Исчисление специального стажа по ранее действовавшему законодательству

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 февраля 2011 г

Козьминых Г.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Волгограда, Муниципальному учреждению здравоохранения «Родильный дом N . » о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Как видно из материалов дела, Козьминых Г.М. просила включить в специальный стаж период её работы в MЧС-. поселка . области с 14 сентября 1985 г. по 14 октября 1988 г. (с 5 декабря 1986 г. по 30 ноября 1987 г. истец находилась в отпуске по уходу за ребёнком). Ответчиком указанный период зачтён в специальный стаж в льготном исчислении: 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, за исключением периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребёнком, который исчислен в календарном порядке.

Исчисления стажа для назначения пенсии

1. При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

т.е. если бы к 31.12.2001 года вместе с ВЛКСМ было бы 25 лет педстажа, то посчитали бы, а так как не было, то теперь считаем по новому законодательству. Не обращайте внимание. Суды стоят на позиции, что стаж должен считаться по законодательству, действовавшему в период выполнения работы в любом случае, так как «..придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также — в случае необходимости — предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.» (КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 января 2004 г. N 2-П)

Исчисление стажа

Норма п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, в силу которой исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа при конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г., по своему конституционно-правовому смыслу не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Интересное:  Расчет Квоты Для Инвалидов Башкирия 2022

При выполнении работ вахтовым методом в стаж работ по Спискам № 1 и № 2 засчитывается весь период работы, включая время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время междувахтового отдыха. Но общая продолжительность рабочего времени за учетный период (за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) должна составлять нормальное число рабочих часов, установленное в соответствии с ТК РФ. Рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода регламентируются графиком работы на вахте, который утверждается работодателем.

ЛЬГОТНЫЙ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ СТАЖА

При этом общая продолжительность рабочего времени (нормальная или сокращенная) за учетный период (за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации.

Если до 01.01.2002 г. гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой, т.е. вышеуказанные периоды работы засчитываются в стаж в календарном порядке.

Правила исчисления отдельных видов специального страхового стажа

Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника). Что касается периода испытания при приеме на работу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то он учитывается в стаже независимо от того, выдержал испытание работник или не выдержал.

Можно сделать вывод ,что расчетный размер трудовой пенсии гражданина, работавшего в особых условиях труда, по его желанию, может быть исчислен исходя из размера пенсии, рассчитываемого без применения индивидуального коэффициента пенсионера, включая правила подсчета трудового стажа в льготном порядке. Размер пенсии в указанном случае будет определяться с учетом продолжительности общего трудового стажа работника по состоянию на 1 января 2002г. и его среднемесячного заработка за 2000-2001гг. по сведениям персонифицированного учета либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002г. на основании документов выдаваемых в установленном порядке работодателями. В этом случае максимальный размер пенсии будет сохранен на уровне 3-х минимальных размеров пенсии по старости, который составлял на момент проведения реформы 185 рублей.

Специальный трудовой стаж, его значение

Соответствующая позиция отражена в разъяснении Минтруда России от 17 октября 2003 г. N 4, утвержденном его же Постановлением N 4 (зарегистрировано Минюстом России 27 ноября 2003 г. за N 5284). В нем предусмотрено, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка его исчисления). Изложенный порядок подсчета стажа применяется, если с его учетом гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В противном случае исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится (и право на пенсию определяется) в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Интересное:  Образец согласия на покупку квартиры супруга образец

Согласно сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции внесение законодателем изменений в условия приобретения прав, касающиеся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования, и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу, означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права. Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил, что эти положения не соответствуют Конституции Российской Федерации и как таковые не могут иметь юридической силы и не подлежат применению. Положение Закона о пенсиях 1990 г. в той мере, в какой оно распространяет предусмотренное им требование о наличии минимального 10-летнего стажа, дающего право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, на лиц, которые до вступления названного Закона в силу в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами приобрели право на такую пенсию, поскольку имели стаж работы в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ не менее 6 лет и общий трудовой стаж не менее 20 лет, утрачивает силу и не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами.

Исчисление специального стажа по ранее действовавшему законодательству

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» (далее — Закон СССР от 14.07.1956), Законом СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Льготные пенсии: исчисление стажа

Во-вторых, время нахождения на групп I и II инвалидности может приравниваться только к той которой, на работе получено указанное увечье или заболевание профессиональное. Это означает, что период групп I и II инвалидности вследствие трудового увечья, связанного с или, производством профессионального заболевания включается в специальный стаж трудовой, дающий право на пенсию в связи с условиями особыми труда по ст. 12 Закона о государственных пенсиях, инвалидность если наступила вследствие увечья, полученного работе на непосредственно, дающей право на указанную пенсию. увечье Если или профессиональное заболевание получены на дающей, не работе права на пенсию в связи с особыми труда условиями по ст. 12 Закона о государственных пенсиях, то время групп I и II инвалидности вследствие трудового увечья в специальный стаж трудовой, дающий право на указанную пенсию, не Служба.

Интересное:  Какие Документы Нужны Для Продажи Дома С Земельным Участком В 2022 Году

Периоды обучения в школах, училищах и на курсах повышения квалификации и переквалификации, в специальных средних и высших учебных заведениях в специальный стаж трудовой также не включаются.По общему правилу засчитываемые, периоды в специальный трудовой стаж, подсчитываются по их продолжительности фактической. Вместе с тем ст. 94 Закона о государственных предусмотрено пенсиях льготное исчисление некоторых периодов (в т. ч. подсчете при специального трудового стажа, указанного в ст. 12 государственных о Закона пенсиях). К таким периодам могут отнесены быть следующие работы:

О праве на пенсию и особенностях исчисления стажа северян

Например, женщине при наличии 11 лет работы в районах Крайнего Севера и 4 лет работы по Списку № 2 (пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона -ФЗ) за пределами северных территорий может быть назначена досрочная страховая пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере.

Так, в соответствии с частью 8 статьи 13 указанного Федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Трудовой стаж: понятие, виды, исчисление, доказательства трудового стажа

Специальный трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно-полезной деятельности. Такое определение содержал ранее действующий Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Более 20 миллионов человек в России не числятся в пенсионном фонде, не платят соответствующие страховые взносы. В то же самое время с 2022 года начинается новая пенсионная реформа (сложно сказать, какая она уже по счету). Самое главное новшество — это то, что впервые повышены требования по минимальному трудовому стажу для того, чтобы получить возможность получать трудовые пенсии. В 2022 году минимально достаточный официальный трудовой стаж вырастет с 5 лет до 6 лет и будет увеличиваться ежегодно на 1 год до 15 лет в 2024 году. Тем самым правительство стимулирует граждан переходить из неформального сектора на официальную работу. Кстати, те, кто так и останутся работать в неформальном секторе рискуют и вовсе потерять право на получение пенсии.