Имущество В Оперативном Управлении Как Обращать Взыскание

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел вопросы судебной практики, связанные с обращением взыскания на имущество учреждений, и информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Пунктом 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
С учетом изложенного арбитражным судам следует иметь в виду, что в случае недостаточности указанных денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.

Учитывая тот факт, что право оперативного управления предусматривает некоторые ограничения относительно свободного распоряжения имуществом, за владельцем материальных ресурсов остается право в любое время потребовать вернуть им имущество и изъять его из оборота предприятия.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 N 11524/12, ФАС Московского округа от 16.05.2022 N Ф05-1879/14, ФАС Поволжского округа от 21.07.2022 N Ф06-12193/13, Пятнадцатого ААС от 16.11.2013 N 15АП-6435/13.
*(2) Смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 20.02.2013 N Ф05-12598/11, ФАС Поволжского округа от 28.02.2013 N Ф06-5/13, ФАС Дальневосточного округа от 28.03.2012 N Ф03-1094/12, ФАС Уральского округа от 06.03.2012 N Ф09-949/12, Восьмого ААС от 13.09.2012 N 08АП-6793/12.
*(3) Смотрите, например, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 13.10.2022 N 304-ЭС15-6285, постановление АС Московского округа от 10.04.2022 N Ф05-2613/17, решение Арбитражного суда Амурской области от 23.05.2022 по делу N А04-940/2022.
*(4) Смотрите п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432.
*(5) Указанная позиция выражена, например, в постановлениях АС Поволжского округа от 02.07.2022 N Ф06-24745/15, АС Западно-Сибирского округа от 08.09.2022 N Ф04-3252/16, Двенадцатого ААС от 25.02.2022 N 12АП-13154/14, Седьмого ААС от 10.05.2022 N 07АП-2436/16, ФАС Северо-Западного округа от 19.09.2013 N Ф07-6180/13, Четырнадцатого ААС от 24.03.2022 N 14АП-12156/13, апелляционном определении Московского городского суда от 10.12.2022 N 33-46754/15.
*(6) Смотрите, например, постановление Седьмого ААС от 17.11.2022 N 07АП-10172/15.
*(7) О смысле государственной регистрации и основаниях возникновения прав на недвижимое имущество смотрите ст. 8 ГК РФ, ч. 3 ст. 1 и ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2022 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
*(8) Смотрите, например, постановления АС Поволжского округа от 17.12.2022 N Ф06-4374/15, Девятого ААС от 31.05.2011 N 09АП-8505/11.
*(9) Смотрите, например, постановление АС Уральского округа от 05.02.2022 N Ф09-9532/14.

Прежде всего отметим, что под неосновательным обогащением положения гражданского законодательства понимают приобретение или сбережение имущества одним лицом (приобретателем) за счет другого лица (потерпевшего) без установленных к тому законом, иными правовыми актами или договором оснований (п. 1 ст. 1102 ГК РФ). Анализ приведенных положений показывает, что минимально необходимыми условиями удовлетворения требования одного лица к другому о возврате неосновательно полученного или сбереженного являются: 1) увеличение ценности или сохранение имущества приобретателя; 2) обогащение приобретателя за счет потерпевшего, то есть уменьшение вследствие этого имущества потерпевшего; 3) отсутствие основания для такого обогащения*(1).
Как следует из вопроса, в рассматриваемом случае недвижимое имущество (помещения) были переданы на праве оперативного управления в фактическое пользование учреждения по акту приема-передачи в 2022 году. Данное обстоятельство, по сути, означает, что с этого момента именно указанное учреждение являлось фактическим потребителем коммунальных услуг в этих помещениях. Однако оплату за них учреждение не производило, в связи с чем сумма данной оплаты была взыскана судом с собственника имущества в лице Росимущества.
Изложенные факты показывают, что учреждение, фактически воспользовавшись услугами, не оплатило их, то есть сберегло принадлежащее ему имущество (денежные средства). В свою очередь, Росимущество, не потребляя коммунальные услуги, оплатило их, тем самым уменьшив свое имущество. Однако третий признак неосновательного обогащения — отсутствие основания совершения Росимуществом платежа за коммунальные услуги, связанные с эксплуатацией помещений, переданных учреждению, в рассматриваемом случае формально отсутствует.
Дело в том, что по общему правилу, установленному ст. 210 ГК РФ, бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Передача имущества в оперативное управление прямо не названа в законе как основание перехода к обладателю данного права обязанности содержать это имущество, однако, исходя из того, что положения ст. 296 и ст. 298 ГК РФ не предусматривают сохранения за собственником такой обязанности, судебная практика толкует указанные нормы в том смысле, что учреждение должно содержать переданное ему имущество, в том числе вносить коммунальные платежи*(2).
Однако необходимо учитывать, что согласно ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у последнего непосредственно с момента передачи этого имущества только тогда, когда иное не установлено законом и другими правовыми актами либо решением собственника.
В свою очередь, по смыслу п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 и п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления недвижимым имуществом, являясь вещным правом, возникает только с момента его государственной регистрации в соответствующем реестре. На это прямо указанно в разъяснениях, содержащихся в п. 5 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 (далее — Постановление N 10/22).
Вышеизложенное дает основание большинству судов делать вывод о том, что до государственной регистрации права оперативного управления за учреждением обязанности последнего содержать указанное имущество, в том числе вносить коммунальные платежи, не возникает. Такая обязанность продолжает лежать на собственнике*(3).
Следовательно, учитывая, что в рассматриваемом случае право оперативного управления было зарегистрировано за учреждением только в 2022 году, оплата коммунальных услуг за 2022-2022 годы Росимуществом, осуществляющим права собственника в отношении федерального имущества*(4), является, по сути, исполнением возложенной на него законом обязанности и с этой точки зрения не может рассматриваться как производимая без установленных к тому законом оснований.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в правоприменительной практике имеется точка зрения, согласно которой лицо, получившее от собственника на законном основании недвижимое имущество в свое фактическое владение и пользование, еще до регистрации права на него несет обязанность по оплате коммунальных платежей. Данная позиция, в частности, сформировалась в отношении той ситуации, когда продавец по договору купли-продажи фактически передает покупателю объект недвижимости по акту приема-передачи до регистрации перехода права на него к последнему, и основывается на разъяснениях, содержащихся в п. 60 Постановления N 10/22, согласно которым в этот период покупатель выступает законным владельцем этого имущества, а также на позиции, изложенной в определении КС РФ от 18.07.2006 N 373-О*(5).
Безусловно, в отношениях с третьими лицами до регистрации права собственности за покупателем ответственным за оплату коммунальных услуг будет выступать продавец, поскольку третьи лица могут ориентироваться в своих правоотношениях, связанных с недвижимостью, только на данные соответствующего реестра. Поэтому иск, предъявленный поставщиком услуг к такому продавцу, будет с высокой степенью вероятности удовлетворен*(6). Однако во взаимоотношениях друг с другом стороны договора купли-продажи уже не могут недобросовестно ссылаться на отсутствие в государственном реестре записи об этом праве (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2022 N 25), и в связи с этим нельзя исключить того, что продавец, оплативший коммунальные услуги, фактически потребленные покупателем, может рассчитывать на удовлетворение его иска к последнему о возмещении неосновательного обогащения.
Разумеется, не стоит забывать, что вышеизложенная позиция касается передачи имущества по договору купли-продажи, которая отличается от процедуры передачи недвижимого имущества в оперативное управление. Но, тем менее, на наш взгляд, в наиболее значимых моментах указанные виды передачи имущества совпадают: 1) права учреждения, которому передано имущество, и права покупателя возникают только после государственной регистрации; 2) основанием возникновения права при этом выступает все же не сама регистрация, которая лишь признает и подтверждает свершившийся юридический факт, а договор или решение соответствующего органа государственной власти (органа местного самоуправления)*(7). Поэтому не случайно в судебной практике учреждение, получившее имущество в оперативное управление, но не зарегистрировавшее соответствующее право, так же, как и покупатель до регистрации за ним права собственности на переданное ему по договору имущество, признается законным владельцем такого имущества*(8).
В связи с изложенным мы не исключаем возможности распространения подхода, сложившегося в отношении обязанности покупателя недвижимости оплачивать коммунальные услуги с момента фактической передачи ему такого имущества, и на отношения, связанные с передачей имущества в оперативное управление. В частности, о такой возможности косвенно свидетельствуют судебные акты, признающие правомерным взыскание поставщиками коммунальных услуг задолженности по оплате за эти услуги с учреждения, владеющего недвижимым имуществом на праве оперативного управления, в том числе и за периоды, когда указанное право не было зарегистрировано*(9).
Именно поэтому в рассматриваемом случае не представляется возможным сделать однозначный вывод о праве Росимущества взыскать с учреждения в качестве неосновательного обогащения сумму уплаченной Росимуществом задолженности за коммунальные услуги, которая образовалась в период с момента фактической передачи помещений в оперативное управление этого учреждения до регистрации прав последнего на них. Какой-либо правоприменительной практики по данному вопросу, как положительной, так и отрицательной, нам обнаружить не удалось.
В заключение хотим обратить Ваше внимание на то, что по общему правилу бюджетное учреждение несет расходы на содержание переданного ему в оперативное управление федерального имущества за счет средств, учтенных в составе бюджетных субсидий, направляемых на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 4 постановления Правительства РФ от 05.01.1998 N 3). Поэтому, если соответствующее финансирование в момент, когда право за учреждением не было зарегистрировано, отсутствовало, это, на наш взгляд, может служить дополнительным аргументом против требований, заявленных Росимуществом.

Таким образом, несмотря на то, что предприятие имеет полное право контролировать и использовать имущество, которое было ему передано владельцами, распоряжаться без участия других лиц он будет исключительно в той среде, которая касается продукции, произведенной при помощи имущественных ресурсов в результате хозяйственной деятельности.

Взыскание На Имущество Находящегося В Оперативном Управлении

Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что именно на ответчика возложена обязанность по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в спорный период. Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10.

Если взыскатель согласен принять, а должник — передать взыскателю арестованное имущество в счет погашения долга, судебный исполнитель на основании письменных заявлений сторон выносит постановление и производит передачу имущества по стоимости, отраженной в акте ареста имущества, а в случае проведения оценки арестованного имущества — по стоимости, определенной актом оценки.

Установить место работы должника, для обращения взыскания на его заработную плату, возможно путем его опроса, опроса соседей, направления запроса в территориальную службу занятости населения, направления запроса в территориальный пенсионный фонд, который осуществляет централизованный учет всех плательщиков пенсионных взносов. Но в соответствии с действующим законодательством, а именно с ФЗ от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования сведения о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда РФ относятся к разряду конфиденциальной информации, используются исключительно для целей пенсионного обеспечения и могут быть представлены только органам, назначающим пенсии по их заявкам или по личному обращению застрахованного лица. Представление указанных сведений другим организациям вышеназванным законом не предусмотрено. То есть фактически на сегодня по запросу судебного пристава-исполнителя о месте работы должника-гражданина соответствующее отделение Пенсионного фонда РФ информации не предоставит.

Интересное:  Заявление о взыскании алиментов на супругу до 3 лет образец

Кроме того, истец считает возможным уменьшить величину тарифа 12,92 руб. на стоимость услуг, которыми детский сад не пользовался: 0,65 руб. — уборка лестничных клеток, 2,44 — уборка земельного участка благоустроенного жилого фонда, 0,16 — содержание детских площадок, 0,29 — вывоз КГМ, 0,16 — содержание паспортистов. Таким образом, стоимость услуг для детского сада за содержание общего имущества должна рассчитываться, исходя из стоимости 9,22 руб. (12,92 — 0,65 — 2,44 — 0,16 — 0,29 — 0,16) за 1 кв. м.

Полным признается товарищество, участники которого полные товарищи в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом ст.

Договор оперативного управления

Законодательные нормы, регулирующие владение объектами недвижимости, и другие права на них описаны в Гражданском кодексе РФ. Помимо общей или частной собственности на имущество, закон допускает его передачу в оперативное управление. Эта возможность указана в 296 статье ГК. Вид имущества, движимое или недвижимое, при этом роли не играет.

КС РФ и ВС РФ периодически принимаются акты, затрагивающие право оперативного управления, заключения соответствующих договоров. Они служат ориентиром при разрешении споров по договорам оперативного управления. Пленумом изданы общие разъяснения в 2010 году о защите права собственности и иных вещных прав.

Учредитель управления обязан предупредить Доверительного управляющего о том, что объект, передаваемый в доверительное управление, обременен залогом. В противном случае Доверительный управляющий вправе потребовать расторжения настоящего договора по основаниям п.2 ст.1019 ГК РФ и выплаты ему при этом причитающегося вознаграждения по этому договору за год.

  1. Данные сторон договора.
  2. Данные предмета договора. Это может быть наименование имущества, его местоположение, технические характеристики, назначение.
  3. Стоимость передаваемого в управление имущества. Ее необходимо учесть на балансе юридического лица.
  4. Конкретные права, которые получает организация в результате передачи имущества в оперативное управление.
  5. Обязанности сторон договора.
  6. Срок действия договора.
  7. Указания по внесению корректировок в договор, если это будет необходимо.
  8. Условия, по которым договор оперативного управления может быть расторгнут досрочно и в одностороннем порядке.
  9. Подписи сторон и скрепление печатями.
  • Субъекты не могут делиться на части и паи, он передаются управляющему только единым целым.
  • Отвечает за вверенное имущество управляющий, помимо того оно находиться на балансе его предприятия.
  • Лицо, осуществляющее рассматриваемое управление все равно находиться в подчинении первичного собственника.

ГЛАВА 8

В свою очередь, казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему на праве оперативного управления любым имуществом только с согласия собственника. Однако оно самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральным законом или иными нормативными правовыми актами.

Вопросы, связанные с осуществлением права хозяйственного ведения или правом оперативного управления, регламентируются гражданским законодательством. Так, унитарное предприятие самостоятельно распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения. Недвижимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, унитарное предприятие вправе распоряжаться только с согласия собственника этого имущества.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником ( ст. 113 ГК РФ). В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

По общему правилу юридическое лицо является собственником закрепленного за ним имущества, за исключением унитарных предприятий и учреждений. Его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица, вещные права на его имущество либо не иметь вообще никаких имущественных прав в отношении юридического лица.

К наиболее распространенным организационно-правовым формам некоммерческих организаций можно отнести: 1) потребительские кооперативы; 2) общественные или религиозные организации (объединения); 3) учреждения; 4) благотворительные и иные фонды; 5) автономные некоммерческие организации; 6) ассоциации и союзы; 7) государственные корпорации и др.

Наниматели, органы, учреждения обязаны по требованию судебного исполнителя в назначенный им срок дать ответ, состоит ли с ними в трудовых отношениях должник и какой размер его месячной заработной платы и (или) иных доходов и сумм, указанных в статье 389 ХПК РБ.

Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи его на реализацию в порядке, предусмотренном законодательством, или если первые торги объявлены несостоявшимися и единственный участник, подавший заявку на участие в торгах, отказался приобрести реализуемое имущество по начальной цене, увеличенной на пять процентов, и если взыскатель отказался оставить имущество за собой, такое имущество должно быть переоценено. Размер переоценки в сторону уменьшения стоимости имущества устанавливается с учетом спроса на это имущество и не должен превышать двадцати процентов от стоимости имущества, переданного на реализацию. Переоценка в сторону увеличения стоимости имущества проводится при изменении уполномоченным на то органом регулируемых цен.

До передачи взыскателю имущества, стоимость которого превышает сумму задолженности перед данным взыскателем по всем возбужденным исполнительным производствам, взыскатель обязан перечислить на соответствующий счет хозяйственного суда разницу между стоимостью передаваемого имущества и остатком задолженности по соответствующим исполнительным производствам, установленную вынесенным судебным исполнителем постановлением.

Если взыскатель согласен принять, а должник — передать взыскателю арестованное имущество в счет погашения долга, судебный исполнитель на основании письменных заявлений сторон выносит постановление и производит передачу имущества по стоимости, отраженной в акте ареста имущества, а в случае проведения оценки арестованного имущества — по стоимости, определенной актом оценки.

В случае объявления повторных торгов несостоявшимися и отказа единственного участника, подавшего заявку на участие в торгах, от приобретения реализуемого имущества по начальной цене, увеличенной на пять процентов, и повторного отказа взыскателя оставить за собой реализуемое имущество, за исключением имущества, являющегося предметом залога, либо отказа принять имущество оно возвращается должнику, а исполнительный документ, если у должника отсутствует другое имущество, на которое может быть обращено взыскание, возвращается взыскателю.

На праве оперативного управления имущество принадлежит

Наш центр является подразделением Общероссийского общественно-государственной организации ДОСААФ России, в марте месяце поменялось название нашего центра. Все права на землю, здания и имущество принадлежат вышестоящей организации, мы осуществляем по договору пользования на праве оперативного управления. В настоящее время нам необходимо зарегистрировать дополнительное соглашение с регистрационной палатой об изменении названия центра. Как это сделать, куда обращаться и какие документы для этого необходимы. Можно ли зарегистрировать доп соглашение о смене названия или лучше составить новый договор и зарегистрировать его, и наверно если у нас сменилось название нужно по новой получить свидетельства на право оперативного управления зданием и землей? Как вообще работают регистрационные палаты, по предварительной записи или можно обратиться в часы приема

2. Понятно что должник задним числом составил агентский договор (фиктивный) только с одной целью избежать взыскания с него долга и нашел таким образом лазейку от ареста своего счета (якобы деньги не мои верните)-примет ли судья это как реальный довод выкрутится таким хитрым способом (никаких факт док-ов ессно я предоставить не могу, тут чисто само собой ясно ибо не отдает деньги с 2009 года, скрывается).

ОГРН (основной государственный регистрационный номер) — государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица либо записи о первом представлении в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц» сведений о юридическом лице, зарегистрированном до введения в действие указанного Закона (пункт 8 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц).

13 июля 2022 года около 15.00 часов я въезжал на парковку ТЦ «База» по ул. Писарева, 60 через открытый шлагбаум на автомобиле «Тойота Лэнд Крузер» г/н А 544 АУ, 154. Проезжая под шлагбаумом, я был остановлен охранником Ивановым А.Б., который пояснил, что необходимо взять жетон для въезда на бесплатную парковку. Пока охранник объяснял правила проезда, механизм автоматического шлагбаума сработал, стрела, которого опустилась на машину, нанеся повреждения. Охранник не среагировал на произошедшую ситуацию, стрела шлагбаума продолжала предпринимать попытки закрыться, каждый раз ударяясь об мой автомобиль. Что бы остановить наносимые повреждения стрелой автоматического шлагбаума моему автомобилю, я был вынужден остановить стрелу шлагбаума вручную.

Государственное образовательное учреждение получило в качестве пожертвования от одного из частных благотворительных фондов довольно значительную денежную сумму на цели приобретения книг для студенческой библиотеки. Эта денежная сумма была зачислена на расчетный счет образовательного учреждения, однако на закупку книг направлена не была. Вместо этого руководителем учреждения было принято решение выдать некоторым преподавателям беспроцентные займы на улуч¬шение жилищных условий.

Глава 8

Унитарное предприятие, обладающее имуществом на праве хозяйственного ведения, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. На собственника же имущества может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам унитарного предприятия, только если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником имущества.

4) выделение (из состава одного юридического лица выделяется одно или более юридических лиц; при этом к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом без ликвидации первоначального юридического лица);

Если же речь идет о казенных предприятиях, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, то Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Существуют особенности в правовых последствиях при обращении взыскания на непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда. Так, если на данное имущество наложен арест, то судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня составления акта о наложении ареста на указанное имущество направляет в Федеральную налоговую службу, а в случае, когда должником является банк или иная кредитная организация, — в Банк России копии постановления и акта о наложении ареста, а также сведения о размере требований взыскателей.

«Прекращение должника-организации» является собирательным понятием, охватывающим его ликвидацию как способ прекращения деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (сюда же с определенными оговорками можно отнести и признание должника-организации банкротом), а также реорганизацию как прекращение организации с переходом прав и обязанностей или их части к иным юридическим лицам (кроме случаев реорганизации в форме выделения из состава юридического лица другой организации).

Статья 94

1. В случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее указанной организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится, в следующей очередности:

2. Положения части 1 настоящей статьи применяются также при обращении взыскания на имущество должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, в случае исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном судом, другим органом или должностным лицом в связи с предпринимательской деятельностью указанного гражданина.

4) в четвертую очередь — на непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда.

Интересное:  Закон Краснодарского Края О Чернобыльцах

1) в первую очередь — на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий;

3. Должник обязан уведомить кредиторов об обращении взыскания на принадлежащее ему имущество, указанное в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи, путем внесения сведений об обращении взыскания на такое имущество в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц с указанием размера требований в соответствии с исполнительным документом и очередности обращения взыскания на имущество.

1) в первую очередь — на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий;
2) во вторую очередь — на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг. Виды имущественных прав, на которые может быть обращено взыскание, перечислены в ст. 75 ФЗИП. При этом возникает вопрос: какие имущественные права непосредственно используются в производстве, а какие нет;
3) в третью очередь — на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг. Полагаем совершенно обоснованным подход законодателя, который устанавливает приоритет при обращении взыскания на такую недвижимость по сравнению с иным имуществом, непосредственно используемым в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг. Вместе с тем на практике возникают проблемы при отнесении недвижимого имущества к «непосредственно не участвующему» в производстве. В связи с этим в литературе высказана рекомендация, согласно которой «при отнесении той или иной недвижимости к имуществу следует не только выявлять его вовлеченность в технологические циклы, но и оценивать степень возможного негативного воздействия на нормальную производственную деятельность при изъятии конкретного объекта недвижимости» ;
———————————
Там же. С. 423.

Во-вторых, предусматривается очередность обращения взыскания. Смысл правил об очередности обращения взыскания сводится к минимизации возможных негативных последствий для производственной деятельности должника . В основе данной очередности лежит критерий вида имущества, а также критерий функционального назначения и целевого использования:
———————————
Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» (постатейный) / Под ред. В.В. Яркова. С. 418.

Согласно ч. 3 ст. 95 ФЗИП при получении сведений ФНС России об осуществлении действий, связанных с возбуждением в арбитражном суде производства по делу о банкротстве должника-организации судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнительные действия по реализации имущества должника-организации. В данном случае нет необходимости выносить отдельное постановление о приостановлении исполнительных действий — постановление, вынесенное в порядке ч. 2 ст. 95 ФЗИП, продолжает действовать до принятия арбитражным судом соответствующего судебного акта о введении в отношении должника-организации процедуры банкротства. Исключение составляют исполнительные действия по реализации имущества должника-организации для исполнения исполнительных документов:
— о взыскании задолженности по заработной плате;
— выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;
— истребовании имущества из чужого незаконного владения;
— возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
— взыскании задолженности по текущим платежам.
3. В силу ч. 4 ст. 95 ФЗИП если ЦБ РФ сообщил об отзыве у банка или иной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, то судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнительное производство до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом или о его принудительной ликвидации, за исключением производства по исполнительным документам:
———————————
В данном случае воспроизводится основание для приостановления исполнительного производства, предусмотренное п. 4 ч. 1 ст. 40 ФЗИП.

4) в четвертую очередь — на непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда.
В некоторых случаях правила об очередности обращения взыскания могут не применяться. Так, в частности:
— в соответствии с ч. 5 ст. 69 ФЗИП должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь;
— в соответствии с ч. 1 ст. 81 ФЗИП при наложении ареста на имущество в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.
В-третьих, установленный ст. 94 ФЗИП порядок обращения взыскания на имущество должника-организации применяется и при обращении взыскания на имущество должника-гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, при исполнении исполнительного документа, требования в котором связаны с его предпринимательской деятельностью.
Обращение взыскания на имущество должника-организации, отнесенное к четвертой очереди, может негативно сказаться на деятельности должника и, по сути, привести к его банкротству (или по крайней мере к появлению признаков банкротства, предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В связи с этим ФЗИП (ст. 95) закрепляет ряд гарантий исполнения требований взыскателей, а также соблюдения прав должника и публичных субъектов. В связи с этим судебный пристав-исполнитель совершает следующие действия.
1. В случае наложения ареста на имущество четвертой очереди судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня составления акта о наложении ареста на указанное имущество направляет в ФНС (в случае, когда должником является банк или иная кредитная организация, — в ЦБ РФ):
— копию постановления о наложении ареста;
— копию акта о наложении ареста;
— сведения о размере требований взыскателей.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 95 ФЗИП судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнительные действия по реализации имущества до получения от ФНС России либо ЦБ РФ сведений об осуществлении или отказе в осуществлении действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о банкротстве организации либо по отзыву у банка или иной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Срок представления таких сведений составляет 30 дней с момента получения постановления и акта о наложении ареста .
———————————
В данном случае воспроизводятся основания для приостановления исполнительного производства, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 40 ФЗИП.
Очевидно, что истечение указанного 30-дневного срока не прекращает обязанность Федеральной налоговой службы (ЦБ РФ) сообщить об одном из указанных решений. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» (постатейный) / Под ред. В.В. Яркова. С. 427.

Однако в случаях, когда обращается взыскание на имущество, находящееся у должника на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, согласие собственника на отчуждение не требуется (п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 101 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства»). Указанное следует рассматривать как особое правило, которое обусловлено принудительным характером исполнения.
Следует отметить, что указанное разъяснение никак не противоречит нормам п. п. 4 — 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК, согласно которым:
— бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено;
— автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества;
— частное и казенное учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.
Недопустимо обращение взыскания на имущество, находящееся в пользовании у должника . При этом исходя из положений ст. 69 ФЗИП обязанность по сообщению информации и представлению соответствующих документов относительно имущества, находящегося в пользовании должника, лежит на самом должнике.
———————————
См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 20.05.2003 N 375/03.

Имущество В Оперативном Управлении Как Обращать Взыскание

Кроме того, обращение взыскания на такое имущество потребует от судебного пристава_исполнителя проникновение в помещение, принадлежащее гражданину, юридическому лицу, которые обладают правом пользования или правом владения на данное имущество, в то время как в соответствии со ст. 12 Закона о судебных приставах судебный пристав_исполнитель имеет право совершать такие действия только по отношению к должнику. В таких случаях, согласно ч. 1 анализируемой статьи, взыскание на имущество обращается только на основании судебного акта.

Предусмотреть все возможные меры принудительного исполнения раз и навсегда невозможно — жизнь не стоит на месте и появление новых обязательственных отношений, специфических форм человеческого общения и размещения информации (например, на сайте в Интернете) требует постоянного соответствия процесса защиты и восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов реалиям жизни, т.е. допускаемым их нарушениям. Поэтому вполне оправданно, что другие меры принудительного исполнения могут быть предложены законодателем, а то, что эти меры должны содержаться только в федеральных законах, — важная гарантия от исполнительного произвола.

Однако правом владения или правом пользования может обладать не только собственник вещи, но и ее законный владелец_несобственник (например, арендатор, жилец_квартиросъемщик), а также лицо, не являющееся ни собственником, ни владельцем (например, лицо, в пользу которого установлен сервитут). Соответственно, имущество, принадлежащее должнику на каком_либо вещном праве, может и не находится в его фактическом владении и или пользовании, а обращение взыскания на такое имущество будет затрагивать права и интересы других лиц.

Такая мера принудительного исполнения, как изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, перечисленных в исполнительном документе, отличается от иных мер способом действия (изъять у должника и передать взыскателю, а, например, не арестовать, оценить и реализовать) и определенностью предмета исполнения (должны быть изъяты и переданы определенные предметы, перечисленные в исполнительном документе, тогда как согласно частям 1 и 2 статьи 68 Закона, совершенно не важно, что это за имущество или источники дохода, лишь бы их денежным выражением можно было удовлетворить требования взыскателя). Конкретные предметы и необходимые действия с ними (изъятие и передача) прямо определены исполнительным документом, в связи, с чем особых проблем с пониманием требований исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя не возникает. Исполнено данное решение может быть, только пока существует подлежащая изъятию и передаче вещь, а фактически исполняется данное производство только тогда, когда вещь изъята из фонда должника и поступила в фонд взыскателя, т.е. в его владение.

Как следует из п. 11 ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве, перечень мер принудительного исполнения, приведенный в данной статье, не является исчерпывающим. Пункт 11 не исключает иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом. Кстати, раньше это положение звучало не так: предусматривались «иные меры, предпринимаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа». На практике это чаще всего запрет на совершение определенных действий. Кроме того, нередки случаи уничтожения по решению суда пиратских копий аудио- и видеозаписей и т.д.

Интересное:  Доплаты Ветеранам Труда В 2022гв Спб

Из указанного акта следует, что первый, второй, третий этажи здания используются по нецелевому назначению. В частности 262,2 кв. м занимает ТОО «П», 41,1 кв. м занимает обком профсоюзов работников связи и другие юридические лица. В связи с этим в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа N Ф04-8058/2004 (6244-А70-20) делается вывод об обоснованности изъятия из оперативного управления государственного учреждения используемого не по назначению недвижимого имущества в соответствии с пунктом 2 статьи 296 Гражданского кодекса.

Переданное учреждению в оперативное управление имущество должно использоваться в целях, для которых создано учреждение. Если имущество будет использоваться не по назначению, то оно может быть изъято собственником имущества, который вправе распорядиться им по своему усмотрению. Однако ненадлежащее использование имущества нужно доказать, причем обязанность доказывания будет нести государственный орган, осуществляющий правомочия его собственника. Произвольное изъятие имущества недопустимо и скорее всего, будет обжаловано учреждением в суде. Например, по результатам проверки использования нежилых помещений комиссией был сделан вывод о том, что в целях повышения эффективности управления федеральным имуществом целесообразно изъять из оперативного управления учреждения данное здание как неиспользуемое. На основании акта проверки Министерством имущественных отношений РФ было издано распоряжение об изъятии здания из оперативного управления учреждения. Но суд не согласился с правомерностью изъятия имущества в рассматриваемой ситуации (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа N А33-6756/04-С2-Ф02-4749/04-С1).

По общему принципу, изложенному в пункте 2 статьи 299 Гражданского кодекса, доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, а также имущества, приобретенного учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном Гражданским кодексом. Об этом сказано в постановлении Президиума ВАС РФ N 5804/04. Пунктом 2 статьи 298 Гражданского кодекса, регулирующим вопрос о распоряжении учреждением имуществом, приобретенным им на доходы от деятельности, осуществляемой в соответствии с учредительными документами, не предусмотрено возникновения у учреждения права собственности на такое имущество.

Так, общество с ограниченной ответственностью «М» обратилось в Арбитражный суд с обжалованием отказа учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в государственной регистрации права собственности на здание, купленное им у государственного учреждения здравоохранения «А» по договору купли-продажи. Как отмечается в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа N Ф04-394/2005(8340-А03-39), согласно пункту 1 статьи 298 Гражданского кодекса учреждение не имеет права отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Следовательно, переход права собственности на такое недвижимое имущество не может быть зарегистрирован. Сделки с недвижимостью, переданной учреждению на праве оперативного управления, могут осуществляться с разрешения соответствующего уполномоченного органа. Например, между Красноярским краевым комитетом по управлению государственным имуществом, ГУВД Красноярского края и ООО «О» был заключен договор об обмене нежилых зданий.

Как отмечается в постановлении ФАС Волго-Вятского округа N А79-6693/2004-СК1-6244, законом предусмотрен специальный правовой режим имущества, которое передано в оперативное управление учреждению. На такое имущество для погашения задолженности самого учреждения нельзя обратить взыскание в порядке, предусмотренном статьей 58 Федерального закона N 119-ФЗ.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

Автономное учреждение также свободно в осуществлении правомочия распоряжения доходами от приносящей доход деятельности, если эта деятельность осуществляется в соответствии с уставом и не противоречит целям, для достижения которых создано учреждение. При этом возможность самостоятельного распоряжения распространяется как на любое движимое, так и на недвижимое имущество, приобретенное за счет указанных выше доходов.

Право на имущество, закрепляемое за учреждением или казенным предприятием, возникает с момента его передачи учреждению или казенному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

  • необходимость получения разрешения собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
  • собственник имеет право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, переданное в оперативное управление (п. 2 ст. 296 ГК РФ, ст. 35 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», ст. 19 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Поскольку суть ограничений на распоряжение имуществом автономного либо бюджетного учреждения — в сохранении возможности осуществления уставной деятельности, не может быть отнесено к особо ценному имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности автономного (бюджетного) учреждения. Кроме того, режим особо ценного имущества не может быть распространен на имущество, приобретенное за счет собственных доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.

Как прекращается право оперативного управления

До 1 января 2022 года положения пункта 1_1 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 3 августа 2022 года N 340-ФЗ) в части жилых домов, садовых домов, строительство, реконструкция которых осуществляются на садовых земельных участках, применяются в отношении жилых домов, жилых строений, строительство, реконструкция которых осуществляются соответственно на дачных земельных участках, садовых земельных участках — пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2022 года N 340-ФЗ.

2) при личном обращении в многофункциональный центр, а также посредством почтового отправления или посредством отправления в электронной форме — в течение рабочего дня, следующего за днем приема органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

10) пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

11. В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством отправления в электронной форме такие заявление и документы представляются путем заполнения формы заявления, размещенной на едином портале, официальном сайте, с прикреплением соответствующих документов. Форма заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования.

18. Порядок и сроки передачи многофункциональным центром принятых им заявлений и иных необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в орган регистрации прав определяются соглашением о взаимодействии, заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке. При этом сроки передачи многофункциональным центром принятых им заявлений и иных необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в орган регистрации прав не должны превышать один рабочий день.

Установив при рассмотрении дела, что в МУ РКЦ находятся денежные средства, принадлежащие должнику — ООО «Сахалинский водоканал», суды обоснованно удовлетворили требования судебного пристава-исполнителя и обратили взыскание на указанные денежные средства. Доводы кассационной жалобы ООО «Сахалинский водоканал» о том, что взыскание на денежные средства должника, находящиеся у третьего лица, возможно только в случае, если такое лицо является банком или иной кредитной организацией, судом кассационной инстанции отклоняются как не основанные на действующем законодательстве. Проанализировав правоотношения ООО «Сахалинский водоканал» и МУП РКЦ, суды пришли к правильному выводу о том, что должник в силу ст. 971 ГК РФ является собственником указанных денежных средств как доверитель по договору поручения, в связи с чем доводы ООО «Сахалинский водоканал» о том, что денежные средства, на которые обращено взыскание, не являются его собственностью, отклоняются.

Однако сложности могут возникнуть в тех случаях, когда взыскание обращается на неделимую вещь, стоимость которой превышает размер задолженности по исполнительному производству. Это правило установлено в целях защиты имущественных прав должника, но не означает, что судебный пристав-исполнитель обязательно должен выявить имущество стоимостью, точно соответствующей размеру задолженности. В этом случае соблюдение принципа соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения может быть обеспечено применением ч. 6 ст. 110 Закона об исполнительном производстве, т.е. путем возврата должнику денежных средств, оставшихся после удовлетворения всех требований по исполнительному производству.

В то же время не во всех случаях наличие заключенного договора между должником и третьим лицом по поводу имущества означает его нахождение у третьего лица. Полагаем, что у третьего лица находится лишь то имущество, которое передано во владение последнему. Если же имущество предоставлено лишь в пользование, то у третьего лица оно не находится. Так, например, по договору аренды арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Соответственно если имущество должника во владение третьего лица не передавалось, то обращение на него взыскания производится в обычном порядке по правилам ст. 69 Закона об исполнительном производстве, но с учетом прав третьего лица, т.е. с обременением.

В соответствии со ст. 45 СК РФ по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество этого супруга. При недостаточности этого имущества кредитор вправе требовать выдела доли супруга-должника, которая причиталась бы супругу-должнику при разделе общего имущества супругов, для обращения на нее взыскания. Взыскание обращается на общее имущество супругов по общим обязательствам супругов, а также по обязательствам одного из супругов, если судом установлено, что все, полученное по обязательствам одним из супругов, было использовано на нужды семьи. При недостаточности этого имущества супруги несут по указанным обязательствам солидарную ответственность имуществом каждого из них.

Если в таких случаях выделение доли в натуре невозможно либо против этого возражают остальные участники долевой или совместной собственности, кредитор вправе требовать продажи должником своей доли остальным участникам общей собственности по цене, соразмерной рыночной стоимости этой доли, с обращением вырученных от продажи средств в погашение долга.

Практика и проблемы обращения взыскания на имущество должников

В частности, розыском должников и их имущества на сегодняшний день занимаются оперативные подразделения МВД России, а не ФССП. Чтобы придать легитимность этому направлению деятельности, ФССП выступила с инициативой о включении Службы в число субъектов оперативно-розыскной деятельности .

Одним из вариантов совершенствования договорных связей между органами власти по исполнению судебных решений и специализированными организациями, осуществляющими реализацию имущества должников, могло бы являться рассмотрение и регулирование соответствующих договорных отношений с позиции теории административного договора. Так, по мнению В.В. Головина, договоры о реализации арестованного имущества содержат ряд обязательных признаков административного договора:

Практика идет по пути наложения ареста на это имущество наравне с имуществом, права на которое подтверждены. Однако нередки случаи, когда свои права на такое имущество впоследствии предъявляют лица, не являющиеся сторонами исполнительного производства. При этом доказать правоту той или другой стороны становится практически невозможно.

  • в первую очередь — имущество должника, непосредственно не участвующее в производстве: ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и другое;
  • во вторую очередь — готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие и не предназначенные для непосредственного участия в производстве;
  • в третью очередь — объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве.

На наш взгляд, недостаточное количество научных и практических исследований по данному вопросу, фрагментарное правовое регулирование соответствующей сферы отношений приводят зачастую к признанию сделок, заключенных по результатам реализации имущества, недействительными.