Крупная Сделка По 44 Фз Для Бюджетных Учреждений

Сумма, которую вы укажете в документе относится к каждой отдельной сделке. Нельзя одобрять общую сумму сделок, совершенных за какой-то период. Заказчик не должен считать, сколько договоров и на какие суммы вы уже заключили с момента принятия Решения. Поэтому указывайте максимальную сумму одной сделки. Например: «Максимальная сумма одной такой сделки не должна превышать 1 000 000 (Один миллион) рублей».

Заказчики по 223-ФЗ могут требовать Решение от индивидуальных предпринимателей. Есть риск, что вашу заявку отклонят, если проигнорируйте этот пункт документации. Заявку не отклонят, если вместо Решения приложить письмо о том, что вам как ИП не требуется одобрение сделок. Письмо можно написать в свободной форме.

Например, на момент подачи заявки на участие в закупке у поставщика в личном кабинете площадки было Решение на сумму 50 млн рублей. Он выиграл аукцион с ценой контракта в 65 млн рублей. Госзаказчик рассмотрел вторые части заявок и отклонил заявку победителя аукциона, так как одобренная сумма в Решении оказалась меньше суммы договора.

Решение об одобрении крупной сделки (далее – Решение) нужно, чтобы пройти регистрацию в Единой информационной системе (ЕИС). Юрлица всегда должны прикладывать его к заявке на регистрацию и в специальном поле указывать максимально возможный размер сделки, который они одобряют. Без указания этой информации нельзя зарегистрироваться в ЕИС. Исключение составляют только ИП, которые не должны одобрять сделки самим себе.

Крупной считается сделка, связанная с приобретением, отчуждением или передачей во временное пользование имущества, если стоимость его составляет не меньше 25 % от балансовой стоимости активов компании. Стоимость активов можно определить по бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

Таким образом, для расчета размера крупной сделки используется величина балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, которая отражена по строке 350 графы 10 Баланса (ф. 0503730) и включает остаточную стоимость объектов учета операционной аренды, отражаемых на счетах бухгалтерского учета 011100000 «Права пользования активами».

Согласно части 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для бюджетного учреждения крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Данный показатель включает в себя как показатели стоимости нефинансовых активов (с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов), так и показатели финансовых активов. К показателям стоимости нефинансовых активов относятся в том числе права пользования активами (остаточная стоимость).

В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации состав бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений и порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (далее — Инструкция 33н).

Для расчета размера крупной сделки используется величина балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, которая отражена по строке 350 графы 10 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и включает остаточную стоимость объектов учета операционной аренды, отражаемых на счетах бухучета 011100000 «Права пользования активами».

  • Унитарным предприятием (согласно ст. 23 161-ФЗ) сделка может быть признана крупной при условии, что сумма ее больше 5 млн рублей, либо 10% (и более) от его уставного фонда. У ГУП и МУП крупная сделка происходит исключительно с согласия собственника имущества, иначе она теряет статус законной.
  • Для бюджетных учреждений операции в отношении имущества, стоимость которого составляет больше 10% стоимости активов, находящихся на балансе организации, считаются крупной сделкой, если уставом учреждения не определен меньший размер (ст. 9.2 7-ФЗ). Решение принимается только с предварительного согласия органа, который осуществляет функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Если оно не получено, сделка недействительна. Решение оформляется для каждого конкретного аукциона. Форма согласования такой сделки законом не установлена, согласование осуществляется в произвольной форме.
  1. Решение о согласии на совершение крупной сделки принимается или всеми участниками организации, или только единственным участником общества.
  2. На общем собрании всех участников ООО подписывается Решение в установленном статьей 181.2 ГК РФ порядке. В том случае, когда мнение учредителей разделяется, окончательное Решение утверждается большинством голосов. Протокол необходимо оформить и заверить у нотариуса, либо заняться этим самостоятельно. Во втором случае необходимо тщательно сверяться с положениями статьи 181.2 (часть 4) ГК РФ.
  1. В случае, когда акционер АО либо единственный участник ООО выполняет функции исполнительного органа единолично. Это положение опирается на ч.7 ст. 46 14-ФЗ, а также п.1 ч.3 ст. 78 208-ФЗ.
  2. Нет необходимости оформлять одобрение сделки в случае ИП, поскольку получается, что физическое лицо получает одобрение у самого себя.

Порядок регистрации поставщика в ЕИС предполагает, что Решение прикладывается к заявлению в момент регистрации. Однако, ввиду технических неполадок с интеграцией, обмен документацией между ЕИС и торговыми площадками может быть затруднен: в личном кабинете электронной площадки документы появляются не сразу (иногда не в полном количестве). Наличие оформленного Решения обязательно в каждой закупке, а потому не лишним будет дублировать его во 2-й части заявки.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС С 1 января 2022 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru. Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС: Заказать регистрацию в ЕИС

Как составить решение об одобрении крупной сделки для госзакупок

Балансовая стоимость или цена задействованного в соглашении имущества зафиксирована на уровне 25% и более от общей балансовой стоимости активного имущества предприятия. Все данные о стоимости указываются в соответствии с актуальными бухгалтерскими отчетами.

Участие в закупках подразумевает регистрацию потенциальных поставщиков не только на электронных площадках, но и в Единой информационной системе. Если исполнитель авторизовался на ЭП в срок до 31.12.2022, то ему надлежит осуществить регистрацию в Единой информационной системе не позднее 31.12.2022.

Формат и название одобрение крупных сделок поставщика по 44-ФЗ напрямую зависят от числа учредителей компании, участвующей в закупках. В ПАО и ООО с несколькими учредителями результат по этому вопросу определяется на общем собрании, после чего оформляется протокол одобрения. Если в составе предприятия указан один учредитель, тогда для аккредитации на ЭП и участия в госзакупках готовится решение единственного участника.

Данные о максимальной сумме крупных соглашений указываются и во вторых частях заявок на участие в электронных процедурах. Если цена контрактных обязательств и величина его обеспечения превышают предельную сумму, обычную для финансово-хозяйственной деятельности участника закупки, то в такой ситуации предоставлять решение об одобрении или о совершении крупной сделки в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 66 федерального закона № 44-ФЗ обязательно.

Чтобы избежать отклонения заявки и споров в ФАС, потенциальным поставщикам рекомендуется предоставлять решение об одобрении крупной сделки не только в составе регистрационных документов, но и в документации, являющейся неотъемлемым приложением к заявке на участие в госзакупке.

Согласие на совершение крупной сделки – это специальный документ, который оформляется по итогам рассмотрения возможности заключения такой сделки. Как правило, такое согласие, высказанное учредителями или участниками юридического лица (в зависимости от организационной формы такого лица), или решение на осуществление крупной сделки (одобрение сделки) оформляется в виде специального документа, отражающим предельную стоимость контракта, который может быть заключен в конкретном случае.

  • дата проведения собрания, а также место и время такового;
  • перечень лиц, которые участвовали в заседании;
  • результаты голосования, которое проводилось по одному, нескольким или всем вопросам повестки;
  • сведения о лицах, которые считали голоса;
  • данные об участниках собрания, которые голосовали против одобрения сделки или групп сделок с конкретным юридическим лицом или на конкретную сумму, а также выставили пожелание внести запись об основаниях своего отказа.

В каждом из перечисленных случаев необходимо осуществлять обсуждение совершаемой или потенциальной крупной сделки в кругу руководителей или с тем государственным или муниципальным органом, который является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств для такого юридического лица.

  • о тех взаимосвязанных сделках или одной сделке, которые возможно осуществить организации;
  • выгодоприобретатель по такой сделке (то есть юридическое лицо, с которым будет происходить заключение контракта). Однако информация о нем не указывается в том случае, если на момент составления согласия на проведение крупной сделки получить информацию о том, кто это будет, невозможно;
  • цена сделки или общая сумма всех сделок, которые должны подпасть под одобрение;
  • предмет одной сделки или нескольких сделок, которые подпадают под одобрение;
  • другие наиболее важные сведения, например, способ определения потенциального исполнителя.
Интересное:  Ип является физическим лицом или юридическим лицом

Под крупной сделкой следует понимать такую сделку, которая выходит за пределы традиционно осуществляемой хозяйственной деятельности конкретного юридического лица: чаще всего это деятельность о продаже акций или имущества юридического лица, если такая сделка может существенным образом изменить экономическое положение такого юридического лица.

Письмо Минфина России от № 24-02-08/73111; О представлении решения одобрения крупной сделки в составе заявки на участие в закупках

Согласно пункту 17 Правил ответственность за неполноту, недостоверность, изменение информации и документов, формируемых для размещения в реестре участников, за несоответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также за действия, совершенные на основании указанных информации и документов, несет уполномоченное лицо.

Подпунктом «с» пункта 5 Правил регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2022 N 1752, установлено, что для регистрации юридического лица уполномоченное лицо формирует в том числе решение (копию решения) о согласии на совершение крупных сделок или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки — юридического лица или иностранного юридического лица (либо аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица) с указанием максимальных параметров условий одной сделки.

В соответствии с пунктом 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2022 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Кроме того, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) принятие общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью (или единственным акционером) решения, в том числе об одобрении крупной сделки, посредством очного голосования и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

Таким образом, при регистрации в единой информационной системе уполномоченное лицо участника закупки формирует в том числе решение (копию решения) о согласии на совершение крупных сделок или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур.

До 2022 года все участники госзакупок проходили аккредитацию отдельно на каждой федеральной площадке. При этом площадки всегда тщательно проверяли документы. Если Решение о сумме было составлено некорректно, оператор отклонял заявление и указывал конкретную ошибку в документе. После этого участник его редактировал и заново подавал заявку на аккредитацию.

В течение 2022 года все участники госзакупок должны были пройти регистрацию в Единой информационной системе (далее — ЕИС). После регистрации в ЕИС документы передаются в личные кабинеты федеральных площадок автоматически без дополнительной проверки. Таким образом, если у вас в Решении есть ошибка, выяснится это не в момент регистрации в ЕИС, а когда вашу заявку отклонят по этому основанию. Поэтому к подготовке всех документов следует подходить максимально ответственно.

Крупной считается сделка, связанная с приобретением или отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25 % и больше от балансовой стоимости активов предприятия. Стоимость активов определяют по бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (см ст. 78 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 46 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной отвественностью»).

Решение прикладывается к заявлению при регистрации поставщика в ЕИС, но между порталом и площадками бывают проблемы с интеграцией и не все документы передаются сразу в личный кабинет ЭТП. Поскольку Решение требуется в каждой закупке, лучше подстраховаться и продублировать документы во второй части заявки.

  1. Решение о согласии на совершение крупной сделки принимает общее собрание участников общества. Если общество состоит из единственного участника, он принимает Решение единолично.
  2. Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ. Если в ООО несколько учредителей, Решение общего собрания принимается большинством. Есть два варианта оформления такого протокола: заверить его нотариально или самостоятельно, но в строгом соответствии с ч.4 статьи 181.2 Гражданского Кодекса РФ.

Учитывая изложенное, в случае, если решение об одобрении крупной сделки, направленное оператором электронной площадки, равно или превышает размер ценового предложения участника закупки, предоставление решения об одобрении крупной сделки в составе второй части заявки не требуется и отказ в допуске к участию в закупке по данному основанию неправомерен.

Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, в соответствии с которым в отношении решений общества будет применяться альтернативный способ подтверждения, требует нотариального удостоверения. Общество представило в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в том числе протокол общего собрания участников, на котором было принято решение о внесении соответствующих изменений.

Дополнительно ФАС России обращает внимание, что требования Закона N 44-ФЗ к предоставлению решения об одобрении крупной сделки являются исчерпывающими и предъявление каких-либо дополнительных требований к оформлению и содержанию такого решения является неправомерным.

В случае, если стоимость заключаемого контракта превышает размер суммы, указанной участником в решении об одобрении крупной сделки в реестре участников в ЕИС, то у участника при подаче заявки на участие в закупке есть возможность внести изменения в размер суммы об одобрении крупной сделки в реестре участников в ЕИС либо предоставить соответствующее ценовому предложению решение об одобрении крупной сделки в составе второй части заявки.

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 31571-ЭП/20 от 25.08.2022) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по дезинфекции мягкого инвентаря для нужд государственных бюджетных учреждений, подведомственных администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, в 2022-2022 годах (извещение № 0372200267820000013) (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2022 № 727/14 (далее – Административный регламент),

Крупные сделки бюджетных учреждений

У бюджетных учреждений крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законодательством БУ вправе распоряжаться самостоятельно), с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов БУ, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом БУ не предусмотрен меньший размер крупной сделки .

Порядок предварительного согласования совершения муниципальным бюджетным учреждением крупных сделок, утв. Постановлением администрации муниципального образования «Куркинский район» от 20.04.2011 N 263.
Приказ министерства образования Кировской области от 20.11.2022 N 5-753 «О предварительном согласовании совершения государственным бюджетным учреждением, подведомственным министерству образования Кировской области, крупной сделки».

Отдельно отметим: когда учреждение само реализует ТРУ на платной основе, такая сделка под определение крупной сделки не подпадает, поскольку никакими своими денежными средствами учреждение здесь не распоряжается . И это важный вывод для тех БУ, которые не только проводят закупочные процедуры по Закону о контрактной системе для собственных нужд, но и выступают сами в роли участников закупок по данному Закону, так как согласно ему в составе заявок на участие в закупке может требоваться решение об одобрении крупной сделки участника закупки в случаях, установленных законодательством . Но вот если БУ использует крупные денежные средства в качестве обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта (фактически они становятся залогом), такое распоряжение денежными средствами уже может подпадать под определение крупной сделки.

Также в рассматриваемых правилах обозначен случай, когда условия крупной сделки меняются уже в ходе ее осуществления. Исходя из ст. 95 Закона о контрактной системе при необходимости изменения ранее согласованной комиссией крупной сделки по инициативе заказчика-учреждения в процессе исполнения контракта в связи с увеличением или уменьшением объема ТРУ, предусмотренного соответствующим контрактом, учреждение предварительно представляет в Управление информатизации обращение с технико-экономическим обоснованием необходимости изменения существенных условий контракта, проект дополнительного соглашения с соответствующими приложениями. Комиссия рассматривает обращение учреждения о согласовании заключения дополнительного соглашения об увеличении или уменьшении объема ТРУ по договору в срок, не превышающий пять дней.

Правила согласования и совершения крупных сделок у разных учредителей в отношении подведомственных учреждений могут различаться. Например, в Куркинском районе Тульской области в отличие от правил, рассмотренных выше, от учреждения требуется представить копии форм бюджетной отчетности за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные руководителем и главным бухгалтером. Если в предыдущем случае срок действия решения о согласовании крупной сделки комиссия устанавливает индивидуально, то здесь прямо указано, что если БУ, получившее согласие на совершение крупной сделки, не воспользовалось своим правом на ее заключение в течение шести месяцев, требуется повторное согласование данной крупной сделки. В Кировской области по отношению к госучреждениям, подведомственным областному министерству образования , действует правило, по которому учреждение вместе с заявкой и пакетом документов для согласования крупной сделки должно представить справку о своих текущих обязательствах по ранее согласованным крупным сделкам и т.д.

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 3 млн руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 600 тыс. рублей (с апреля 2022 года лимит подняли до 3 млн руб., если торги проходят на ЭТП). Крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

Для обществ, акционерных или с ограниченной ответственностью, определены критерии оформления документов по одобрению условий договора. Если в учредительных документах общества только один участник, то за его подписью оформляется образец решения единственного участника об одобрении крупной сделки. Если же в обществе более двух учредителей, то вопрос решается на внеочередном собрании, при завершении которого оформляется протокол. Образец протокола одобрения крупной сделки ООО 2 учредителя скачайте в конце статьи.

Так, к примеру, балансовая стоимость активов на отчетную дату может составлять 500 000 рублей, а следовательно, для этого учреждения крупным будет считаться любой договор стоимостью 50 000,01 рублей и выше. Иными словами, такой организации придется согласовывать с учредителем буквально каждый шаг.

Поставщик предоставляет решение об одобрении сделок на электронных площадках в составе основного пакета документов еще на этапе регистрации и получения статуса аккредитованной компании. Проверить, соответствует ли документ требованиям, поможет образец решения об одобрении по 44-ФЗ. В конце статьи вы найдете несколько примеров для различных организаций.

  1. Для обществ с ограниченной ответственностью действует Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (Федеральный закон «Об ООО»), в нем обозначена информация о том, какой орган общества уполномочен принимать такое заключение.
  2. Для акционерных компаний действует Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 31.12.2005 № 208.

Для договоров, совершаемых в рамках принятой уставом хозяйственной деятельности, тоже необходимо одобрение. Как правило, оно содержит ограничение по сумме. Максимальная сумма такой операции не ограничивается законом, но у собственника должно быть понимание ее предела.

Решение об одобрении крупной сделки в закупках

Решение об одобрении крупной сделки не требуется, если общество об ограниченной ответственности состоит из одного участника, или если 100 % голосующих акций акционерного общества принадлежат одному лицу. При этом единственный участник ООО или единственный акционер АО должен одновременно являться единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа. Это тоже зафиксировано в законах «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью».

4. В решении рекомендуется помимо одобрения на заключение государственных и муниципальных контрактов отдельно прописывать одобрение на внесение обеспечения заявок, обеспечения исполнения контрактов и обеспечения исполнения гарантийных обязательств.

Теперь поговорим о том, как правильно подготовить решение об одобрении крупной сделки. Начиная с 2022 года, участники закупок регистрируются в ЕИС, а передача прикрепленных при регистрации документов на электронные площадки производится автоматически. При этом никакой проверки корректности оформления документов не производится. А значит, неправильно оформленное решение может стать причиной отклонения заявки.
При подготовке решения об одобрении крупной сделки необходимо руководствоваться достаточно простыми правилами. Для общества с ограниченной ответственностью это:

Кроме того, при регистрации в ЕИС соответствии с пп. с) п. 5 «Правил регистрации участников закупок в ЕИС» (утверждены Постановлением Правительства от 30.12.2022 г. №1752) участник должен предоставить решение или копию решения о согласии на совершение крупных сделок или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки — юридического лица с указанием максимальных параметров условий одной сделки (т.е. и в случае единственного учредителя).

Нотариальное удостоверение решения собрания участников общества необходимо только в случае, если иной способ (например, подписание протокола всеми участниками или частью участников) не предусмотрен уставом общества либо решением общего собрания участников общества, принятым единогласно (п.3 части 3 ст. 67.1 ГК РФ).
В этом случае в решении должна присутствовать формулировка: «В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждается путем подписания документа всеми участниками общества, присутствовавшими на собрании».

Вместе с тем, если стоимость заключаемого контракта превышает размер суммы, указанной в решении об одобрении крупной сделки в реестре участников в ЕИС, то у участника при подаче заявки на участие в закупке есть возможность внести изменения в размер суммы об одобрении крупной сделки в реестре участников в ЕИС либо предоставить соответствующее ценовому предложению решение об одобрении крупной сделки в составе второй части заявки.

Принимать решение о соответствии заявки участника требованиям документации закупочная комиссия должна на основании совокупности документов и информации, направленных оператором электронной площадки и представленных участником закупки в составе второй части заявки. При этом в случае, если решение об одобрении крупной сделки, направленное оператором электронной площадки, равно или превышает размер ценового предложения участника закупки, предоставление решения об одобрении крупной сделки в составе второй части заявки не требуется и отказ в допуске к участию в закупке по данному основанию неправомерен.

При этом в случае предоставления решения об одобрении крупной сделки в составе второй части заявки, отказ в допуске участнику на основании несоответствия решения, размещенного в реестре участников в ЕИС, решению об одобрении крупной сделки в составе второй части заявки, неправомерен.

Федеральная антимонопольная служба РФ разъяснила порядок подтверждения права участника закупки по 44-ФЗ на совершение крупной сделки. Соответствующая информация содержится в письме ФАС России от 23.07.2022 № ИА/62842/20 «О предоставлении участниками закупок решения (копии решения) об одобрении крупной сделки».

Напомним, в соответствии с ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ оператор ЭТП, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, в соответствии с требованиями, установленными ч. 2 ст. 24.1 44-ФЗ, обеспечивает предоставление заказчику в сроки и случаях, установленных ст. 24.1 44-ФЗ, в частности, решения о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки – юридического лица с указанием максимальных параметров условий одной сделки.

Крупная сделка в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок»

  • в случае с государственными и муниципальными мероприятиями в качестве крупной сделки может быть рассмотрена такая сделка, которая превысит двадцать пять процентов балансовой стоимости организации. Сведения о балансовой стоимости в этом случае берутся из бухгалтерских отчетов организации за предыдущий финансовый год;
  • в случае если речь идет об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, то для них предел стоимости сделки, при превышении которого она будет считаться крупной, составляет тридцать процентов от размера стоимости уставного капитала.

Сделки, стоимостное выражение которых является достаточно большим, в настоящее время встречаются все чаще в системе государственных и муниципальных закупок. Чаще всего они направлены на удовлетворение крупных нужд заказчиков либо на удовлетворение сразу нескольких потребностей заказчика, объединенных в одно целое.

Для того чтобы проведение такой сделки, которая признается крупной, было легитимным, с точки зрения закона, ее проведение должно быть предварительно обсуждено среди руководителей организации либо с тем органом, который является главным распорядителем бюджетных средств для потенциального участника.

Для того чтобы согласие о проведении крупной сделки было признано, с юридической точки зрения, как документ, имеющий юридическую силу, оно должно обладать специальным сроком действия. В настоящее время под сроком действия согласия, как документа, рассматривается один год. Данный срок отсчитывается от даты принятия согласия и подписания соответствующего протокола собрания.

  • сведения о сделке, которая должна быть проведена в рамках признания ее крупной, либо о группе сделок (при условии их взаимосвязанности), проведение которых возможно в рамках действия такого согласия;
  • сведения о том лице, которое может быть признано выгодоприобретателем по совершаемой сделке, при условии, что такие сведения известны компании, подписывающей согласие о совершении крупной сделки. Если такой информации у автора согласия нет, то данные сведения не указываются в тексте оформляемого документа;
  • предельная цена совершаемой сделки либо сумма сделок по всем таким контрактам, если речь идет о группе контрактов;
  • предмет одной сделки либо группы сделок, которые включаются в одобрение по данному согласию;
  • иные данные, которые могут быть использованы в тексте такого согласия, как ключевые, для признания его легитимным (например, сведения о том способе определения потенциального исполнителя по контракту, который может быть использован для заключения контракта и на участие в котором будет направляться данный документ в рамках заявочного пакета).

При этом предварительному согласованию с учредителем подлежит сумма вознаграждения за предоставление банковских гарантий (без учёта суммы самих банковских гарантий) в случае ее превышения 10 процентов балансовой стоимости активов, уплачиваемой бюджетным учреждением гаранту по договору банковской гарантии,

Дополнительно сообщаем, что в качестве альтернативного способа обеспечения исполнения контракта документацией о закупке может быть также предусмотрено заключение бюджетным учреждением договора о предоставлении банковской гарантии, что также не является сделкой по распоряжению денежными средствами или распоряжению имуществом и не подлежит согласованию с учредителем.

В этой связи заключение бюджетным учреждением договора (контракта) по результатам конкурентных процедур, проводимых в соответствии с Законом N 44-ФЗ, на поставку этим учреждением товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика не является сделкой по распоряжению денежными средствами или распоряжению имуществом и, соответственно, не может являться крупной сделкой.

Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537, установлен исчерпывающий перечень сделок, подлежащих согласованию с учредителем, в том числе предварительное согласование совершения бюджетными учреждениями крупных сделок, соответствующих критериям, установленным в пункте 13 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ),

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее — Минобрнауки России) по вопросу согласования с Минобрнауки России совершения сделок, связанных с участием учреждений в конкурентных процедурах, проводимых государственными, муниципальными, иными заказчиками в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), сообщает следующее.

НТВП Кедр — Консультант

В соответствии со ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

Законодательством Российской Федерации не установлено требование о необходимости наличия решения об одобрении или о совершении крупной сделки для индивидуальных предпринимателей. Также в российском законодательстве отсутствует понятие «крупная сделка индивидуального предпринимателя». Понятие «крупная сделка» применимо к акционерным обществам, бюджетным учреждениям, государственным компаниям, обществу с ограниченной ответственностью и унитарным предприятиям.

  • дата, время и место проведения собрания;
  • лица, которые участвовали в собрании;
  • результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
  • лица, которые считали голоса;
  • лица, которые голосовали против одобрения соглашения и потребовали внести запись об этом.

Если требуется, то одобряют такие соглашения в соответствии с законодательством РФ (14-ФЗ, 174-ФЗ, 161-ФЗ и др.) или по правилам, которые содержатся в Уставе участника закупки. В других вариантах этим занимается представитель поставщика, уполномоченный на получение аккредитации на ЭТП.

23.07.2022 на сайте ФАС опубликовали важное разъяснение для поставщиков о порядке предоставления решения об одобрении крупной сделки. Не предоставляйте его во второй части заявки, т. к. его направляет электронная площадка вместе с другими документами, которые предоставили при регистрации в ЕИС.

Напомним, что 25.12.2022 Верховный суд в обзоре судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах сделал вывод о необходимости нотариального удостоверения решений в ООО, в т. ч. состоящих из единственного участника. Подробнее о том, как эти выводы повлияли на решения об одобрении крупных сделок.

Включать эту информацию в состав второй части заявки необязательно. Считается, что если поставщик не предоставил подобные данные, то заключение контракта не попадает в рассматриваемую категорию. Но как показывает практика, даже решение единственного участника об одобрении крупной сделки на всякий случай прикладывают к общему пакету документов. Здесь важно не совершить ошибку, иначе есть риск отклонения участника аукциона из-за того, что он предоставил недостоверные сведения. Такие случаи оспаривают в ФАС, но эта процедура увеличивает период заключения контракта.

Определение Размера Крупной Сделки В Бюджетном Учреждении На 2022 Год

  • установить величину активов на дату, что предшествует сделке;
  • если показатель превысит 25%, тогда возникает необходимость в более подробном анализе;
  • определяют причинно-следственные связи по имуществу компании;
  • изучают, нет ли взаимосвязи между иными соглашениями, что заключались по данному направлению;
  • уточняют непричастность сделки к обычным.

С начала 2022 года поменялись нормы, связанные с заключением крупных сделок. В частности, изменился порядок оспаривания. Процедуру эту можно проводить только в том случае, если есть все необходимые условия. Если нет хотя бы одного из перечисленных условий, инициировать оспаривание бессмысленно. Судебный орган просто отклонит иск. Рассмотрим все эти условия:

2022 N Ф03-1113/2022 суд установил, что стоимость приобретенного объекта основного средства превышает 10% стоимости активов федерального бюджетного учреждения по данным бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату, предшествовавшую совершению спорной сделки, то есть является для него крупной (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ). Поскольку сделка совершена без согласования с учредителем, суд признал ее недействительной.

Условия признания сделки крупной устанавливаются законодательством и различаются в зависимости от типа юридического лица. Стоит отметить, что к разряду крупных сделок вне зависимости от типа организации может быть отнесена не только одна операция, но и несколько взаимосвязанных.

План распределения денежных средств строится задолго до наступления очередного финансового года. Этот процесс реализуется под контролем специалистов, обособленных экономических отделов, представителей органов власти, УФК. Распорядители общефедеральных активов составляют сводные и сокращенные росписи по регламенту расходования финансов.

Важно понимать, что крупная сделка ООО — это не что-то запрещённое или подконтрольное налоговой. Фирма может продавать и покупать что угодно, как захочет менять вид и масштаб бизнеса. Главное — каждый участник должен быть в курсе, что значительного происходит в совместном деле. Для этого и существует процедура голосования за крупную сделку.

Распродали оборудование парикмахерской. Одному покупателю — зеркала, второму — мойку, третьему — кресло для педикюра. Цена всех договоров больше 25 % активов, а салон больше не может стричь и делать педикюр. Все три договора — взаимосвязанные сделки. Для них нужно согласие участников.

Бывает, фирме нужно заключить нетипичный для ежедневной коммерческой деятельности договор по высокой цене. Сдать в субаренду ненужную площадь магазина, оформить кредит или закупить новый вид товара, которым не пробовали торговать. Такие сделки ООО называются крупными. Все участники должны знать о крупной сделке и проголосовать за или против на общем собрании, потому что это ведёт к изменениям в бизнесе.

Фирма не обязана выяснять у контрагента, крупная ли для него сделка. Проверять бухгалтерский баланс и высчитывать процент цены от актива тоже. Это позиция из п. 18 Постановления Пленума ВС РФ № 27 от 26.06.2022 г. Но для надёжности лучше этот момент выяснить. И если нужно, попросить протокол на одобрение договора с вами.

  • с распоряжением денежными средствами;
  • с привлечением заемных денежных средств (только у автономных учреждений);
  • с отчуждением имущества (которым в соответствии с законами бюджетное и автономное учреждения вправе распоряжаться самостоятельно);
  • с передачей такого имущества в пользование или залог.

Для бюджетных и автономных учреждений крупной сделкой признается сделка, превышающая 10% балансовой стоимости активов (если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки), связанная (ст. 14 Федерального закона N 174-ФЗ, п. 13 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ):

Обратите внимание! Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Федеральным законом N 174-ФЗ (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Федеральным законом N 7-ФЗ (п. 3 ст. 298 ГК РФ).