Земли Общего Пользования В Снт

Статья 25

Содержание

3. В соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии, что все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество. Передача указанного имущества в соответствии с настоящей частью не является дарением.

8. Имущество общего пользования, указанное в пункте 6 части 3 статьи 26 настоящего Федерального закона, может быть передано безвозмездно в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на территориях которых расположена территория садоводства или огородничества, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

5. При переходе права собственности на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории садоводства или огородничества, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования нового собственника такого земельного участка равна доле в праве общей собственности на указанное имущество общего пользования предыдущего собственника такого земельного участка.

2. Право собственности на недвижимое имущество, входящее в состав имущества общего пользования, возникает с момента государственной регистрации такого права в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2022 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

4. Доля в праве общей собственности на имущество общего пользования собственника садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, следует судьбе права собственности на такой садовый или огородный земельный участок.

  • удостоверение личности заявителя;
  • документ, который обосновывает принадлежность заявителя к льготной категории граждан;
  • документы на постройку (при наличии объекта на участке);
  • межевые документы, если заявитель пользуется им;
  • кадастровый паспорт или выписка на землю.

Собственность территории закрепляется на постоянной основе за государством и выражается в лице его субъектов или муниципальных образований. Граждане-пользователи могут законно распоряжаться находящимися на государственной территории строениями и ресурсами, а также претендовать на право переуступки права пользования землей новому владельцу здания.

Пользователь вправе подать заявку на арендование государственного надела. В ответ администрация должна объявить аукцион на предоставлении участка в аренду. Если в течение месяца дополнительных желающих не находится, то аукцион закрывают и оформляют соглашение с первым заявителем.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 настоящего Кодекса (далее — уполномоченный орган).

Заявление не требует нотариального оформления. Нотариус потребуется для оформления доверенности, если заявитель будет предоставлять документы через доверенное лицо. Процедура подачи для граждан не облагается государственными пошлинами и является бесплатной.

Земли Общего Пользования В Снт

Если земельный участок был предоставлен садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан до 30 октября 2001 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, то образованный из него земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность указанного объединения граждан бесплатно (п. 2.7, 2.9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Еще важный момент, связанный с общей собственностью садовых товариществ: право на получение доли в имуществе общего пользования предоставляется садоводу в строго ограниченных случаях. А именно только при реорганизации или ликвидации объединения (п. 1 ст. 19 и ст. 42 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

Допустим, вы знакомы с генпланом вашего города или правилами землепользования и застройки. Пока эти документы не во всех регионах еще приняты, но это вопрос времени. Тем не менее, в случае, если проектными решениями будет предусмотрено целевое использование земли вблизи вашего садоводческого некоммерческого товарищества, отличное от садово-огороднического хозяйства, или интерес к земле проявят крупные застройщики, то есть все шансы столкнуться с масштабным захватом земель садоводческого товарищества, их «приватизацией» и скупкой за «бесценок».

Для таких случаев Верховный Суд подчеркнул: речь в законе идет о том, что можно оформить право собственности на новую, только что созданную вещь. А дорога, которую захотели взять огородники, была дорогой и раньше, просто ее покрыли асфальтом. Суд процитировал документ самих же дачников – задание для строительной бригады на работу, в нем рабочим поручили сделать не дорогу, а именно заасфальтировать её.

Общим собранием членов объединения решается вопрос о приобретении такого земельного участка в собственность этого объединения. Председатель некоммерческого объединения подает заявление в орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

В то же время, если учитывать эколого-правовой характер общего пользования землей, то объектами могут выступать любые земли, не важно, зарегистрированы ли они. В этом есть своя логика, потому что при прогулках по городским территориям или сельским просторам мы не совершаем никакого распоряжения землями, поэтому регистрация не играет здесь никакой роли.

Прохожий же не сможет отстоять свои интересы в судебном порядке. Немаловажен и еще один юридический аспект. Некоторые специалисты приписывают конструкции общего пользования землями не гражданско-правовую, а эколого-правовую природу. То есть это правомочие признается разновидностью права природопользования, а не самостоятельным вещным правом.

В теории все кажется понятным, но любое гражданское право проявляет себя в возможности его судебной защиты. А при попытке защитить рассматриваемое правомочие от посягательств других лиц человек может столкнуться с тем, что его не признают надлежащим истцом.

Однако при обращении к ГрК всплывает еще одно противоречие в понятиях: территориальными зонами названы зоны, для которых устанавливаются градостроительные регламенты, а ч. 4 ст. 36 ГрК устанавливает, что на участки в рамках территорий общего пользования градостроительные регламенты не действуют. То есть по ГрК общественные земли не входят ни в какие территориальные зоны.

В отношении объектов права важно определиться, требуется ли их кадастровый учет или объектами могут выступать любые публичные земли. И ГК, и ЗК говорят об индивидуально-определенных вещах – участках, которые должны иметь границы, сформированные в ходе межевания.

Пользование землей общего пользования в СНТ

Гражданский кодекс указывает на то, что статус земли общего пользования получают участки, которые находятся в государственной/муниципальной собственности и на которых граждане могут находиться без необходимости оформления разрешений.

  • земли переводятся в собственность товарищества бесплатно;
  • земли, которые поставлены на кадастровый учет, имеют четкие границы и это исключает соблазн для самозахвата и возникновение споров между собственниками участков и садоводами;
  • СНТ сможет официально зарегистрировать все постройки на общей земле, возведенные из взносов садоводов;

Граждане вправе обращаться к членам правления СНТ с просьбой о выделении им земель во временное пользование. В своем заявлении гражданину нужно указать цели использования, сроки, на которые потребуется земля для реализации поставленных задач (не более месяца). Обычно в уставе СНТ содержится требование о предварительном уведомлении членов товарищества о своем желании использовать участок как минимум за две недели-месяц.

Порядок пользования землями содержится в уставе товарищества. За каждым участком здесь обычно закреплен свой функционал. Например, обустройство здесь дорог и проездов, автостоянок, водоемов для целей пожарной безопасности, зон отдыха, колодцев, спортивных и детских площадок, рекреационных зон, санитарных зон, источников водоснабжения, ЛЭП и пр.

  • расширение за счет общих земель индивидуальных участков;
  • складирование на них мусора и стройматериалов, спецтехники, оборудования, машин и механизмов;
  • самовольное перекрытие воротами и шлагбаумами;
  • установка различных хозпостроек, бытовок, вагончиков, торговых объектов, объектов для оказания платных услуг (авторемонтных, слесарно-монтажных, строительных и пр.);
  • самовольная высадка или культивирование кустарников и деревьев;
  • свалка бытового мусора, отходов садоводства и огородничества.

Имущество общего пользования в СНТ по новому закону

До тех пор, как в 2022 году вступил в силу Федеральный закон № 217-ФЗ, ЗОП на территории садоводческого товарищества принадлежали муниципалитету или государству. Юридические лица могли оформить земли общего пользования в аренду. Физическим лицам ЗОП предоставлялись на условиях безвозмездного бессрочного пользования.

Оформив свою долю, садовод не может отделять и отчуждать ее от всего имущества общего пользования. Также закон запрещает любые действия по передаче своей доли отдельно от права собственности на дачный участок. Проще говоря, дачник не может продать часть принадлежащего ему общего имущества отдельно от своего земельного надела.

До того момента, как закон № 217-ФЗ вступил в силу, имущество общего пользования в СНТ принадлежало товариществу как юридическому лицу. Все земли, объекты недвижимости и вещи, которые были приобретены товариществом до 1 января 2022 года, могут по-прежнему оставаться в собственности СНТ как юридического лица.

Для оформления ЗОП в собственность дачников предварительно потребуется провести межевание садоводческого товарищества. Стоимость работ придется делить между садоводами. Поэтому даже бесплатная передача земли все равно будет связана с определенными расходами.

Каждый собственник земельного участка в садоводческом товариществе имеет право беспрепятственного прохода и проезда по территории земель общего пользования. Это значит, что ни председатель, ни представители правления не могут ограничить передвижение дачников по территории СНТ.

Межевание земель общего пользования в СНТ в 2022 году по закону 217-ФЗ от

Закон о садоводстве 217-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2022 года, коснулся порядка формирования юридических лиц – объединений дачников, садоводов и огородников. Новый закон также внес коррективы в области межевания земель общего пользования в СНТ и ОНТ. Какие нововведения коснулись межевания общих земель СНТ, для чего оно нужно и обязательно ли его делать в 2022 году, рассмотрим подробнее.

Статья 22 Закона 217-ФЗ гласит, что СНТ в целях использования территории общего пользования должны подготовить проект планировки территории. Проект планировки включает в себя проект межевания территории. Для ОНТ же, проект планировки не требуется, но отмежевать территорию все же придется, огородникам достаточно подготовить проект межевания. Межевание общих земель в СНТ делается для того, чтобы юридически закрепить свои границы и смело пользоваться общими землями, предназначенными для нужд всех садоводов и огородников. На землях общего пользования организуют проезды, проходы, детские площадки, ставят сторожки, облагораживают общедоступные места и устанавливают ограждения, чтобы не допустить проникновения третьих лиц. Эти земли и постройки на них, передаются в общую долевую собственность членам СНТ.

Для того, чтобы получить межевание земель общего пользования в СНТ необходимо подготовить проект планировки территории. Для разработки проектов планировки и межевания общих земель СНТ действуют федеральные законы и постановления администраций на местном уровне. К примеру, в Московской области применяют Постановления от 04.12.2022 N 884/39, в котором четко расписан порядок действий при межевании общих земель СНТ.

Интересное:  Прожиточный Минимум В Брянске На 2022 Для Пенсионеров

Закон о садоводстве ввел новые понятия и свел многочисленные дачные образования к двум формам – садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ) и огородное некоммерческое товарищество (ОНТ). Если ранее дачные участки имели другие названия (дачные партнерства, дачные кооперативы и другие объединения граждан) – то по новому закону их надо переименовать либо в СНТ, либо в ОНТ. На этом нововведения не закончились. К СНТ и ОНТ добавилась такие требования, как открытия счета в банке, (о порядке оплаты членских взносов через банк мы рассказывали ранее), изменения устава и определение границ территории СНТ. Все это легло на плечи правления в лице председателя и его помощников. Если говорить конкретно о межевании общей территории, то закон требует, чтобы границы СНТ и ОНТ были обозначены и определены, для этого собирается общее собрание, принимается решение о проведении межевания общих земель СНТ, затем выбирается кадастровая компания и готовится проект межевания территории. (Уточнить цены на межевание в вашем регионе и выбрать подходящую компанию можно при помощи онлайн калькулятора кадастровых работ.)

Закон, конечно, говорит о том, как должно быть. Каждое юридическое лицо, будь то СНТ или ОНТ, должны закрепить свои границы путем межевания. Однако четких сроков для проведения этих действий на территориях уже сформировавшихся товариществ нет. Соответственно и штрафные санкции в данном случае не применимы. Пока межевание земель общего пользования в СНТ по закону не сделано, земли считаются собственностью муниципальной власти. А значит любые постройки на территории фактически могут признать самостроем или распорядиться ими на свое усмотрение, при этом не спрашивая разрешения у членов СНТ. Поэтому в интересах собственников участков СНТ подготовить проект межевания общих земель. Закон не обязывает, но оставляет это действо пока на усмотрение собственников. Однако законы с каждым годом имеют свойство меняться, и вполне возможно, что вскоре это станет обязательной процедурой.

Ведение садоводства по новым правилам

В новом законе не предусмотрено заключение договоров садоводами-индивидуалами, но определена их обязанность платить взносы. Новелла о взносах коснется каждого гражданина, не желающего вступать в товарищество. Новый закон обязывает любого собственника земельного участка, входящего в состав товарищества, уплачивать взносы, установленные правлением, независимо от наличия членства в товариществе. При этом взносы могут быть либо одинаковыми для каждого владельца земельного участка, либо пропорциональными площади участка – в зависимости от решения членов правления товарищества, согласно п. 21 ч. 1 ст. 17 нового Закона о садоводстве и огородничестве. Важно отметить, что до сих пор законодательно не урегулированы порядок исчисления, размер и механизм уплаты взносов в СНТ. Кроме того, в уставе товарищества могут быть определены порядок взимания и размер пеней в случае несвоевременной уплаты взносов.

В случае отказа предоставить обоснованный расчет садовод-индивидуал может обратиться в прокуратуру в связи с нарушением товариществом закона о садоводстве и огородничестве. Также он может написать в СНТ претензию, касающуюся обоснованности размера начисления взносов. Полученная информация может пригодиться садоводу-индивидуалу, если он пожелает обратиться в суд.

Если возник конфликт по поводу уплаты взносов и пеней, вопрос может быть решен сразу в судебном порядке. Например, садовод-индивидуал вправе обратиться в суд, если сумма взносов завышена. Но суд примет его сторону, только если он докажет свою правоту. Это можно сделать следующим образом.

Отметим также, что теперь заключать договоры с товариществом не нужно. Значит, будет меньше бумажной волокиты. Однако, когда заключались договоры об использовании общего имущества, можно было дополнительно прописать условия, устраивающие одновременно две стороны (допустим, особенности оплаты – полная, частичная и т.п.), а теперь все урегулировано законодательно. С одной стороны, это не очень удобно, ведь дополнительные условия предусмотреть нельзя. А с другой – теперь порядок един для всех.

Перезаключать либо изменять существующие договоры не нужно. Они будут действовать до 1 января 2022 г., если стороны не предусмотрели меньший срок действия договора. После этой даты садоводы-индивидуалы начнут уплачивать не платежи по договору, а взносы на оплату имущества общего пользования.

Кому принадлежит земля общего пользования в СНТ? Можно ли оформить ее в собственность? Может ли председатель перекрыть шлакбаум если я не плачу взносы

Земельные участки, зарегистрированные в соответствии с Земельным Кодексом РСФСР принадлежат гражданам, а ни в коей мере ни юридическому лицу. Свидетельство имеющиеся в наличии у садового товарищества, подтверждает наличие права на земельный участок у граждан. То что написано с аббревиатурой СТ, это юридическая ошибка или безграмотность чиновников (как ни назови), но тем не менее это накладывает свои определенные отпечатки а иногда и трудности, но не исключает право собственности граждан.

Тем более, по обращению суды признают незаконность требований налоговых органов оплаты земельного налога и предоставления деклараций юридическим лицом, когда налогоплательщиками по зем. налогу на ЗОП являются физические лица в соответствии с НК РФ.
Что нужно сделать, что бы налоговые органы взимали налог с ЗОП, находящихся в коллективной совместной собственности с каждого гражданина, а не с юридического лица.

Садоводческие объединения могут выступать в роли агента только в части уплаты НДФЛ, так как НК дает прямое указание на это. Что касается земельного налога, то по закону у него нет прав налогового агента, и как третье лицо он тоже не имеет права участвовать в оплате налога, так как налог — это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам, о чем я уже писала выше.

Для того чтобы налогоплательщик выполнял эту обязанность, законодатель должен четко определить все элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты согласно п. 6 ст. 3 и п. 1 ст. 17 НК РФ.

ФНС принципиально (потому что ей так удобно) ссылаясь на то, что юридическое лицо собирает членские взносы и за счет их производит оплату. Так же истребует декларации по земельному налогу с юридического лица, хотя это и не правомерно, тем самым избавляя себя от хлопот, а граждан толкает в долговую яму.

Земли общего пользования снт

Соответственно этот документ – решение Совмина, касающийся предоставляемой общей площади садоводства имеет очень важное юридическое значение при межевании земель общего пользования сейчас. Ведь площадь, указанная в данном документе за вычетом площади участков, принадлежащих садоводам, и составляет ту часть, которую садоводство вправе приобрести в собственность как юридическое лицо бесплатно (в силу 66 ФЗ).

Исторически сложилось так, что землю под организацию садовых товариществ выдавали различным научно-производственным объединениям, проектным институтам, заводам и т.д. После предоставления участка труженику-садоводу надлежало освоить участок, произвести его облагораживание, подготовить для того чтобы можно было выращивать на нем с/х продукцию, произвести раскорчевку и т.д. И по правде говоря, земли садоводствам предоставлялись не самого лучшего качества, при самом благоприятном исходе из состава земель лесного фонда, в худшем случае вообще на болоте. Возводить жилые строения на участке, как правило, приходилось своими силами, так как коммерческое строительство в советское время еще не было развито, как сейчас, да и законодательством попросту оно не разрешалось.

Некоторые садоводства вводят штрафы за несанкционированное пользование землями общего пользования, и это, конечно нонсенс. Штрафы могут вводиться либо по соглашению сторон в договоре, либо взиматься органами исполнительной власти в соответствии с санкциями за совершение административного проступка либо уголовного преступления. Естественно, что садоводство такими вещами заниматься неправомочно. При совершении таких неправомерных действий, должностные лица, требующие оплаты штрафа совершают уголовное преступление – самоуправство.

Все начинается с оформления земли снт. Садовое товарищество, являясь юридическим лицом, приобретает в свою собственность земли общего пользования и ставит их на свой баланс. То есть с этого момента все решения по поводу дальнейшей судьбы земли общего пользования принимает только общее собрание членов СНТ, которое является высшим органом управления в садовом товариществе. Право собственности снт будет подтверждаться выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Далее хочется осветить вопрос правомерности недопуска иных лиц (не являющихся членами садоводства) на территорию снт. Конечно же, такой недопуск является законным, так как земли общего пользования являются частной собственностью садоводства, как юридического лица, и оно распоряжается ими по своему усмотрению.

Земли общего пользования: что это, как используют, ответственность за «самозахват»

При заключении договора аренды земель общего пользования одной из сторон правоотношений является юридическое лицо. Этот процесс представляет собой взаимодействие человека с государством. Если результатом такого взаимодействия является безвозмездное бессрочное пользование участками из государственного местного реестра, то пользователю могут разрешить построить стационарное сооружение на этом участке.

Земли общего пользования — это специальные участки, которые используются для различных целей. В основном на таких территориях обустраивают автомобильные дороги, площади, улицы, проезды, набережные и прочие объекты, несущие культурное значение для населенного пункта.

Отмечают, что именно эти нормативные акты помогают решать вопросы, касающиеся эксплуатации участков и прочих категорий земель общего пользования (ЗОП), принадлежащих к конкретному населенному пункту. Сам Земельный Кодекс контролирует ситуацию по соблюдению правил эксплуатации выделенной земли.

Обычно эти земли общего пользования находятся на отдельной территории, преимущественно за городом или поселком. Количество смежных наделов может быть различным и при передаче их в пользование физическому лицу разрешается использовать на нем любые ресурсы. Например, обустроить индивидуальную скважину и пользоваться ею.

Как уже уточняли выше, земли общего пользования можно предоставить в аренду или безвозмездное пользование без последующей приватизации. Но возможно и отклонение от этого законодательства в том случае, если в пределах участка построено капитальное строение, и оно уже было оформлено в собственность путем приватизации или любым способом. Тогда земли общего пользования находится в собственности.

В России многие участки поставлены на учет по старым правилам, без указания этих точных координат. Но можно свободно пользоваться этими участками, продавать их или дарить. Можно оформить такую сделку в Росреестре и получить выписку о праве собственности на нового владельца. Нигде в законе не сказано, что перед продажей или дарением участка его нужно межевать.

Прописка может быть необходима, если человек хочет продать квартиру и переехать жить на дачу. Без постоянной прописки многие социальные выплаты получить удастся только через суд. Поменять прописку при переезде может понадобиться и в случае, если квартира в городе остается. Это как минимум позволит получать официальные письма на дом.

Как это работает. За земельный участок платят земельный налог. Его ставку тоже устанавливают муниципалитеты, а посмотреть ее можно на сайте ФНС. Земельный налог можно уменьшить или не платить, но это доступно только некоторым категориям граждан: Героям СССР и России, ветеранам, инвалидам, пенсионерам, предпенсионерам и ликвидаторам, а также многодетным семьям. Полный перечень федеральных льгот приведен в налоговом кодексе, а в регионах его могут дополнительно расширить.

Интересное:  Замена прав через госуслуги какие документы принести

Взносы можно тратить только на определенные цели, перечисленные в законе. С учетом этого и определяют размер. Он должен быть обоснован. Довольно часто никаких документов о расчете взносов в СНТ не готовят, поэтому к председателю и правлению возникают вопросы. Чтобы сделать эту процедуру более прозрачной, закон предоставил членам СНТ право запрашивать у товарищества финансово-экономическое обоснование размера взносов. Оно утверждается общим собранием.

Если дом признают жилым, нужно будет обратиться в Росреестр, чтобы указать в ЕГРН новые характеристики дома. Это позволит оформить прописку, но вот получить по такому дому имущественный вычет на покупку жилья не удастся. Его можно оформить, только если сразу купить жилой дом.

Анализ Федерального закона от № 217 — ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Из нового закона исключена такая правовая организационная форма объединений граждан, как «дачное некоммерческое товарищество«, в связи чем в Земельный, Градостроительный, Водный, Гражданский кодексы, Жилищный РФ, в федеральные законы «О недрах», «О некоммерческих объединениях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственной регистрации недвижимости»», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об особо охраняемых природных территориях», «О сельскохозяйственной кооперации» и в целый ряд других законов уже внесены и будут вноситься далее соответствующие изменения.

В соответствии с законом «О регистрации недвижимости» (№218 ФЗ) единственным подтверждением права собственности на объект недвижимости служит запись в ЕГРН. На сегодняшний день не менее 50% садоводов и огородников в России об этой записи ещё не позаботились и ограничились лишь обладанием таких документов нам землю, как:

При ликвидации товарищества имущество общего пользования товарищества (за исключением недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности товарищества и оставшегося после удовлетворения требований кредиторов), передаётся собственникам участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ, пропорционально их площади, причём вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества (пункт 1 статьи 28 Закона № 217-ФЗ).

Процент таких владельцев в общей массе дачников и огородников очень высок. К примеру, в Санкт-Петербурге в 2022 году действуют 300 садоводств и огородничеств, но из них лишь около 100 оформили в собственность свои земли. В Ленинградской области, где таких товариществ свыше 3000, процент неприватизированных земель, намного больше.

По решению общего собрания членов СНТ или ОНТ, имущество общего пользования может быть передано безвозмездно муниципалитету или в государственную собственность субъекта РФ, на территориях которого действует товарищество, при выполнении следующих условий:

Коттеджные посёлки: земли общего пользования

В Российской Федерации земли (территории) общего пользования (их также называют общественными землями) ограничены в гражданском обороте, то есть такие земельные участки не могут быть приватизированы, находиться в собственности юридических лиц и граждан (п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Хотя в науке отечественного гражданского права встречаются позиции современных цивилистов, которые рассматривают общественные земли в качестве объектов, полностью исключенных из гражданского оборота, так как собственником таких вещей может быть только публичное образование – государство или муниципалитет в интересах общества, всех и каждого. Однако Верховный суд России рассматривает их именно в качестве объектов, ограниченных в обороте (например, определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07. 2009 № 5-Г09-56, от 05.12.2022 г. № 308-КГ18-19589). К слову, в дореволюционном российском частном праве такие земли также рассматривали в качестве ограниченных в гражданском обороте, при этом разделяя понятия торговый и гражданский обороты (см. в частности труды Гамбарова Ю. С.).

Все вышеназванные гарантии и ограничения в виде императивных норм гражданского и земельного законодательства с легкостью обходятся застройщиками (продавцами) в так называемых коттеджных посёлках. Как правило, застройщик приобретает на торгах один большой по размеру земельный участок, который находится в собственности государственной власти или муниципального образования, далее разделяет этот большой участок на множество меньших индивидуальных участков, строит частные дома, общепоселковую инфраструктуру и формирует земли (территории) общего пользования в виде автомобильных дорог, скверов, парков, набережной, участков для размещения трансформаторной подстанции и контейнеров для бытовых отходов. Однако вместо того, чтобы передать право собственности на эти сформированные застройщиком общественные земли в пользу всех жителей (собственников индивидуальных участков) коттеджного посёлка или в публичную собственность, застройщик оставляет права на них за собой или передаёт аффилированному юридическому лицу (чаще всего товариществу собственников недвижимости, ТСН). Далее начинается систематическое извлечение прибыли застройщиком или ТСН в форме фактического взыскания с каждого собственника участка (жителя) платы за проезд или иное пользование территориями общего пользования.

На сегодня не принят базовый закон, который бы разрешал огромный пласт проблем в таких населённых пунктах, в первую очередь имущественных, земельных, что порождает огромное количество судебных споров и несогласованность практики судов по данному вопросу. Одной из таких проблем является неопределённость режима земель (территорий) общего пользования относительно этих населённых пунктов.

Установление такого специального режима оборота в отношении них обусловлено необходимостью обеспечить беспрепятственное и безвозмездное пользование этими объектами для неограниченного круга граждан и юридических лиц. Верховный суд России последовательно утверждают в рамках конкретных дел о том, что использование земель общего пользования направлено на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам и зонам общего пользования, в том числе зеленым зонам, природным объектам, предназначенным для удовлетворения общих интересов населения, поэтому запрещается приватизация (передача в собственность отдельным граждан и юридических лиц) таких земель (например, п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2022), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2022). Также законодатель и суды отдельно подчёркивают о безвозмездности пользования для граждан таким недвижимым имуществом (например, п. 1 ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.07.2008 № Ф04-3241/2008(5552-А27-9)).

Защищая свои права по беспрепятственному и безвозмездному пользованию такими объектами недвижимости группа граждан – жителей начинают обращаться с иском в суды по отношению к формальным собственникам об исправлении ЕГРН и признании права собственности за всеми жителями, собственниками частных земель отдельного населённого пункта. Также пытаясь отстоять свои права граждане просят вступать в такие дела прокурора для защиты прав и свобод неограниченного круга лиц, публичных интересов. Практика показывает (по крайней мере в Московской области), что органы прокуратуры последовательно отказываются вступать в судебный процесс, якобы не видя нарушений публичных интересов. Таким образом, пока возобладал формальный подход и жители таких коттеджных посёлков не защищены со стороны государства и вынуждены отстаивать самостоятельно свои интересы в судах. В этом случае существует большой риск отказа судом в удовлетворении подобного иска в рамках гражданского процесса по формальному основанию — отсутствие полномочий по защите интересов неограниченного круга лиц у истцов, ибо последние не являются государственными органами или органами местного самоуправления с соответствующими публичными полномочиями.

Документы Статистика по документам и выполнению поручений

12. Установление границ территории садоводства или огородничества не является самостоятельным основанием для придания такой территории статуса населенного пункта. Включение территорий садоводства или огородничества в границы населенного пункта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. При ликвидации товарищества имущество общего пользования товарищества, за исключением недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности товарищества и оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, передается собственникам садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально их площади вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества.

6. Порядок осуществления мер государственной и муниципальной поддержки ведения садоводства и огородничества, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

4. Земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. Предоставление земельного участка общего назначения в указанном случае может осуществляться по заявлению лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества.

После того, как этап вычислений закончен, кадастровый инженер выезжает на территорию расположения участков, занятых под СНТ, и проводит работу на местности. Такая работа заключается в непосредственном выносе границ в натуру и определении правильности вычисленных им координат.

Предварительно инженер должен ознакомиться с имеющимися документальными данными относительно таких территорий и принять во внимание всю информацию о координатах границ, которая имеется в наличии. Имеющиеся данные специалист может взять за основу для проведения дальнейших расчетов.

Установление границ земельных участков и проведение процедуры межевания может применяться к землям различного назначения, в том числе и к участкам, входящим в состав садоводческого некоммерческого товарищества.

  • Документы, которые свидетельствуют о праве на пользование участком или получении его в собственность;
  • Документальное подтверждение факта возникновения права собственности. В качестве него может выступать свидетельство о получении участка, выданное местной администрацией, а также договор купли-продажи или другой документ, который может служить основанием для эксплуатации земли любым лицом;
  • Общая схема товарищества, которая будет заверена правлением. Данные материалы могут быть использованы при непосредственном межевании, в частности, инженер будет руководствоваться сведениями при определении границ земли, которую потребуется включить в межевой план;
  • Протокол общего собрания товарищества, на котором был назначен действующий на данный момент председатель.

При установлении фактических границ землепользования в первую очередь принимаются во внимание особенности характера территории и расположения на них природных объектов, в связи с чем потребуется несколько изменить расположение поворотных точек земельных участков.

Слабая сторона Закона № 217 также состоит в неявном определении состава общего имущества садоводов (того, что в него может входить), а также ряде сложностей в связи с проведением общих собраний (при общей разобщенности и неспособности договориться по такому вопросу).

— отчуждать свою долю в праве общей собственности на имущество общего пользования, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанный участок (то есть, продать общее имущество нельзя) (п. 6 ст. 25 Закона № 217).

В любой ситуации передача общего имущества в долевую собственность садоводов не является дарением, а доля в праве на общее имущество пропорциональна площади земельного участка собственника. Одновременно на собственника накладывается ряд ограничений в части использования общего имущества. Собственник не вправе:

— и имущество общего пользования в СНТ. В ГК РФ есть общая норма о том, что имущество общего пользования в СНТ принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом (п. 2.1. ст. 123.12 ГК РФ).

Интересное:  Увольнение по собственному желанию после отпуска по уходу за ребенком

Если решение о передаче общего имущества в долевую собственность садоводов было принято, то каждый договор о переходе права собственности на садовый или огородный земельный участок должен сопровождаться условием о переходе доли в праве общей собственности на имущество общего пользования. Если такое условие не было включено в договор, то он будет являться ничтожными (п. 7 ст. 25 Закона № 217).

Реформа гражданского права не оставила в стороне и дачников. Гражданский Кодекс РФ установил общие правила о том, что имущество общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом (п.2.1 ст. 123.13 ГК РФ). А в п.1 вышеуказанной статьи уточнено — товарищество собственников недвижимости, к категории которых на сегодняшний день относятся ДНП дачников, является собственником своего имущества, т.е. принтеров, компьютеров и т.д.- всего того, что необходимо для обеспечения его деятельности.
При этом законодатель особо обратил внимание на два обстоятельства:
— имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков (п. 1 ст. 25- ФЗ № 217- Ф).
— доля в праве общей собственности на имущество общего пользования собственника садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, следует судьбе права собственности на такой садовый или огородный земельный участок, т.е. если лицо приобрело земельный участок после 01.01.2022 у покупателя, который имел титул собственника земель общего пользования, то такой покупатель автоматически становится СОБСТВЕННИКОМ. При этом законодатель установил жесткое правило о недопустимости изменения этой императивы договором под угрозой недействительности такого условия (п. 7 ст. 25 ФЗ № 217-ФЗ).
Таким образом, законодатель установил серьезный заслон для злоупотреблений с землей и встал на защиту прав и интересов тех, кто за немалые деньги покупает земельный участок для дачной жизни, а потом оказывается в ситуации, когда вынужден, например, устанавливать договорный сервитут по причине того, что проход к его участку НАПРОЧЬ отсутствует. Т.е. юридически безграмотные люди, оказавшись в руках умелых «дельцов» превращались в «дойных коров», передаваемых по наследству – детям и внукам «дельцов».

Очень многие собственники земельных участков, расположенных в дачных поселках сталкиваются с тем, что все земли общего пользования, в первую очередь те, которые используются под дороги, находятся в частной собственности определенных лиц. Зачастую такими лицами являются Председатели соответствующих некоммерческих объединений граждан. Между тем не многие знают о том, что еще в далеком 2012 г. Верховный Суд РФ высказал позицию по делу N 4-В12-13, которое вошло в «Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 — 2013 год», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2022.
В данном деле ВС РФ придерживается четкой позиции, обозначенной законодателем в ныне недействующем ФЗ №66, суть которой сводится к главному — земли общего пользования должны принадлежать соответствующим некоммерческим объединениям граждан. С данной позицией в читабельном, доступном для восприятия варианте можно ознакомится здесь(https://rg.ru/2013/03/11/dorogi-vs-site.html).

Ответ на этот вопрос очевиден. Собственники земельных участков, как правило, членами соответствующих некоммерческих объединений не являются. Одни по причине того, что им с первого дня насаждается мысль — если станете членом, например, ДНП, то будете нести имущественную ответственность. И ведь никто не открыл закон и не посмотрел фразу о том, члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества не отвечают по его обязательствам, и такое товарищество не отвечает по обязательствам своих членов. Другие просто не хотели участвовать ни в каких делах, полагаясь на порядочность тех, кто стоял у руля соответствующего некоммерческого объединения. Как результат, никто из собственников земельных участков, как правило, даже Устава не читал. Да и зачастую, когда пытался с ним ознакомиться, то сталкивался с определёнными отписками типа: «Ой, вы тут не указали, что готовы оплатить изготовление копии, а по утвержденному нами Порядку ознакомления это обязательно..или ..вы запросили документ в электронном виде, а нашим порядком это, увы, не предусмотрено». Борьба требует сил, времени и серьезной юридической подготовки, а потому многие, можно сказать абсолютное большинство, попросту отступали.
Между тем соответствующие земельные участки оформлялись в частную собственность конкретных лиц как земельные участки, предоставленные для дачного строительства, например. Конкретный вид разрешенного использования нужно смотреть в выписках.
И что удивительно, например, в ДНП «Романовские дачи» https://www.rdachi.ru/ с каждым новым покупателем земельных участков заключался соответствующий договор возмездного оказания услуг на землях общего пользования https://www.rdachi.ru/customer/docs/. При этом земли общего пользования юридически отсутствуют. Например, земельный участок, на котором имеется дорожное полотно в виде асфальта, протяженностью 7200м2, оплаченное за счет собственников земельных участков, как видно из Отчета https://yadi.sk/i/3_Xso-HMNtsHfw, представленного Управляющей компанией ООО «Комтех-Д» для жителей поселка, принадлежит Председателю Правления ДНП «Романовские дачи» Елоховой М. С. Т.е. закон – Гражданский Кодекс, который в ст. 210 устанавливает правила о бремени содержания собственности в данном случае не работает. Земля моя, все обязаны соблюдать мои права собственника, гарантированные ст. 209 ГК РФ, а содержать ее обязаны все те, кто живет в поселке, ибо дорога- этот имущество общего пользования. А для тех, кто эту святую обязанность не исполнял существовал кнут в виде «службы административного контроля» в составе 17 человек согласно того же Отчета и которые фактически выполняли функции охранников, являясь сотрудниками ООО «Комтех-Д» — компании, которая оказывала жителям поселка охранные услуги. Как работает этот кнут, некоторые собственники, столкнувшиеся с этой практикой, испытали на себе.

Как быть с тем имуществом общего пользования, которое уже есть на балансе соответствующих ДНП и СНТ?

Действительно, мы с вами в начале статьи ознакомились с позицией высшей судебной инстанции о принадлежности земель общего пользования. Естественно, что реформа не проходит за один день. И нельзя одним махом осчастливить всех собственников земельных участков. Тем более, что многие из них даже не подозревают о существовании своего права. К тому же, недобросовестные лица, фактические собственники земель общего пользования, оформленных как земельные участки под дачное строительство, всегда могут заявить о пропуске сроков исковой давности – условия, когда блокируется право на судебную защиту, если суд не сочтет нужным восстановить такой срок. И следует помнить- условия для восстановления срока исковой давности достаточно жесткие и такое право еще нужно будет доказать.
И так, п.3. ст. 24 ФЗ № 217-ФЗ установил исключение из правил — имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством. А гражданское законодательство не определило для этой цели никаких исключений кроме собственности.
Таким образом, с 01.10.2022 на балансе ДНП может находится имущество общего пользования, принадлежащее ДНП исключительно на праве собственности и права на это имущество должны были возникнуть до 01.10.2022г.

Законодатель положил конец недобросовестности в сфере земель общего пользования, призванных обеспечивать достойную жизнь дачников. Все те, кто являются счастливыми обладателями земельных участков и увидел свою историю, похожую на описанную в настоящей статье, должны понимать — ваше право в ваших руках и никто кроме вас его защитить не может. Таков Закон! А промедление чревато одним единственным последствием – пропуском срока исковой давности, установленного для защиты вашего субъективного права собственника.

Оформление и использование земель общего пользования

Частым нарушением законодательства об использовании земель общего пользования является самозахват таких территорий. Ответственность за проступок предусмотрена в ст. 7.1 КоАП РФ. Согласно этой статье под самозахватом общих земель понимается их самовольное занятие и эксплуатация без наличия соответствующих разрешений. Самозахватом надела общего пользования называется использование участка без документов.

1 марта 2022 года заканчивается бесплатная передача жилых помещений в собственность граждан. С 1 марта 2022 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.12.2022) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Этими изменениями предусмотрена бесплатная передача земельных участков членам СНТ в собственность бесплатнодо 31 декабря 2022 года. Согласно пп. 2.7 п. 2 ст. 3 вышеуказанного ФЗ(в редакции с не вступившими в силу изменениями)

Земли общего пользования не передаются в индивидуальную собственность. Однако некоторые объекты могут быть оформлены во временное пользование. Подобные действия проводятся с обязательным условием того, что их использование всеми желающими никак не будет ограничено.

  • схемы расположения земельных участков согласно проведенному межеванию, данные собственников, а также информацию о тех территориях, которые назначаются в общее использование;
  • подтверждение правомерности использования выделенных территорий документы на использование и получение наделов;
  • учредительную документацию товарищества.

Земли общего пользования это собственность государства. Приватизировать или купить такой участок не получится, его можно только взять в аренду. Особенности правового статуса таких наделов накладывают отпечаток как на возможности реализации, так и на режим налогообложения.

Для того чтобы инициировать процесс приватизации земельного участка потребуется собрать необходимую документацию, перечень которой установлен в приказе Минэкономразвития от 2022 года, принятый под номером 1. При этом не стоит забывать, что имеется пошаговая инструкция, которая поможет разобраться, с чего начать, и как действовать дальше.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).

Изначально человеку нужно будет обратиться в руководящий орган товарищества и попросить ему выдать некоторые документы. В частности, справка, которая будет подтверждать, что вы владеете землей, в отношении которой будет проведена приватизация. Попросите откопировать вашу членскую книжку. В книжке отражаются ваши личные данные, и указывается на то, что вы являетесь членом объединения. Кроме этого попросите предоставить откопировать генеральный план садоводства, а также протокол собрания, на котором присутствовали все участники, являющийся основанием принятия вас с объединение.

Данный вопрос можно законным образом решить путем постановки земель общего пользования на кадастровый учет с уточненными границами. Для этого необходимо провести геодезические работы и сформировать участок согласно генеральному плану или плану организации и застройки территории. Эта процедура не намного сложнее и затратнее, чем кадастровый учет личного земельного участка и позволит защитить право на комфортное и безопасное проживание.

Говоря о садоводстве, отметим, что это объединение, которое носит некоммерческий характер, основанное людьми добровольно. У подобных товариществ имеется наименование, уставные документы, а также органы, которые выполняют управленческую функцию. Название товарищества указывается помимо всего прочего и в членской книжке, которая выдается каждому участнику. Кроме того объединения обязательно должны быть зарегистрированы в налоговых органах.