Законопроект Для Осужденных

Закон о новом правиле зачёта срока пребывания в СИЗО был принят летом 2022 года, ему также придали обратную силу. С того момента один день, проведённый в СИЗО, приравнивается к полутора дням в дисциплинарной воинской части; двум дням в случае ограничения свободы, принудительных работ и ареста; трём дням для исправительных работ и ограничений по военной службе; восьми часам обязательных работ.

Согласно поправкам в УК, принятым в 2022 году, один день, проведённый осуждённым в СИЗО, приравняли к двум дням принудительных работ. Но в УИК остались старые цифры: в ст. 60 до сих пор указано, что зачёт срока содержания лица под стражей в качестве меры пресечения производится исходя из расчёта «один день содержания под стражей за один день принудительных работ». Одобренный кабмином законопроект исправит это и приведёт УИК в соответствие с УК. Поправки в ближайшее время поступят на рассмотрение в Госдуму.

В случае же лишения свободы один день в следственном изоляторе засчитают как один день при отбывании наказания в тюрьме и колониях особого и строгого режима; полтора дня при отбывании наказания в колонии общего режима и воспитательной колонии; два дня при отбывании наказания в колонии-поселении.

  • при болезни осужденного;
  • для обеспечения его личной безопасности;
  • при реорганизации или ликвидации колонии;
  • при обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в этом учреждении;
  • по заявлению осужденного или его близкого родственника, но с его согласия. Тогда ФСИН России направит осужденного в исправительное учреждение, расположенное в субъекте РФ, где проживает его близкий родственник. Если возможность размещения в такой колонии будет отсутствовать, то осужденного переведут в ближайшую к месту жительства близкого родственника колонию. (Ч. 2 ст. 81 УИК РФ).

Для этого понадобится заявление осужденного или его близкого родственника, но осужденный должен быть согласен. Далее ФСИН будет рассматривать есть ли возможность разместить осужденного в исправительном центре рядом с домом его близкого родственника. Будет возможность – осужденного направят, не будет – найдут ему другой исправительный центр, наиболее близкий к месту жительства его семьи. (Ч. 2–1 ст. 60-1 УИК РФ).

если он или его близкий родственник, но с его согласия, напишет заявление во ФСИН России о переводе в место, где проживает его семья. Если возможности размещения в таком исправительном центре нет, — в ближайший к месту жительства близкого родственника. Такой перевод возможен один раз за весь период отбытия наказания. (Ч.ч. 5 и 6 ст. 60-1 УИК РФ).

Для этого понадобится заявление осужденного или его близкого родственника, но осужденный должен быть согласен. Далее ФСИН рассмотрит: есть ли возможность разместить осужденного в исправительном учреждении рядом с местом жительства его близкого родственника. Будет возможность – осужденного направят в такое учреждение, не будет – найдут колонию, расположенную наиболее близкую к семье. (Ч. 2-1 ст. 73 УИК РФ).

  • преступления террористической направленности,
  • похищение человека,
  • участие в НВФ, бандитизме, преступном сообществе,
  • государственную измену,
  • вооруженной захват власти,
  • организацию экстремистского сообщества или экстремистской организации,
  • посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,
  • дезорганизацию деятельности исправительного учреждения.

Законопроект Для Осужденных

Содержание

Проектами федеральных законов предлагается предусмотреть зачет времени следования осужденного к месту отбывания наказания под конвоем в срок лишения свободы (из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима и один день за два дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима либо колонии-поселении), а также исключить положения, регламентирующие следование под конвоем к месту отбывания наказания осужденных к принудительным работам.

Также планируется применять новый вид поощрения – предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами исправительной колонии осужденным, отбывающим наказание в облегченных условиях в исправительной колонии общего или строгого режима, в сопровождении сотрудников ФСИН России.

Дополнительно законопроектами предусматривается возможность незамедлительного направления администрации места содержания под стражей (места отбывания наказания) путем использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия копии апелляционного приговора (постановления, определения, кассационного определения (выписки), подписанной судьей усиленной квалифицированной подписью, в соответствии с которой осужденный подлежит незамедлительному освобождению из-под стражи (от отбывания наказания).

Горячие документы; Уголовное право

В разделе представлены новые законы РФ, указы Президента, постановления Правительства и другие нормативные документы, касающиеся важных сторон жизни государства и общества и затрагивающие большинство физических и юридических лиц. Новые документы поступают несколько раз в день (см. также все новые поступления документов). Цветом выделены наиболее важные документы.

  • подписаться на обзоры (в т.ч. рассылку «Горячие» документы») и другие материалы сайта
  • посмотреть список документов федерального законодательства, поступивших за текущий день в банк «Версия Проф»
  • посмотреть все новые поступления документов в информационные банки системы
  • посмотреть список измененных документов

Два шага назад из колонии

Одновременно Минюст предлагает увеличить срок, который осужденному за особо тяжкое преступление необходимо отбыть для перевода на принудительные работы — с половины наказания до двух третей. Таким образом, «сроки для возможности обращения с ходатайством об УДО и о замене наказания уравниваются», указывает руководитель юридического департамента «Руси сидящей» (НКО внесена в реестр иностранных агентов) Ольга Подоплелова.

Минюст разработал ряд предложений для гуманизации отбывания наказания осужденными. Ведомство предлагает переводить больше заключенных на принудительные работы, облегчая им при этом возможность освобождаться условно-досрочно, а также разрешить переходить из колоний строгого режима в колонии-поселения. Тем не менее гуманизация «светит» не всем, положение некоторых категорий заключенных поправки фактически ухудшают. Прежде всего это касается лиц, осужденных за распространение наркотиков, а также за ряд экономических преступлений.

«Сейчас для них нет дискриминационных положений по переводу из колонии строгого режима в колонии-поселения,— пояснил правозащитник.— Есть более строгие нормы для УДО — три четверти срока. А теперь ещё и сроки перевода «на поселок» ужесточили. Если они не допускают дисциплинарных нарушений, работают, получают поощрения, то почему они должны оказываться в таком положении?» Господин Левинсон считает, что изменения, которые ухудшают положение осужденных, «ничем не мотивированы». Пакет поправок в целом характеризует как «шаг вперед, два шага назад».

Госпожа Подоплелова считает необходимым новый порядок исчисления срока наказания для УДО при переводе на принудительные работы без «обнуления».«Несмотря на отрицательную позицию ВС и КС, Минюст, по сути дела, пытается привести законодательство в соответствие с европейскими стандартами», — добавила она.

Также Минюст предлагает сократить для осужденных за особо тяжкие преступления срок, после которого станет возможным перевод из колонии строгого режима в колонию-поселение, с двух третей до половины. Но по ряду преступлений — в их числе преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних либо связанные с незаконным оборотом наркотиков, террористической деятельностью, организацией преступного сообщества и участием в нем — срок увеличивается с половины до двух третей.

Минюст предлагает законодательно закрепить момент начала исчисления срока для УДО

Авторы отметили, что таким образом у осужденных за совершение особо тяжких преступлений будет возникать право на обращение в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения, а позднее наступать право на обращение в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания либо ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Поэтапная смена исправительного учреждения будет способствовать более успешной подготовке осужденных за совершение особо тяжких преступлений к возвращению в общество после освобождения из мест лишения свободы, посчитали они.

Адвокат АП Ленинградской области Виктор Ермолаев отметил, что предлагаемые Минюстом изменения в полной мере соответствуют процессуальной позиции защиты по делу Ильи Ерехинского, которую адвокат последовательно отстаивал во всех судебных инстанциях, включая ВС и КС РФ, и с которой на разных этапах обжалования и в особом мнении соглашались некоторые судьи ВС РФ и Третьего кассационного суда общей юрисдикции.

«Вместе с тем законопроектом предусмотрено исключение для осужденных за совершение особо тяжких преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно связанных с незаконным оборотом наркотических средств и их прекурсоров, а также за преступления, связанные с террористической деятельностью или организацией преступного сообщества (преступной организации) или участием в нем (в ней), согласно которому изменение вида исправительного учреждения для них будет возможно по отбытии не менее двух третей срока наказания», – подчеркивается в пояснительной записке.

По мнению Геннадия Есакова, смягчение условий для изменения осужденным вида исправительного учреждения тоже можно приветствовать. «Нельзя забывать о том, что российское законодательство в последние годы пополнилось целым рядом норм (новых или тех, в которых законодатель резко ужесточил санкции), которые не включают насильственные преступления, тем не менее включают особо тяжкие преступления (коррупционные статьи). И в этих случаях строгий режим отбывания наказания должен как можно быстрее облегчаться, поскольку ненасильственные преступления, как представляется, вообще не заслуживают строгого режима отбывания наказания», – резюмировал советник.

Интересное:  Сколько Баллов За Уход За Престарелыми 80 Лет 2шт

Юрист Благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям (включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. – Прим. ред.) Ольга Подоплелова отметила, что законопроект, запрещающий судам аннулировать срок для возможности обращения с ходатайством об УДО при переводе на принудительные работы, очень важен. «В заключении, направленном в ВС по делу Ильи Ерехинского, мы отмечали, что с точки зрения современных европейских подходов необходимо ставить вопрос об УДО в пределах срока отбывания наказания. Минюст, по сути дела, не соглашается с позицией, высказанной ВС по этому делу и поддержанной КС, и пытается привести законодательство в соответствие с европейскими стандартами. Отдельно важно подчеркнуть, что поправки должны по смыслу ст. 10 УК РФ распространяться не только на тех, кто переведется на принудительные работы после их вступления в силу, но и тех, кто уже воспользовался возможностью замены наказания. Мы надеемся, что практика будет развиваться в этом ключе», – отметила Ольга Подоплелова.

Минюст подготовил пакет законопроектов с поблажками для осужденных

Поправками в ст. 79 УК РФ предлагается установить единый срок наказания, отбытие которого необходимо для применения условно-досрочного освобождения (УДО), а именно — с момента начала срока отбывания ‎наказания, назначенного по приговору суда. Как отметили в Минюсте, в настоящее время осужденные не стремятся перейти на принудительные работы, предпочитая отбывать наказание в местах лишения свободы до выхода по УДО. Связано это с тем, что при замене наказания более мягким видом срок для применения УДО исчисляется без учета отбытой части наказания, назначенного первоначально по приговору суда.

Еще одна поправка касается замены неотбытой части наказания осужденным за совершение особо тяжкого преступления (ст. 80 УК РФ). В частности, предусмотрена корректировка сроков (с половины до двух третей), после фактического отбытия которых для этой категории осужденных возможна замена неотбытой части наказания принудительными работами. В Минюсте считают, что это улучшит оперативную обстановку в центрах принудительных работ, где осужденные содержатся совместно. В частности, за счет снижения влияния рецидивистов на ранее несудимых.

Существенные изменения предусматриваются в ст. 78 УИК РФ, которая регламентирует изменение вида исправительного учреждения. Так, предлагается сократить с двух третей до половины срок фактически отбытого наказания, после которого возможен перевод ‎из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение ‎для осужденных за совершение особо тяжкого преступления. Благодаря положениям законопроекта первоначально у этой категории осужденных будет возникать право ‎на обращение в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения, а позднее на ходатайство об УДО либо о замене на более мягкий вид наказания. Предлагаемая поэтапная смена исправительного учреждения станет способствовать более успешной подготовке осужденных к возвращению в общество после освобождения, полагают в Минюсте.

Эти поблажки не распространятся на осужденных за особо тяжкие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, за незаконный оборот наркотических средств, а также за преступления, связанные с террористической деятельностью ‎или организацией преступного сообщества и участием в нем. В этих случаях изменение вида исправительного учреждения будет возможно по отбытии ‎не менее двух третей срока наказания.

В новой редакции статьи 89 УИК РФ среди лиц, имеющих право на оказание юридической помощи, выделены представители в ЕСПЧ и лица, оказывающие помощь в связи с намерением обратиться в ЕСПЧ. Свидания с такими представителями, как и с адвокатами, предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. Они предоставляются:

Редакцию Уголовно-исполнительного кодекса РФ с 22.06.2022 изменил Федеральный закон от 11.06.2022 № 217-ФЗ, вступивший в силу спустя 10 дней после официального опубликования. Его нормами введен запрет для адвокатов и иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи, проносить в исправительные учреждения средства связи и записывающие устройства. Уточнены требования к цензуре.

Они вправе проносить на территорию исправительного учреждения копировально-множительную технику и фотоаппаратуру только для снятия копий с материалов личного дела осужденного, а также компьютеры, и пользоваться ими только в отсутствие осужденного в отдельном помещении, определенном администрацией учреждения. В случае попытки передачи осужденному запрещенных предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прерывается.

  • президенту Российской Федерации;
  • в палаты Федерального собрания РФ;
  • в правительство РФ;
  • в законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
  • в органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • в суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам;
  • уполномоченному по правам человека в РФ;
  • уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка;
  • уполномоченному при президенте РФ по защите прав предпринимателей;
  • уполномоченному по правам человека в субъекте РФ;
  • уполномоченному по правам ребенка в субъекте РФ;
  • уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте РФ;
  • в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством РФ;
  • в соответствии с международными договорами РФ, в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (новое);
  • в Европейский суд по правам человека (новое).

Нотариусам разрешается проносить на территорию исправительного учреждения предметы и документы, необходимые для удостоверения доверенности, в том числе устройства, предназначенные для печати документов и снятия копий, и пользоваться ими только в отсутствие осужденного в отдельном помещении, определенном администрацией учреждения.

Реформа ФСИН: в России изменится порядок освобождения заключенных по УДО

В пресс-службе ФСИН «ФедералПресс» сообщили, что законопроект «О пробации в Российской Федерации» уже разработан. Он подразумевает работу с осужденными на этапе пребывания в тюрьме, после освобождения и при замене судом наказания на более мягкое, не связанное с лишением свободы.

«Будут изменения регламентов – в расписании прогулок, санитарных нормах, условиях размещения заключенных. В ближайшее время мы ожидаем полноценную реформу ФСИН, так как мы должны прийти к системе человеческой, а не той, которая действует в настоящее время», – отметил источник.

На прошлой неделе состоялось первое заседание Общественного совета Министерства юстиции, на котором обсудили создание службы пробации, изменения в КоАП и в регламенты учреждений ФСИН. Планируется, что заключенных еще во время отбывания срока будут привлекать к работе, что в результате приведет к возможности выйти на свободу условно-досрочно.

Российскую систему исполнения наказаний ожидают реформы. Минюст создаст на базе ФСИН службу пробации для заключенных, которая изменит условно-досрочный порядок освобождения. Также изменениям подвергнутся нормы пребывания в местах лишения свободы. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Под все изменения регламентов будут созданы отдельные рабочие группы, в которых будут расписаны функции для изменения условий содержания заключенных. К сожалению, сейчас мы наблюдаем, что ведомства не слишком заинтересованы в работе с НКО и фондами, хотя те имеют все компетенции для работы с бывшими заключенными», – поделилась Кирильчук.

В ходатайстве необходимо указать период нахождения лица под стражей и подтвердить этот период соответствующими документами (например, копией протокола задержания, копиями постановлений об избрании заключения под стражу, о продлении сроков содержания под стражей).

В июле 2022 года вступили в силу изменения в статью 72 Уголовного кодекса РФ, согласно которым многие лица, находившиеся на период следствия на мере пресечения в виде заключения под стражу (содержались в следственном изоляторе), получили право на зачет каждого дня, проведенного в тюрьме, за полтора или два дня в местах лишения свободы.

Если осужденный не является юристом, и у него нет практического опыта подготовки разного рода процессуальных документов, ему целесообразно обратиться за помощью к адвокату. Последний, кстати, может самостоятельно направить такое ходатайство в суд вместо осужденного и при необходимости представить его интересы в суде.

Что касается места подачи ходатайства, то оно, как правило, подается в суд, расположенный по месту нахождения колонии, в которой отбывает наказание осужденный. Рассмотреть этот вопрос могут также суды апелляционной и кассационной инстанций в процессе рассмотрения жалобы на приговор суда.

Принятые изменения, улучшающие положение уже осужденных граждан, в соответствии с общими положениями Уголовного закона, имеют обратную силу. Это означает, что каждый, кто находился в тюрьме, и кому был вынесен приговор до принятия рассматриваемых изменений, имеет право на перезачет своего срока по новым правилам.

«Предлагаемая поэтапная смена исправительного учреждения будет способствовать более успешной подготовке осужденных за совершение особо тяжких преступлений к возвращению в общество после освобождения из мест лишения свободы», — отмечается в пояснительной записке Минюста.

Схема социализации рассчитана на несколько этапов. Первый — осужденный, отсидев в строгом режиме половину срока, подаст ходатайство о замене вида исправительного учреждения на более лояльное. Второй шаг — воспользоваться правом на обращение в суд с просьбой об условно-досрочном освобождении либо о замене неотбытой части наказания более мягким видом.

«Инициатива хорошая, но из нее выпали «наркотические» статьи. Ведь зачастую это молодые люди, которые получили грандиозные сроки, если мы про наркоманов говорим. У нас сейчас огромное количество студентов, которые получают такие сроки. Они не смогут даже социализироваться. Им придется отбывать максимальное наказание, прежде чем у них появится право на смягчение. То же самое и с ОПГ. Сейчас в состав ОПГ по экономическим делам включают бухгалтеров, юристов, кассиров и прочих людей, которые не имеют никакого отношения к реальному криминалитету. Получается, все они должны будут сидеть от звонка до звонка в тех же жестких условиях, в которых оказались изначально», — пояснила Меркачева.

Интересное:  Карниз Для Штор К Какому Окоф

Федеральный закон от N 103-ФЗ (ред

Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (далее — следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица.

При возникновении угрозы жизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого либо угрозы совершения преступления против личности со стороны других подозреваемых или обвиняемых сотрудники мест содержания под стражей обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности подозреваемого или обвиняемого.

Порядок объявления официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений и административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, в том числе порядок его направления (вручения), его форма, а также перечни категорий должностных лиц, уполномоченных объявлять указанное официальное предостережение (предостережение), определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

При установлении факта отказа подозреваемого или обвиняемого от приема пищи начальник места содержания под стражей или его заместитель обязан выяснить причины непринятия пищи и известить об этом лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей.

Предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, запрещаются к передаче подозреваемым и обвиняемым.

Новые правила для отбывающих наказание

В Российской Федерации изменили правила отбывания наказания в тюрьмах. 29 сентября 2022 года вступили в силу изменения в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, согласно которым у осужденных и их родственников появились определенные преимущества, касающиеся порядка отбывания наказания.

В связи с новыми поправками в Уголовно-исполнительный кодекс РФ теперь разрешается перевод осужденного в исправительное учреждение вблизи его дома или места проживания близких родственников. Поправки касаются как осужденных к лишению свободы, так и тех, кто отбывает наказание в виде принудительных работ.

Приказ Минюста России от N 177; О внесении изменений в Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от N 311, и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от N 295; (Зарегистрировано в Минюсте России N 65087)

Свидания осужденных с указанными лицами, нотариусами предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. Адвокатам или иным указанным лицам, имеющим право на оказание юридической помощи, запрещается проносить на территорию ВК технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись. На территорию ВК адвокаты или иные указанные лица, имеющие право на оказание юридической помощи, вправе проносить копировально-множительную технику и фотоаппаратуру только для снятия копий с материалов личного дела осужденного, компьютеры и пользоваться такими копировально-множительной техникой и фотоаппаратурой, компьютерами только в отсутствие осужденного в отдельном помещении, определенном администрацией ВК.

2. Внести изменения в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 16.12.2022 N 295 (зарегистрирован Минюстом России 26.12.2022, регистрационный N 44930), с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 06.07.2022 N 127 (зарегистрирован Минюстом России 11.07.2022, регистрационный N 47372), от 28.12.2022 N 284 (зарегистрирован Минюстом России 16.01.2022, регистрационный N 49650), от 27.03.2022 N 51 (зарегистрирован Минюстом России 12.04.2022, регистрационный N 54369), от 27.06.2022 N 121 (зарегистрирован Минюстом России 04.07.2022, регистрационный N 55151), от 01.04.2022 N 80 (зарегистрирован Минюстом России 15.04.2022, регистрационный N 58092), от 24.12.2022 N 327 (зарегистрирован Минюстом России 29.12.2022, регистрационный N 61907), от 29.01.2022 N 6 (зарегистрирован Минюстом России 09.02.2022, регистрационный N 62440), согласно приложению N 2.

3) пункт 220 после слов «лицами, имеющими право на оказание юридической помощи,» дополнить словами «в том числе представителями в Европейском Суде по правам человека, лицами, оказывающими осужденным юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский Суд по правам человека,»;

1. Внести изменения в Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 06.10.2006 N 311 (зарегистрирован Минюстом России 11.10.2006, регистрационный N 8375), с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 09.11.2009 N 388 (зарегистрирован Минюстом России 25.11.2009, регистрационный N 15323), от 15.12.2010 N 393 (зарегистрирован Минюстом России 21.01,2011, регистрационный N 19553), от 23.08.2012 N 165 (зарегистрирован Минюстом России 17.09.2012, регистрационный N 25483), от 15.08.2022 N 185 (зарегистрирован Минюстом России 19.08.2022, регистрационный N 43323), от 29.12.2022 N 300 (зарегистрирован Минюстом России 11.01.2022, регистрационный N 49602), от 24.12.2022 N 327 (зарегистрирован Минюстом России 29.12.2022, регистрационный N 61907), от 29.01.2022 N 6 (зарегистрирован Минюстом России 09.02.2022, регистрационный N 62440), согласно приложению N 1.

«79. Для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами, иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи, в том числе с представителями в Европейском Суде по правам человека, лицами, оказывающими осужденным юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский Суд по правам человека, нотариусами без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов.

Еще одна поправка касается замены неотбытой части наказания осужденным за совершение особо тяжкого преступления (ст. 80 УК РФ). В частности, предусмотрена корректировка сроков (с половины до двух третей), после фактического отбытия которых для этой категории осужденных возможна замена неотбытой части наказания принудительными работами. В Минюсте считают, что это улучшит оперативную обстановку в центрах принудительных работ, где осужденные содержатся совместно. В частности, за счет снижения влияния рецидивистов на ранее несудимых.

Поправками в ст. 79 УК РФ предлагается установить единый срок наказания, отбытие которого необходимо для применения условно-досрочного освобождения (УДО), а именно — с момента начала срока отбывания ‎наказания, назначенного по приговору суда. Как отметили в Минюсте, в настоящее время осужденные не стремятся перейти на принудительные работы, предпочитая отбывать наказание в местах лишения свободы до выхода по УДО. Связано это с тем, что при замене наказания более мягким видом срок для применения УДО исчисляется без учета отбытой части наказания, назначенного первоначально по приговору суда.

Существенные изменения предусматриваются в ст. 78 УИК РФ, которая регламентирует изменение вида исправительного учреждения. Так, предлагается сократить с двух третей до половины срок фактически отбытого наказания, после которого возможен перевод ‎из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение ‎для осужденных за совершение особо тяжкого преступления. Благодаря положениям законопроекта первоначально у этой категории осужденных будет возникать право ‎на обращение в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения, а позднее на ходатайство об УДО либо о замене на более мягкий вид наказания. Предлагаемая поэтапная смена исправительного учреждения станет способствовать более успешной подготовке осужденных к возвращению в общество после освобождения, полагают в Минюсте.

Эти поблажки не распространятся на осужденных за особо тяжкие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, за незаконный оборот наркотических средств, а также за преступления, связанные с террористической деятельностью ‎или организацией преступного сообщества и участием в нем. В этих случаях изменение вида исправительного учреждения будет возможно по отбытии ‎не менее двух третей срока наказания.

Кстати, оно уже вынесло на обсуждение свои поправки, которых от него ждали летом. Между тем суды продолжают ориентироваться на разъяснение Верховного суда от 2022 года: в случае замены наказания более мягким необходимый для УДО срок исчисляется с этого момента. Более либеральный порядок УДО при этом лишает заключенных смысла соглашаться перейти на «химию», свободы они могут дождаться и на зоне. Но Минюст, видимо, полагает, что найдутся энтузиасты «строек века», которым еще и гарантируют сохранение сроков их УДО.

Согласно утвержденному правительством плану законодательной деятельности на 2022 год, Минюст должен был представить проект, «устанавливающий единый срок наказания, отбытие которого необходимо для применения УДО», в июне. Внести документ в Госдуму предполагалось в начале 2023-го. Речь идет о проблеме со ст. 79 УК, в которой говорится, что неотбытую часть срока можно заменить более мягким наказанием. В реальности, если суд заменяет лишение свободы на принудительные работы, дата УДО отсчитывается с нуля.

Поправки в Уголовный кодекс (УК) о том, что у осужденных на принудительные работы остается право на прежнюю дату условно-досрочного освобождения (УДО), правительство хотело внести в Госдуму через год. Однако Минюст спешно подготовил такой законопроект. По мнению экспертов, это показывает, что данный институт не развивается, поскольку не удается реализовать замысел об использовании заключенных на «стройках века». Вот и решено сохранить единый срок для УДО, что обнуляет перевод людей на «химию». Провал планов по созданию трудармий нового типа связан прежде всего с рентабельностью – мигранты обходятся дешевле. Но также и с тем, что крупные компании, которые могли бы стать заказчиками, видимо, не хотят быть причастными к «пыточным скандалам».

Основатель проекта Gulagu.net Владимир Осечкин напомнил, что «полковники и генералы ФСИН по-прежнему воспринимают сидельцев как бесправную рабсилу, с помощью которой можно зарабатывать деньги нелегальным путем». В промзонах осужденным платят «копейки» и заставляют работать по 16 часов шесть дней в неделю либо вообще без выходных, «то же самое и с принудительными работами». Притом, по его словам, несмотря на весь пафос и презентации такого вида наказания, как принудительные работы, на практике этот институт почти не развивается. Все из-за того, что, с одной стороны, этим занимаются непрофессионалы, с другой – что нет серьезного запроса от бизнеса на труд заключенных. В том числе и по той причине, что ФСИН, очевидно, себя дискредитировала до такой степени, что крупные компании, работающие по всему миру и дорожащие своим имиджем, не хотят сотрудничать с ведомством, которое массово нарушает права человека. Серьезный бизнес просто не станет пятнать свою репутацию, а без его участия у ФСИН мало шансов вытянуть весь этот затратный проект.

Интересное:  Возврат Денег За Школьную Форму Многодетным Пермь

Однако собеседники «НГ» считают, что, похоже, провалился весь план властей создать в стране трудовые армии нового типа. Как сказал «НГ» правозащитник Валерий Борщев, хотя «гулаговский подход» к труду заключенных «прочно сидит в головах чиновников», одно дело – об этом рассуждать, а другое – исполнить замысел. По его мнению, очевидно, что сейчас нет большой необходимости в «принудительных работниках», поскольку задуманный масштабный проект Минюста и ФСИНа по замене гастарбайтеров заключенными никому не выгоден, он «антигуманный, дорогой и не гарантирует качественный труд». Власти вместе с бизнесом, уверен он, просто подсчитали, что затраты будут выше, чем на мигрантов, ведь надо и строить исправительные центры, и содержать в них людей, а еще и платить им обещанную публично «хорошую зарплату». При этом у тех же гастарбайтеров есть хотя бы понимание, что делать на стройках, они меньше жалуются. «А осужденные могут начать обращаться в суды, в том числе в ЕСПЧ, оспаривая переработки, плохие условия, копеечные зарплаты, а главное – травмы на производстве, которые, очевидно, будут», – пояснил Борщев. Создать же нормальные условия и обеспечить трудовые гарантии заключенным никто по-прежнему не спешит, но и «новые поводы для разбирательств на фоне «пыточных» скандалов тоже не нужны». И он предупредил, чтобы люди не покупались на то, что у них будет единый срок УДО: «Условия для его получения остаются общими, а это значит, что за любую провинность – не выполнил норму, поцарапал оборудование, покурил во время работы – человеку могут в этом праве отказать».

Когда вступит в силу закон, дополнительно не было определено, поэтому он обрели полную юридическую силу через 10 дней после официальной публикации, то есть, 13 июля 2022 года. Три месяца давалось на правильное исчисление сроков наказаний и зачет наказания.

Содержание под стражей, в СИЗО — самая строгая мера пресечения в уголовном процессуальном законодательстве. Она применяется в крайнем случае, когда нельзя применить залог или домашний арест. Назначается подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, влекущего не менее трех лет лишения свободы, согласно ст. 108 Уголовного процессуального кодекса.

  • для лиц, отбывающих наказание в колонии-поселении зачет происходит по формуле «день в СИЗО за два дня в колонии»;
  • для отбывающих наказание в колонии общего режима действует формула «день за полтора»;
  • для заключенных, находящихся в колониях строгого или особого режима, правила остались неизменными.

Изменения касаются и периода содержания обвиняемого под стражей до вступления в законную силу решения суда при отбывании наказания в дисциплинарной воинской части. Теперь — из расчета один день за полтора дня. В случае ограничения свободы, принудительных работ и ареста — один день за два дня, для исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за три дня. При обязательных работах один день содержания под стражей будет засчитываться за восемь часов обязательных работ.

Законопроект был внесен в Государственную Думу в июне 2008 года. Активно стали продвигать документ в 2022 году функционеры ГД Иван Мельников и Павел Крашенинников, проводившие работу по анализу законопроектов, оставшихся с прошлых созывов Госдумы. На тот момент были законопроект был принят в первом чтении в 2022 году. Между тем, правозащитники и другие заинтересованные лица о данном документе не забыли и вопрос ими продвигался постоянно.

Новый закон о сроках содержания в СИЗО: день за полтора или день за два

Пример. Виноградова Е.П. за совершение умышленной растраты на сумму 700000 рублей была приговорена к 3 годам лишения свободы в ИК общего режима. С учетом содержания Виноградовой Е.П. в СИЗО в течение 12 месяцев и нового правила пересчета день за полтора ей останется отбыть в колонии полтора года.

2. Исчисление сроков содержания под стражей лицам, которым назначено лишение свободы в исправительной колонии общего режима, производится как один день к 1,5 дням (то есть, 1 день, проведенный в изоляторе, будет равен 1,5 дня в исправительном учреждении).

Данный вид исправительного учреждения назначается лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности впервые за небольшие преступления. Например, колония-поселение будет назначена виновным в ДТП со смертельным исходом, мелким воришкам или тем, кто хранил небольшое количество наркотического средства (1-2 дозы). Кроме того, колония-поселение может быть назначена за причинение легких телесных повреждений, угрозу убийством, за порчу имущества или неосторожное причинение смерти.

Принятые изменения, улучшающие положение уже осужденных граждан, в соответствии с общими положениями Уголовного закона, имеют обратную силу. Это означает, что каждый, кто находился в тюрьме, и кому был вынесен приговор до принятия рассматриваемых изменений, имеет право на перезачет своего срока по новым правилам.

Суд может отказать в удовлетворении ходатайства об УДО (условно-досрочном освобождении), если посчитает, что осужденный еще недостаточно исправился. Но отказать в перерасчете отбытого срока в СИЗО суд не вправе. Если такой отказ выносится, он является незаконным, и его необходимо обжаловать в вышестоящий суд.

Обратите внимание, что законопроект предлагает в случае карантина ограничить заключенных в правах с оговорками: например, ограничить права, предусмотренные статьей 90 УИК РФ, но только в части получения передач и посылок (законопроект не запрещает передачу лекарств — МЗ). При этом предусмотрен полный запрет на свидания, в том числе и на встречи с адвокатами, правозащитниками, юристами и представителями ЕСПЧ.

Особенно показательно, что срок окончания общественных слушаний выпадает на 8 ноября. То есть, народ у нас отправлен на вынужденные каникулы, а по выходу из них уже будет поздно что-то обсуждать. Это тоже, на мой взгляд, сделано намеренно, при огромном желании как можно тише протащить эту инициативу. Особенно на фоне последних скандалов в системе ФСИН.

Во всех перечисленных выше случаях — кроме карантина — по решению администрации колонии или СИЗО заключенные лишаются практически всех прав, предусмотренных статьями 88-97 уголовно-исполнительного кодекса (УИК). Запрещается покупка еды во внутренних магазинах, отменяются свидания и передачи, аннулируется право на переписку и телефонные разговоры, запрещаются прогулки и ограничивается досуг — телевизор, журналы, книги. Кроме того, вводится «усиленный вариант охраны и надзора», «особый порядок допуска на объекты», изменяется распорядок дня, перестают работать промзона, баня и все другие службы, кроме медицинской.

Пока что пояснительная записка к законопроекту не опубликована. Некоторые из предложений Минюста уже работают на практике — например, региональные управления ФСИН или отдельные колонии ограничивают свидания или передачи осужденным, ссылаясь на коронавирус.

Ограничения, предложенные Минюстом, смогут ввести, если в регионе, в котором находится колония, объявят чрезвычайное или военное положение, режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Второй вариант — это происшествие в самом учреждении ФСИН; Минюст перечисляет следующие сценарии: «Введение ограничительных мероприятий (карантина), захват заложников, совершение теракта, массовые беспорядки, групповые неповиновения осужденных, реальная угроза вооруженного нападения».

Путин одобрил идею принудительного труда вместо лишения свободы

По данным министра, с 2000 года количество заключенных в РФ снизилось в два раза. Минюст отмечает, что в 2000 году в местах лишения свободы пребывал 1,06 млн человек, а в 2022 – 483 тыс. заключенных, из которых порядка 20% находились в следственных изоляторах.

«Мы исходим из того, что на сегодняшний день около 100 тыс. человек достойны того, чтобы применить к ним эту меру, а именно — заменить лишение свободы на принудительные работы… достоинство этой меры состоит в том, что люди работают, получают деньги, они уже готовятся, как говорится, к выходу в свободную жизнь», — приводит слова Чуйченко сайт Кремля.

«Если заключенным будет предложена работа, и они добровольно на нее согласятся, если она будет определенным образом оплачиваться, то почему нет. Надо будет разбираться в деталях, какие есть предложения. Есть проблема: далеко не все осужденные заняты работой, далеко не во всех российских колониях есть работа. Это очень серьезная проблема, потому что сидеть за колючей проволокой без работы гораздо тяжелее, чем сидеть с работой», — подчеркнул Фадеев.

«Если мы говорим о категориях преступников, то в первую очередь к этой мере должны приговариваться те, кто не совершал насильственные преступления. Это наркотические и экономические преступления. Это люди, которые никого не насиловали и не убивали», — сказала Меркачева.

Возможность привлекать осужденных к лишению свободы к труду предусмотрена законодательством РФ – статьей 103 УИК. На заключенных распространяются конституционные гарантии, обычно привлекают к работам добровольцев, это учитывается при рассмотрении ходатайств об условно-досрочном освобождении. Работать заключенные должны на основании договоров, их труд должен оплачиваться. Бесплатно трудиться они могут только на благоустройстве колоний и прилегающих территорий.
К ряду работ осужденных привлекать нельзя – это работа в административных зданиях, где хранятся специальные технические средства и служебная документация, работа ночными сторожами на удаленных объектах и водителями оперативных машин.