Законопроект По Отбыванию Наказания

Для этого понадобится заявление осужденного или его близкого родственника, но осужденный должен быть согласен. Далее ФСИН рассмотрит: есть ли возможность разместить осужденного в исправительном учреждении рядом с местом жительства его близкого родственника. Будет возможность – осужденного направят в такое учреждение, не будет – найдут колонию, расположенную наиболее близкую к семье. (Ч. 2-1 ст. 73 УИК РФ).

если он или его близкий родственник, но с его согласия, напишет заявление во ФСИН России о переводе в место, где проживает его семья. Если возможности размещения в таком исправительном центре нет, — в ближайший к месту жительства близкого родственника. Такой перевод возможен один раз за весь период отбытия наказания. (Ч.ч. 5 и 6 ст. 60-1 УИК РФ).

  • при болезни осужденного;
  • для обеспечения его личной безопасности;
  • при реорганизации или ликвидации колонии;
  • при обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в этом учреждении;
  • по заявлению осужденного или его близкого родственника, но с его согласия. Тогда ФСИН России направит осужденного в исправительное учреждение, расположенное в субъекте РФ, где проживает его близкий родственник. Если возможность размещения в такой колонии будет отсутствовать, то осужденного переведут в ближайшую к месту жительства близкого родственника колонию. (Ч. 2 ст. 81 УИК РФ).

Для этого понадобится заявление осужденного или его близкого родственника, но осужденный должен быть согласен. Далее ФСИН будет рассматривать есть ли возможность разместить осужденного в исправительном центре рядом с домом его близкого родственника. Будет возможность – осужденного направят, не будет – найдут ему другой исправительный центр, наиболее близкий к месту жительства его семьи. (Ч. 2–1 ст. 60-1 УИК РФ).

  • преступления террористической направленности,
  • похищение человека,
  • участие в НВФ, бандитизме, преступном сообществе,
  • государственную измену,
  • вооруженной захват власти,
  • организацию экстремистского сообщества или экстремистской организации,
  • посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,
  • дезорганизацию деятельности исправительного учреждения.

Новые правила для отбывающих наказание

В Российской Федерации изменили правила отбывания наказания в тюрьмах. 29 сентября 2022 года вступили в силу изменения в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, согласно которым у осужденных и их родственников появились определенные преимущества, касающиеся порядка отбывания наказания.

В связи с новыми поправками в Уголовно-исполнительный кодекс РФ теперь разрешается перевод осужденного в исправительное учреждение вблизи его дома или места проживания близких родственников. Поправки касаются как осужденных к лишению свободы, так и тех, кто отбывает наказание в виде принудительных работ.

Законопроект По Отбыванию Наказания

Проектами федеральных законов предлагается предусмотреть зачет времени следования осужденного к месту отбывания наказания под конвоем в срок лишения свободы (из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима и один день за два дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима либо колонии-поселении), а также исключить положения, регламентирующие следование под конвоем к месту отбывания наказания осужденных к принудительным работам.

Также планируется применять новый вид поощрения – предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами исправительной колонии осужденным, отбывающим наказание в облегченных условиях в исправительной колонии общего или строгого режима, в сопровождении сотрудников ФСИН России.

Дополнительно законопроектами предусматривается возможность незамедлительного направления администрации места содержания под стражей (места отбывания наказания) путем использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия копии апелляционного приговора (постановления, определения, кассационного определения (выписки), подписанной судьей усиленной квалифицированной подписью, в соответствии с которой осужденный подлежит незамедлительному освобождению из-под стражи (от отбывания наказания).

Два шага назад из колонии

Поправки в законодательство об отбывании наказания глава Минюста Константин Чуйченко анонсировал в июне. Это было сделано на фоне дискуссии о необходимости шире использовать осужденных на различных работах, заменив ими трудовых мигрантов. Для этого предполагалось шире применять принудительные работы как вид уголовного наказания, в том числе и в порядке замены лишения свободы. Сами заключенные встретили идею без энтузиазма. Дело в том, что при переходе на принудительные работы необходимый для УДО срок обнуляется и начинает отсчитываться заново — не с первого дня наказания, а с момента его замены.

Одновременно Минюст предлагает увеличить срок, который осужденному за особо тяжкое преступление необходимо отбыть для перевода на принудительные работы — с половины наказания до двух третей. Таким образом, «сроки для возможности обращения с ходатайством об УДО и о замене наказания уравниваются», указывает руководитель юридического департамента «Руси сидящей» (НКО внесена в реестр иностранных агентов) Ольга Подоплелова.

Также Минюст предлагает сократить для осужденных за особо тяжкие преступления срок, после которого станет возможным перевод из колонии строгого режима в колонию-поселение, с двух третей до половины. Но по ряду преступлений — в их числе преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних либо связанные с незаконным оборотом наркотиков, террористической деятельностью, организацией преступного сообщества и участием в нем — срок увеличивается с половины до двух третей.

Минюст разработал ряд предложений для гуманизации отбывания наказания осужденными. Ведомство предлагает переводить больше заключенных на принудительные работы, облегчая им при этом возможность освобождаться условно-досрочно, а также разрешить переходить из колоний строгого режима в колонии-поселения. Тем не менее гуманизация «светит» не всем, положение некоторых категорий заключенных поправки фактически ухудшают. Прежде всего это касается лиц, осужденных за распространение наркотиков, а также за ряд экономических преступлений.

«Сейчас для них нет дискриминационных положений по переводу из колонии строгого режима в колонии-поселения,— пояснил правозащитник.— Есть более строгие нормы для УДО — три четверти срока. А теперь ещё и сроки перевода «на поселок» ужесточили. Если они не допускают дисциплинарных нарушений, работают, получают поощрения, то почему они должны оказываться в таком положении?» Господин Левинсон считает, что изменения, которые ухудшают положение осужденных, «ничем не мотивированы». Пакет поправок в целом характеризует как «шаг вперед, два шага назад».

Недостатки нового порядка зачета времени содержания в СИЗО в срок наказания

Законодателем установлен расчет домашнего ареста – два дня к одному дню в следственном изоляторе. Несомненно, условия содержания обвиняемого под домашним арестом несравнимо лучше, чем у лица, находящегося в следственном изоляторе. Тем не менее данная мера пресечения также является «стражной», ограничивающей конституционное право гражданина на свободу передвижения, то есть соблюдение принципа справедливости, о котором нам говорят авторы закона, к данной норме не относится.

В этом вопросе по каким-то причинам не была учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ (Постановление от 22 марта 2022 г. № 12-П), из которой следует, что такая мера пресечения, как домашний арест, равно как и заключение под стражу, в действующей системе правового регулирования связаны с непосредственным ограничением права на свободу и личную неприкосновенность. Таким образом, признается, что указанные меры пресечения схожи по своим сущностным характеристикам, однако новый закон довольно жестко их разделяет.

  • 1 день при отбывании наказания в тюрьме и исправительных колониях строгого или особого режима;
  • 1,5 дня при отбывании наказания в исправительной колонии общего режима либо воспитательной колонии;
  • 2 дня при отбывании наказания в колонии-поселении.

Обойден вниманием законодателя и срок содержания лица, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, после вступления приговора в законную силу и до момента отправки к месту отбывания наказания. В ч. 3 ст. 72 УК РФ в новой редакции использована четкая формулировка «время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу». Отсюда следует, что время нахождения осужденного в следственном изоляторе до момента его перемещения к месту отбывания наказания правилами пересчета также не учитывается.

Что же необходимо предпринять для пересчета срока? Следует направить соответствующее заявление в администрацию учреждения, где лицо отбывает наказание, с ходатайством о проведении перерасчета срока и со ссылкой на вступивший в силу закон. Лица, которым указанная мера наказания заменена исправительными работами, должны обратиться с подобным заявлением в уголовно-исполнительную инспекцию.

Закон о новом правиле зачёта срока пребывания в СИЗО был принят летом 2022 года, ему также придали обратную силу. С того момента один день, проведённый в СИЗО, приравнивается к полутора дням в дисциплинарной воинской части; двум дням в случае ограничения свободы, принудительных работ и ареста; трём дням для исправительных работ и ограничений по военной службе; восьми часам обязательных работ.

Согласно поправкам в УК, принятым в 2022 году, один день, проведённый осуждённым в СИЗО, приравняли к двум дням принудительных работ. Но в УИК остались старые цифры: в ст. 60 до сих пор указано, что зачёт срока содержания лица под стражей в качестве меры пресечения производится исходя из расчёта «один день содержания под стражей за один день принудительных работ». Одобренный кабмином законопроект исправит это и приведёт УИК в соответствие с УК. Поправки в ближайшее время поступят на рассмотрение в Госдуму.

Интересное:  Право И Долг Взаимосвязь

В случае же лишения свободы один день в следственном изоляторе засчитают как один день при отбывании наказания в тюрьме и колониях особого и строгого режима; полтора дня при отбывании наказания в колонии общего режима и воспитательной колонии; два дня при отбывании наказания в колонии-поселении.

Законопроект По Отбыванию Наказания

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2022 № 32 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам» произведены значительные корректировки в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2009 № 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания», в том числе по вопросам, касающимся замены осужденным неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания.

Часть 4 абзаца 2 вышеуказанного Пленума дополнена положением о том, что в соответствии с частью 2 статьи 72 Уголовного кодекса Российской Федерации (Далее — УК РФ) срок более мягкого вида наказания должен определяться с учетом положений части 1 статьи 71 УК РФ, а именно, при частичном или полном сложении наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров одному дню лишения свободы соответствуют:

Так, например, при назначении наказания в виде исправительных работ в соответствии с ч.2 ст. 50 УК РФ максимальный срок наказания не должен превышать 2 года. Соответственно, остаток неотбытой части наказания в виде лишения свободы при замене его исправительными работами не должен превышать 8 месяцев.

При этом, при рассмотрении судом материалов в отношении осужденных у которых в соответствии с ч.2 ст.80 УК РФ наступило право на замену лишения свободы более мягким видом наказания, окончательный срок наказания не должен превышать установленный законодательством РФ максимальный срок установленный для определенного вида наказания.

Так, например, при назначении наказания в виде исправительных работ в соответствии с ч.2 ст. 50 УК РФ максимальный срок наказания не должен превышать 2 года. Соответственно, остаток неотбытой части наказания в виде лишения свободы при замене его исправительными работами не должен превышать 8 месяцев.

Адвокат Кудряшов Константин

2.1. В случае перевода осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида администрация исправительного учреждения, в которое переведен осужденный, незамедлительно уведомляет об этом потерпевшего или его законного представителя, если в личном деле осужденного имеется копия определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.03.2022 N 62-ФЗ)

3. В случае принятия в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, решения о реадмиссии или депортации иностранного гражданина или лица без гражданства, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в соответствующем исправительном учреждении, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы перевод указанных иностранного гражданина или лица без гражданства в другое исправительное учреждение того же вида, расположенное наиболее близко к пункту пропуска через Государственную границу Российской Федерации, через который планируется передача указанных иностранного гражданина или лица без гражданства Российской Федерацией иностранному государству после отбытия ими наказания, не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока наказания.
(часть 3 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 178-ФЗ)

1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их письменного согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. В случаях, указанных в части второй.1 настоящей статьи, осужденный отбывает наказание в исправительном учреждении, расположенном на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника.
(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 47-ФЗ, от 01.04.2022 N 96-ФЗ вступившего в силу 29 сентября 2022 года)

2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства осужденного к лишению свободы или по месту его осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденного в имеющихся исправительных учреждениях по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы осужденный направляется в исправительное учреждение, расположенное на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для его размещения.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 01.04.2022 N 96-ФЗ)

2.1. По письменному заявлению осужденного к лишению свободы либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного он может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 01.04.2022 N 96-ФЗ)

День за полтора в СИЗО – как работают изменения в статье 72 Уголовного кодекса РФ

Принятые изменения, улучшающие положение уже осужденных граждан, в соответствии с общими положениями Уголовного закона, имеют обратную силу. Это означает, что каждый, кто находился в тюрьме, и кому был вынесен приговор до принятия рассматриваемых изменений, имеет право на перезачет своего срока по новым правилам.

Если осужденный не является юристом, и у него нет практического опыта подготовки разного рода процессуальных документов, ему целесообразно обратиться за помощью к адвокату. Последний, кстати, может самостоятельно направить такое ходатайство в суд вместо осужденного и при необходимости представить его интересы в суде.

В ходатайстве необходимо указать период нахождения лица под стражей и подтвердить этот период соответствующими документами (например, копией протокола задержания, копиями постановлений об избрании заключения под стражу, о продлении сроков содержания под стражей).

Что касается места подачи ходатайства, то оно, как правило, подается в суд, расположенный по месту нахождения колонии, в которой отбывает наказание осужденный. Рассмотреть этот вопрос могут также суды апелляционной и кассационной инстанций в процессе рассмотрения жалобы на приговор суда.

В июле 2022 года вступили в силу изменения в статью 72 Уголовного кодекса РФ, согласно которым многие лица, находившиеся на период следствия на мере пресечения в виде заключения под стражу (содержались в следственном изоляторе), получили право на зачет каждого дня, проведенного в тюрьме, за полтора или два дня в местах лишения свободы.

В практике адвоката было дело, когда человек сначала обвинялся по ч.2 ст.111 УК РФ, провел 8 месяцев под стражей, затем дело ещё на следствии было переквалифицировано на ч.1 ст.114 УК РФ, а обвиняемый из-под стражи освобождён. Прекратить дело за примирением сторон не получилось из-за действующей судимости. В результате правильно выстроенной позиции защиты суд вынес обвинительный приговор с назначением штрафа, учёл длительный срок нахождения под стражей и освободил осуждённого от назначенного наказания.

Кроме того, «льготные» коэффициенты не применяются в отношении срока нахождения осужденного, отбывающего наказание в строгих условиях в воспитательной колонии или исправительной колонии общего режима, в штрафном или дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа либо едином помещении камерного типа, в случае применения мер взыскания к осужденному.

  • 1 день в СИЗО = 1 день отбывания наказания в тюрьме или колонии строгого или особого режима;
  • 1 день в СИЗО = 1,5 дня отбывания наказания в колонии общего режима или воспитательной колонии;
  • 1 день в СИЗО = 2 дня отбывания наказания в колонии-поселении.
  • осуждённых с особо опасном рецидивом;
  • осуждённых за преступления, предусмотренные ст.205-205.5, ч.2 и ч.3 ст.228, ст.228.1, ст.229, 275, 276, 361 УК РФ;
  • осуждённых за преступления, предусмотренные ст.277-279 и 360 УК РФ, сопряжённые с террористической деятельностью;
  • осуждённых, которым смертная казнь в порядке помилования заменена на пожизненное лишение свободы или лишение свободы на 25 лет.

Важно не пропустить сроки обращения с таким ходатайством. Для тех, кто отбывает наказание в воспитательной колонии и колонии-поселении, этот срок составляет 3 месяца. Те, кто отбывает лишение свободы в колонии общего режима, ограничение свободы, все виды работ или ограничения по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части, должны уложиться в 6 месяцев.

Федеральный закон от N 64-ФЗ (ред

2. Административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Суд, в который было подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, уведомляет об этом потерпевшего и (или) его представителя в письменной форме в день принятия заявления к рассмотрению.

Интересное:  Сбербанк условия открытия и обслуживания расчетного счета

2.2.2. Подпункт 2.6 дополнить сноской 1 следующего содержания: «Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2037; 2013, N 27, ст. 3477; N 52, ст. 6997).».

5) объявлять и осуществлять розыск поднадзорного лица, освобожденного из мест лишения свободы и не прибывшего без уважительных причин в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному поднадзорным лицом месту жительства или пребывания, а также розыск поднадзорного лица, самовольно оставившего место жительства или пребывания либо выехавшего за установленные судом пределы территории, если судом ему было установлено такое административное ограничение;

3) обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;

а) явка в органы службы занятости населения для регистрации и дальнейшего взаимодействия с этими органами в целях поиска подходящей работы либо регистрации в качестве безработного, если в установленных судом пределах территории отсутствуют соответствующие органы службы занятости населения;

УДО по статье 228: условно-досрочное освобождение в 2022 году

В соответствии с действующим законодательством, а именно со статьей 79 УК РФ, для подачи заявления на УДО по 228 статье, нужно отбыть как минимум ¾ от назначенного судом срока. Но если наказание предусматривалось по первой части статьи, ходатайство может быть подано уже после отбывания трети срока.

Статья 228 УК РФ осложняется тем, что УДО по ней одобряется не часто. Положительной практики не так много. Это не значит, что осужденный вовсе не сможет выйти раньше. Это значит, что ему нужно постараться и действительно убедить судей в том, что он может стать полноправным и полезным членом общества.

Условно-досрочное освобождение позволяет заключенным, лишенным свободы, раньше вернуться в обычной жизни. Оно возможно лишь при соблюдении правил поведения и ряда требований. Осужденные по статье 228 УК РФ, тоже могут рассчитывать на досрочную свободу. Но есть ряд особенностей, которые нужно учесть.

Также рекомендуется обратиться в административную комиссию. Данный орган решит, будет ли выступать в поддержку заключенного и выступит ли за досрочный выход виновного. Нужно понимать, что факт поддержку руководства колонии еще не говорит о том, что ходатайство поддержит суд. Но он увеличит шанс на положительный исход.

Дополнительно к ходатайству можно получить рекомендательные письма. Их может оформить кто угодно, от родственников и знакомых, до сотрудников колонии. Также можно получить письмо от потенциального работодателя, который выразит свои намерения на трудоустройство.

После того, как определены предусмотренные законом пределы грозящего наказания, при отсутствии оснований для освобождения от уголовной ответственности, следует обратиться к исследованию вопроса о наличии оснований для освобождения или смягчения наказания.

  • возмещение вреда (полностью или частично);
  • положительное поведение в период всего отбывания наказания, отношению к труду, учебе, назначенному лечению при применении принудительных мер медицинского характера;
  • истечение указанных в ст. 80 УК РФ сроков фактического отбытия наказания (сроки сходны срокам при условно-досрочном освобождении).
  • у лица после совершения деяния наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими;
  • лицо после совершения преступления заболело иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания (перечень заболеваний утверждён Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 г. N 54).

Совершение уголовного правонарушения впервые означает, что в момент его осуществления у Вас не было судимости (включая случаи, когда судимость снята или погашена). Отягчающие обстоятельства перечислены в ст. 63 УК РФ. Следует также иметь в виду, что описанное правило о невозможности лишения свободы гражданина, впервые совершившего деяние небольшой тяжести, при отсутствии отягчающих обстоятельств, не распространяется на два случая:

  1. по чч. 1, 2 ст.205.1, ст.205.2, ч. 2 ст.205.4, чч. 1-3 ст.206, ст.360 УК РФ.
  2. при опасном и особо опасном рецидиве.
  3. в отношении лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие деяния в течение испытательного срока при условном осуждении за умышленное преступление или в течение неотбытого срока при условно-досрочном освобождении за умышленное преступление.

«Предлагаемая поэтапная смена исправительного учреждения будет способствовать более успешной подготовке осужденных за совершение особо тяжких преступлений к возвращению в общество после освобождения из мест лишения свободы», — отмечается в пояснительной записке Минюста.

Схема социализации рассчитана на несколько этапов. Первый — осужденный, отсидев в строгом режиме половину срока, подаст ходатайство о замене вида исправительного учреждения на более лояльное. Второй шаг — воспользоваться правом на обращение в суд с просьбой об условно-досрочном освобождении либо о замене неотбытой части наказания более мягким видом.

«Инициатива хорошая, но из нее выпали «наркотические» статьи. Ведь зачастую это молодые люди, которые получили грандиозные сроки, если мы про наркоманов говорим. У нас сейчас огромное количество студентов, которые получают такие сроки. Они не смогут даже социализироваться. Им придется отбывать максимальное наказание, прежде чем у них появится право на смягчение. То же самое и с ОПГ. Сейчас в состав ОПГ по экономическим делам включают бухгалтеров, юристов, кассиров и прочих людей, которые не имеют никакого отношения к реальному криминалитету. Получается, все они должны будут сидеть от звонка до звонка в тех же жестких условиях, в которых оказались изначально», — пояснила Меркачева.

4. В исправительных колониях общего режима (отдельно для мужчин и для женщин) отбывают наказание: а) мужчины, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишения свободы; б) женщины, осужденные к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления, в т.ч. при любом виде рецидива. В этих же колониях должны отбывать наказание и те мужчины, осужденные за совершение тяжких преступлений, которые ранее отбывали лишение свободы, но при отсутствии рецидива преступлений.

5. В исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины: а) впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; б) осужденные к лишению свободы при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если ранее они отбывали лишение свободы.

2. Мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше пяти лет, а также при особо опасном рецидиве преступлений отбывание части срока наказания может быть назначено в тюрьме, при этом суд засчитывает время содержания осужденного под стражей до вступления в законную силу обвинительного приговора в срок отбывания наказания в тюрьме.

Первая категория отбывает наказание в исправительных колониях особого режима для лиц, осужденных при особо опасном рецидиве, вторая — в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы (там же отбывают наказание лица, которым назначенная приговором смертная казнь была заменена пожизненным лишением свободы).

Ранее отбывавшими лишение свободы признаются лица, которым это наказание было назначено приговором суда и фактически отбывалось. Не признаются ранее отбывавшими лишение свободы: а) лица, которые содержались под стражей в качестве меры пресечения, но были осуждены к наказанию, не связанному с лишением свободы; б) лица, которым лишение свободы, назначенное приговором суда, было заменено другим наказанием в кассационном или надзорном порядке; в) лица, которым назначенное приговором наказание в виде обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы в связи со злостным уклонением было заменено лишением свободы; г) лица, отбывавшие лишение свободы на территории бывших союзных республик Союза ССР за преступления, совершенные на их территории; д) лица, осужденные к лишению свободы условно и фактически не отбывавшие этого наказания; е) лица, отбывавшие лишение свободы за деяние, преступность и наказуемость которого устранена; ж) военнослужащие, осужденные к лишению свободы на срок до двух лет с заменой этого наказания содержанием в дисциплинарной воинской части.

Будет ли зачет срока в СИЗО по схеме «день за полтора» для строгого режима

Сроки содержания в СИЗО прописаны в ст 109 УПК РФ. Они не должны превышать двух месяцев, но если этого времени недостаточно для проведения предварительного следствия, то срок может быть повышен до полугода. Продлить срок до года могут только по инициативе следователя и дознавателя с согласия прокурора. Полтора года содержание в СИЗО может длиться лишь по ходатайству следователя в отношении того, кто подозревается или обвиняется в особо тяжком преступлении. По истечении 18 месяцев подследственный должен быть немедленно освобожден.

Законодатель не разъясняет, производится ли зачет сроков за период, когда осужденный пребывал в следственном изоляторе после вынесения приговора вследствие обострения хронической болезни, необходимости допросить его в качестве свидетели и по ряду иных причин.

Верховный Суд РФ выявил сложности при применении положений ст. 72 УК РФ в новой редакции и в своих «Ответах на вопросы, поступившие из судов, по применению положений статьи 72 УК РФ» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 31 июля 2022 г. ( https://vsrf.ru/documents/thematics/28125/) дал следующие разъяснения ее применения при постановлении приговора:

— Сейчас часто наказание происходит до приговора суда, что, конечно, никуда не годится. И за это время из человека недобросовестные правоохранители выбивают либо показания, либо выбивают тот или иной бизнес — такие истории, к сожалению, редко, но случаются, — констатировал глава комитета.

Интересное:  Если не платить кредит 4 года что будет

Учитывая указанные сроки, а также условия содержания в следственном изоляторе, которые являются более жесткими, чем в колонии общего режима, законодатель принял поправки о зачете срока нахождения в СИЗО в срок пребывания в колонии. Ранее зачет проходил на следующих условиях: день содержания под стражей эквивалентен одному дню лишения свободы. Поправками были предусмотрены для некоторых заключенных новые правила: день за два или день за полтора.

Новый закон о сроках содержания в СИЗО: день за полтора или день за два

3. Время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывается в сроки содержания в дисциплинарной воинской части из расчета один день за полтора дня, ограничения свободы, принудительных работ и ареста — один день за два дня, исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за три дня, а в срок обязательных работ — из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.

  • период содержания под стражей засчитывается в срок лишения свободы со дня фактического задержания до дня вступления приговора в законную силу;
  • если время содержания под стражей, засчитанное на основании ч. 3.1 ст 72 УК РФ, поглощает срок назначенного наказания, то суд постановляет приговор с назначением наказания и освобождением от его отбывания, а осужденный подлежит немедленному освобождению в зале суда;
  • при назначении лишения свободы условно в приговоре не следует указывать на применение ст. 72 УК РФ, однако необходимо зачесть и время содержания под стражей, и нахождение под домашним арестом в случае отмены условного осуждения.

2. При замене наказания или сложении наказаний, предусмотренных частью первой настоящей статьи, а также при зачете наказания сроки наказаний могут исчисляться в днях. При этом с учетом положения части первой статьи 71 настоящего Кодекса двести сорок часов обязательных работ соответствуют одному месяцу лишения свободы или принудительных работ, двум месяцам ограничения свободы, трем месяцам исправительных работ или ограничения по военной службе.

Что касается места подачи ходатайства, то оно, как правило, подается в суд, расположенный по месту нахождения колонии, в которой отбывает наказание осужденный. Рассмотреть этот вопрос могут также суды апелляционной и кассационной инстанций в процессе рассмотрения жалобы на приговор суда.

  • хранение, приобретение, перевозку наркотических средств в крупном размере;
  • причинение тяжких телесных повреждений без последствий в виде смерти;
  • кража с проникновением в жилище или с причинением ущерба свыше 250000 рублей;
  • присвоение или растрата с использованием служебного положения;
  • грабеж с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего и др.

«Под все изменения регламентов будут созданы отдельные рабочие группы, в которых будут расписаны функции для изменения условий содержания заключенных. К сожалению, сейчас мы наблюдаем, что ведомства не слишком заинтересованы в работе с НКО и фондами, хотя те имеют все компетенции для работы с бывшими заключенными», – поделилась Кирильчук.

«Ставка делается на вовлечение в работу тех, кто осужден по нетяжким статьям или за экономические преступления. На общественном совете Минюста мы поддержали эту идею. В целом российская служба пробации будет строиться на добровольной основе, но это будет влиять на УДО и изменит порядок освобождения условно-досрочный», – рассказал источник, близкий к Минюсту.

«Важнейшим инструментом в сфере пробации будет индивидуальная программа социальной адаптации и реабилитации, направленной на восстановление и формирование общественно-полезных связей. Также будет оказана поддержка в трудоустройстве, получении образования, пособия по безработице, медицинской и психологической помощи», – отмечают в ведомстве.

В пресс-службе ФСИН «ФедералПресс» сообщили, что законопроект «О пробации в Российской Федерации» уже разработан. Он подразумевает работу с осужденными на этапе пребывания в тюрьме, после освобождения и при замене судом наказания на более мягкое, не связанное с лишением свободы.

«Будут изменения регламентов – в расписании прогулок, санитарных нормах, условиях размещения заключенных. В ближайшее время мы ожидаем полноценную реформу ФСИН, так как мы должны прийти к системе человеческой, а не той, которая действует в настоящее время», – отметил источник.

В новую редакцию статьи 73 УИК РФ внесли положение о том, что с их письменного согласия лица, осужденные к лишению свободы, могут отбывать наказание в исправительном учреждении, расположенном на территории субъекта РФ, в котором проживает один из их близких родственников, либо на территории другого субъекта РФ, наиболее близко расположенного к месту жительства такого родственника. Аналогичные поправки внесены в статью 81 УИК РФ «Отбывание осужденными к лишению свободы всего срока наказания в одном исправительном учреждении».

Новой ч. 6 статьи 60.1 УИН РФ регламентировано, что по письменному заявлению осужденного к принудительным работам, направленного для отбывания наказания в регион РФ, где проживают его близкие родственники, он может быть один раз переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой, в котором имеются условия для размещения (привлечения к труду) осужденного. Если окончание срока наказания осужденного приходится на период следования из одного исправительного центра в другой, он не подлежит переводу в другой исправительный центр.

Новой редакцией статьи 60.1 УИК РФ предусмотрено, что по письменному заявлению осужденного к принудительным работам либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников его могут направить в исправительный центр, расположенный на территории субъекта РФ, в котором проживает один из его близких родственников. Если осужденного невозможно разместить в таком регионе, его должны направить в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта РФ, наиболее близкого к месту жительства родственника и где имеются условия для размещения (привлечения к труду) осужденного.

Перевод осужденного к принудительным работам для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой допускается в случае:

  • болезни осужденного;
  • для обеспечения его личной безопасности;
  • при реорганизации или ликвидации исправительного центра;
  • при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном центре;
  • в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Порядок перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Новая редакция статьи 60.2 УИК РФ предусматривает, что осужденные, которых перевели по их просьбе на основании, предусмотренном статьей 60.1 УИК РФ, следуют к месту дальнейшего отбывания наказания за счет собственных денежных средств. После вынесения решения федеральным органом уголовно-исполнительной системы о переводе осужденного из одного исправительного центра в другой в течение 10 дней осужденному выдают предписание о направлении к месту отбывания наказания с указанием срока прибытия осужденного в новый исправительный центр.

Ранее отбывавшими лишение свободы признаются лица, которым это наказание было назначено приговором суда и фактически отбывалось. Не признаются ранее отбывавшими лишение свободы: а) лица, которые содержались под стражей в качестве меры пресечения, но были осуждены к наказанию, не связанному с лишением свободы; б) лица, которым лишение свободы, назначенное приговором суда, было заменено другим наказанием в кассационном или надзорном порядке; в) лица, которым назначенное приговором наказание в виде обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы в связи со злостным уклонением было заменено лишением свободы; г) лица, отбывавшие лишение свободы на территории бывших союзных республик Союза ССР за преступления, совершенные на их территории; д) лица, осужденные к лишению свободы условно и фактически не отбывавшие этого наказания; е) лица, отбывавшие лишение свободы за деяние, преступность и наказуемость которого устранена; ж) военнослужащие, осужденные к лишению свободы на срок до двух лет с заменой этого наказания содержанием в дисциплинарной воинской части.

3. В одной колонии-поселении отбывают наказание мужчины и женщины. Осужденные содержатся без охраны, но под надзором, могут носить одежду гражданского образца, иметь при себе деньги и пользоваться ими без ограничения, получать посылки, передачи и бандероли, иметь неограниченное число свиданий. Труд осужденных регулируется законодательством РФ о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения и перевода на другую работу.

в) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, — в исправительных колониях строгого режима;

б) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива, — в исправительных колониях общего режима;

2. Закон предоставляет суду право с учетом обстоятельств дела и личности виновного назначить лицам, указанным в п. «а» ч. 1 ст. 58 УК, отбывание наказания в исправительной колонии общего режима вместо колонии-поселения. Однако это право не следует распространять на женщин, поскольку иначе будет нарушен принцип раздельного содержания осужденных в зависимости от степени опасности совершенных преступлений и личности осужденных.