Компенсация Госслужащему При Увольнении По Сокращению Обложение Страховыми Взносами

В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 — 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (отсутствие на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, сокращение должностей гражданской службы в государственном органе, упразднение государственного органа), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.

Указанная компенсация не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в связи с чем освобождается от обложения НДФЛ и страховыми взносами.

Компенсация Госслужащему При Увольнении По Сокращению Обложение Страховыми Взносами

Содержание

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение вопросу обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами компенсации, выплачиваемой гражданскому служащему при увольнении с государственной гражданской службы, и в соответствии со статьей 34 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

Учитывая, что компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая государственным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ, не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, ограничение необлагаемого налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами размера выплат, установленное для выходных пособий, соответственно, упомянутым абзацем седьмым пункта 1 статьи 217 Кодекса и абзацем шестым подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса, не применяется.

В соответствии с положениями абзаца шестого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами для упомянутых плательщиков все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением, в частности, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно пункту 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов — организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 главы 34 «Страховые взносы» Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

Компенсация Госслужащему При Увольнении По Сокращению Обложение Страховыми Взносами

Трудовой кодекс обязывает работодателей при ликвидации организации либо сокращении численности (штата) предупреждать работников о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца (ст. 180 ТК РФ). При этом трудовой договор с согласия работника может быть расторгнут и раньше. В этом случае работнику полагается дополнительная компенсация. Она выплачивается в размере среднего заработка, рассчитанного пропорционально времени, которое осталось до окончания срока предупреждения об увольнении.

В комментируемом письме специалисты Минфина России отметили, что случаи выплаты выходных пособий при увольнении, а также сохранения среднего заработка на период трудоустройства перечислены в ст. 178 ТК РФ и ст. 181 ТК РФ (для руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера, уволенных в связи со сменой собственника организации). Дополнительная компенсация за досрочное расторжение работником трудового договора до истечения срока предупреждения об увольнении при ликвидации организации либо сокращении численности (штата) не относится ни к выходному пособию, ни к среднему заработку на период трудоустройства. Поэтому такая выплата не облагается НДФЛ и страховыми взносами в полной сумме.

По общему правилу не облагаются НДФЛ компенсации при увольнении работников, предусмотренные Трудовым кодексом (п. 1 ст. 217 НК РФ). Из этого правила есть исключение. Оно касается выплат в виде выходного пособия при увольнении и заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю и главному бухгалтеру. Такие суммы облагаются НДФЛ в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный – для работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).

Дополнительная компенсация, выплачиваемая работнику при ликвидации организации, сокращении численности или штата в случае расторжения трудового договора с ним до истечения срока предупреждения об увольнении, не облагается НДФЛ и страховыми взносами в полном размере. На это указали специалисты Минфина России в письме от 15.02.2022№ 03-04-05/10004.

Схожее правило предусмотрено и для страховых взносов (абз. 6 пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ). Разница лишь в том, что компенсации руководителю и главному бухгалтеру облагаются страховыми взносами в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка (вне зависимости от места нахождения организации).

Выплаты при сокращении госслужащего в 2022 году

В течение двухмесячного срока начальство, сообщившее госслужащему о сокращении, обязано предлагать ему другие имеющиеся в ведомстве должности, с учетом его опыта и квалификации. Или же — вакансии в других ведомствах. То, в каком порядке предлагаются соответствующие вакантные должности, регулируется указанным выше постановлением Правительства № 822. Применяется особый порядок проведения аттестации и конкурсов на замещение должностей.

Если госслужащий работает в районах Крайнего Севера и на приравненных к нему территориях, то компенсация в размере месячного содержания выплачивается также за 5-й и 6-й месяцы при условии, что государственный служащий в течение 1 месяца после увольнения обратится в службу занятости и не будет ею трудоустроен. Решение о компенсации принимает орган занятости, а выплату производит наниматель (п. 3.2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).

В случаях, не предусмотренных Законом № 79-ФЗ, формально должен применяться ТК РФ. Но в вопросе начисления выплат госслужащим при сокращении штатов в этом необходимости нет: указанный федеральный закон в полной мере регулирует такие выплаты. Отметим, что во многом их начисление осуществляется по принципам, схожим с теми, что отражены в статьях 178, 180 и иных статьях ТК РФ, которые регулируют выплаты при сокращении штатов в обычных организациях.

Если за 2 месяца увольняемому не нашли альтернативную работу, то договор на выполнение государственной службы с ним расторгается. Человеку обязаны выплатить компенсацию в размере денежного содержания за 4 месяца (п. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ). Отметим, что оно не является выходным пособием, предусмотренным ТК РФ – выходное пособие госслужащим не выплачивается. Денежное содержание федеральных госслужащих исчисляется по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (ред. от 10.07.2022).

Другой сценарий — досрочное расторжение контракта, т.е., до истечения двухмесячного срока после предупреждения о сокращении. С письменного согласия госслужащего, стороны вправе расторгнуть договор на выполнение государственной службы до истечения двух месяцев (п. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ). В этом случае госслужащему полагается еще одна компенсация — в виде денежного содержания, начисленного за период между датой фактического увольнения и датой окончания двухмесячного срока. При получении данной дополнительной компенсации госслужащий сохраняет право и на другие, полагающиеся при сокращении, выплаты.

Облагается ли выходное пособие страховыми взносами

Прежде чем ответить на вопрос, напомним, что начиная с прошлого года страховые перечисления собирает Федеральная налоговая служба, и именно ФНС осуществляет контроль за правильностью и своевременностью отчислений. В Налоговый кодекс Российской Федерации внесена новая глава 34, именующаяся «Страховые взносы». Таким образом, теперь правовые нормы относительно порядка расчета и уплаты страховых взносов необходимо искать именно в Налоговом кодексе РФ.

* В случае ликвидации организации, сокращения численности или штата сотрудник вправе рассчитывать на получение среднего месячного заработка на период своего трудоустройства, но только в пределах двух месяцев. Работник может получать оплату и за третий месяц поисков работы, но только по отдельному решению местной службы занятости в случае, только если он обратился в этот орган в течение двух недель после увольнения.

  • сумма выходного пособия в случае ликвидации организации в виде месячной заработной платы на период трудоустройства превышают в целом три зарплаты за месяц;
  • выплаты выходного пособия по тем же основаниям, но для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера (или местностях, которые к ним приравнены законодательно), превышают шестикратный размер месячного дохода.

Таким образом, основное общее условие начисления страховых выплат — превышение указанной суммы (зарплата × 3). Это возможно в исключительных случаях: при выплате не только самого выходного пособия, но и месячного заработка на период трудоустройства за три месяца или при установлении повышенной компенсации в коллективном договоре или трудовом контракте.

  • отражаем начисленные пособия в расходах: Дт 20 (26, 44. ) Кт 70;
  • уменьшаем базу по налогу на прибыль на сумму назначенных пособий (п. 9 ст. 255 НК РФ);
  • не удерживаем НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ);
  • не начисляем взносы в ПФР и ФСС с сумм выходных пособий (подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ);
  • отражаем выплату пособия: Дт 70 Кт 50 (51).
  1. Уведомляем работников:
  • временных — за 3 дня до приказа (ст. 292 ТК РФ);
  • сезонных — за 7 дней (ст. 296 ТК РФ).
  1. Оформляем приказ и заполняем трудовую книжку. Вручаем книжку работнику, берем с него подпись в приказе.
  2. Выплачиваем зарплату за отработанное время.
  3. Выплачиваем компенсацию за неиспользованный отпуск. По нормам ст. 291, 295 ТК РФ таким работникам положены 2 дня отпуска за каждый месяц работы.
  4. Определяемся с выходным пособием с учетом того, что:
  • временному работнику оно не выплачивается (ст. 292 ТК РФ);
  • сезонному работнику положена выплата в размере среднего заработка за 2 недели (ст. 296 ТК РФ), поэтому считаем ее и выплачиваем.
  1. Определяем, кого сократить можно, а кого нет, с учетом положений ст. 261 ТК РФ. Нельзя увольнять по причине сокращения штата лиц, для которых законами установлена дополнительная социальная защита: одиноких родителей, многодетных, инвалидов определенных категорий и т. д.
  2. Уведомляем о будущем увольнении службу занятости, профсоюз (если есть) и самого работника (в соответствии со ст. 82 ТК РФ). В службу занятости направляется уведомление по каждому работнику с указанием его профессии, квалификации и размера заработка. Информация подается в срок не позднее чем за 2 месяца до даты увольнения. Если сокращение будет массовым, то за 3 месяца. Сроки и формы уведомлений установлены постановлением Совета министров — Правительства РФ от 05.02.1993 № 99.
  1. Знакомим работника с приказом лично под расписку. Выдаем трудовую книжку на руки в день увольнения (ст. 140 ТК РФ).
  1. Производим расчет с работником. В последний день на работе должны быть выплачены:
  • зарплата за период до дня увольнения с учетом всех установленных надбавок и доплат;
  • компенсация за неиспользованный отпуск в соответствии со ст. 127 ТК РФ;
  • выходное пособие при сокращении (компенсация за увольнение) по ст. 178 ТК РФ
Интересное:  Если Зп Меньше Прожиточного Минимума А Приставы Снимают Половину Что Делать

Для местностей Крайнего Севера установлены отдельные правила выплаты компенсаций. Срок выплаты пособий увеличен до 6 месяцев. Уволенные работники имеют право на обязательное пособие на период нового трудоустройства в течение 3 месяцев. По решению службы занятости — до 6 месяцев включительно.

Заметим, что представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить увольняемому все имеющиеся в том же госоргане или в органе, которому переданы функции упраздненного органа, вакантные должности. При этом учитываются категории и группы замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессионального образования, стаж гражданской службы или работы по специальности, направления подготовки.

В силу ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения. Вместе с тем увольнение сотрудников все же допускается, если они отказываются работать после реорганизации (ч. 6 ст. 75 ТК РФ). В таком случае трудовой договор перестает действовать в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Заметим, что представитель нанимателя вправе расторгнуть со служащим контракт и до истечения двухмесячного срока с его письменного согласия, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока преду-
преждения об увольнении (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

уровень его профессионального образования, продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

Если работник увольняется в обычном порядке (не раньше установленного срока), то ему в соответствии со ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Также высшая инстанция опровергла довод о том, что письмо от 15 июля 2022 г. не подлежало применению, поскольку противоречило приказу Минфина № 90н. Противоречие, по мнению первых двух инстанций, заключалось в том, что письмо указывает на необходимость учета суммы материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований при исчислении денежного содержания гражданских служащих. Приказ же, напротив, устанавливает, что материальное стимулирование не входит в состав соответствующего денежного содержания, пояснил ВС.

Татьяна Воробьева с октября 1993 г. по апрель 2022 г. занимала различные должности государственной гражданской службы в налоговой инспекции по г. Мончегорску Мурманской области. Соответствующее подразделение было присоединено к межрайонной инспекции Мурманской области, поэтому сотрудница была уволена в связи с сокращением.

Кроме того, Верховный Суд разъяснил, что приказ Минфина касается материального стимулирования, которое производилось на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2007 г. № 611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности ряда госорганов в 2007–2010 гг., и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего. В свою очередь письмо Минфина касается дополнительного материального стимулирования гражданских служащих на основании Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601. Данные средства имеют, по мнению ВС, иную правовую природу, так как соответствующие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственным органам сверх фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности служебной деятельности. Поэтому положения Порядка осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС в этом случае не подлежат применению.

ВС подчеркнул: указанные акты должны были быть изучены судами в целях определения правовой природы полученных Воробьевой выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения. Первой инстанции и апелляции следовало определить, являются ли указанные выплаты теми, за счет которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих. Однако суды не просили истицу предоставить акты, послужившие основанием для выделения соответствующих бюджетных ассигнований, на которые она ссылалась в обоснование своей позиции.

Как указал Суд, фонд оплаты труда госслужащего формируется за счет средств, указанных в ч. 2 и 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе, куда входят и иные выплаты, предусмотренные другими нормативными актами. Материальное стимулирование гражданских служащих, по мнению ВС, относится к указанным выплатам. Исходя из этого, нижестоящим судам необходимо было определить правовую природу произведенных работнику в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

Выплаты при сокращении работника в 2022 году

Средний заработок за второй месяц после увольнения выплачивается на основании паспорта работника и трудовой книжки . Если в ней вообще нет записи о приеме на новую работу, то сокращенному перечисляется средний заработок в полном размере. Если же есть запись о приеме на работу, но она датирована не началом месяца, то средний заработок надо выплатить за дни, предшествующие этой дате ( ст. 178 ТК РФ) , апелляционное определение Омского областного суда от 12.09.12 по делу № 33-5536/2012).

Право на получение денег за третий месяц после сокращения подтверждается не трудовой книжкой, а официальным документом из службы занятости (ч. 2 ст. 178 ТК РФ) . Работодатель может обжаловать этот документ, если считает его неправомерным (п. 2.2 определения КС РФ от 29.11.12 № 2214-О, ч. 1 ст. 218 КАС РФ). Подача такой жалобы не освобождает от выплаты денег бывшему работнику ( это следует из ст. 236 ТК РФ и ст. 5.27 КоАП РФ ). Однако если суд признает решение службы занятости незаконным, выплаченные средства будут компенсированы работодателю за счет бюджета.

ВАЖНО. Принципиальных различий в процедуре увольнения в зависимости от того, что именно уменьшается — количество должностей или число работников — не предусмотрено. Более того, данные увольнения можно провести одновременно. В этом случае часть должностей полностью убирается из штатного расписания, а по другим происходит сокращение количества штатных единиц.

Чтобы рассчитать сумму выходного пособия, надо сначала определить средний дневной заработок. Он рассчитывается в общем порядке на основании данных о зарплате сотрудника за предшествующие 12 месяцев. Если сокращение происходит в последний день месяца, то этот месяц также включается в расчетный период (письмо Роструда от 22.07.10 № 2184-6-1). В остальных случаях расчет ведется по предыдущий месяц (п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.07 № 922; далее — Положение).

Каждый работодатель самостоятельно принимает решение о том, сколько и каких именно работников требуется для ведения предпринимательской деятельности. В зависимости от успехов бизнеса возникает необходимость расширить или сократить штат сотрудников. В последнем случае работодатель вправе принять решение об увольнении работников по сокращению. О том, как правильно оформить это решение в 2022 году, и какие выплаты полагаются сокращенным работникам, читайте в нашей статье.

НДФЛ и страховые взносы с компенсационных выплат при увольнении

Таким образом, компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, предусмотренные коллективным или трудовым договорами, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Исходя из положений абзаца шестого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами для упомянутых плательщиков все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанные с увольнением работников, за исключением, в частности, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Согласно пункту 3 статьи 217 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, а также за исключением суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Интересное:  Доплаты За Ветерана Труда В Москве

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 главы 34 «Страховые взносы» Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

Учитывая изложенное, компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (выходные пособия, компенсации, среднемесячный заработок на период трудоустройства и т.д.), независимо от основания, по которому производится увольнение, в том числе выплачиваемые на основании соглашения сторон о расторжении трудового договора, освобождаются от обложения страховыми взносами на основании вышеуказанных положений статьи 422 Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

ВЫПЛАТЫ ГОССЛУЖАЩИМ

Таким образом, компенсация выплачивается взамен выходного пособия, предусмотренного ТК РФ (ст. 178 ТК РФ) и с 1 января 2012 года освобождается от обложения НДФЛ в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка – для сотрудников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях. С выплат, превышающих этот норматив, необходимо удержать НДФЛ на общих основаниях.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами выплаты, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
На основании пп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2022, не облагаются страховыми взносами все компенсационные выплаты при увольнении независимо от основания в пределах необлагаемого лимита — трехкратного размера среднего месячного заработка (шестикратного — для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Согласно п.9 ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 -ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Таким образом, компенсация в размере трехкратного денежного содержания не облагается:
— взносами на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (п. 1, 2 ч. 1 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ);
— взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (подп. 1, 2 п. 1 ст. 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Когда и какие платить налоги и взносы при увольнении сотрудника

Компания выплачивает сотрудникам заработную плату через кассу. Работник увольняется 20.08.20__. Однако он не явился за расчетом и принес заявление с требованием его выдачи только 02.09.20__. Компания, соблюдая закон, провела с ним полный расчет 03.09.20__. Когда она должна перечислить НДФЛ? Решение: на основании приведенного выше положения п. 6 ст. 226 НК РФ – не позднее 04.09.20__.

Весь налог, начисленный с выплат при расторжении трудового договора, должен быть уплачен не позднее дня, следующего за датой их фактического перечисления сотруднику (п. 6 ст. 226 НК РФ). Когда срок перечисления налога при увольнении совпадает с выходным днем, расчеты с бюджетом по НДФЛ производят в ближайший за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Однако в целях уплаты взносов датой выплаты признается день фактического вручения сумм сотруднику (п. 1 ст. 424 НК РФ). Если эта дата приходится на выходной, то рассчитаться с фондами следует не позднее чем в ближайший следующий рабочий день.

Определяясь с тем, какие налоги платить при увольнении сотрудника, не следует забывать и про страховые взносы, а также взносы в связи с нечастными случаями на производстве. В состав выплат, подлежащих обложению ими, входят практически все начисления по трудовому или гражданско-правовому договору. Список необлагаемых сумм четко закреплен в ст. 422 НК РФ.

  1. Учет всех сумм, положенных сотруднику в связи с прекращением сотрудничества.
  2. Выявление в перечне начислений тех, которые подпадают под приведенные в ст. 422 НК РФ льготы.
  3. Вычет из общей суммы начислений необлагаемых сумм – согласно ст. 422 НК РФ.

ВС подчеркнул: указанные акты должны были быть изучены судами в целях определения правовой природы полученных Воробьевой выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения. Первой инстанции и апелляции следовало определить, являются ли указанные выплаты теми, за счет которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих. Однако суды не просили истицу предоставить акты, послужившие основанием для выделения соответствующих бюджетных ассигнований, на которые она ссылалась в обоснование своей позиции.

«Суд указал, что денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, поэтому их следовало учесть при расчете компенсаций», – отметил адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин. Адвокат также привел аналогичные примеры из практики, сославшись на Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС от 3 июня 2022 г. № 34-КГ19-1 и апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27 марта 2022 г. по делу № 33-4449/2022.

При увольнении Татьяна Воробьева получила компенсацию в размере своего шестимесячного денежного содержания. При расчете инспекция руководствовалась Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 6 сентября 2007 г. № 562. В соответствии с этим актом были учтены ее оклад, дополнительные выплаты, материальная помощь и единовременная выплата к отпуску, а также премии.

Как указал Суд, фонд оплаты труда госслужащего формируется за счет средств, указанных в ч. 2 и 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе, куда входят и иные выплаты, предусмотренные другими нормативными актами. Материальное стимулирование гражданских служащих, по мнению ВС, относится к указанным выплатам. Исходя из этого, нижестоящим судам необходимо было определить правовую природу произведенных работнику в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

Апелляция поддержала вывод первой инстанции. Оленегорский городской суд сослался на то, что письмо Минфина от 15 июля 2022 г. № 14-04-05/34482, касающееся дополнительного материального стимулирования на основании Постановления Правительства от 27 марта 2022 г. № 238-7, не отменяет действие приказа Минфина от 17 октября 2007 г. № 90н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС. Последним актом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Чем облагается выходное пособие при сокращении

Согласно статье 178 ТК РФ о выходном пособии в случае сокращения штата, работодатель в обязательном порядке должен уведомить сотрудника о предстоящем увольнении соответствующим образом. При этом после ознакомления с приказом и до фактической даты увольнения трудящемуся должна быть сохранена его прежняя заработная плата. А после увольнения работодатель обязан выплатить ему выходное пособие, в установленном законом размере.

Процесс сокращения работников несет за собой большие расходы для работодателя, поэтому большинство организаций, увольняющих своих подчиненных со службы в связи с уменьшением численности штата, стараются всеми правдами и неправдами избежать лишних расходов. Чаще всего они настаивают на том, чтобы сотрудник написал заявление об уходе по собственному желанию или предлагают перевод на другую должность. Однако так делать нельзя. В действующем законодательстве четко прописана последовательность проведения процедуры сокращения штата, а также информация, касающаяся всех выплат и их налогообложения. Поэтому каждый работодатель обязан придерживаться правильной «схемы» увольнения, чтобы не иметь проблем с законом.

Также стоит отметить, что если при трудоустройстве на это предприятие в договоре был прописан пункт, содержащий информацию о размере возмещения денежной суммы в случае увольнения по инициативе работодателя, то в такой ситуации закон допускает осуществление повышенной выплаты сотруднику. Однако ее размер не может быть увеличен более чем в 6 раз.

Выходное же пособие, назначаемое работнику, увольняющемуся в связи с сокращением штата, согласно статье 217 НК РФ налоговыми сборами не облагается. Однако, как уже говорилось ранее, его размер не должен превышать среднемесячный заработок более чем в 6 раз в регионах Крайнего Севера, и более чем в 3 раза – в остальных субъектах РФ.

Сразу после принятия решения об уменьшении штата руководителем издается приказ, который в обязательном порядке должен быть правильно оформлен и зарегистрирован. В документе прописывается перечень должностей, попадающих под сокращение и даты их планового увольнения. Затем собирается комиссия, которая проверяет правильность проведения процесса сокращения и сроки исполнения приказа. С приказом должны быть ознакомлены все трудящиеся, попадающие под увольнение с последующим получением выходного пособия.

Ответ недели: расходы по выплатам по сокращению штата

  • в казенных, бюджетных или автономных учреждениях — 111 «Фонд оплаты труда учреждений»;
  • в государственных или муниципальных органах — 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов»;
  • военнослужащим и приравненным к ним лицам — 131 «Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания».

Важно! При исчислении среднего заработка исключаются из расчета время и суммы, фактически начисленные в период с 30 марта по 8 мая 2022 г. за нерабочие дни, установленные Указами Президента РФ (пп. «е» п. 5 Положения о средней заработной плате, Письмо Минтруда России от 18.05.2022 N 14-1/В-585).

Такие выплаты относите на подстатью 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме» КОСГУ в увязке с КВР 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» (п. 10.6.4 Порядка N 209н, п. 48.3.2.1 Порядка N 85н).

Общая сумма выходного пособия и среднемесячного заработка за второй месяц периода трудоустройства составит 60 000 руб. (30 000 руб. + 30 000 руб.). Лимит для освобождения от налогообложения НДФЛ этих двух выплат составит 90 000 руб. (30 000 руб. x 3). Поэтому со всей суммы выплат при увольнении не нужно удерживать НДФЛ. Готовое решение: Как облагаются НДФЛ компенсации и иные выплаты при увольнении работникам учреждения (КонсультантПлюс, 2022)

Если вы бюджетное (автономное) учреждение, то выходное пособие, которое выплатили за счет средств от приносящей доход деятельности, учитывайте при исчислении налога на прибыль в составе расходов на оплату труда (абз. 1 ст. 255 НК РФ). При этом его выплата может быть (п. 9 ст. 255, п. 1 ст. 252 НК РФ):

Арбитражный суд Западно-сибирского округа в Постановлении от 27.06.2022 по делу N А27-28297/2022 не поддержал Пенсионный фонд.
ПФР доначислил госоргану страховые взносы. По мнению Фонда, госорган не включил в базу по страховым взносам компенсации, которые были выплачены сокращенным госслужащим. Фонд полагал, что такие выплаты не нужно облагать взносами только в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка.

Суды трех инстанций с этим не согласились. Выплаченные компенсации чиновникам (в размере четырехмесячного денежного содержания) не являются выходным пособием. Следовательно, указанные ограничения к ним не применяются. Это отдельный вид компенсаций, установленный законодательством. А единовременные выплаты в виде компенсации при увольнении в размере, предусмотренном законодательством, не облагаются взносами.

При сокращении штата представитель нанимателя обязан информировать сотрудника за 2 месяца до даты увольнения. Но госслужащий вправе не отрабатывать эти 2 месяца и может уволиться досрочно. Обычно такое случается, если человек успел самостоятельно подыскать себе новое место.

  1. Представители кадровой службы приступают к поиску вакансий в других органах не менее чем за 30 дней до дня планируемого увольнения.
  2. Формируется список вакантных должностей гражданской госслужбы. В список включаются вакансии в госорганах в той же местности, где работал служащий. Если в той же местности подходящих мест нет, в перечень включают предложения из других местностей.
  3. За 25 дней до последнего рабочего дня кадровая служба передает сотруднику под роспись уведомление с предложением о занятии вакантной должности. К уведомлению прикрепляется список имеющихся вакансий.
  4. При поиске альтернативы кадровая служба обязана учесть профессиональные характеристики лица. К таким характеристикам относятся категория и группа занимаемой должности, область и вид служебной профдеятельности, уровень квалификации, стаж, направление подготовки.
  5. С момента получения уведомления у госслужащего есть 2 дня для принятия решения. Вариантов два – согласиться или отказаться от полученных предложений. Если человек согласен занять вакантную должность, он подает заявление в кадровую службу. В заявлении нужно просить о направлении своей анкеты в соответствующий орган.
  6. В 2-дневный срок с момента получения заявления кадровики обязаны направить в соответствующий госорган письмо с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности. В документе указывается, какую вакансию выбрал увольняемый и когда заканчивается 2-месячный предупредительный срок.
  7. Кадровая служба органа, которому было направлено письмо, обязана подготовить ответ в 3-дневный срок. Если предложенная кандидатура подходит, то в ответе также указывается, когда и где будет проведено собеседование.
  8. Госслужащего ознакомляют с ответом потенциального работодателя в течение одного дня с момента получения соответствующего письма.
  9. На финальном этапе оформляется перевод служащего.

Если обычный работник (не госслужащий) теряет свое место в связи с ликвидацией занимаемой должности, ему полагается выходное пособие в размере среднемесячного заработка и другие начисления. Это стандартное правило, установленное ст. 178 ТК РФ . Однако в случае с госслужащим порядок компенсирования утраты рабочего места немного другой.

Отсутствие выходного пособия – это одно из главных отличий процедуры сокращения государственного служащего. Увольняемый из госслужбы в порядке п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ №79 в любом случае получает 4 денежных содержания. Если сокращение проходит в районах Крайнего Севера или приравненных местностях, сотруднику могут выплатить содержание еще и за пятый и шестой месяц, но только при соблюдении следующих требований:

В 2022 году Министерство финансов сообщило о масштабных сокращениях штатов госслужащих по всей России. Массовые увольнения должны были стартовать в 2022 году, но в связи с пандемией коронавируса и ее экономическими последствиями реорганизация госаппарата фактически была отложена.

Облагаются ли страховыми взносами выходное пособие при сокращении в 2022: особенности и наиболее распространенные ошибки

В целом, процедура сокращения персонала – очень затратный проект для предприятия, поэтому многие руководители стараются избежать этого, предлагая работникам написать заявление об увольнении по собственному желанию, но не все сотрудники поддаются этим уговорам, да, собственно говоря, это и неправильно. Есть ещё одна возможность избежать достаточно серьёзных расходов – предложить работнику другую, вакантную, должность в этой же организации, но здесь работник вправе отказаться от данного предложения. В этом случае процедура сокращения неизбежна. Данная статья поможет руководителю избежать серьёзных ошибок при планировании и реализации расходов на процедуру сокращения штатов.

Иванову И.И. необходимо будет встать на учёт по безработице в службу занятости населения в срок до 15.03.2022 г. В этом случае уже бывшему работодателю придётся выплачивать компенсацию за второй и, возможно, третий месяц в случае, если к тому времени Иванов И.И. не будет трудоустроен. Читайте также статью: → “Компенсация при увольнении работника в 2022”

  • работнику выплачивается вся заработная плата за фактически отработанное время с учётом всех компенсационных, стимулирующих, премиальных выплат;
  • если сотрудник не использовал отпуск, то выплачивается компенсация за все неиспользованные отпускные периоды;
  • всем работникам, без исключения, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка (в некоторых случаях размер выходного пособия может достигать шестикратного размера средней месячной заработной платы и более);
  • если сотрудник по каким-либо причинам принял решение о расторжении трудового договора до истечения двухмесячного срока уведомления об увольнении, то такому работнику положено выплатить дополнительную компенсацию в размере среднего месячного заработка.

В ООО «ГДЕ» 01.04.2022 г. будет проведено сокращение штата. Всем сотрудникам, подлежащим данной процедуре, 01.02.2022 г. выданы уведомления. Штукатур-маляр Иванов И.И. написал заявление, попросив сократить его 01.03.2022 г. В связи с этим Иванову И.И. в день увольнения будут произведены следующие выплаты:

На основании п.9 ст.225 НК РФ все выплаты, производимые работодателем при расторжении договора с работником по инициативе работодателя (в данном случае по сокращению штата), относятся к расходам на оплату труда. Это важно учитывать как при вычислении налога на прибыль организаций, так и при исчислении УСН и НДФЛ. Читайте также статью: → “Процедура увольнения работника. Выплаты при сокращении сотрудника”

Как рассчитать компенсацию при увольнении госслужащего

Кроме того, в течение 12 месяцев перед увольнением (с марта 2012 по февраль 2013 г) государственному служащему начислялись премии за выполнение особо сложных и важных заданий на общую сумму 189 300 рублей. Также госслужащий получил за 12 месяцев, предшествующих сокращению, материальную помощь и единовременную выплату к отпуску на общую сумму 20 802 рубля.

Из письма Минздравсоцразвития России следует, что расчет отпускных и компенсаций за неиспользованный отпуск для гражданских служащих значительно проще по сравнению с тем, что предусмотрен для остальных работников статьей 139 Трудового кодекса РФ. Ведь получается, что для таких начислений госслужащим не нужно считать средний заработок за предшествующие 12 месяцев. Отметим, что из текста письма можно сделать вывод, что рассматриваемая компенсация будет выплачена гражданскому служащему при расторжении контракта по любому основанию. Разумеется, если он действительно не использовал часть ежегодного отпуска. О правилах исчисления денежного содержания госслужащих рассказано в журнале «Учет в бюджетных учреждениях», ноябрь (5) 2007.

В отношении государственных служащих субъектов РФ соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами могут предусматриваться несколько иные правила расчета компенсации. Рассматриваемая выплата относится к компенсационным выплатам, связанным с увольнением, а потому в полной мере не включается в базу для начисления страховых взносов и не облагается налогом на доходы физических лиц.

Президентским Указом от 31.12.2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» предопределено сокращение предельной численности госслужащих и работников тех органов, деятельностью которых руководит российское Правительство, а также федеральных агентств и служб, подведомственных таким министерствам.

  • в случае если за период отпуска ранее уже производились начисления, которые имеют меньший приоритет, они автоматически пересчитываются (сторнируются), в результате в документе появится раздел Перерасчет на закладке Основной отпуск и закладка Перерасчет для ознакомления с детальными записями о перерасчете. Если такое «наслоение» регистрируется в одном месяце, это значит, что внесение исправлений еще возможно этим месяцем, поэтому перерасчет не производится. Для исправления такой ситуации после ввода отсутствия необходимо пересчитать тот документ, которым в этом месяце на этот же период уже были зарегистрированы начисления.

Как платить НДФЛ при досрочном увольнении по сокращению штата

Перечень не облагаемых страховыми взносами выплат дан в статье 422 НК РФ. Этот список закрытый. И его “закрытость” является главным аргументом чиновников к тому, что та или иная конкретная выплата должна облагаться страховыми взносами, если ее нет в перечне.

Конкретные виды расходов, связанных с переездом работника в другую местность, определены в статье 169 ТК РФ. Работодатель обязан возместить расходы, понесенные работником, по предварительно согласованному переезду работника, членов его семьи и провозу имущества, а также по обустройству на новом месте жительства.

  • зарплата;
  • надбавки и доплаты, например, за выслугу лет, стаж работы, совмещение профессий и т. д.;
  • премии и вознаграждения, в том числе начисленные уволенным сотрудникам за периоды, когда они работали в компании;
  • компенсации за неиспользованный отпуск, как связанные, так и не связанные с увольнением;
  • сверхнормативные выходные пособия;
  • сверхнормативные выплаты на период трудоустройства;
  • сверхнормативные компенсации руководителю, его заместителю и главному бухгалтеру при увольнении.

Компенсации расходов на аренду жилья, предусмотренные коллективным договором или локальным нормативным актом организации, носят социальный характер. Несмотря на то, что такие компенсации производятся в связи с наличием трудовых отношений, эти выплаты не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 ТК РФ. Они не являются вознаграждением за труд, не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника.

Страховые взносы начисляются на выплаты в пользу работников, производимые в рамках трудовых правоотношений. Исключение – выплаты, перечисленные в статье 422 НК РФ. В частности, это установленные законодательством Российской Федерации компенсационные выплаты, связанные с выполнением физлицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность.