общественного мнения. Оставляемые там комментарии проходят премодерацию и могут быть отредактированы. На портале regulation.gov.ru процедура более строгая, в том числе по срокам. Разработчик обязан принять все своевременно поступившие предложения, зарегистрировать их и не позднее чем через 60 календарных дней высказать свою позицию по каждому из предложений (учесть или отклонить с обоснованием). В результате таких публичных обсуждений разработчик может отказаться от проекта или доработать и передать в следующую инстанцию. На портале обязательно должна размещаться информация о дальнейшей судьбе законопроекта: от результатов рассмотрения президентом или правительством до регистрации в Минюсте и официального опубликования.
Получается, что центральный законопроект реформы регулирования – знаковой реформы нынешнего правительства – размещен на двух официальных государственных сайтах в четырех версиях. Это размывает идею единого портала для подготовки проектов регулирования совместно с его интересантами. Различия в версиях проекта требуют кропотливого содержательного сравнения на каждой стадии. Неочевидна и траектория движения проекта нормативно-правового акта между официальными государственными сайтами. Публичное обсуждение и работа над проектом на regulation.gov.ru не гарантируют, что в конечном итоге и правительство, и Госдума будут принимать решение по проекту на основе обсуждений. Все это не дает порталу стать настоящей площадкой взаимодействия государства и общества.
В теории любой заинтересованный человек может узнать на российском портале о любой законодательной инициативе и там же оставить свой отзыв, а по завершении обсуждений посмотреть сводку отзывов и ответы на них. Такая система полезна разработчикам законодательства, поскольку собирает оценки и комментарии в одном месте. Из непрямых выгод: власть может отследить отношение к проекту до его официального опубликования, а общество – узнать, что желает регулировать власть.
Законы На Рассмотрении В Госдуме Рф
О проекте федерального закона N 793022-7 «О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»
(в части уточнения категории пенсионеров, имеющих право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно)
(рассмотрен Советом Государственной Думы 14.10.19)
О проекте федерального закона N 1076089-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
в части совершенствования регулирования применения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования» (рассмотрен Советом Государственной Думы 18.01.21)
О проекте федерального закона N 757430-7 «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении ответственности за продажу технически сложных товаров без предварительно установленного российского программного обеспечения)
(принят в 1 чтении 23.12.20)
О проекте федерального закона N 917250-7 «О внесении изменения
в статью 18 Федерального закона «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(в части сохранения действия договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для организации любительского и спортивного рыболовства и договоров пользования рыболовным участком для организации любительского рыболовства в отношении районов добычи (вылова) Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна)
(рассмотрен Советом Государственной Думы 09.04.20)
О проекте федерального закона N 1070042-7
«О внесении изменения в статью 333_33 части
второй Налогового кодекса Российской
Федерации»
(в части установления размера государственной пошлины за государственную регистрацию кормовых
добавок)
(принят в 1 чтении 10.02.21)
Лидер прошлой осенней сессии по количеству внесенных проектов единоросс Сергей Чижов, в 2022 году приложивший руку к 171 законопроекту, в 2022-м инициировал лишь один законопроект во время весенней сессии. Ни один законопроект за прошедшую осеннюю сессию не внесла почти половина депутатов — 215 человек.
В начале года в думский регламент были внесены изменения, ограничившие возможность депутатов включать свои фамилии в список авторов законопроекта после его внесения на рассмотрение палаты. Вячеслав Володин заявлял, что такая мера повысит «качество законопроектов», а их авторство «будет налицо».
За время сессии в Госдуму были внесены 447 законопроектов. Всего в первом, втором или третьем чтениях депутаты успели рассмотреть 576 законопроектов (в том числе из внесенных в предыдущие сессии) и принять 241 закон. В предыдущую осеннюю сессию депутаты были менее продуктивны: внесли 412 проектов и приняли 206.
С 15 сентября по 24 декабря в рамках сессии депутаты провели 25 заседаний — на 11 меньше, чем в осеннюю сессию 2022 года. Всего за 2022 год депутаты собирались в парламенте 67 раз — в 1,4 раза реже, чем в 2022 году. В отличие от осенних сессий 2022–2022 годов, на этот раз депутаты завершили работу в третьей декаде декабря, а не во второй.
Больше всего в осеннюю сессию СМИ традиционно освещали деятельность председателя Госдумы Вячеслава Володина. Далее следуют лидеры ЛДПР и «Справедливой России» Владимир Жириновский и Сергей Миронов, а также депутат и бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Замыкает топ-5 лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
В соответствии с пунктом 3 Указа и пунктом 4 Правил функции по проведению предварительной экспертизы общественной инициативы, принятию решения о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) или об отказе в ее размещении, а также по обеспечению работы интернет-ресурса осуществляет уполномоченная организация – Фонд развития информационной демократии и гражданского общества «Фонд информационной демократии».
При этом отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации.
Так, согласно положениям Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (далее – Указ) общественные инициативы могут быть направлены гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (далее – интернет-ресурс).
Указом утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (далее – Правила), регламентирующие требования к заявителям и их общественным инициативам, порядок и сроки исполнения процедур, связанных с рассмотрением таких инициатив, а также правовые последствия их рассмотрения.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктами 7, 13 Правил общественная инициатива не должна противоречить Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан, статье 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», а также должна содержать описание проблемы и обоснованные варианты ее решения. Текст общественной инициативы не должен содержать нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью граждан, призывов к осуществлению экстремистской деятельности.
В качестве иллюстрации бренности бытия и постоянства обсуждений хотелось бы вспомнить столь любимый мной закон «О домашнем насилии». Как думаете, сколько времени потребовалось на его подготовку и воплощение в жизнь? С каких времён ведутся не разговоры, а напряжённые законотворческие процессы? Вроде бы – с 2022 года, когда текст документа был внесён Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.
Урезанную законодательную инициативу объясняют просто: если бы каждый человек мог представить в Госдуму свой законопроект, депутатам бы некогда было отдыхать. С одной стороны, это справедливо. Все мы знаем, насколько это каторжный труд – выслушивать докладчиков и получать 800 000 рублей в месяц. С другой стороны, как же достучаться до своих избранников народу?
Но… С тех пор, как одна партия имеет в Государственной думе большинство голосов, процесс принятия законов стал скорее формальностью. Даже весьма непопулярные инициативы (повышение пенсионного возраста, запрет мата в интернете) принимаются очень быстро. А сколько спорных и странных предложений не доходит до голосования! Это с одной стороны.
Любопытный факт! В пересчёте на доллары США наши парламентарии получают около 11500$ в месяц (800 тысяч рублей). Кстати, в Штатах платят чуть больше – 14500$, в то время как в странах-соседках – значительно меньше: около 1000$ в Белоруссии, примерно 1500$ – в Украине. По ежемесячной зарплате депутатов России значительно обходят коллеги из Нигерии (15700$) и Италии (около 15000$).
Какие проекты законов Дума будет рассматривать в первую очередь
Москва. 1 октября. INTERFAX.RU — В пятницу в Государственной думе состоялось, вероятно, последнее заседание Совета Думы VII созыва — депутаты принимали к рассмотрению поступившие законопроекты, чтобы парламентарии нового созыва могли быстро перейти к их рассмотрению.
По словам источника «Интерфакса», в пятницу к рассмотрению принят закон об организации публичной власти в регионах. Он вводит единое наименование главы региона — «Глава» — и снимает ограничение на два срока губернаторства подряд. Документ, по сведениям собеседника агентства, может быть рассмотрен в первом чтении уже 9 ноября.
В приоритете у Думы будет работа над бюджетным пакетом, который был внесен правительством накануне. Совет Думы в пятницу принял его к рассмотрению, направил в профильные комитеты и в рассылку. Первое чтение бюджета, как заявлял накануне глава комитета по бюджету Андрей Макаров и подтвердил в пятницу спикер Думы Вячеслав Володин (как ожидается, оба сохранят свои должности), может состояться уже 28 октября.
Также все необходимые «входные» процедуры прошел правительственный законопроект об отмене обязательного техосмотра (ТО) в России. Как сообщалось, по этому документу для физических лиц необходимость проходить ТО останется только для машин и мотоциклов старше четырех лет — и то лишь в случае, если их продают или ставят на учет.
Разобравшись с организационными и структурными вопросами, восьмой созыв, как ожидается, оперативно приступит к работе в комитетах и комиссиях. За время думских «каникул», когда депутаты не собирались на пленарные заседания, в палату уже было внесено порядка 190 законопроектов, из них 186 приняты к рассмотрению, следует из информации в базе данных Госдумы.
Кладбище законов: какие инициативы депутаты Госдумы не рассматривают десятилетиями
Законопроект о QR-кодах для посещения общественных мест был снят с рассмотрения Госдумы 14 января. Однако правительство его не отзывало, а сам документ пока не поместили в архив Госдумы. Это значит, что теоретически к рассмотрению законопроекта о QR-кодах депутаты могут вернуться в любой момент.
В 2022 году группа сенаторов, в числе которых была и Валентина Матвиенко, предложили усилить уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов. Авторы законодательной инициативы говорили, что нынешнее наказание (по статье 199 УК РФ — до 6 лет колонии. — Прим. ред.) «не в полной мере соответствует опасности и вреду, причиняемому государству указанным видом преступления». С 2022 года к этому законопроекту замечаний нет, его даже успели принять во втором — основном — чтении. Что мешает его принятию, остается неизвестным.
Та же история произошла с законопроектом, который вводил уголовную ответственность за невыплату заработной платы, стипендий или пенсий. Проект закона был внесен в 1997 году, когда по всей стране наблюдались массовые задержки с выплатами. Авторы закона отмечали, что в СССР «ответственность была — до 5 лет тюрьмы, и все как миленькие выплачивали [зарплату]». «Сейчас мы возмущаемся! Давайте введем [уголовную] статью и посмотрим, что они (работодатели) будут после этого делать», — обсуждали депутаты на заседании. Но «ввести и посмотреть» не удалось, в 1998 году законопроект сняли с рассмотрения.
В 1997 году президент Борис Ельцин вносил на рассмотрение Думы законопроект, который должен был установить единый подход рассмотрения, принятия и обнародования законов. В пояснительной записке говорилось, что положения Конституции «не всегда однозначно понимаются участниками законодательного процесса» и это якобы не раз приводило «к правовым коллизиям». Почти четверть века этот законопроект откладывали и не рассматривали. В конце прошлого года по нему вновь назначили ответственный комитет. Если депутаты все-таки начнут рассматривать проект закона Ельцина, то скорее всего отклонят его. Комитет по законодательству дал отрицательный отзыв на него.
Например, в конце 1995 года тогда еще президент России Борис Ельцин внес на рассмотрение парламента федеральный закон о ратификации соглашения между Россией и Украиной. В этом соглашении, в частности, говорится, что Россия и Украина после развала СССР признают переход в собственность друг друга расположенных на их территориях предприятий, учреждений, санаториев и так далее. В пояснительной записке к федеральному закону сказано, что документ разработан с целью «предотвращения взаимных претензий, призван содействовать налаживанию полноценных межгосударственных отношений между Россией и Украиной». В результате это соглашение с российской стороны так и не было ратифицировано (Украина, к слову, это сделала еще в 90-х). В том же 1995 году Ельцин вносил еще один федеральный закон о ратификации соглашения, но уже с другими странами СНГ. Этот законопроект также не был принят. Впрочем, в конце прошлого года Дума приняла решение назначить ответственный комитет по этим законопроектам. Их дальнейшая судьба пока не известна.
ВС планирует до конца года внести в Госдуму еще один законопроект об уголовном проступке
Вячеслав Лебедев указал, что в текущем году ВС продолжил работу по обеспечению единообразного применения законодательства. Так, приняты три постановления Пленума ВС, содержащие более 150 правовых позиций, а Президиум ВС утвердил шесть обзоров судебной практики, которые также содержат свыше 150 правовых позиций.
7 июля в режиме видео-конференц-связи состоялось пленарное заседание Совета судей РФ. Говоря о работе судов в условиях пандемии, председатель Верховного Суда Вячеслав Лебедев отметил, что в период с 19 марта по 11 мая суды рассмотрели 3 млн 400 тыс. дел и материалов, что стало возможным в том числе в связи с расширением сферы применения приказного и упрощенного производства.
- о применении судами норм КАС РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции;
- о судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ и преступлениях, связанных с незаконной миграцией;
- о практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу;
- о применении норм КАС РФ о рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства;
- о некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством;
- об отдельных вопросах применения Закона о банкротстве;
- о некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей;
- о судебной практике по делам о преступлениях, посягающих на установленный порядок обращения официальных и иных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков, государственных регистрационных знаков транспортного средства, идентификационных номеров транспортных средств, а также акцизных марок, специальных марок, знаков соответствия.
Вячеслав Лебедев указал, что в целях повышения доступности правосудия и соблюдения разумных сроков судопроизводства в настоящее время суды рассматривают дела с применением системы веб-конференции, которая позволяет гражданам дистанционно участвовать в судебных заседаниях с помощью личного компьютера. С применением веб-конференции проводятся заседания Пленума ВС РФ, Научно-консультативного совета при Верховном Суде, органов судейского сообщества. «В ближайшем будущем процессуальное законодательство должно быть дополнено положениями, регулирующими применение этой системы», – подчеркнул он.
Кроме того, Вячеслав Лебедев указал, что 30 мая Госдума в первом чтении приняла проект закона о внесении изменений в Закон о банкротстве в части установления внесудебной процедуры формирования реестра требований кредиторов. 23 июня был принят во втором чтении проект закона, предусматривающий увеличение норм представительства в Совете судей РФ в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. Тогда же во втором чтении был принят проект закона о поправках в ст. 314 и 316 УПК, в соответствии с которым исключается возможность рассмотрения в особом порядке уголовных дел о тяжких преступлениях.
Кроме того, сокращаются сроки выдачи сертификата и денег, упрощается сам процесс подачи заявки на маткапитал. Так, семьям не нужно будет собирать пакет документов на получение госуслуги, в том числе подтверждать место своего жительства. Пенсионный фонд сам выясняет все необходимые сведения. Сама программа продлится до 2026 года.
Если публичный призыв, направленный против территориальной целостности РФ, был озвучен впервые, то административный штраф для граждан составит от 30 тыс. до 60 тыс. рублей, для должностных лиц — от 60 тыс. до 100 тыс. рублей, для юридических лиц — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.
Для граждан были увеличены выплаты по больничным, упрощен порядок назначения инвалидности, введена отсрочка штрафов за долги по ЖКХ, а также изменение временных правил регистрации безработных. Государство оказало поддержку семьям с детьми, были продлены жилищные сертификаты молодым семьям, введены штрафы за завышение цен на лекарства.
Президент России Владимир Путин 15 января в ходе послания Федеральному Собранию предложил внести ряд изменений в Основной закон страны. Среди инициатив — приоритет Конституции над международным правом и усиление роли Госсовета. Помимо этого, предлагалось закрепить за Госдумой утверждение кандидатуры главы кабмина и одобрение кандидатуры вице-премьеров и федеральных министров, ввести ценз оседлости для кандидатов в президенты и пожизненное сенаторство для экс-президентов.
Весенняя и осенняя сессии Государственной думы седьмого созыва проходили в тяжелейших условиях пандемии COVID-19. Большинство из принятых нижней палатой законопроектов касались поддержки граждан и бизнеса. Уходящий год также запомнился россиянам поправками в Конституцию страны, которые затронули более 130 законов.
Новые законопроекты в Государственной Думе
По предварительной оценке Росстата, в 2022 году на фоне пандемии естественная убыль населения составила 688,7 тысяч человек (против 316 тысяч человек в 2022 году) и стала рекордной за 15 лет. В целях улучшения демографической ситуации законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», предусматривающие предоставление в субъектах Российской Федерации с низкой рождаемостью, перечень которых определяется Правительство Российской Федерации, права на получение МСК женщинам, родивши третьего ребёнка после 1 января 2022 года, либо четвёртого ребёнка или последующих детей начиная с 1 января 2022 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
По данным АИС «Статистическая отчётность отрасли» ГИВЦ Минкультуры России, с 2009 по 2022 годы количество учреждений культурно досугового типа (домов культуры) сократилось с 47 384 до 42 677 (почти на 11%!), число общедоступных библиотек в период с 2008 по 2022 годы сократилось с 47 006 до 36 752 — это более 22%! Данное сокращение происходит, прежде всего, на муниципальном уровне.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Закон № 102-ФЗ), Федеральный закон от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 229-ФЗ), положениями, предусматривающими переход на электронную форму торгов при продаже заложенного по ипотеке имущества и арестованного имущества должников в порядке исполнительного производства (далее — имущество).
7). Законопроект № 1112335-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности».
Данным законопроектом предлагается установить уведомительный порядок проведения массовых мероприятий. Запрет на проведение таких акций возможен только в случае отсутствия уведомления поданного не позднее 5 дней до дня проведения акции или их проведения в местах, где проведение массовых мероприятий запрещено. К таким местам относятся территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности. Это путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо-продуктопроводов, высоковольтные линии электропередач, территории прилегающие к медицинским учреждениям, воинским частям, здания экстренных оперативных служб, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, пограничная зона.
Порядок деятельности Федерального Собрания
Согласно Конституции Федеральное Собрание – постоянно действующий орган. Только с момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия этой палаты прежнего созыва прекращаются; прекращение же полномочий другой палаты не предусматривается. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после своего избрания, однако, Президент РФ может созвать такое заседание и ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. Первое заседание Совета Федерации первого созыва (в соответствии с п. 8 раздела второго Конституции РФ) открывал Президент РФ, а потом на нем до избрания Председателя этой палаты председательствовал старейший по возрасту член Совета Федерации. Палаты Федерального Собрания заседают раздельно, однако, они могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Поскольку основное направление деятельности Федерального Собрания – законотворчество, большое значение имеет законодательный процесс – рассмотрение, принятие и обнародование законов. Он осуществляется в особом порядке. В законодательном процессе выделяется несколько стадий*, через которые проходят законы, чтобы приобрести юридическую силу.
Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Он может рассматривать и ставить на голосование поступившие из Государственной Думы законы или их не рассматривать, за исключением законов по определенным, перечисленным в ст. 106 Конституции РФ вопросам, подлежащим обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Если закон рассмотрен, и за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, то этот закон также считается одобренным. Но он может быть и отклонен.
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г .* Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).
Если внесенный в Государственную Думу законопроект не соответствует требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 настоящего Регламента, Совет Государственной Думы может принять решение о возвращении законопроекта инициатору для выполнения указанных требований. После выполнения этих требований субъект права законодательной инициативы вправе вновь внести законопроект в Государственную Думу.
1. Обсуждение законопроекта в комитетах Государственной Думы проходит открыто, с приглашением представителя субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться в средствах массовой информации.
2. Депутаты Государственной Думы, не являющиеся членами ответственного комитета, члены Совета Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представители законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, а также представители государственных органов, других организаций, в которые законопроект направлялся для дачи отзывов, предложений и замечаний, вправе присутствовать с правом совещательного голоса на заседаниях ответственного комитета при обсуждении законопроекта.
Статья 114
1. Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы.
2. Дополнительно к материалам, внесенным субъектом права законодательной инициативы и предусмотренным статьями 105 и 106 настоящего Регламента, ответственный комитет представляет:
а) проект постановления Государственной Думы о принятии законопроекта в первом чтении;
б) заключение ответственного комитета с мотивированным обоснованием необходимости принятия либо отклонения данного законопроекта;
в) заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы;
г) проект решения Совета Государственной Думы с указанием даты рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы, докладчика по законопроекту и содокладчика от ответственного комитета.
3. Законопроект направляется в Совет Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 14 дней до внесения его на рассмотрение Государственной Думы.
Статья 112
1. По решению ответственного комитета законопроект с сопроводительным письмом за подписью председателя комитета Государственной Думы может быть направлен в государственные органы, другие организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы.
2. Правовое управление Аппарата Государственной Думы по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета в установленный ими срок осуществляет правовую экспертизу законопроекта на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам, а также проверяет перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта. Ответственный комитет может поручить Правовому управлению Аппарата Государственной Думы провести лингвистическую экспертизу законопроекта.
3. Правовое управление Аппарата Государственной Думы на основании результатов правовой экспертизы законопроекта готовит заключение, в котором должны быть даны ответы на следующие вопросы:
а) соответствует или не соответствует законопроект Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам? Если в заключении устанавливается несоответствие законопроекта Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам, то должно быть указано, какому акту не соответствует законопроект и в чем выражается это несоответствие;
б) не нарушена ли внутренняя логика законопроекта, нет ли противоречий между разделами, главами, статьями, частями и пунктами законопроекта? Если такие противоречия есть, они должны быть названы конкретно, а также необходимо дать рекомендации, как можно устранить противоречия;
в) полностью ли приведен перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта? Если приведен неполный перечень актов, то следует акты, которые в этом перечне не приведены, указать.
4. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы должно быть подписано начальником Правового управления Аппарата Государственной Думы либо одним из его заместителей с указанием фамилии и даты подписания. В случае, если дать заключение в установленный срок нет возможности, срок может быть продлен Советом Государственной Думы по мотивированному предложению Правового управления.
5. Отзывы, предложения и замечания депутатов Государственной Думы и других субъектов права законодательной инициативы по законопроекту рассматриваются на заседании ответственного комитета. Для участия в заседании могут быть приглашены работники Правового управления Аппарата Государственной Думы, осуществлявшие правовую экспертизу.
6. До принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, имеет право:
а) по предложению ответственного комитета изменить текст законопроекта;
б) отозвать внесенный им законопроект на основании письменного заявления.
Субъекты права законодательной инициативы и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены статьей 104 Конституции Российской Федерации. Согласно статье 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Какие законопроекты готовят партии к новому созыву
К этим законопроектам СРЗП добавит еще один. Он касается поправок в УК РФ и называется законом «о политическом мошенничестве». Он внесен полтора месяца назад в Госдуму и предполагает уголовное наказание для всех чиновников за невыполненные обещания. Под обещаниями подразумевается все высказывания депутатов и чиновников, которые были опубликованы в период избирательной кампании в газетах и интернете. Наказание по этой статье будет в виде штрафа от 100 до 300 тысяч рублей.
В Госдуме восьмого созыва будут работать пять парламентских партий. Депутаты уже подготовили законопроекты, с которых начнут свою работу в новом созыве нижней палаты. Среди них льготы для «детей войны», регулирование количества бродячих животных и запрет коллекторских агентств. Какие еще законопроекты подготовили партии к началу работы нового созыва – материале ФедералПресс.
Он отметил, что в течение октября все вышеперечисленные законопроекты будут вынесены на обсуждение. Вопрос, касающийся изменения избирательной системы, депутаты будут предлагать в первую очередь. В целом, в работе созыва коммунисты продолжат работу над пакетом законопроектов о проведении национализации в России, поддержки науки, и сельского хозяйства.
«Первое, над чем мы работаем, это законопроект об отмене повышения пенсионного возраста. Второе – законопроект под общим названием «Образование для всех», который касается как высшего образования, так и школьного. Третья позиция – законопроект, который вводит такую льготную категорию граждан, как «Дети войны», а также ряд законопроектов, связанных с реформой избирательной системы», – рассказал заместитель Председателя ЦК КПРФ Дмитрий Новиков.
«Пока рано говорить о конкретных законопроектах, но уже можно отметить несколько направлений работы. В первую очередь, будут вноситься законопроекты на реализацию задачи из послания президента, которые мы начинали прорабатывать в конце прошлого созыва. Во-вторых, законопроекты, связанные с бюджетным процессом, это первоочередное. В проекте бюджета на 2022-2024 года уже предусмотрены средства на реализацию той народной программы, которая сформирована в рамках избирательной кампании нашей партии», – сказал депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Андрей Альшевских.
Кладбище законов: какие инициативы депутаты Госдумы не рассматривают десятилетиями
Законопроект о QR-кодах для посещения общественных мест был снят с рассмотрения Госдумы 14 января. Однако правительство его не отзывало, а сам документ пока не поместили в архив Госдумы. Это значит, что теоретически к рассмотрению законопроекта о QR-кодах депутаты могут вернуться в любой момент.
Например, в 1996 году группа депутатов предлагала принять закон «О защите отечественных производителей и потребителей продуктов питания». В законе говорилось, что «полноценное питание населения — одна из составляющих могущества государства», а «способность государства поддерживать производителей и потребителей — основа суверенитета». Депутаты помимо прочего предлагали «контролировать структуру питания» россиян: 36% из их рациона должны были составлять крупы, мучные изделия и хлеб; 20% — картофель, овощи и продукты их переработки; 14% — молочные продукты; еще 14% — мясо (и мясные продукты) и рыба (и рыбные продукты); фрукты и ягоды в рационе должны занимать 10%; кондитерские изделия, соль и сахар — 5%, а вот алкоголь — 0,5-2%. В I чтении этот закон приняли через год после внесения, а еще через два года сняли с рассмотрения.
С 1999 по 2001 год в Думу депутаты и президент внесли сразу три законопроекта, касающихся смертной казни. В 1999 году президент внес две законодательные инициативы по этой теме. Первая касалась ратификации протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека от 28 апреля 1993 гола, подписанного в Страсбурге, вторая — исключения смертной казни как вида наказания из Уголовного кодекса.
Аналогичных ситуаций — когда депутаты приняли какой-нибудь закон в первом чтении, а затем сняли его с рассмотрения, — в истории Думы было не много. Однако в базе Госдумы есть десятки законов, внесенных на рассмотрение от 5 до 25 лет назад. Их не отклоняли, не возвращали авторам, не снимали с рассмотрения. Их либо не рассматривали совсем, либо рассматривали частично. Вернуться к их изучению парламентарии могут, но по каким-то причинам не делают этого. А в архиве Госдумы лежат десятки тысяч законов. Какие-то из них уже вступили в силу, а какие-то уже не рассмотрят никогда.
В 2022 году группа сенаторов, в числе которых была и Валентина Матвиенко, предложили усилить уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов. Авторы законодательной инициативы говорили, что нынешнее наказание (по статье 199 УК РФ — до 6 лет колонии. — Прим. ред.) «не в полной мере соответствует опасности и вреду, причиняемому государству указанным видом преступления». С 2022 года к этому законопроекту замечаний нет, его даже успели принять во втором — основном — чтении. Что мешает его принятию, остается неизвестным.
31 Мар 2022 glavurist 79