Критерий Малоимущий Казахстан

4. К работодателям, использующим труд наемных работников относятся лица, управляющие собственным частным (семейным) предприятием, фермой, а также занятые профессиональной деятельностью или ремеслом на самостоятельной основе и постоянно использующие труд наемных работников.

1. Настоящие Правила определения критериев отнесения граждан к самостоятельно занятым, безработным и малообеспеченным при реализации активных мер содействия занятости (далее — Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О занятости населения» (далее — Закон), Программой занятости 2022, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 316 (далее — Программа).

Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 5 октября 2011 года № 353-ө. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 7 ноября 2011 года № 7285. Утратил силу приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 8 декабря 2022 года № 423 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования)

11. Согласно Закону к малообеспеченным гражданам относятся физические лица трудоспособного возраста, которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан имеют право на адресную социальную помощь и (или) на ежемесячное государственное пособие, назначаемое и выплачиваемое на детей до восемнадцати лет.

На какую поддержку от государства могут рассчитывать малообеспеченные семьи

При приеме заявления центр занятости или аким села самостоятельно формирует запросы в соответствующие информационные системы государственных органов и организаций через шлюз «электронного правительства». Это делается для получения различных сведений: о регистрации по постоянному или временному месту жительства на каждого члена семьи; о регистрации рождения (смерти) ребенка (на всех детей); о регистрации заключения (расторжения) брака; об установлении инвалидности; о наличии личного подсобного хозяйства; об образовании; месте работы; об алиментах или задолженности по ним; о наличии в собственности транспортного средства или земельного участка. И это далеко не полный список тех сведений, которые центр занятости или сельский акимат может проверить перед назначением АСП. Обязательно запрашиваются сведения о доходах (заработная плата, социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, от сдачи в аренду или продажи недвижимого и движимого имущества и т. д.).

Проще говоря, безусловная денежная помощь назначается тем малообеспеченным, которые по объективным причинам не могут работать из-за преклонного возраста, инвалидности, серь­езных заболеваний, необходимости ухаживать за маленькими детьми и родными с ограниченными возможностями.

  1. одиноким и (или) одиноко проживающим малообеспеченным лицам с ограниченными возможностями участия в мерах содействия занятости в связи:
    • с достижением пенсионного возраста;
    • инвалидностью первой или второй группы;
    • наличием заболевания, при котором может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев;
  2. малообеспеченным семьям, в составе которых нет трудоспособных лиц или единственный трудоспособный член осуществляет уход за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом, инвалидом первой или второй группы, престарелым, нуждающимся в постороннем уходе и помощи.
  • для имеющих детей в возрасте от одного до шести лет — на период назначения АСП;
  • имеющих детей в возрасте от шести до восемнадцати лет, обучающихся в организациях среднего образования, на период соответствующего учебного года.
  • ГСП для детей в возрасте от 1 до 6 лет состоит из наборов продуктов и гигиенических принадлежностей.
  • ГСП для детей в возрасте от 6 до 18 лет включает 4 пункта:
  • одноразовое школьное питание по месту обучения;
  • обеспечение школьной формой;
  • обеспечение школьными принадлежностями;
  • возмещение проезда на городском общественном транс­порте.

Малообеспеченные семьи имеют право на получение адресной социальной помощи (АСП). Для ее назначения человеку нужно обратиться в центр занятости населения по месту жительства. Если гражданин проживает в сельской местности к акиму села, поселка, сельского округа с предоставлением заявления и удостоверения личности для идентификации.

Согласно Закону «О государственной адресной социальной помощи» размер адресной социальной помощи на лицо, либо семью рассчитывается уполномоченным органом в виде разницы между среднедушевым доходом и установленной в областях чертой бедности из расчета на каждого члена семьи. В случае изменения состава семьи и доходов размер назначенной адресной социальной помощи пересчитывается. Заявитель же обязан сообщить об обстоятельствах, которые могут послужить основанием для изменения размера адресной социальной помощи в уполномоченный орган в течении 10 рабочих дней.

Государственная адресная социальная помощь это выплата в денежной форме, предоставляемая государством физическим лицам (семьям) с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности, установленной в областях, городах республиканского значения, столице, в виде безусловной и обусловленной денежной помощи.

  • лицам (семьям), не являющимся малообеспеченными;
  • семье, трудоспособный член которой отказался от участия в мерах содействия занятости, – в течение 6 месяцев со дня отказа от участия в мерах содействия занятости;
  • лицу (семье) в случаях расторжения ранее заключенного социального контракта и (или) неисполнения обязательств, предусмотренных социальным контрактом, по вине получателя – в течение 6 месяцев, предшествующих обращению за назначением адресной социальной помощи;
  • лицам (семьям), представившим заведомо ложные сведения и (или) недостоверные документы для назначения адресной социальной помощи, – в течение 6 месяцев со дня их представления;
  • лицам (семьям), которые согласно заключению участковой комиссии, подготовленному по результатам обследования их материального положения, не нуждаются в предоставлении адресной социальной помощи.

Обусловленная денежная помощь оказывается одиноким и (или) одиноко проживающим малообеспеченным трудоспособным лицам, а также малообеспеченным семьям, имеющим в своем составе трудоспособного (трудоспособных) члена (членов), в том числе физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», при условии его (их) участия в мерах содействия занятости и (или) при необходимости социальной адаптации, за исключением лиц (семей) указанных выше.

Определение совокупного дохода лица претендующего на получение адресной социальной помощи, производится на основании документов, представляемых при обращении за адресной социальной помощью, и сведений, полученных из информационных систем государственных органов.

Никаких других документов не нужно – сотрудники в центрах занятости населения и отделах занятости при акиматах будут получать электронные копии документы из государственных информационных систем, а в случае их отсутствия в базе – самостоятельно подавать запросы в соответствующие органы.

Чтобы получить адресную помощь, заявления подаются по месту жительства:
— в городах — подавать заявления на назначение АСП в центрах занятости населения;
— в селах – акиму сельского округа, села или поселка.
— онлайн через портал Электронного правительства egov.kz через личный кабинет.

Размер адресной социальной помощи на лицо (семью) рассчитывается уполномоченным органом в виде разницы между среднедушевым доходом и чертой бедности, установленной в областях, городах республиканского значения, столице, из расчета на каждого члена семьи.
Доход считается за предшествующий квартал до квартала обращения за АСП. АСП выплачивается только в денежной форме и делится на безусловную и обусловленную денежную помощь.

  • среднедушевой доход, не превышает черту бедности;
  • есть все документы, необходимые для подачи на АСП;
  • есть заключение о необходимости предоставления АСП участковой комиссии по результатам обследования материального положения заявителя.

Все 3 месяца, предшествующие подаче заявления на получение АСП, доход семьи не менялся. Считаем месячный среднедушевой доход.
А среднедушевой доход исчисляется путем деления совокупного дохода, полученного в квартале, предшествовавшем кварталу обращения за назначением адресной социальной помощи, на число членов семьи и на три месяца.
124 044 тг. х 3 месяца : 5 чел. : 3 месяца = 24 809 тг. на 1 чел. в этой семье.

Казахское руководство старается обеспечить максимальную защиту и социальный комфорт для своих граждан. В связи с этим постоянно разрабатываются новые госпрограммы, которые предусматривают предоставление грантов, субсидий и микро кредитов для многодетных семей, предпринимателям, инвесторам. Среди новых государственных субсидий можно отметить:

  1. Субсидии за специальные государственные награды «Мать-героиня» или «Алтын алқа», «Күміс алқа». В этом случае помощь платиться каждый месяц и является пожизненной. Сумма субсидий равна 16,160 тенге и не зависит от уровня прожиточного минимума. Женщины, имеющие награды «Алтын алқа» и «Күміс алқа», не платят налоги на транспорт, землю, государственные пошлины.
  2. Ежемесячные доплаты на четвёртого и последующего малыша в размере 22,473 тенге. Начинают платить, как только сыну или дочке исполниться 1 годик.
  3. Единовременные выплаты при рождении 4 и последующего ребёнка. Размер помощи равен 159,075 тенге.
  4. Жилищная субсидия, которая позволяет покрыть оплату коммунальных услуг.
  • Выезд получателя за пределы Казахстана в другую страну на постоянное место жительства.
  • Арест получателя и отправка его в тюрьму.
  • Смерть ребёнка или детей.
  • Проживание получателя субсидии в государственных медико-санитарных заведениях.

Получить льготы на ведение бизнеса, сельского хозяйства, приобретение оборудования и техники для фермерских предприятий несложно. Достаточно представить документы, которые должны быть оформлены в строгом соответствии с законодательством Республики Казахстан.

  • Увольнение будущего предпринимателя с работы, что фиксируется соответствующей записью в трудовой книжке.
  • Подача заявления на получение пособия по безработице.
  • Присвоение статуса безработного в течение двух недель.
  • Составление бизнес-плана, который должен быть рассчитан на 1–2 года.
  • Собрать оставшиеся документы.
  • Дождаться, пока комиссия проверит заявки на получение субсидии.
  • Подписать договор о предоставлении субсидии на предпринимательство, показать документ в Центр занятости. Деньги переводятся на сберегательную книжку.
Интересное:  Среднемесячное количество календарных дней в 2022 году

Как получить статус малоимущей семьи и зачем

В других регионах критериями малоимущей семьи в 2022 году могут быть прожиточные минимумы за другой период: например, за второй квартал 2022 года или за 2022 год. При этом нельзя брать значения ниже ПМ за второй квартал 2022 года. Мы сделали аналогичный расчет для всех субъектов федерации.

Соцпомощь малоимущим — это поддержка для тех, кому тяжело зарабатывать на жизнь. Среди них государство должно выбрать тех, кому тяжелее прочих, и помочь именно им. Это инвалиды, тяжелобольные, безработные, неполные и многодетные семьи. Государство обеспечивает им прожиточный минимум. Все остальные обеспечивают его себе самостоятельно.

Например, в судебной практике было такое дело. Женщине назначили государственную социальную выплату. В сведениях о доходах она указала только одно место работы. Орган соцзащиты узнал, что дополнительно она работает социальным работником в государственном учреждении. Значит, она предоставила не соответствующие действительности сведения о доходах. Орган соцзащиты потребовал переплату назад. Пришлось вернуть 255 227 Р . Суд с этим согласился.

  1. Расчет проводится за три последних календарных месяца. Они отсчитываются от даты обращения в орган соцзащиты. Учитывается весь доход семьи за три месяца. Потом эту сумму поделят на три — это средний доход семьи. Его поделят на число членов семьи — это среднедушевой доход.
  2. Доходы учитываются до вычета налогов и сборов.
  3. Считают доходы каждого члена семьи. Не только трудовые. Существует специальный перечень видов доходов, которые учитываются при расчете среднедушевого расхода семьи. Проверьте, получаете ли вы что-то из этого перечня. Орган соцзащиты засчитает в общий доход семьи не только зарплату, но и выплаты по гражданско-правовым договорам. Также учитываются: стипендии, пособие по безработице, ежемесячное пособие на ребенка, доходы от сдачи имущества в аренду, оплата по гражданско-правовым договорам, доходы по акциям, проценты по банковским вкладам и др.

Выплаты могут измеряться в десятках тысяч, но с государством нужно согласовывать все траты и отчитываться по ним. В контракте может быть прописано, что нужно пройти обучение, активно искать работу, пройти лечение от алкоголизма, купить сельскохозяйственную технику. Это обязательное условие получения денег.

Вовлечение многодетных матерей в МСБ, микрокредитование, создание семейного бизнеса, или как реализуется госпрограмма «Еңбек»

Отметим, что участниками программы могут стать безработные лица, отдельные категории занятых лиц, члены молодых и малообеспеченных многодетных семей, малообеспеченные трудоспособные инвалиды, сельскохозяйственные кооперативы и их члены, не достигшие пенсионного возраста, крестьянские и фермерские хозяйства, включая участников якорной кооперации.

Получатель адресной социальной помощи из села Арбузинка Сандыктауского района Акмолинской области занялась разведением крупного рогатого скота. М. Асхабова является обладателем почетного звания «Күміс алқа». Женщина не понаслышке знает, как сложно воспитывать шестерых детей. Глава семьи – комбайнер, она домохозяйка. Все свое свободное время она тратит на воспитание детей. Семья взяла кредит на сумму 3 млн тг по программе «Дорожная карта занятости». На эти деньги построили сарай, с 8 дойных коров в день женщина сдает 25-30 литров молока. В месяц в среднем выходит 600 литров молока.

Во всех восьми районах Алматы НПО созданы центры «Бақытты отбасы», где есть все условия, чтобы занять детей пока их матери проходят обучение. После прохождения курсов женщинам будут выдавать безвозвратные гранты для приобретения необходимого оборудования. Этот опыт планируется распространить во всех регионах. Также уже запущен проект «Менің кәсібім», в рамках которого при поддержке акиматов за счет спонсоров мамам с детьми будут помогать заняться домашним небольшим бизнесом.

АСП – это адресная помощь, которая оказывается исключительно малообеспеченным семьям в виде денежных выплат и содействии в выходе семьи из сложной жизненной ситуации путем направления на обучение, трудоустройства и оказания поддержки по открытию собственного дела.

Похожий пример есть и в городе Жанаозен, где мать 4 детей Н. Назарова после получения государственного гранта в размере 505 тыс. тг открыла швейный цех на дому. В Кордайском районе, где мать 5 детей М. Чораева, пройдя обучение на краткосрочных курсах по профессии парикмахера, после получения государственного гранта открыла салон красоты.

Закон Республики Казахстан от 17 июля 2001 года № 246-II «О государственной адресной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями по состоянию на г

Сбор необходимых документов согласно перечню , определяемому центральным исполнительным органом, будет осуществляться центром занятости населения по месту жительства, в сельской местности — акимом поселка, села, сельского округа через информационные системы государственных органов и (или) организаций.

1-2) социальный контракт — соглашение, определяющее права и обязанности сторон, об участии в активных мерах содействия занятости между гражданином Республики Казахстан либо кандасом из числа безработных, отдельных категорий занятых лиц, определяемых Правительством Республики Казахстан, а также иных лиц в случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О занятости населения», и центром занятости населения, а в случаях, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О занятости населения», с физическими и юридическими лицами, вовлеченными в организацию активных мер содействия занятости, а также об оказании государственной адресной социальной помощи;

5-1) индивидуальный план помощи лицу (семье) (далее — индивидуальный план) — план мероприятий по содействию занятости и (или) социальной адаптации, составленный центром занятости населения совместно с лицом, обратившимся за оказанием адресной социальной помощи, и (или) членами его семьи;

1) ассистент — работник центра занятости населения, выполняющий функции по оказанию содействия консультанту по социальной работе и акиму поселка, села, сельского округа в проведении консультации, собеседования, а также мониторинга выполнения обязательств по социальному контракту;

Сумма единовременной выплаты обусловленной денежной помощи используется исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязательств по социальному контракту, развитие личного подсобного хозяйства (покупка домашнего скота, птицы и другое), организацию индивидуальной предпринимательской деятельности (кроме затрат на погашение предыдущих займов, приобретение жилой недвижимости).

Семьи, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, могут рассчитывать на государственную социальную помощь. Но ее оказывают не всем малоимущим семьям, а только тем, которые не могут получать больше прожиточного минимума. То есть если просто не работать и не вставать на учет в службе занятости, государство не станет помогать.

Выплаты могут измеряться в десятках тысяч, но с государством нужно согласовывать все траты и отчитываться по ним. В контракте может быть прописано, что нужно пройти обучение, активно искать работу, пройти лечение от алкоголизма, купить сельскохозяйственную технику. Это обязательное условие получения денег.

  1. Расчет проводится за три последних календарных месяца. Они отсчитываются от даты обращения в орган соцзащиты. Учитывается весь доход семьи за три месяца. Потом эту сумму поделят на три — это средний доход семьи. Его поделят на число членов семьи — это среднедушевой доход.
  2. Доходы учитываются до вычета налогов и сборов.
  3. Считают доходы каждого члена семьи. Не только трудовые. Существует специальный перечень видов доходов, которые учитываются при расчете среднедушевого расхода семьи. Проверьте, получаете ли вы что-то из этого перечня. Орган соцзащиты засчитает в общий доход семьи не только зарплату, но и выплаты по гражданско-правовым договорам. Также учитываются: стипендии, пособие по безработице, ежемесячное пособие на ребенка, доходы от сдачи имущества в аренду, оплата по гражданско-правовым договорам, доходы по акциям, проценты по банковским вкладам и др.

Соцпомощь малоимущим — это поддержка для тех, кому тяжело зарабатывать на жизнь. Среди них государство должно выбрать тех, кому тяжелее прочих, и помочь именно им. Это инвалиды, тяжелобольные, безработные, неполные и многодетные семьи. Государство обеспечивает им прожиточный минимум. Все остальные обеспечивают его себе самостоятельно.

Например, в судебной практике было такое дело. Женщине назначили государственную социальную выплату. В сведениях о доходах она указала только одно место работы. Орган соцзащиты узнал, что дополнительно она работает социальным работником в государственном учреждении. Значит, она предоставила не соответствующие действительности сведения о доходах. Орган соцзащиты потребовал переплату назад. Пришлось вернуть 255 227 Р . Суд с этим согласился.

Как получить статус малоимущей семьи в 2022 году

Высчитывается это просто – сложите доход всех членов семьи за три месяца, а полученную сумму разделите на три. Дальше разделите цифру на количество людей, что входят в вашу семью. Полученную сумму сравните с прожиточным минимум, что принят на 2022 год. Если сумма меньше заявленного государством, можно оформлять статус малоимущей семьи и претендовать на льготы.

Правда, на плечи государства ложиться только обеспечение минимального прожиточного минимума. Остальные средства для комфортной жизни льготники должны зарабатывать сами. Если человек просто не работает из-за своей лени, государство не предоставит ему никакой материальной поддержки.

Получение статуса малоимущей семьи – это государственная процедура, пройти которую смогут только люди, которые действительно имеют причины для статуса и готовы это доказать. Малоимущий форма разрешает получать социальную поддержку от государства. Она особенно необходима, если дохода не хватает на содержание семьи. Но подстраховка в 2022 году будет оказана только тем гражданам, которым тяжелее всего. Например, инвалидам, тяжелобольным людям, временно безработным или многодетным семьям.

Интересное:  Сводный Список Расселения Коммунальных Квартир 2022

Пытаться внедриться в статус малоимущих допустимо, если общий доход всех её членов, разделенный на количество участвующих в учете людей, меньше текущего прожиточного минимума. Если подсчет дал такие результаты, не стоит затягивать. Обращайтесь в отдел социальной защиты по месту прописки.

Комиссия рассматривает документы в течение 10 рабочих дней. Если проверка подтвердит малоимущий статус, он будет оформлен официально со всеми вытекающими. Включая социальную поддержку. В некоторых случаях рассмотрение может занять больше времени, но не дольше месяца. Поскольку каждый документ должен быть подробно изучен на факт подделки.

Статья 11. Доходы, полученные от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства, учитываются в сумме доходов семьи или одиноко проживающего гражданина исходя из утверждаемых в субъектах Российской Федерации нормативов чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции.

Статья 9. Суммы оплаты сезонных, временных и других видов работ, выполняемых по срочным трудовым договорам, доходов от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

Статья 2. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.

Доходы, полученные семьей или одиноко проживающим гражданином от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, определяются как стоимость этих товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, установленном статьей 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В указанные доходы не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления членов семьи или одиноко проживающего гражданина.

Статья 13. В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

Каким критериям должны соответствовать получатели адресной соцпомощи

«АСП, как и прежде, будет выплачиваться малообеспеченным семьям. Однако новые механизмы назначения АСП предполагают индивидуальный подход к каждой семье. Основной принцип – государство будет помогать тем, кто действительно нуждается в помощи», — говорится в сообщении.

— в целях обеспечения справедливости и прозрачности АСП предлагается вернуть ежеквартальное обращение граждан за назначением адресной соцпомощи. Это не потребует дополнительного сбора документов. При наличии полных сведений в базах данных госорганов для назначения АСП необходимо предъявить только удостоверение личности;

— трудоспособные члены семей, получающих АСП, должны работать. Для их трудоустройства будут использованы все механизмы госпрограммы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек». Если трудоспособный член семьи отказывается от предложенной работы и мер содействия занятости, то выплата АСП будет прекращаться не только ему, но и всей семье;

— увеличение срока проведения обследования материального положения семьи с 3 до 7 дней. В настоящее время МТСЗН РК разрабатываются критерии определения нуждаемости. В случае несоответствия семьи установленным критериям, участковая комиссия выносит заключение об отсутствии нуждаемости в оказании АСП, что станет основанием для отказа в ее назначении со стороны уполномоченного органа.

Напомним, во исполнение поручения Главы государства по корректировке механизмов выплаты АСП наряду с новыми подходами оказания адресной соцпомощи с 1 января 2022 года в Казахстане будут введены госпособие для всех многодетных семей вне зависимости от их дохода и гарантированный социальный пакет для детей из малообеспеченных семей.

Критерий Малоимущий Казахстан

Законы РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» и «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» Постановление Правительства РК от 6 января 2006 года № 17 «Об утверждении Программы реабилитации инвалидов на 2006-2008 годы»

Все студенты очной формы обучения высших учебных заведений, начиная с третьего курса обучения, аспиранты — после первого года обучения, успешно осваивающие соответствующие образовательные программы, занимающиеся научно-исследовательской работой, принимающие активное участие в общественной, культурной и спортивной жизни учебного заведения

Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении размеров и Правил предоставления мер социальной поддержки специалистам здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и спорта, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты»

Многодетные семьи, имеющие четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей (в том числе детей, обучающихся на очном отделении в высших и средних профессиональных учебных заведениях, — после достижения ими совершеннолетия до времени окончания ими учебных заведений), многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Куміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», «Материнская слава I и II степени»

Обучающиеся граждане, старше 18 лет, имеют право на пособие по случаю потери кормильца до окончания учебного заведения в системе среднего образования, очной формы в системе высшего и среднего специального образования, в пределах, не превышающих 23-летнего возраста

Новые пособия малоимущим в Казахстане

Порой гражданин оказывается в ситуации, когда собственных доходов едва хватает на еду и жилье, а иногда нет и этого количества средств для жизни. Государство относит таких граждан к социально уязвимым слоям населения и предоставляет всяческую поддержку, в том числе и материальную. В данном материале мы поговорим о пособиях, которые назначают малоимущим, и о том, как они изменились в 2022 году.

Когда в семье денег не хватает даже для оплаты коммунальных услуг или покупки необходимой для нормального существования мебели в квартиру, государство готово предоставить небольшую помощь. Получателями соответствующей выплаты становятся только те, кто является получателем АСП. Размер выплаты составляет 4,5 тысячи тенге на одно домохозяйство. Как правило, этих средств достаточно для того, чтобы компенсировать затраты на услуги жилищного хозяйства.

  • 1 месяц – Отчисления производились от 0,5 года до 1 года
  • 2 месяца — Отчисления производились от 1 года до 2 лет
  • 3 месяца — Отчисления производились от 2 лет до 3 лет
  • 4 месяца — Отчисления производились от 3 лет до 4 лет
  • 5 месяцев — Отчисления производились от 4 лет до 5 лет
  • 6 месяцев — Отчисления производились от 5 и более лет

Все эти пособия являются денежными выплатами – единоразовыми или ежемесячными. Каждое из них зависит от определенных обстоятельств и вычисляется по сложным формулам. При этом, какие-то выплаты осуществляются из Фонда социального страхования, а какие-то напрямую из бюджета страны.

Нельзя сказать, что пособие по безработице предназначено для малоимущих граждан. Однако, если человек потерял работу, то скорее всего его доход будет ниже прожиточного минимума, а соответственно он будет считаться малообеспеченным. Так или иначе соответствующая выплата помогает пережить время, когда никакого заработка нет.

Кто из казахстанцев может рассчитывать на адресную социальную помощь

Спецгоспособие многодетной семьи и пособие «Күміс алқа» исключены из расчета совокупного дохода семьи. Среднедушевой доход на каждого члена семьи рассчитывается так: 150 000 делим на 8 человек, получается 18 750 тенге. Соответственно, семья подходит под критерии оказания АСП.

Да, доход от личного подсобного хозяйства учитывается при определении совокупного дохода семьи. Доход от ЛПХ рассчитывается «Правилами исчисления совокупного дохода лица (семьи), претендующего на получение государственной адресной социальной помощи», утвержденными приказом министра труда и социальной защиты населения РК от 28 июля 2009 года. Правилами определены нормы расчета дохода от ЛПХ с учетом климатических особенностей регионов страны.

Если месячный доход семьи на одного человека не превышает 20 789 тенге, в этом случае ей положена выплата адресной социальной помощи. При этом, несовершеннолетним детям выплачивается сумма в размере 20 789 тенге, а взрослым выплачивается разница между среднедушевым доходом семьи и размером критерия АСП.

По новому механизму получателям АСП гарантированная выплата в размере 20 789 тг. будет выплачиваться детям до 18 лет, а при условии обучения по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования после достижения ими совершеннолетия до времени окончания организаций образования (но не более чем до достижения 23-летнего возраста).

Соцпакет включает в себя 11 мер социальной поддержки и социальных услуг за счет местного исполнительного органа, в том числе обеспечение школьников бесплатным горячим питанием с 1-4 класс, льготный проезд в общественном транспорте, бесплатный отдых в детских лагерях, улучшение жилищных условий через систему жилстройсбережений, обеспечение школьной формой, учебниками и принадлежностями и др.

  1. документа, удостоверяющего личность;
  2. документа, подтверждающего регистрацию по постоянному месту жительства;
  3. сведений о составе лица (семьи) согласно приложению 1 к Типовым правилам;
  4. сведений о доходах лица (членов семьи);
  5. акта и/или документа, подтверждающего наступление трудной жизненной ситуации.

По результатам консультирования человек от себя лично или от имени семьи обращается с заявлением на назначение адресной социальной помощи. При этом заявителю необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность. От имени лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, также предоставляется письменное заявление в произвольной форме от одного из родителей или его законных представителей.

Интересное:  Косгу Спортинвентарь

При приеме заявления центр занятости или аким села самостоятельно формирует запросы в соответствующие информационные системы государственных органов и организаций через шлюз «электронного правительства». Это делается для получения различных сведений: о регистрации по постоянному или временному месту жительства на каждого члена семьи; о регистрации рождения (смерти) ребенка (на всех детей); о регистрации заключения (расторжения) брака; об установлении инвалидности; о наличии личного подсобного хозяйства; об образовании; месте работы; об алиментах или задолженности по ним; о наличии в собственности транспортного средства или земельного участка. И это далеко не полный список тех сведений, которые центр занятости или сельский акимат может проверить перед назначением АСП. Обязательно запрашиваются сведения о доходах (заработная плата, социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, от сдачи в аренду или продажи недвижимого и движимого имущества и т. д.).

В управлении координации занятости и соцпрограмм пояснили, что если неполная семья является малообеспеченной, то может претендовать на адресную социальную помощь. За консультацией по назначению выплаты нужно обратиться в центр занятости населения или акиматы сельских округов. Они посчитают среднедушевой доход на каждого члена семьи и смогут дать окончательный ответ по назначению выплат.

Если какие-то сведения отсутствуют в информационных системах, то заявитель может предоставить документы, подтверждающие недостающие данные. Если у заявителя нет подтверждающих документов, в этом случае центр занятости по месту жительства или сельский акимат оформляет письменный запрос в соответствующие организации или государственные органы.

Малоимущим помогают. И материально, и нематериально. Конкретные виды социальной поддержки, порядок и условия ее получения устанавливаются региональными властям (п. 2 ст. 6 ФЗ № 134), а потому от региона к региону отличаются. Например, в Москве это и адресная вещевая и продовольственная помощь, и ежемесячное пособие на ребенка, и даже освобождение от курортного сбора при поездке в Крым. А власти СПб, например, ограничиваются социальной выплатой, покрывающей разницу между доходами и прожиточным минимумом.

Срок рассмотрения – от 8 до 10 дней с момента передачи документов в УСЗН в зависимости от региона. Собес сделает запросы в ПФР, ФНС, другие органы. Проверит ваши официальные доходы. Если все совпало, изготовит справку и направит ее в МФЦ. А те уже сообщат вам.

Учтите, что прожиточный минимум для взрослых и детей будет отличаться. Обычно величина детского немного ниже. Например, в Ростовской области минимум для трудоспособных взрослых 11033 руб., а для детей – 10752 руб. Это важно для определения прожиточного минимума семьи. Скажем, в семье из двух взрослых и двух детей из Ростовской области условный прожиточный минимум будет равен (11033*2) + (10752*2)= 43610 руб. Если совокупный доход этих 4 человек меньше, формально они могут оформить статус малоимущей семьи и получать помощь.

Если вы не инвалид, не пенсионер или, скажем, не многодетная мать, государство не обратит на вас внимания, социальной помощи вам не получить. Право на дармовые «плюшки» обычно привязано к какому-либо льготному статусу, например, ветеран труда или чернобылец. Впрочем, есть одна лазейка: ларец с социалкой откроется и вам, если получите статус малоимущей семьи. Тут тебе и пособие, и субсидии, и помощь в решении жилищного вопроса.

В представлении обывателя «малоимущие» обычно ходят в потрепанной фуфайке и просят милостыню у церкви. Но закон определяет их иначе. Для него, это семья или одиноко проживающий гражданин, среднедушевой доход которых ниже регионального прожиточного минимума (п. 1 ст. 6 ФЗ № 134 «О прожиточном минимуме в РФ»). По стране величина прожиточного минимума отличается, потому малоимущий малоимущему рознь.

Далеко не все сельские жители могут просто поехать в Центр соцпомощи, проконсультироваться и оформить пособие. Ведь зачастую эти учреждения располагаются в областных центрах, до которых от населённого пункта в сельской глубинке может быть более 100 километров. И нет никаких гарантий, что дело ограничится одной поездкой.

«Я очень надеюсь на то, что будет принят Социальный кодекс, где должно быть чётко прописано, что государство гарантирует нашим гражданам, какие именно виды помощи в каждом определённом случае. Эти обязательства не должны трактоваться двояко, не должны зависеть от произвола чиновника. То есть человек не должен ничего доказывать, что ему положено такое-то пособие», – объясняет Айдос Сарым.

«Это люди, которые оказывают специализированную, квалифицированную помощь группам населения, которые в этом нуждаются. После принятия Социального кодекса где-то на стыке между госслужбой и НПО должна появиться категория социальных служащих. Она будет отчасти замещать государственные функции и волонтёрство. Это должна быть уважаемая, ответственная и очень престижная профессия, которой надо обучать», – считает политолог.

«Как правило, к нам поступают девушки из сельской местности. Для получения АСП необходимо иметь прописку по месту жительства. В некоторых регионах «Дом мамы» имеет возможность прописать девушек, но в большинстве случаев мы сталкиваемся с трудностями. Ведь возвращаться в населённый пункт прописки девушки по ряду причин не могут», – поясняет Жанайым Жумадилова.

Помимо прочего выплачивается адресная социальная помощь (АСП), но её могут получить только малообеспеченные семьи, в том числе многодетные. По состоянию на 1 января 2022 года её получали 468 тысячи семей, или 2 177 тысяч человек, в том числе 245 тысяч многодетных семей, или 52,4%. Если в 2022 году на выплату АСП направлено 244,2 млрд тенге, то в этом году предусмотрено 116,8 млрд тенге.

Как получить адресную социальную помощь в Казахстане

АСП может быть назначена лицу или семье, чей среднедушевой доход не превышает черту бедности, в виде безусловной и обусловленной денежной помощи. Среднедушевой доход — это доля совокупного дохода семьи, приходящаяся на каждого члена семьи в месяц, рассчитывается как сумма доходов всех членов семьи поделенная на количество членов семьи.

Законодательством предусмотрено такое понятие как черта бедности – предельная минимальная величина денежного дохода на одного человека, устанавливаемая в качестве критерия для определения размера адресной социальной помощи местными исполнительными органами ежеквартально. На настоящее время черта бедности в Казахстане составляет 70% от прожиточного минимума: 0,7 ПМ (25 212.6 тнг на 2022 год).

  • лиц, имеющих постоянную работу;
  • инвалидов I и II групп;
  • учащихся, студентов, слушателей, курсантов и магистрантов очной формы обучения;
  • лиц, имеющих заболевания , по которым может устанавливаться срок временной нетрудоспособности более двух месяцев;
  • лиц, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до семи лет, ребенком-инвалидом, инвалидом I или II группы, престарелым, которые нуждаются в постороннем уходе и помощи;
  • заявление по форме (скачать форму по ссылке);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • сведения о наличии личного подсобного хозяйства по форме (скачать форму);
  • сведения о номере банковского счета в уполномоченной организации по выплате адресной социальной помощи (IBAN);
  • свидетельство о рождении (смерти) ребенка (на всех детей) – по регистрациям, произведенным на территории Республики Казахстан до 13 августа 2007 года;
  • свидетельство о регистрации заключения (расторжения) брака, в случае расхождения данных заявителя с данными в свидетельстве о рождении ребенка – по регистрациям, произведенным на территории Республики Казахстан до 1 июня 2008 года;
  • справку учебного заведения (скачать форму), если иждивенцы в возрасте от 18 до 23 лет являются обучающимися по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, высших учебных заведениях, запрашивается из учебного заведения один раз в год.

Обусловленная денежная помощь назначается одиноким или одиноко проживающим малообеспеченным трудоспособным лицам, а также малообеспеченным семьям, имеющим в своем составе трудоспособного (трудоспособных) члена (членов), при условии его (их) участия в мерах содействия занятости и (или) при необходимости социальной адаптации.

Кто из казахстанцев может рассчитывать на адресную социальную помощь

Спецгоспособие многодетной семьи и пособие «Күміс алқа» исключены из расчета совокупного дохода семьи. Среднедушевой доход на каждого члена семьи рассчитывается так: 150 000 делим на 8 человек, получается 18 750 тенге. Соответственно, семья подходит под критерии оказания АСП.

Если месячный доход семьи на одного человека не превышает 20 789 тенге, в этом случае ей положена выплата адресной социальной помощи. При этом, несовершеннолетним детям выплачивается сумма в размере 20 789 тенге, а взрослым выплачивается разница между среднедушевым доходом семьи и размером критерия АСП.

По новому механизму получателям АСП гарантированная выплата в размере 20 789 тг. будет выплачиваться детям до 18 лет, а при условии обучения по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования после достижения ими совершеннолетия до времени окончания организаций образования (но не более чем до достижения 23-летнего возраста).

Да, доход от личного подсобного хозяйства учитывается при определении совокупного дохода семьи. Доход от ЛПХ рассчитывается «Правилами исчисления совокупного дохода лица (семьи), претендующего на получение государственной адресной социальной помощи», утвержденными приказом министра труда и социальной защиты населения РК от 28 июля 2009 года. Правилами определены нормы расчета дохода от ЛПХ с учетом климатических особенностей регионов страны.

Соцпакет включает в себя 11 мер социальной поддержки и социальных услуг за счет местного исполнительного органа, в том числе обеспечение школьников бесплатным горячим питанием с 1-4 класс, льготный проезд в общественном транспорте, бесплатный отдых в детских лагерях, улучшение жилищных условий через систему жилстройсбережений, обеспечение школьной формой, учебниками и принадлежностями и др.