Значение специального стажа для современного пенсионного обеспечения

Специальный трудовой стаж

  1. Когда речь идет о сотрудниках, работающих в медицинских учреждениях в поселках городского типа, а также в селах. При этом стаж должен оказаться не меньше 25 лет.
  2. Если сотрудник работал в медицине (осуществлял лечебную или деятельность по охране труда) в городах, селах, поселках или только в городской местности, но при наличии стажа труда равного 30 годам.

Именно такое юридическое значение специального трудового стажа имеется в современной России. Больше никакой существенной ценности он не несет. Чаще всего с данным понятием, как нетрудно догадаться, сталкиваются военные. На их примере проще всего разобраться в полезности изучаемого типа стажа трудовой деятельности.

Значение трудового стажа в системе пенсионного обеспечения

Согласно актуарному расчету ПФР при сохранении нынешнего положения в пенсионной системе к 2022 г. недостаток средств распределительной составляющей системы обязательного пенсионного страхования возрастет в 6 раз по сравнению с бюджетом 2013 г.; сохранится тенденция дальнейшего снижения жизненного уровня пенсионеров, получающих трудовую пенсию, которая выразится, в частности, в снижении коэффициента замещения трудовой пенсии до уровня 20,1% от средней зарплаты, т.е. практически в 1,4 раза; суммарный эффективный тариф снизится до 15% от фонда заработной платы.

Рассмотрение трудового стажа в современном праве социального обеспечения возможно только в русле реформирования законодательства о пенсионном обеспечении. И среди существенных недостатков современной пенсионной реформы специалисты отмечают, что размер стажа практически не влияет на размер будущей пенсии работника.

Специальный трудовой стаж (выслуга лет)

Правила исчисления выслуги установлены Постановлением Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации».

Все категории служащих, перечисленные в названии Закона, а также другие, на которых распространено действие данного Закона (прокурорско-следственные работники, сотрудники таможенной службы), в период прохождения указанной службы не подлежат обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем органы, в которых они проходят службу, не отчисляют за них страховые платежи в Пенсионный фонд РФ. Именно поэтому с учетом данного вида трудового стажа они обеспечиваются пенсией за выслугу лет в порядке государственного пенсионного обеспечения, а не в порядке обязательного пенсионного страхования и выплата указанных пенсий гарантируется средствами федерального бюджета.

Интересное:  Где получить быстро справку об отсутствии судимости

Значение специального стажа для современного пенсионного обеспечения

В отношении каждого вида работ применяются свои Списки. Трудовая пенсия по старости назначается досрочно, если застрахованное лицо проработало на указанных в Списках работах не менее половины требуемого срока по состоянию на 01.01.2003 г. Для лиц, отработавших менее половины требуемого срока, а также принятых на работу после 01.01.2003 г., было запланировано введение профессиональных пенсий. Для реализации этого положения был разработан и прошел первое чтение в Государственной Думе РФ проект федерального закона о профессиональных пенсионных системах. Однако до настоящего времени этот закон не принят.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сохранено для лиц, работавших в течение установленного срока на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах. При этом применяются Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, а также иные Списки согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537. Для приобретения права на досрочную пенсию они должны иметь страховой стаж от 15 до 25 лет.

Трудовой стаж в пенсионном обеспечении

Статьи 17.1. 17.2 Закона о трудовых пенсиях (введены Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ) предусматривают порядок соотношения трудового и страхового стажа при расчете доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и гражданам из числа работников летно-испытательного состава. Для федеральных государственных гражданских служащих в этих случаях в страховой стаж, предусмотренный п. 1 ст.17.1, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ст. 10 Федерального закона о трудовых пенсиях, в том числе периоды службы (работы), учтенные при исчислении стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 19 Закона о государственном пенсионном обеспечении, периоды работы и (или) иной деятельности, учтенные для установления трудовой пенсии по старости, к которой была установлена пенсия за выслугу лет.

Как соотносятся между собой понятия трудового и страхового стажа? К сожалению, законодательство РФ не дает однозначного ответа на этот вопрос, а наоборот, лишь порождает множество неясностей, требующих отдельного разъяснения. С одной стороны, страховой стаж можно рассматривать как разновидность трудового стажа. Их объединяет то, что основу обоих составляет труд, работа. В этом смысле понятия трудового и страхового стажа тесно связаны. Можно отметить преемственность законодательства в отношении зачета в страховой стаж периодов, которые не являются работой и, следовательно, не подтверждаются взносами. Такая возможность предусмотрена Законом о трудовых пенсиях в отношении периодов ухода за ребенком, службы в рядах Вооруженных Сил и др. Кроме того, аргументом в пользу определенного родства страхового и трудового стажа являются положения п. 2 ст. 29 Закона о трудовых пенсиях, которые предусматривают включение в страховой стаж периодов работы и иной деятельности, осуществляемой гражданами в прежние годы, до вступления в силу этого Закона.

Интересное:  Возможна Ли Корректировка Расчетного Периода При Начислении Пособий В 2022 Году

Понятие, виды, значение трудового стажа

Рассмотрение трудового стажа в современном праве социального обеспечения возможно только в русле реформирования законодательства о пенсионном обеспечении. И среди существенных недостатков современной пенсионной реформы специалисты отмечают, что размер стажа практически не влияет на размер будущей пенсии работника. Между тем было бы справедливо, чтобы заработки и стаж работника предопределяли величину его пенсии, и он был бы заинтересован уплачивать пенсионные взносы, которые будут использованы на содержание нынешних пенсионеров.

Проблема пенсионной системы РФ состоит в разрыве общественного сознания и реалий экономической и социальной жизни страны. Например, до сих пор большинство населения считают, что пенсии финансирует государство, в то время как начиная с 1991 г. государство перестало играть роль основного донора пенсионного обеспечения. Так, если в период до 1991 г. государство дотировало более чем на 70% пенсионную систему из бюджетов, то сейчас эта доля составляет всего 6 — 8% от общего объема пенсионных выплат. Право российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста гарантировано Конституцией РФ (ст.7, п.2 ст. 39 изм. от 05.02.2022г. ).

Трудовой стаж: его виды и значение социального обеспечения

Так, общий трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность работы по трудовому договору, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе, независимо от перерывов. При этом общий трудовой стаж является юридически значимым обстоятельством в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.

С 1 января 2002 года действует Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ», [3] установивший новый порядок пенсионного обеспечения. В данном акте не фигурирует понятие общего трудового стажа, но вводится новое понятие — «страховой стаж — это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж» (ст. 2 Закона «О трудовых пенсиях»).

Конституционный Суд Украины отказался принять к производству дело о законности пенсионной реформы

Палата отказалась принять к рассмотрению конституционное представление 49 депутатов Верховной Рады с просьбой признать неконституционными отдельные положения пенсионной реформы, в частности, о повышении необходимого страхового стажа для выхода на пенсию.

Интересное:  Имеют Ли Право Судебные Приставы Арестовывать Карту За Коммунальные Услуги

Представление было направлено в суд 10 ноября 2022 года. Н ардепы Василий Нимченко, Наталья Королевская (оба – Оппозиционный блок), Надежда Савченко, Владимир Литвин (внефракционные) отмечали, что повышение страхового стажа, необходимого для получения права на назначение пенсии, и фактическое повышение пенсионного возраста в отдельных случаях могли привести к лишению права на пенсионное обеспечение, что противоречило бы Конституции Украины .

Стаж в системе пенсионного обеспечения

Л.И. Чижик считает, что стаж на соответствующих видах работ (специальный стаж), с учетом которого граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой суммарную продолжительности периодов работы в определенных производствах в профессиях и должностях или на отдельных видах работ.

При исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по фактически отработанному времени законодательство не предусматривает включения в него времени получения пособия по государственному социальному страхованию, в период временной нетрудоспособности, а также периода нахождения работников в ежегодных оплачиваемых отпусках, включая дополнительные. Считаем, что в подобных случаях, не ущемляя интересов работника, следует засчитывать в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периода нахождения работника в ежегодных оплачиваемых отпусках, включая дополнительные, в том случае, если таким периодам будет предшествовать и (или) за ними непосредственно будет следовать работа, которая предусмотрена соответствующими Списками и, выполнение которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Значение специального стажа для современного пенсионного обеспечения

55 лет, однако вместо страхового стажа им необходимо было иметь не менее 15 лет общего трудового стажа, в который, в частности, включались обучение по дневной форме обучения, уход за каждым ребенком (в общей сложности – девять лет). Нынешнее пенсион — ное законодательство делает практически недостижимым для рас — сматриваемой категории женщин получение досрочных пенсий по старости, так как период учебы в страховой стаж не включается, а время ухода за детьми ограничено всего тремя годами (к тому же для включения его в страховой стаж необходимо, чтобы до или по — сле этого нестрахового периода у женщины был хотя бы один день работы);

кон о трудовых пенсиях) – предусматривает следующие виды ста — жа: страховой стаж, общий трудовой стаж, специальный трудовой стаж. Но общий трудовой стаж существенно отличается от общего трудового стажа, существовавшего до 1 января 2002 г., по своему содержанию и юридическому значению. По новому закону он име — ет значение только для определения размера пенсии гражданам, работавшим до 1 января 2002 г.