Закон О Раселении 2022 Год

Усовершенствован механизм переселения граждан из аварийного жилья

В целях ускорения реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и совершенствования механизма предоставления государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – финансовой поддержки на реализацию указанных программ Федеральным законом в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» вносится ряд изменений, направленных на уточнение понятия этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, функций Фонда, порядка использования земельных участков, на которых размещались многоквартирные дома, расселённые с использованием финансовой поддержки за счёт средств Фонда, порядка принятия решений о предоставлении финансовой поддержки за счёт средств Фонда и об объёме такой поддержки, порядка принятия решений о приостановлении предоставления финансовой поддержки.

Статья 16

3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;

2.3. Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

13. За счет средств Фонда возмещаются расходы (в том числе по возврату кредитных и иных заемных средств, процентов за их использование в размере не более чем две трети ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей на дату привлечения указанных средств), ранее понесенные субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на реализацию принятых после 1 января 2013 года и досрочно завершенных региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. При этом возмещению подлежат расходы в пределах установленных для субъектов Российской Федерации лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;

Если жильцы отказываются от переезда в новое жилое помещение, движение очереди переселения существенно замедляется. Поэтому местные власти стараются быстрее решить вопрос с недовольными гражданами. Они могут предложить жильцам квартиры с более выгодными условиями проживания, чем в старой недвижимости.

Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.

  1. Заявление с просьбой провести оценку состояния квартиры или дома.
  2. Свидетельство, подтверждающее наличие у владельца права собственности на недвижимое имущество.
  3. Кадастровый паспорт.
  4. Поэтажный план.
  5. Проект реконструкции для тех случаев, когда нежилое помещение было переделано в жилое.
  6. Заключение экспертизы, удостоверяющее ветхость или аварийность жилья.
  7. Жалобы иных лиц, проживающих в доме, на невозможность проживать в нем с указанием причин этого.
  1. Помещение не соответствует нормам санитарии.
  2. Дом был серьезно поврежден при стихийных бедствиях, землетрясениях, что нельзя исправить ремонтными работами.
  3. Квартира располагается в том месте, где есть большой риск возникновения техногенной катастрофы.
  4. Повреждены конструктивные элементы помещения или уменьшена их прочность.
  5. Разрушены фундамент и стены.
  6. Утрата жилья вследствие пожара, когда восстановить его уже невозможно.

Расселение в настоящее время активно продвигается. Несмотря на то, что программа переселения из ветхого жилья действует уже достаточно много лет, не все аварийные дома переселены. Но большая часть населения все же получили заветные квадратные метры в новых домах.

Комплексное развитие территорий: как будет работать новый механизм расселения старых домов

Механизм КРТ рассчитан на комплексное обновление городской застройки. Регионы смогут расселять не только аварийные дома, но и не признанные таковыми. Это позволит людям поменять старое, некомфортное жилье без долгих лет ожидания признания его ветхим или аварийным, отмечает член комиссии по жилполитике Общественного совета Минстроя РФ, президент акционерного общества «Интеко» Александр Николаев. Программы КРТ позволяют привлекать средства инвесторов, что, по его мнению, также может в разы сократить сроки реализации проектов и, соответственно, сроки переселения.

Если расположенный в границах КРТ дом и землю под ним не включили в программу, то собственник может сам подать заявку на участие. Закон предусматривает такую возможность и для тех, кто не менее пяти лет арендует или безвозмездно пользуется государственным или муниципальным земельным участком.

Включает в себя рыночную стоимость жилья с учетом общего имущества, земельного участка, понесенных затрат и упущенной выгоды (ст.32 Жилищного кодекса РФ).

ВАЖНО! Денежное возмещение не положено собственникам квартир, где проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане. В этом случае можно только получить другое жилье.

ВАЖНО! Конкретные условия прописывают в договоре о передаче жилья. Проект договора собственнику квартиры должны направить заказным письмом с уведомлением о вручении. После этого у него есть 45 дней на то, чтобы обсудить условия и подписать договор. Если этот срок пропущен, квартиру могут изъять принудительно через суд с тем вариантом возмещения, которое истец укажет в исковом заявлении.

«Важно, что при реконструкции целых кварталов жители получат не просто квартиру в отдельно стоящем новом доме, но и обновленные коммуникации, благоустройство и зоны рекреации, социальную инфраструктуру, — считает Александр Николаев. — Также новый закон дает гражданам как административные гарантии в виде права голосовать на общих собраниях собственников за участие в программе КРТ, так и финансовые — в виде компенсации или предоставления равноценного жилья».

Интересное:  Регламент предоставление земельных участков многодетным семьям

Усовершенствован механизм переселения граждан из аварийного жилья

В целях ускорения реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и совершенствования механизма предоставления государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – финансовой поддержки на реализацию указанных программ Федеральным законом в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» вносится ряд изменений, направленных на уточнение понятия этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, функций Фонда, порядка использования земельных участков, на которых размещались многоквартирные дома, расселённые с использованием финансовой поддержки за счёт средств Фонда, порядка принятия решений о предоставлении финансовой поддержки за счёт средств Фонда и об объёме такой поддержки, порядка принятия решений о приостановлении предоставления финансовой поддержки.

Сведения в ЕГРН. С 1 января 2022 года расширен перечень основных сведений включаемых в Единый Государственный Реестр Недвижимости (ЕГРН). Что именно: полная информация о каждом кадастровом инженере, осуществляющем государственный кадастровый учёт недвижимости. Заказав выписку из ЕГРН можно будет увидеть кто проводил кадастровые работы.

Налоговая декларация. С 1 января 2022 года также изменился порядок подачи деклараций по форме 3-НДФЛ. Не нужно подавать налоговую декларацию при продаже недвижимого имущества ( жилых домов, квартир, комнат, земельных участков) на сумму до 1 млн. рублей, а иного имущества ( транспорта, гаражей) до 250 тыс. рублей.

С 1 марта 2022 года «временные» участки снимут с государственного кадастрового учёта. Временными считаются участки, которые образованы и поставлены на кадастровый учёт с 1 марта 2008 года до 1 января 2022 года, однако права на них до сих пор не зарегистрированы.

Льготы для семей. С 1 января 2022 года вступил в силу закон, согласно которому семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности.

Строительство домов. С 1 марта 2022 года можно строить индивидуальные жилые дома на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства. Построить можно будет один дом размером не более 500 кв. метров, соблюдая при этом площадь застройки- не более 0,25 % территории. Регистрация будет проходить по правилам дачной амнистии до марта 2026 года.

Федеральный закон вводит специальный механизм привлечения средств инвесторов в финансирование проектов комплексного развития городских территорий. Имеются в виду субсидии в отношении отдельных застройщиков, подписавших с местной администрацией соглашения о комплексном развитии территорий, на компенсацию произведенных затрат на исполнение обязательств по покупке для жильцов аварийных домов нового жилья или выплату денежной компенсации.

Также чтобы избежать возможных злоупотреблений и безосновательного получения государственных субсидий, закон устанавливает правило, что квартира, выдаваемая взамен аварийного жилья, не предоставляется жильцам, оформившим собственность на квартиру в многоквартирном жилом доме после присвоения ему аварийного статуса (за исключением лиц, которые приобрели право собственности в порядке наследования).

Следует напомнить, что разработка закона Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России и общественный Фонд содействия реформированию ЖКХ началась в середине 2022 года. За это время произведен анализ реализации программ переселения аварийных домов, выполнявшихся последние десять лет. В этом вопросе субъекты РФ и некоммерческий Фонд значительно продвинулись, а полученные выводы были положены в основу законопроекта.

Кроме того, меняется порядок предоставления финансирования за счет Фонда реформирования на осуществление восстановительного ремонта и обновление сетей инженерных коммуникаций, процедура возвращения средств, предоставленных некоммерческой корпорацией, вводятся нюансы оказания Фондом содействия на расселение жильцов из аварийного жилья, которое получило такой статус после 01.01.2022 г.

Изменения, которые были внесены в ЖК РФ и в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21.07.2007 N 185-ФЗ, обращены на улучшение юридических способов соблюдения прав граждан на предоставление жилья после признания жилых домов аварийными, обеспечение их благоустроенным жильем и на реализацию задач Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».

Он допустил, что существует техническая возможность ускорения новой программы, которая зависит от механизмов реализации программы и графика финансирования. По его мнению, большинство регионов России завершит текущую программу в 2023 году, а регионы с очень большими объемами аварийного фонда — в 2024 году.

Программа расселения аварийного жилья запущена в рамках проекта «Жилье и городская среда». По программе планируется переселить из 9,54 млн кв. м аварийного фонда более 530 тыс. человек. Региональные программы уже досрочно завершили Карачаево-Черкесия, Сахалинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург и Севастополь.

Из аварийного жилья переселят раньше

Это помимо того что госкорпорация направила в субъекты РФ по авансам и реестрам контрактов по этапу 2022–2022 гг. программы 29,96 млрд рублей, по авансам и реестрам контрактов этапа 2022–2022 гг. – 10,62 млрд рублей.
«Планировалось, что с 2022 г. финансирование программы переселения вырастет почти ­в 3 раза, – отметил Сергей Степашин. – Поэтому, конечно, было бы правильным перенести часть финансирования с последующих лет на ближайшее время начиная с 2022 г. Это позволит увеличить объёмы и темпы расселения ­аварийного жилья».

В этом году в стране 54,6 тыс. человек должны покинуть квартиры общей площадью 1 млн кв. метров в непригодных для жизни домах и переехать в новые. Однако эти планы будут пересмотрены в сторону увеличения, пообещал Сергей Степашин. Решение по поводу новых сроков и количества пере­селенцев Фонд ЖКХ примет в ближайшее время.

«Строительная отрасль продолжает работать. Дома строятся. По этапу 2022–2022 гг. прошло контрактование, начато строительство. Причём строим сразу для переселения тех, кто попал во 2-й этап программы, и тех, кто в 3-й. В мае пойдёт активное заключение новых контрактов», – пояснил он.

В Северной Осетии – Алании тоже собираются завершить программу раньше установленного срока. «Во II квартале мы выполним целевые показатели этого года и перейдём к опережающему темпу расселения аварийного жилья, чтобы досрочно завершить программу», – сказал министр ЖКХ, топлива и энергетики республики Майран Тамаев.

Всего же с 2022 г., когда началась реализация нацпроекта «Жильё и городская среда» ­(федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» входит в него), с учётом программ, финансируемых субъектами РФ за счёт собственных средств, переселено 67,53 тыс. человек из 1,11 млн кв. метров аварийного жилья.

Что изменится в законодательстве о недвижимости в 2022 году

Закон № 148-ФЗ от 26 мая 2022 года внес очередные поправки в закон о регистрации недвижимости № 218-ФЗ. С 1 февраля 2022 года Росреестр станет вносить в ЕГРН информацию о том, что квартира (комната) расположена в МКД, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, либо о признании жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, непригодным для проживания. Соответственно, и стандартная выписка из ЕГРН будет содержать сведения о признании МКД подлежащим сносу и (или) реконструкции и (или) о признании жилого помещения (в том числе дома) непригодным для проживания. Эти сведения предупредят покупателей о проблемном доме или помещении.

В соответствии с поправками, если застройщик возводил/реконструировал недвижимость за свой счет, то в заявлении о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию он будет сразу же давать согласие на регистрацию за ним права собственности на это сооружение и (или) помещения и машино-места в нем.

В соответствии с пунктом 7 статьи 72 закона № 218-ФЗ 1 марта 2022 года истечет срок действия временного статуса объектов недвижимости. В связи с этим Росреестр исключит из ЕГРН сведения о земельных участках, которые носят временный характер. Напомню, что временными считаются участки, которые образованы и поставлены на кадастровый учет в период с 01.03.2008 года до 01.01.2022 года, но при этом права на такие участки до сих пор не зарегистрированы.

Интересное:  Причины перевода ребенка в другой детский сад

С 1 марта 2022 года государство разрешит строить и регистрировать в ЕГРН жилые дома, возведенные на земельных участках, предназначенных для ведения крестьянскими (фермерскими) хозяйствами своей деятельности. Иными словами, законодатель позволил строить индивидуальные жилые дома на сельскохозяйственных землях. Данное право введено законом № 299-ФЗ от 02.07.2022 года.

С 1 января 2022 года граждане, продавшие недвижимость, находившуюся в собственности менее 3 или 5 лет (то есть меньше минимальных сроков владения, установленных НК РФ), не будут больше отражать в декларации 3 – НДФЛ доходы (или вовсе не будут подавать её), если имущественный вычет полностью перекрывает доход, полученный от продажи объекта.

Федеральный закон от N 125-ФЗ (ред

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

Статья 6. Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.

Статья 8. Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации, и утверждается решением Правительства Российской Федерации.

Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

гражданин, выезжающий (выехавший не ранее 1 января 1992 года) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления:

В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2022–2022 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2022 года, распоряжением №446-р утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда и численность подлежащих переселению граждан.

Федеральным проектом предусмотрено, что к концу 2024 года будет расселено 9,54 млн кв. м непригодного для проживания жилищного фонда. При этом будет переселено более 530 тысяч человек. Для реализации проекта субъектам Федерации будет предоставляться финансовая поддержка из федерального бюджета через Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Федеральным бюджетом на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 годов предусмотрены имущественные взносы в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Постановлением №278 определяется порядок направления этих средств на финансовую поддержку субъектов Федерации для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Верховный суд объяснил, какое жилье считается равнозначным

В Кемеровской области стоял проклятый старый дом. В 2007 году его официально признали непригодным для проживания. Одну из квартир в этом доме занимала семья из четырех человек, среди них дочь и внук. У них был договор соцнайма на трешку площадью 54,3 м². Это не хоромы, но хотя бы у каждого поколения была своя комната.

А Верховный суд говорит: если в квартире меньше комнат, чем у нанимателей было в аварийном доме, то так можно. Такая квартира всё равно может быть равнозначной. И даже если в старой квартире слишком много жильцов, есть разнополые дети и семья нуждается в улучшении жилищных условий, это тоже необязательно учитывать при выселении.

  • Если нанимателей будут выселять из аварийного дома на общих основаниях, то могут вместо трешки дать двушку и меньше по жилой площади. А еще могут переселить в другой район. Если жильцы не согласятся переехать, их выселят принудительно. Это законно.
  • Если будут выселять по программе реновации, то вместо трешки дадут трешку, а жилая площадь не уменьшится. Но так будет, только если дом войдет в программу. Если не войдет, но когда-то его снесут, допгарантий может не быть.

Это значит, что квартиру в старом доме оценят по рынку, но этих денег может не хватить на новую квартиру с таким же количеством комнат и такой же жилой площадью. Обменять старую квартиру на аналогичную новую можно только с доплатой. Собственнику дают время договориться с властями по поводу компенсации и переезда, а если не получится, могут выселить принудительно. В законах есть для этого порядок и основания.

Это законно. Квартиры при расселении аварийных домов выделяют не чтобы улучшить жилищные условия, а как компенсацию. Главное, чтобы квартира соответствовала требованиям к жилым помещениям. Есть цель переселить людей в безопасное жилье, но нет цели одновременно повысить уровень комфорта, даже если наниматели в этом нуждаются. Для таких случаев бывают другие программы и другие законы.

Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Пункт 3 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ устанавливает направления расходования средств Фонда ЖКХ и поскольку упоминаемая в нем субсидия, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения о предоставлении граждан таких субсидий, будет являться дополнительной мерой поддержки граждан при переселении из аварийного жилищного фонда, на получателей субсидий будет распространяться условие, предусмотренное частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ. Более того, по мнению Минстроя России, субъект Российской Федерации, принимая решение об установлении дополнительных мер поддержки граждан при переселении из аварийного жилья, вправе устанавливать дополнительные условия, предъявляемые к гражданам — получателям субсидий, помимо установленных ЖК РФ и Федеральным законом N 185-ФЗ, таким образом конкретизируя категории получателей субсидий.

В Минстрой России поступают запросы регионов относительно определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение, приобретенное гражданами после признания многоквартирного дома аварийным, на основании договора дарения либо договора пожизненной ренты, договора пожизненного содержания с иждивением, то есть договора, в котором отчуждение имущества производится бесплатно.

Данная норма вступила в силу 28.12.2022. Федеральный закон N 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным.

Частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями таких лиц (предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентов по ипотеке, кредиту или займу) при условии, что на дату признания многоквартирных домов аварийными у правообладателей жилых помещений в таких домах отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения (далее — меры поддержки).

«Отдельная важная задача — это создание современной, комфортной среды для жизни граждан. И здесь в части развития городов и поселков мы также ставим перед собой большие цели. Прежде всего, имею в виду ускорение действующей программы расселения аварийного жилья», — сказал Путин во вторник на совещании по экономическим вопросам.

Интересное:  Ветеран Труда Федерального Значения Есть Льготы На Поезд

По словам президента, он уже неоднократно говорил о том, что «надо вытащить людей из трущоб». «В этой связи нужно запустить новую программу, в которую войдут дома, признанные аварийными на январь 2022 года. Живущие здесь граждане должны начать получать качественное, современное жилье уже со следующего года. Прошу учесть это в проекте бюджета», — сказал Путин.

С 1 марта 2022 года «временные» участки снимут с государственного кадастрового учёта. Временными считаются участки, которые образованы и поставлены на кадастровый учёт с 1 марта 2008 года до 1 января 2022 года, однако права на них до сих пор не зарегистрированы.

Сведения в ЕГРН. С 1 января 2022 года расширен перечень основных сведений включаемых в Единый Государственный Реестр Недвижимости (ЕГРН). Что именно: полная информация о каждом кадастровом инженере, осуществляющем государственный кадастровый учёт недвижимости. Заказав выписку из ЕГРН можно будет увидеть кто проводил кадастровые работы.

Строительство домов. С 1 марта 2022 года можно строить индивидуальные жилые дома на землях сельскохозяйственного назначения, если это необходимо для нужд крестьянского (фермерского) хозяйства. Построить можно будет один дом размером не более 500 кв. метров, соблюдая при этом площадь застройки- не более 0,25 % территории. Регистрация будет проходить по правилам дачной амнистии до марта 2026 года.

Налоговая декларация. С 1 января 2022 года также изменился порядок подачи деклараций по форме 3-НДФЛ. Не нужно подавать налоговую декларацию при продаже недвижимого имущества ( жилых домов, квартир, комнат, земельных участков) на сумму до 1 млн. рублей, а иного имущества ( транспорта, гаражей) до 250 тыс. рублей.

Льготы для семей. С 1 января 2022 года вступил в силу закон, согласно которому семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности.

Правительство Санкт‑Петербурга

Законодательное Собрание приняло закон «О внесении изменений в отдельные законы Санкт‑Петербурга в сфере жилищной политики». Данный нормативно-правовой акт защитит интересы 42 тыс. семей, которые ранее были зарегистрированы в качестве участников целевых жилищных программ «Молодежи – доступное жилье», «Расселение коммунальных квартир» и «Развитие долгосрочного жилищного кредитования».

— молодые семьи – граждане, состоящие в браке, если возраст обоих или одного из супругов на дату обращения не превышает 35 лет, имеющие несовершеннолетних детей, а также граждане, не состоящие в браке, возраст которых на дату обращения не превышает 35 лет, имеющие несовершеннолетних детей, и их несовершеннолетние дети;

— жители коммунальных квартир, где все проживающие выразили согласие на расселение квартиры (граждане, являющиеся нанимателями и (или) собственниками (членами семьи нанимателей и (или) собственников) комнат (долей) в коммунальной квартире, включенной в перечень коммунальных квартир, подлежащих расселению, предусмотренный в статье 17-2 Закона Санкт‑Петербурга от 7 июля 2004 года № 409-61 «О содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий граждан»);

— граждане, относящиеся к категории заемщиков по договору ипотечного кредитования, ранее получившие содействие в рамках целевых программ «Развитие долгосрочного жилищного кредитования»; «Молодежи доступное жилье», участники программы «Расселение коммунальных квартир в Санкт‑Петербурге»;

26 января депутаты Законодательного Собрания Санкт‑Петербурга приняли в третьем, окончательном чтении, проект закона Санкт‑Петербурга «О внесении изменений в отдельные законы Санкт‑Петербурга в сфере жилищной политики». Данный нормативный акт совершенствует жилищное законодательство Санкт‑Петербурга и позволит оказать содействие всем городским очередникам-участникам завершившихся 31 декабря 2022 целевых программ: «Молодежи – доступное жилье», «Развитие долгосрочного жилищного кредитования» и «Расселение коммунальных квартир в Санкт‑Петербурге». В общей сложности закон защитит интересы всех 42 тысяч семей городских очередников, обратившихся за содействием ранее.

Список «северных» районов будет изменен с 2022 года

Вступление в силу Указа № 651 упразднит прежние указы от 20.12.1993 № 2226, от 19.09.1992 № 1085, от 24.01.1992 № 46 и от 25.03.1992 № 295, которые относили отдельные районы республик Карелия, Коми и Бурятии, а также Пермского края (районы, входившие ранее в Коми-Пермяцкий автономный округ) к районам Крайнего Севера.

К районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям отнесены отдельные города, городские, муниципальные округа и районы Алтая, Бурятии, Карелии, Коми, Тывы, Забайкальского, Красноярского, Хабаровского, Пермского, Приморского краев, Амурской, Архангельской, Иркутской, Сахалинской, Томской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

В целях разграничения и уточнения полномочий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в части ведения учета граждан и принятия решений об оказании содействия в форме, выбранной гражданами, нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий, а также исключения дублирования норм правового регулирования данной сферы правоотношений, Проектом вносятся изменения редакционно-технического характера, предусматривающие возможность разграничения данных полномочий между администрациями районов Санкт-Петербурга и Жилищным комитетом.

Поскольку в силу положений статьи 114-12 Социального кодекса в редакции Проекта порядок и условия предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты, дополнительной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга, подпунктом 2 пункта 2 статьи 1 Проекта предусмотрено исключение пункта 1-1 статьи 2 Закона N 409-61.

Согласно пункту 7 статьи 1 Проекта пункты 2 и 3 статьи 15 Закона N 409-61 излагаются в новой редакции, в соответствии с которой устанавливается порядок включения граждан, избравших форму содействия в улучшении жилищных условий, в списки граждан, которым планируется оказание содействия по каждой из форм содействия (далее — сводные списки).

В целом Проект предусматривает создание правовых оснований для выделения реализуемых механизмов оказания содействия в качестве отдельных мероприятий государственной программы Санкт-Петербурга «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга», утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2022 N 491 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга».

В соответствии с действующей редакцией Закона N 409-61 полномочия по принятию решения об оказании гражданам содействия в улучшении жилищных условий осуществляет исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга на ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или учета нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (далее — ведение учета). Согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2022 N 1098 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» полномочием по ведению учета наделены администрации районов Санкт-Петербурга.

Предварительный договор регистрируется в Департаменте. По основному договору предоставляется другое благоустроенно жильё на основании договора мены, или другого договора, подразумевающего получение права собственности. Передаваться жилая площадь может и по договору социального найма. Другим вариантом компенсации является денежная сумма, включающая стоимость жилья и затраты на переселение. При этом стоимость недвижимости определяется независимым оценщиком.

Москвичам, чьи дома включены в Программу реновации, предоставляются равнозначные квартиры. Жилая площадь и количество комнат в такой квартире не меньше, чем в освобождаемой, а общая площадь больше за счет более просторных помещений кухни, прихожей, коридора и санузлов. Квартира находится в новостройке, расположенной в одном районе с домом-участником программы реновации (в ЗелАО и ТиНАО — в том же административном округе).

В зависимости от ситуации могут потребоваться иные документы. После подачи заявления уполномоченный орган рассматривает его в течение 5 дней. После принятия и изучения документов создаётся специальная комиссия, в которую включаются представители власти, специальных служб и жильцы дома. Комиссия изучает фактическое состояние дома и выносит решение о необходимости ликвидации, реконструкции или капитального ремонта здания.

Эксперты анализируют возможности поиска новых, возможно экономических путей реализации Программы. Обнадеживает одно, что всеобщий контроль и понимание, что решать проблему безусловно необходимо, помогут найти средства и пути для совместного решения проблемы отселения из аварийного жилищного фонда.

На этом этапе дом может быть признан или ветхим или аварийным. В первом случае жильцы вправе рассчитывать на капитальный ремонт (с возможным временным переездом в маневренный фонд). Если же жилье признается аварийным, то жильцам объявляются примерные сроки переселения, после чего дом включается в соответствующий реестр.