Количество Детей В Детских Домах Всего

По ее словам, в настоящее время ведется мониторинг мер поддержки приемных родителей. «Мы выявили, что в некоторых регионах оплата по обеспечению жизни ребенка в семье ниже прожиточного минимума. Понимаем, что нам необходимо, чтобы нижняя градация была хотя бы как прожиточный минимум, с возможностью ее дальнейшей индексации и поднятия», — отметила детский омбудсмен.

Львова-Белова добавила, что сохраняется проблема с обеспечением жилья для детей-сирот. «Здесь очередь увеличивается с каждым годом. Это уже более 280 тыс. человек, которые находятся в очереди, и большая часть из них — это ребята, которые уже достигли 18-летнего возраста», — сказала уполномоченный.

Москва. 31 декабря. ИНТЕРФАКС — Порядка 37 тыс. детей в России в настоящее время находится в детских домах; в 2022 году их количество уменьшилось почти на 6% по сравнению с прошлым годом, сообщила уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова.

«Статистика — к уменьшению детей (в детских домах). Сейчас это порядка 37 тыс. человек. По сравнению с прошлым годом это почти на 6% меньше. Это связано с комплексной работой жизнеустройства детей. Но мы понимаем, что еще много чего предстоит (сделать)», — сказала Львова-Белова в интервью на телеканале «Россия 24» (ВГТРК) в пятницу, отвечая на вопрос о том, сколько детей-сирот находятся в детских домах в России.

По ее словам, в настоящее время предпринимаются меры для того, чтобы сократить эти очереди. Львова-Белова сообщила, среднее время нахождения в очереди — около семи лет, в некоторых регионах — до 20 лет. Уполномоченный назвала такую ситуацию недопустимой. «Необходимо, чтобы мы их поддерживали. Это такие республики, как Кабардино-Балкария, Тува, Ингушетия, Мордовия», — заявила омбудсмен.

Я могу говорить про ситуацию во Владимирской области, и вот что у нас сейчас. Дома ребенка – это дети до 4 лет, 70 процентов – родительские дети, переданные государству «в связи со сложной жизненной ситуацией», это скрытые сиротства. У нас огромная армия детей в домах ребенка, в детских домах, в прочих коррекционных школах – дети практически без родителей, то есть родители есть, они существуют, но дети воспитываются государством. Вот о чем надо говорить.

Но нужно понимать, что это снижение – не только история про то, что детей очень хорошо стали брать в семьи, а намного более сложная и комплексная. Бессмысленно отрицать, что ситуация семейного устройства изменилась с 2006 года к лучшему. Кроме того, можно сказать, что у нас появились в регионах отдельные (к сожалению, не на территории всей страны) инициативы – либо на уровне государства, либо на уровне НКО – по работе с кровной семьей. Поэтому частично количество сирот уменьшилось из-за того, что где-то начали усердно работать, но не везде.

Детей с инвалидностью, сиблингов и детей-мигрантов – их тяжело берут. Дети, у которых родители находятся в местах заключения и не лишены родительских прав – это сложная история. И еще последнее – это подростки, возвращенные из приемных и замещающих семей. И тут 50% возвращенных детей – увеличение есть, потому что они переходят в подростковый возраст, а бабушки/дедушки – это опека, это не приемная семья.

Когда я работал в Финляндии, я увидел, какие механизмы есть там. Ребенок не живет где-то отдельно, он находится в ближнем окружении семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Никто его никуда не помещает. Он находится либо в семье родственников, либо в социальной гостинице, и каждую субботу специалисты собираются на конференцию, где обсуждают, как помочь этой семье.

Как только мы начнем заниматься этой проблемой, в поле нашего зрения попадет и тема насилия в семьях, и она станет более видимой. Это постепенный путь к тому, чтобы тоньше настраивались государственные инструменты помощи детям и семьям. Потому что сегодня это заслуга большого количества приемных семей, которые в последние годы начали брать детей, и отдельных регионов, которые начали устраивать у себя некоторую систему профилактики. Это пока еще не заслуга хорошо выстроенной и хорошо работающей государственной модели помощи.

Статистика детских домов в России в 2022 году насчитывала 130 сиротских учреждений и более 1,6 тыс. образовательных организаций для детей-сирот. Адреса детских домов можно найти в интернете. Также существует единая база по регионам. В справочнике «Детские учреждения» можно найти адреса и телефоны детских домов России.

  1. Хозяйка детского дома (1983).
  2. На тебя уповаю (1992).
  3. Марш-бросок (2003).
  4. Хористы (2004).
  5. Итальянец (2005).
  6. Ярик (2007).
  7. Декабрьские мальчики (2007).
  8. Сияние радуги (2009).
  9. Десять с половиной (2010).
  10. Мальчик с велосипедом (2011).

За последние годы число сирот в детских домах России по статистике сократилось примерно в два раза. В других странах мира наблюдается аналогичная ситуация. В детских домах Беларуси за 10 лет количество воспитанников уменьшилось в 2,5 раза. Основная причина – увеличение количества приемных семей. Тогда как уменьшение количества сирот в детских домах Башкортостана происходит из-за того, что в республике сократилось число новорожденных, от которых отказываются родители.

Как показывает статистика детских домов, ребенок меняет несколько учреждений во время государственной опеки. Малыши сначала находятся в Доме ребенка. С 7 лет детей из детского дома переводят в интернат, который имеет собственную школу. Там они начинают учиться. Часто в детском доме интернате младшая школа со своим составом находится в одном корпусе, а старшеклассники в другом.

Раньше использовали методику известного педагога Макаренко. Акцент делался на трудовом воспитании. Методика показывала хорошие результаты. Однако позже ее признали несоответствующей закону. Поскольку было запрещено использовать труд ребенка. Следовательно, в детских домах СССР перестали использовать трудовое воспитание.

«Мы что же, действительно вместе со всеми нашими зрителями и читателями считаем, будто в семье ребёнку хуже, чем в детском доме? — удивляется замглавы ВРНС. — А почему тогда такие новости? Именно потому, что «Сиротпром» существует. И «сиротпромовская» мафия — тоже. Есть люди, которые зарабатывают на этом «бизнесе»: те, кто постоянно ремонтирует детские дома, кто торгует органами и занимается прочими безобразиями. Это огромная мафия, начинающаяся от детских порнографов и заканчивающаяся просто коррупционерами на местах. И если государство хочет покончить с этим, у нас должна быть цель, а именно — ликвидация «Сиротпрома», детских домов».

А ещё постепенно, как это ранее происходило на Украине, в нашей стране начинает формироваться подпольный рынок торговли сиротами. Есть группы в социальных сетях, где потенциальные приёмные родители, отчаявшись получить ребёнка на воспитание в свою семью из детдома официальным способом (чему активно препятствуют органы опеки), находят незаконные варианты, покупая младенцев-«отказников».

«И вот, собственно говоря, у нас продолжает существовать этот «Сиротпром», который ничего, кроме зла, не приносит, — отмечает он. — Конечно же, мы не говорим обо всех замечательных зачастую людях — и медсёстрах, и воспитательницах, и директорах домов, которые тоже работают в этой системе, — мы не имеем в виду всех. Но, к сожалению, есть та среда, которая там зарождается, куда попадает ребёнок, где вынужден существовать и сам детский дом, когда он отчитывается об освоении денежных средств, и ему надо придумывать, как бы взять больше денег в следующем году. А это значит, что у него должно быть больше воспитанников».

Детский дом связан с опекой, продолжает Малофеев, а опека, получается, выступает в качестве поставщика «живого товара»: если она доставитель этого «товара» — значит, опека — молодец, поскольку разглядела случай надругательства над ребёнком в семье. И детдом тоже хороший, так как он, соответственно, всех их растит и воспитывает.

Елена Борисовна Мизулина в своём докладе представила объективную картину о ситуации с сиротами в России. Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»

Все должны воспитываться в семье»

Есть три основные причины, по которым детей помещают в интернат временно, уточняет Мария. Это алкогольная зависимость у одного или обоих родителей, трудная жизненная ситуация в семье и проблемы со здоровьем у ребенка, его матери или отца. По информации ЕБТ, из 100 родителей, которых ограничили в правах или лишили их, только пять — семь человек восстанавливают прежний статус.

Эксперт отмечает, что работать надо и над изменением общественного мнения. Аксенова рассказала, что в 2022 году в Новосибирске подобный проект пытались запустить, но организаторы столкнулись с негативной реакцией: «что за передержка детей», «как возвращать детей в неблагополучную кровную семью, когда уже столько для них сделал».

  • 8 (800) 555-89-81 — горячая линия при Центре защиты прав и интересов детей;
  • 8 (800) 300-60-03 — горячая линия при Ассоциации организаций по защите семьи;
  • 8 (800) 600-31-14 — горячая линия при Московском государственном педагогическом университете.

В России более 37 тысяч детей нуждаются в устройстве в семьи. Такие данные за 2022 год приводит исследовательский проект «Если быть точным». Большая часть этих детей находится в сиротских учреждениях. В это число не входят те, кого в интернат поместили временно: дети из неблагополучных семей, родителям которых нужно выйти из кризисной ситуации, а также дети с инвалидностью. Считается, что они пока что не нуждаются в устройстве в семьи. Тем не менее в это время дети сталкиваются с травматичным опытом жизни в сиротском учреждении. Жизнь в интернате может привести к тяжелым последствиям для ребенка: задержке психоречевого развития, нарушению привязанности, отсутствию навыков для жизни в обществе. «Такие дела» попросили экспертов рассказать, какие меры помогли бы реже разлучать детей с родителями и зачем нужны временные ресурсные семьи.

К таким проблемам относятся хронические заболевания и психологические проблемы ребенка, которого взяли на воспитание из сиротского учреждения, его низкая успеваемость в школе и проблемное поведение, а также неприязнь к нему кровных детей и других родственников. Многие из опрошенных приемных родителей жаловались на недостоверную информацию о прошлом ребенка или отмечали, что переоценили свои силы.

Свыше двадцати миллионов сирот проживают в Китае и это второе место в списке стран. Политика в отношении одного ребенка, введенная в период с 1978 по 1980 год длязамедления темпов роста населения, оставила миллионы детей без попечения
родителей. Подавляющим большинством среди них были девочки, поскольку семьи предпочитали растить сыновей, как опору на будущее. Хотя сейчас данная политика отменена, в число сирот продолжают попадать дети с особенными медицинскими
потребностями, поскольку у родителей нет средств или желания заботиться о ребенке с серьезными заболеваниями.

Южная Африка занимает десятое место в мире по числу сирот. Здесь проживает три с половиной миллиона детей, половина из которых потеряли родителей из-за СПИДа. По данным международной организации ЮНИСЕФ около 150 тысяч детей живут в домашних хозяйствах без попечения взрослых. Их основными потребностями являются пропитание, безопасное жилье, доступ к медицинскому обслуживанию, гигиене и образованию.

Одиннадцатое место в нем занимает Танзания, что насчитывает свыше трех миллионов детей, два из которых потеряли родителей из-за СПИДа, а остальные остались брошенными по причине широко распространенной бедности, от которой страдает треть населения страны. Хотя сироты в Танзании более уязвимы, чем дети, живущие в семьях, практически все детское население подвержено риску нищеты, болезней и эксплуатации.

В Бразилии, которая занимает девятое место в данном списке, проживает около четырех миллионов сирот. По оценкам ЮНЭЙДС — объединения организаций ООН, которое было создано для глобальной борьбы с эпидемией ВИЧ, основные причины, по которым дети теряют родителей, — это бедность и СПИД. Многие сироты оказываются на улицах и становятся легкой добычей преступников и наркоторговцев, которые используют их в качестве «дешевой» рабочей силы. Злоупотребление запрещенными веществами, полицейские репрессии и столкновения между уличными бандами приводят к ранней детской смертности.

Четвертое место в списке стран занимает Бангладеш – самая густонаселенная страна в мире, где треть всех детей либо уже остались без родителей, либо рискуют их потерять. Сироты помещаются в переполненные детские дома, где подвергаются
эксплуатации. Хотя законы страны формально запрещают детям младше четырнадцати лет работать, пять миллионов детей трудятся в опасных условиях за минимальную заработную плату. Особенно уязвимы дети, работающие в качестве домашней прислуги, поскольку они часто подвергаются физическому насилию со стороны работодателей.

Интересное:  Нужна ли доверенность на управление автомобилем 2022

По его словам, в РФ «незащищенными сегодня являются все дети», например, с точки зрения их права получать образование, в том числе дошкольное. П.Астахов пояснил, что сейчас в России общая очередь желающих устроить своих детей в детские сады достигает 1 млн человек. Он привел еще один пример нарушения прав представителей подрастающего поколения: в настоящее время исполнительное производство по алиментам ведется в отношении более 2 млн детей.

В настоящее время в РФ насчитывается чуть меньше 700 тыс. сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как сообщил на пресс-конференции уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, «это чуть больше, чем в СССР после окончания Второй мировой войны».

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка также выразил обеспокоенность небольшим количеством детей в России. Сегодня этот показатель составляет порядка 25 млн, в то время как в США — 72 млн детей, конкретизировал П.Астахов, добавив, что к 2012г. в России «будет полная «яма» с точки зрения работающих кадров».

П.Астахов считает, что необходимо прояснить ситуацию с защитой прав родителей в суде в случае изъятия детей органами опеки. «Человек, который совершил преступление против ребенка, имеет право на адвоката, а родители, у которых изымают детей, — нет», – выразил недоумение уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка, предложив предоставить родителям в такой ситуации право на бесплатного защитника.

80% детей в РФ живут в детдомах при живых родителях

«Мы за этот год ничего не потеряли, скажу больше – только приобрели. В 2013 году рост количества детей, усыновленных россиянами, составляет почти 7 процентов. У нас впервые за последние годы появилась очередь за приемными детьми. На 1 января 2013 года почти 20 тысяч российских граждан хотели взять на воспитание детей-сирот», — уверяет Астахов.

«То, каких результатов в этом деле добился Рамзан Кадыров, я называю Чеченским социальным феноменом. Это единственный регион, в отчетности которого видно, на что потрачена каждая копейка. Я не знаю других руководителей регионов, которые были бы столь же эффективны», — сказал он.

Но Астахов традиционно настаивает на том, что запрет на усыновление — это благо. В 2011 году иностранные семьи забрали 176 детей инвалидов, из них американские семьи — 89 детей-инвалидов, приводит он статистику. Но в 2012 году ситуация изменилась, американцы забрали только 2 детей-инвалидов, а русские — 13 детей (речь идет только об одном городе — Петербурге), говорит он. Более того, по словам Астахова, последние 20 лет в российских приемных семьях погибли 12 детей, а в американских — 20.

В июне о смерти первого ребенка, которому не дали уехать в США, написала газета «Коммерсантъ». «В Нижегородской области недавно умер ребенок с синдромом Дауна. У него был сложный порок сердца, врачи не сразу его распознали, и ребенок умер. Никто не знает, где его похоронили», — написал тогда «Ъ», не сообщив имени ребенка.

«Впервые в июне этого года в Вашингтоне мне вручили список виз на детей, вывезенных из России – официально 61 тысяча 625 человек. По неофициальным данным, их больше 100 тысяч. Часть из них была вывезена нелегально. Без статуса, без документов, живут в американской семье без каких-либо прав», — говорит Астахов.

Как сообщалось ранее (см. «Летопись милосердия» за 1 июня), в свет вышел отчет о проверке деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти РФ по выполнению программы «Дети-сироты». Мы приводим наиболее важную, на наш взгляд, информацию из этого документа.
Растет число детей, оставшихся без попечения родителей: если в 1994 году их было учтено 496,3 тысячи, то на 1 января 2003 – 867,8 тысячи. При этом лишь 10% из них стали сиротами вследствие смерти или инвалидности родителей, остальные – социальные сироты.
Основная причина этого — тяжелая ситуация в семьях. Ежегодно увеличивается число родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Только в 2003 году 32,6 тыс.родителей были лишены родительских прав, более 168,8 тыс.родителей привлечены к административной ответственности, против родителей заведено 9 тыс. уголовных дел.
Ежегодно выявляется более 120 тысяч детей, которые бродяжничают, приобщаются к употреблению спиртных напитков и наркотических веществ, становятся участниками преступлений. В 2003 году привлечено к уголовной ответственности 145,5 тыс. несовершеннолетних, из которых 50,9% учатся в школе или училищах. На учете в органах внутренних дел состоит 362,4 тыс.подростков, из них 6,3 тыс. не умеют читать и писать.
Над детьми, оказавшимися без попечения родителей, не всегда своевременно устанавливается опека. По данным МВД России, в 2003 году 5,2 тыс.детей, лишенных родительского попечения и состоящих на учете в милиции, не имели опекунов, и поэтому они были вынуждены проживать в крайне неблагополучной обстановке.
Ситуация усугубляется плачевным материальным положением многих семей. По данным Госкомстата России, 17 млн.детей, или 56%, воспитываются в семьях, где доход на человека ниже регионального прожиточного минимума.
Около 18% органов местного самоуправления не имеют специалистов по охране прав детей, в 32% из них не соблюдается норматив соотношения количества этих специалистов к числу детей. В Амурской области на 9 тыс. детей Ивановского района предусмотрен только 1 специалист, при этом в состав района входит 33 населенных пункта, расположенных от районного центра на удалении от 7 до 60 км, а в Зейском районе расстояния составляют от 4 до 370 км. В г. Кинешма Ивановской области на 19,1 тыс. детей предусмотрено только 2 специалиста, в Республике Мордовия на 200,5 тыс.детей приходится 30 работников при нормативе 40 человек.
В ходе проверки был сделан вывод о необходимости создания службы, состоящей из юристов, педагогов, психологов, уполномоченных через систему патронатного воспитания устраивать сирот в семью. Десятилетний опыт детского дома № 19 г.Москвы показал эффективность такой работы — в семьи удается пристроить основную часть выявляемых в городе сирот, сократить число детей в интернатах и тем самым сэкономить 35% средств, выделяемых на их содержание.
Каждый пятый ребенок в России, оставшийся без родительского попечения, живет в интернате. На начало 2003 года в стране насчитывалось 2740 школ и училищ для сирот, из которых многие переполнены: в них содержится более 270 тыс. детей. Только за прошедший год число детей в них выросло на 36 тысяч.
В 2003 году на строительство и ремонт интернатов было направлено 340,1 млн рублей, т.е. 88% средств, выделенных из бюджета на программу «Дети-сироты». Тем не менее, в прошлом году из 15 объектов, запланированных к сдаче в эксплуатацию, ни один не был готов. Несмотря на это, на 2004 год в программу дополнительно включено 7 объектов с объемом финансирования 30 млн рублей, а остаток сметной стоимости на 01.01.2004 составлял 64,3 млн.рублей. Регионы в среднем профинансировали строительство новых интернатов только на 21%. При этом 28 регионов вообще не выделили средств (Белгородская, Ивановская, Калужская, Курская, Тверская, Псковская, Волгоградская, Кировская области и другие).
Многих сирот не размещают в детские дома в предусмотренный законодательством срок из-за отсутствия мест. Дети подолгу (временами по 4-6 лет) живут в приютах, рассчитанных на временное пребывание. Так, из 456 детей, находящихся в приютах Амурской области, каждый второй живет там более полугода, а 4 ребенка – более 5 лет.
Более 40% зданий интернатов требуют капитального ремонта, 2,7% –находятся в аварийном состоянии, 4,8% – не имеют центрального отопления, 5,6% – канализации.
Из-за хронического недофинансирования воспитанники многих интернатов не вовремя получают новую одежду и обувь, игрушки, литературу. Менее 50% необходимых денежных средств было выделено Бежецкой школе-интернату Тверской области на приобретение одежды, хозяйственных товаров и медикаментов. В Куртамышском специализированном Доме ребенка Курганской области дети обеспечены демисезонными пальто лишь на 48%, другой одеждой – на 40 процентов.
Недостаточное финансирование не позволяет обеспечить полноценное питание. При средней по России норме питания на одного ребенка в день в размере 65,5 рубля в Ивановской области она составляла 53,2 рубля, а фактические расходы на питание в ряде районов были еще ниже. Так, в Ивановском коррекционном детдоме – на питание ребенка в среднем тратят 39,4 рубля, в Чернецкой коррекционной школе-интернате – 47,34 рубля, в Шуйском детском доме – 25,14 рубля. В приюте «Надежда» Кемеровской области в рационе воспитанников не было творога, сыра, сметаны, дети получали сок и яблоки только два раза в год. В коррекционной школе-интернате Великоустюгского района Вологодской области детей кормили некачественными продуктами.
По данным Всероссийской диспансеризации, в домах ребенка признаны здоровыми только 15,2%, в детских домах – 22,5%, в детских домах-интернатах – 13,8% детей. В 30 субъектах Российской Федерации смертность детей в домах ребенка превышает средний по стране показатель. Число детей-инвалидов, живущих в интернатах, увеличивается, однако их реабилитация обычно ограничивается физиотерапевтическими процедурами и оказанием медицинской помощи.
Во многих школах для сирот не выполняются требования пожарной безопасности. В Москве эти правила не соблюдаются в 22 детских домах. По результатам проверки руководителям 12 детских домов вручены предписания об устранении недостатков, восемь человек привлечены к административной ответственности. Подобные нарушения выявлены во многих учреждениях республик Татарстан и Мордовия, Амурской, Архангельской, Рязанской, Самарской, Тверской, Ульяновской областей и других.
Часть приобретенного в рамках программы оборудования для интернатов не используется. Поставленный в Отъясскую коррекционную школу-интернат Ивановской области класс трудовой реабилитации и профессионального обучения автоделу стоимостью 67,9 тыс. рублей находится на складе в упакованном виде из-за отсутствия необходимого помещения. В детском доме № 15 с. Константиновка Амурской области класс трудовой реабилитации и профессионального обучения парикмахерскому делу стоимостью 94,7 тыс. рублей не используется в связи с отсутствием специалиста.
В настоящее время в обеспечении жильем нуждаются около 14 тысяч детей-сирот. Выпускники, которым в срок не выдали квартиры, продолжают жить в интернатах или становиться лицами без определенного места жительства. Особенно остро стоит проблема выделения жилплощади в селах. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Республике Калмыкия, Кемеровской, Курской, Саратовской, Новосибирской, Ивановской областях. В последующие два года количество выпускников детдомов, у которых нет жилья, увеличится на 13 тыс.человек. Например, в Республике Хакасия в очереди на получение жилья стоят выпускники 1989 года, а в Орловской области – 1997 года.
Ежегодно около 40% вновь выявленных детей-сирот передается под опеку или попечительство. При этом на местах приемные семьи не всегда получают средства, положенные на опекаемых детей, в полном объеме. В Ивановской области на 2003 год опекунское пособие было установлено в размере 1000 рублей, однако руководители администраций городов и районов умышленно уменьшали его размеры. В сельских районах Удмуртской Республики установленные размеры пособий на детей, находящихся под опекой, составляли в среднем от 700 до 1000 рублей в месяц при среднереспубликанском расчете – 1600 рублей. В течение последних трех лет работниками прокуратуры Амурской области в защиту прав опекаемых детей направлено в суды области 1025 заявлений в связи с занижением суммы пособий на общую сумму 7 млн.рублей. В Республике Ингушетия задолженность по выплате опекунских пособий в 2003 году составила 36 млн.рублей, Республике Карелия – 8,4 млн.рублей.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Количество детей в детских домах уменьшилось за четыре года на 46%

«Общее количество детей сирот у нас сейчас, находящихся в детских домах, — это 43 700 детей, в 2022 году было 87 200 детей», — цитирует слова Ирины Терехиной агентство РИА «Новости». Директор департамента также отметила, что с 2022 года стало на 24% меньше самих детских домов. Сейчас во всей России их насчитывается 1 314, нетрудно подсчитать, что в каждом из них проживает в среднем чуть более 30 детей. Даже после изъятия из неблагополучных семей сегодня дети только в 21% отправляются в детские дома, в 79% случаев их сразу же устраивают в приёмные семьи.

Интересное:  Справка для гибдд для замены прав 2022

Уполномоченный по правам ребёнка Анна Кузнецова довольна сокращением подобных учреждений за их ненадобностью — это свидетельствует о положительной динамике. Остаются, естественно, самые современные и хорошо отремонтированные, хорошо оснащенные детские дома. 73% таких учреждений соответствовали в прошлом году всем необходимым требованиям, а по итогам нынешнего года этот показатель должен увеличиться, — добавила Ирина Терехина.

Важно! Если присутствуют малыши, находящиеся на полном обеспечении государства, то они не учитываются, и такие приемные семьи многодетными не считаются. Это правило действует и на тех крох, у которых биологические родители просто лишены прав, либо имеют ограничения.

К статусу многодетной семьи, независимо от того приемные там дети, или родные, причисляется та ячейка общества, где воспитывается три, четыре и больше несовершеннолетних малышей. Причем пока самой младшей крохе не исполнится 16 лет, семья так и будет считаться многодетной.

По причине того, что в России предусмотрены ежемесячные выплаты на каждого малыша, закон ограничивает количество людей, определяющихся на воспитание. Это число четко не определено, но органы опеки принимают решение, может ли семья принять несколько человек, которые могут между собой не являться родственниками. Каждая такая ячейка общества должна продумать, сможет ли она обеспечить достойную жизнь, уход, дать хорошее образование и воспитание.

  • Первым и основным пунктом будет усыновление. Отдельный человек или супружеская пара берет малыша на безвозмездной основе, зная, что придется полностью его обеспечивать без помощи государства. Законом не регулируется, сколько приемных детей должно быть на воспитании, но органы опеки могут возражать, если уже имеется много малышей в составе семьи;
  • Просто опека, без усыновления. Приемные родители становятся опекунами, которые также обязаны воспитывать, заботиться, дать хорошее образование, причем материальное обеспечение приемных несовершеннолетних также ложится на плечи опекунов. Но при данном варианте развития событий законодательство разрешает взять каждому опекуну только одного приемного дитя.

В настоящее время в Совете Федерации рассматривается проект закона, который будет регулировать количество детей, которые могут быть в приемной семье. Существуют различные причины, вследствие чего родители хотят взять на воспитание приемного ребенка, одной из основных является невозможность иметь собственных крох по состоянию своего здоровья, но есть огромное желание хорошо воспитать и вырастить маленького человечка.

Сравнительная статистика сирот в США и России

Прежде всего, следует отметить, что любые разговоры о точном количестве детей-сирот в США – чистейшей воды фантастика. Ибо таких данных ни у кого нет – да и быть не может. По одной простой причине: в настоящее время в США (как, кстати, и в других развитых странах), детских домов нет. Временные приюты для детей до момента помещения ребёнка в приёмную семью – есть, не спорю. Но детских домов нет вообще. И вот почему.

200 лет назад в XIX веке в Нью-Йорке, Филадельфии и Бостоне были созданы первые детские приюты. Но в настоящее время таковых уже просто не существует. Основой американской помощи детям-сиротам являются фостерные семьи (от английского термина to foster – воспитывать детей).

Но на практике все оказывается сложнее. Как правило, быстро разрешить ситуацию не удается. И большинство детей остаются в фостерных семьях надолго. Спустя некоторое время ребенок может оказаться в другой фостерной семье, потом в третьей и т.д. Некоторые дети так и вырастают в фостерных семьях, не обретя собственного дома.

Есть и другая причина моей просьбы. После состоявшегося масштабного Марша за роспуск Думы в Сети стали появляться удивительные сведения. Сторонники Путина и Закона Димы Яковлева сообщают о запредельном количестве сирот в США (называют цифру 600 тысяч и при этом ехидно спрашивают: почему же в таком случае американцы не усыновляют своих детей?). Также откуда-то всплыла информация о том, что только 5% усыновленных сирот живы – а остальные пущены на органы… Короче говоря, сторонники Путина пытаются убедить народ в том, что американцы пускают российских сирот на органы, едят детей и творят прочие нехорошие безобразия.

Что такое фостерная семья? Фостерная семья – это форма временного устройства в семью детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, с целью реабилитации, изменения ситуации в кровной семье, а при невозможности — передачи на усыновление. Целью данной формы является реализация приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье, провозглашенная в Конвенции ООН о правах ребенка Фостерная семья — альтернативная форма устройства, применяемая в случаях, когда ввиду объективных причин невозможно применение таких приоритетных форм устройства детей, как усыновление или опека. В фостерную семью ребенок передается на основании гражданско-правового договора, в некоторых странах дополнительно заключается и трудовой договор между фостерным воспитателем и службой по устройству детей (источник — монография Манжула Е.В. «Гражданско-правовое регулирование деятельности семейных воспитательных групп», Издательство «Академия Естествознания», 2010 год, ISBN 978-5-91327-092-4).

Детдом: выхода нет

Остальные пытались силой нас все заставлять, если мы отказывались мыть, допустим, класс, например. Что они могли сделать? Подходили к старшим ребятам и говорили: вы можете до 12 или до часу ночи посмотреть телевизор, а взамен поставьте этого мальчика на место, а то он меня не слушается. Такие методы.

Все сводилось к тому, что вечером нас старшаки полупасят, а днем мы мстим. Для нас было нормой среди урока ударить старшеклассника, потому что мы прекрасно понимали, что вечером все равно нам достанется. Но лучше получить не просто так. Это жестокие правила, но после интерната они мне очень пригодились.

Она нам объясняла оказывать первую помощь при переломе ноги, технику безопасности, у нас был случай ее применить, когда парень ногу сломал — неправильно привязал веревку. Естественно, мы провернули все тихо, в больницу никто обращаться не стал, знакомый хирург наложил гипс. Парень упал на горе, мы его тащили по очереди. Я курю с 7 лет, но когда она приходила, мы при ней не курили, хотя она нам ни слова не говорила — нам стыдно было при ней курить. А при других воспитках мы, в принципе, могли и в открытую закурить, а что? Терять-то нечего. Потом воспитатель уехала — ее за что-то уволили, вернее, заставили уволиться.

Если адекватный человек попадает в психушку, то у него преимущество над дураками огромное. Со мной пацан лежал домашний, не псих, просто мамаша его, видать, не хотела, он парень нормальный был. В общем, его привязали на вязку. А псих один ночью подошел к нему и начал его душить, положил подушку на голову, сел жопой на нее и сидит. Я рядом лежал и все видел, мы с тем пацаном-то уже подружились, я просто с разбегу толкнул этого дурака. Тот упал, ударился об кровать головой, и у него пена изо рта полезла. Мы, естественно, сделали вид, что спим, никто ничего не видел. Ну, потому что не буду же я говорить, что я его толкнул, никто не поверит, что он действительно парня задушить пытался. Ну, в общем, тот псих кони двинул.

Однажды, когда мне было 7 лет, меня лишили еды на три дня. А я старшеклассникам пообещал, что не буду есть неделю, чтобы эту дуру-воспитательницу уволили. В общем, она не давала мне есть, причем сознательно — ты должен не просто пропускать обед, а садиться со всеми за стол, только к куску хлеба притронешься, получаешь железной указкой по голове. Когда на четвертый день я сам отказался от еды, она решила подговорить класс, чтобы меня накормить. Естественно, я прекрасно понимал, что если я дал слова «старшакам», надо его держать, иначе… Ну вы поняли, тут без вариантов. Правда, потом я пожалел, что не ел неделю — воспитательницу не уволили, она отправила меня в психушку, написала в характеристике всякую фигню, а там меня заставляли жрать внутривенно. В такой ситуации ни ребенок, ни взрослый не могут пойти на компромисс, это будет означать, что они проиграли.

В 1924 году постановлением президиума ЦИК СССР был создан общесоюзный фонд им. В.И. Ленина и аналогичные местные фонды для организации помощи беспризорным детям. Размер общесоюзного фонда составлял 100 млн рублей, средства поступали как из бюджета, так и из добровольных отчислений общественных организаций и профсоюзов, а также из сборов от спектаклей, концертов, лотерей.

Это не единственный случай — в Нижнем Новгороде воспитатели также брали детей к себе. Практически переносили свою работу домой. Директора этих детских домов отказываются говорить. Это обычное дело — им обещали новое хорошее место, чтобы они хранили молчание.

Представитель комитета Совета Федерации по социальной политике Валентина Петренко сообщила, что из 6,5 тысячи усыновленных детей в 2012 году 4,5 тысячи были возвращены назад в детские дома. Эксперты считают, что эти цифры завышены и считались не совсем корректно. Но тем не менее возвраты есть, и за каждым — судьбы ребенка и взрослых. Часто приемные родители просто не могут справиться с возникающими проблемами, и необходимы службы, которые бы им помогли. Служба сопровождения в Саратовском детском доме ведет 51 семью. Кто будет этим заниматься, если детский дом закроют?

В Саратове остался один-единственный детский дом N 2. Павел Астахов заявил, что ликвидация последнего детского дома в Саратове — часть программы по переводу детей на семейное воспитание. Однако 27 детей из этого детского дома будут отправлены не в семьи, а в детские дома в Саратовской области — за 220 километров, в которых по 70 и 100 человек. Они потеряют возможность общаться с родственниками, и, что самое страшное, дети с инвалидностью не смогут получать квалифицированную медицинскую помощь.

Но что чужой опыт! Семейное устройство — сейчас приоритет. И это прекрасная цель, но… Задача непростая — нужно в срочном порядке раздать больше сотни тысяч детей. Среди них инвалиды, ВИЧ-инфицированные, с синдромом Дауна. И данные ВЦИОМа показывают, что 85 процентов наших граждан не хотят брать детей из детских домов!

Сегодняшним подросткам, особенно с трудным поведением, было бы очень полезно получить опыт самостоятельности: зарабатывать на свои расходы, принимать решения, планировать свою деятельность и отвечать за нее. Коллективное воспитание не может помочь детям-сиротам в главном: дать опыт нормальной семейной жизни. Много лишенных самостоятельности детей под одной крышей – это не коллективное воспитание, а казенный дом.

Этот миф возник в результате весьма странного переосмысления советской педагогикой опыта А.С.Макаренко. Социальные сироты – это дети, пострадавшие от собственных родителей, или вообще никогда их не видевшие. Часто это дети маленькие, которым до опыта отношений с коллективом сверстников необходим опыт отношений со значимым взрослым, а его учреждение дать не может. После выхода из детского дома они не способны создавать полноценные семьи и растить своих детей – они просто не знают, как это делается.

Миф – вымышленная история или верование, которое препятствует осознанию реальности, иногда противопоставляется науке.Сегодня мы поговорим о мифах, связанных с детскими домами и об удобной с психологической точки зрения вере огромного количества людей и о том, как там живется по-настоящему.

«Мы не догадывались, что у каждого человека — даже ребенка! — есть свой день рождения. Не понимали, что значит радость. Человеческое тепло. Любовь. Да о чем это я? Многие из нас никогда не слышали собственных имен. Мы просто существовали, трясясь от страха двадцать четыре часа в сутки. Боялись взрослых до умопомрачения, до судорог, до энуреза. Шарахались от них и всегда молчали. Единственное чувство, которое мы тогда испытывали, — был СТРАХ. И он остался со мной надолго».

Я ничего не рассказывал о детском доме первое время, думал, что они от меня откажутся. Потом мы стали говорить о том, почему я вообще там оказался. Родители пили в общем, и меня забрали у них. Я никогда не буду пить. А если бы там остался, точно бы бухал, что там еще делать. Там все пьют».

Я считаю, что, конечно, нужно было развивать эту технологию и на базе патроната строить работу государственных учреждений. Это, собственно говоря, намного раньше привело бы нас к той самой реформе, которая у нас происходит сейчас, и не был бы утерян уже наработанный позитивный опыт, и не ушли бы в никуда хорошие специалисты. Всё это, конечно, грустная история, потому что мы выплеснули с водой ребёнка. Даже если и есть вопросы, замечания к каким-то формам работы, то нужно просто обсуждать способы решения этих проблем, а не закрывать и игнорировать ценный опыт.

– Причина в том, что, как я уже сказала, что дети пережили травматичный опыт. Им нужна помощь. А у многих приёмных родителей, к сожалению, очень иллюзорное представление о том, что будет, когда приёмный ребёнок окажется в семье. Мечты о полной семье со счастливыми родителями очень часто разбиваются о реальность, когда травмированный ребёнок, прошедший очень тяжёлый жизненный опыт, приходит со всеми своими проблемами и иногда довольно специфичным провоцирующим поведением, и у родителей просто не всегда хватает на это ресурсов. Здесь, конечно, должна быть ситуация, которая требует серьёзной подготовки для того, чтобы родители действительно понимали, что это ребёнок травмированный, он не должен вести себя идеально, и что, скорее всего, будет сложно, и это нормально. Более того, есть разные риски, в том числе у любого ребёнка может проявиться какое-то заболевание, которое не было выявлено в раннем возрасте, это тоже некие риски, к которым нужно быть готовыми. Если ты не до конца готов к этим рискам, лучше вообще не брать детей-сирот, чем второй раз травмировать ребёнка и снова доказывать ему, что он не достоин жизни в семье. Потому что очень многие дети эгоцентричны, они всю эту историю понимают так, как будто это они такие «неправильные», это всё из-за них случилось, и значит, ни одна семья не может их принять никогда, и мир их, по сути, не принимает, потому что они какие-то дефектные. И, конечно, сложно очень складывается жизнь детей, которые прошли иногда и не один, а несколько возвратов, и понятно, что здесь нужно очень ответственно подходить к этой задаче к этой процедуре приемным родителям, а тем, кто помогает взять в семью ребёнка, нужно понимать, что родители должны иметь полную информацию о ребёнке со всеми рисками.

Ребёнок не приходит в детский дом для получения образовательных услуг, он там живёт, а учиться он ходит в обычную школу. Поэтому воспитатели детских домов, по сути, выполняют родительскую функцию, часто по отношению к серьёзно травмированным детям, пережившим достаточно трагичные события либо ставшим жертвами насилия. Некоторые тяжело переживают расставание со своими родителями, некоторые пережили такое, что не каждому взрослому под силу вынести Все эти дети собраны в одном учреждении, и к ним приходят работать люди, которых специально к этой ситуации не готовили, которые не понимают, как реагировать на протестное, «неправильное», с их точки зрения, поведение своих воспитанников.

Но есть еще один уровень – это непосредственно коллектив учреждения, который порой не понимает реформы и не желает что-либо менять в своей размеренной, понятной жизни. Например, они перестают вести журнал переводов детей из одной группы в другую – формально перевод не фиксируется, а на практике он существует.

Это означает, что ребёнок должен жить в обычной среде, посещать обычную школу вместе с детьми из социума, а не сидеть с утра и до вечера в резервации, где он учится, живёт, гуляет. Потом к ребёнку должны приходить в гости и его родственники и даже его знакомые, чего раньше не было, никаким образом даже не предполагалось, а теперь организации обязаны создать условия для общения ребёнка с его прежним окружением, если, конечно, оно не представляет для него опасности.

— Сотрудники служб опеки стали вести себя осторожней. Но этого недостаточно, — считает Елена Альшанская. — К сожалению, они не имеют профессиональной подготовки, основываются на субъективном решении и не сотрудничают с организациями, которые могли бы предложить помощь семье.

Первый зампред комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ Юлия Зимова рассказала «Известиям», что больше всего детей-инвалидов усыновляют и берут под опеку жители больших городов. Здесь лучше развита инфраструктура, выше выплаты и пособия для приемных семей. Также много приемных родителей на юге страны — среди людей, проживающих в частных домах, имеющих свои земельные участки.

— Мы замечаем, что приемные семьи все чаще берут детей с синдромом Дауна. Для меня это было вопросом, но в процессе общения с родителями я понял, почему они так делают. Это дети, особенно «отдающие» эмоционально, если так можно выразиться. Им делаешь добро — они платят тем же. Недаром их называют «солнечными» детьми, — пояснил Армен Попов.

По информации из федерального банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, сейчас в России 51,8 тысячи детей, не устроенных в семью. Это на 4,2% меньше, чем в октябре 2022 года. Всего за 10 последних лет численность детей-сирот сократилась более чем в три раза (со 187 тысяч человек в 2006 году). Об этом «Известиям» рассказал руководитель портала «Усыновите.ру» (онлайн-версия государственного банка данных о детях) Армен Попов.

Армен Попов рассказал, что в московском банке данных 55% детей-инвалидов, а 75% — подростки 16–17 лет. Но в последние годы наблюдается стойкая тенденция — дети-инвалиды все чаще покидают детские дома и оказываются в семьях. Так, в столице с 2013 по 2022 годы число детей с ограниченными возможностями здоровья, устроенных в семью, увеличилось с 58 до 211 человек.

Проблемы и факты о детских домах

«Статистика пугает. По данным Генпрокуратуры РФ, 40 процентов выпускников сиротских учреждений становятся алкоголиками и наркоманами, еще 40 процентов совершают преступления. Часть ребят сами становятся жертвами криминала, а 10 процентов кончают жизнь самоубийством. И лишь 10 процентам удается, выйдя за порог детского дома или интерната, встать на ноги и наладить нормальную жизнь» .

«Каждый третий воспитанник детского дома через год после выпуска становится бомжем, каждый пятый — преступником, каждый десятый совершает самоубийство. Детдома стали «фабриками» по производству криминализированных личностей. И вопрос денег здесь не главный: подобные учреждения обеспечены лучше, чем многие российские семьи. Как изменить эту ситуацию?

Их долго кормили, одевали, а теперь какая-то самостоятельная жизнь, где нужно зубами вгрызаться в землю, чтобы выжить… зачем? Вся проблема в том, что они не понимают не только «как», но и «зачем». Если бы они хотя бы поняли, что им это крайне необходимо — нашли бы возможности, но нет и инициативы.

Жизнь по режиму, завтрак, обед, ужин — все подано, тарелки мыть не надо, пришивать заплатки никто не научит, дети, живущие в детдоме, бывает, никогда не держали в руках иголки, понятия не имеют, что такое «мыть полы» и прочие хозяйственные дела, они не представляют, как добываются деньги и что такое работа, обязанности.

Если хотя бы каждый десятый россиян будет брать в гости на выходные (пусть и не на каждые) ребенка из детдома (чаще всего берут на патронат детей 7-11 лет) и учить его чему-то жизненному — преступников, наркоманов у нас будет намного меньше. Равнодушие порождает жестокость.

Количество детских домов в россии на 2022 год статистика

Его особенность в том, что здесь ребята посещают разные развивающие центры. Это первый частный детский дом в России. Здесь активно ищут семью для каждого ребенка. Сразу после открытия Домик принял 22 ребенка-инвалида из государственного детского дома для умственно отсталых детей. По достижении 18-летнего возврата детей переводят в психоневрологические интернаты.

В РФ действует система под названием банк данных детей сирот. Сюда заносятся сведения о несовершеннолетних лицах, оставшихся без родителей или их попечения. Статистика детей сирот за 2022 год демонстрирует сокращение их количества в БД. В марте их было 56 994 человек.

Задача, поставленная президентом, — в два раза к 2022 году сократить количество таких заведений. Они и так уже сокращаются, за последние пять лет — почти на 40%». Сокращение должно проходить не за счет укрупнения оставшихся, а за счет устройства детей в семьи, сказал Астахов на заседании в правительстве Иркутской области.

С таким окладом работники социальной сферы не могут рассчитывать на престиж и достойное будущее. Премии и надбавки, предусмотренные в рамках социальной Программы, не способны обеспечить благополучное финансовое положение в большинстве регионов нашей страны.

Число воспитанников детских домов в 2022 году составило 43,7 тыс. человек, что на 46% ниже показателей 2022 года. Об этом 14 ноября заявила директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения Ирина Терехина в ходе конференции в пресс-центре МИЦ «Известия» «Совершенствование деятельности организаций для детей-сирот и постинтернатного сопровождения».

«В плане льгот – как был статус ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, так он и останется. От перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Как учреждение ни назови, суть одна и та же. Если раньше это называлось детским домом, а теперь – социально-реабилитационным центром, то учреждение все равно так же функционирует. Очень важно, чтобы у каждого учреждения (не важно, как оно называется) в приоритете стояла задача семейного устройства ребенка – либо в его кровную семью, поработав с родителями, либо в замещающую семью, которая способна принять этого ребенка», – утверждает Наталья Городиская.

По данным Министерства образования Подмосковья, в регионе на данный момент проживает более 23 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Более 15,5 тысячи из них живут в опекунских и приемных семьях, а более 7,5 тысячи были усыновлены. Также ранее в этом месяце зампред правительства Московской области Ирина Каклюгина рассказала, что всего в регионе насчитывается более 4 тысяч приемных семей, 177 из них взяли ребенка из детского дома в этом году. С января 1,8 тысячи детей-сирот обрели семьи. Каклюгина также добавила, что в Подмосковье работают 70 школ приемных родителей, где потенциальные усыновители могут получить необходимые знания, проконсультироваться с психологами и другими специалистами.

При центре Вадима Меньшова, который объединяет детский дом «Молодая гвардия», коррекционную школу-интернат №8 и коррекционный детский дом №11 в Москве, действует Школа приемных родителей. Вдохновившись благодарными отзывами людей, которые к ним приходят, создатели школы решили пойти еще дальше. Сейчас Меньшов и его коллеги разрабатывают программу «Школа родителей», которая будет ориентирована вообще на всех родителей – не только тех, что взяли детей из приюта.

В течение последних лет в России активно развиваются ассоциации и клубы приемных родителей, очень многие родители получают педагогическое и психологическое образование и затем, в свою очередь, уже оказывают поддержку другим усыновителям, рассказала Городиская. При этом важно, чтобы семья, которая принимает помощь, была открытой, шла на контакт со специалистами и сама активно привлекала их к работе.

Председатель Совета ассоциаций приемных семей при Министерстве образования РФ, президент Союза замещающих семей Наталья Городиская объяснила, что, даже когда детский дом меняет свое название в документах, статус его воспитанников, а, следовательно, и все их льготы, сохраняются в полном объеме. Гораздо больше внимания, по ее словам, следует обращать не на подобные формальности, а на качество работы учреждения. Важно, чтобы главной задачей его руководителей и сотрудников было устройство детей в семьи, подчеркнула Городиская.