Контроль Основных Средств В Бюджетных Учреждениях

Как списать основные средства бюджетного учреждения

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Бюджетный учет основных средств

Единицей учета основных средств в учреждениях(ОС) является инвентарный объект. Каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер в порядке, установленном учетной политикой учреждения, с учетом положений Стандарта и Инструкции № 157н. Инвентарный номер сохраняется за объектом на весь период его нахождения в учреждении. После выбытия объекта закрепленный за ним инвентарный номер никому не присваивается.

  • описание объектов инвестиционной недвижимости;
  • критерии для проведения различия между инвестиционной недвижимостью и недвижимостью, занимаемой учреждением, а также недвижимостью, предназначенной для продажи в ходе обычной хозяйственной деятельности;
  • суммы, признаваемые в качестве дохода от предоставления в аренду инвестиционной недвижимости;
  • суммы, признанные в качестве расходов (в том числе на ремонт и текущую эксплуатацию), связанных с инвестиционной недвижимостью, доходы от предоставления в аренду которой отражены в финансовом результате отчетного периода;
  • суммы, признанные в качестве расходов (в том числе на ремонт и текущую эксплуатацию), связанных с инвестиционной недвижимостью, которая не предоставлялась в аренду;
  • наличие ограничений в отношении возможности продажи объектов инвестиционной недвижимости или поступлений экономических выгод (доходов) от выбытия, а также суммы указанных ограничений.
  • ожидаемого срока использования объекта;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений объекта;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации – для объектов, безвозмездно полученных от иных субъектов учета, государственных (муниципальных) организаций.
  • пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости таким образом, чтобы остаточная стоимость объекта после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. То есть балансовая стоимость и накопленная амортизация умножаются на один и тот же коэффициент;
  • вычитается из балансовой стоимости, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива.
  • непроизведенные активы;
  • имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну;
  • права на разработку полезных ископаемых и запасов полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ и аналогичные невозобновляемые ресурсы;
  • материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов, объектов незавершенного строительства, числящихся в составе капитальных вложений;
  • биологические активы.
  • на объект ОС стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;
  • на объект ОС стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется, стоимость объекта сразу списывается в затраты, далее ОС учитывается на забалансовом счете 21;
  • на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию;
  • на иной объект ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию».
  • Поступление ОС отражается на синтетическом счете 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы». Например, в бюджетном учреждении согласно приказу 174н, он имеет следующие группы счетов:010610000 «Вложения в недвижимое имущество»;
  • 010620000 «Вложения в особо ценное движимое имущество»;
  • 010630000 «Вложения в иное движимое имущество»;
  • 010640000 «Вложения в объекты финаренды»;
  • 010660000 «Вложения в права пользования НМА»;
  • 010690000 «Вложения в имущество концедента».

Подборку практических рекомендаций по списанию определенных видов ОС в учете бюджетников смотрите в аналитическом обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры. А в этой публикации вы найдете образец приказа о списании ОС в бюджетном учреждении.

В данной статье мы будем ссылаться на приказ № 157н как на основу бюджетного учета. С начала 2022 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2022 №257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а также логику составления проводок.

  • Имущество (за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд субъекта учета) относится к ОС вне зависимости от срока полезного использования.
  • Субъектом учета прогнозируется получение от использования актива экономических выгод или полезного потенциала.
  • Первоначальную стоимость имущества как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.

Бухгалтерский учет объектов основных средств в учреждениях государственного сектора осуществляется в соответствии с СГС «Основные средства» и методическими указаниями Минфина по применению данного стандарта (письма от 15.12.2022 № 02-07-07/84237, от 30.11.2022 № 02-07-07/79257).

Федеральное казначейство 31.12.2022 утвердило Методические рекомендации по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций (далее – Методические рекомендации). Данный документ разработан для использования в работе подразделениями данного ведомства и УФК по субъектам РФ при проведении контрольных мероприятий и носит рекомендательный характер. Отдельные положения рекомендаций могут быть полезны также для учреждений бюджетной сферы. В материале рассмотрим, на что обращают внимание органы Федерального казначейства в ходе проверки ведения бухгалтерского учета и составления отчетности учреждением.

9. Непрерывность применения плана счетов субъекта учета, требований к структуре аналитического учета, а также соблюдение условий обеспечения сопоставимости показателей учета и отчетности за отчетный, текущий и очередной финансовый годы (очередной финансовый год и плановый период) при внесении в них изменений.

14. Соответствие показателей остатков денежных средств учреждений, отраженных в отчетности, показателям, отраженным на лицевых счетах, открытых в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства, а также на счетах учреждений в рублях и иностранной валюте, открытых в подразделениях ЦБ РФ и в кредитных организациях.

Проверка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности органами Федерального казначейства осуществляется на предмет соблюдения требований объектами контроля законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и отчетности.

Приказ Минфина России от 31 декабря 2022 г

Указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении в эксплуатации, в запасе, на консервации, а также при их передаче субъектом учета, в том числе инвестиционной недвижимости, во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.

сумму стоимости выбывших объектов основных средств с отдельным раскрытием сумм выбытий в результате передачи объектов имущества, учитываемых в составе основных средств, собственнику (учредителю), иной организации бюджетной сферы, а также в результате реклассификаций;

11. Объект недвижимости (его часть), полученный субъектом учета по договору аренды (имущественного найма) и предназначенный для последующей передачи полученного имущества в субаренду (поднаем), в том числе с передачей своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу (перенаем), либо для предоставления арендованного имущества в безвозмездное пользование, признается субъектом учета инвентарным объектом в составе группы основных средств «Инвестиционная недвижимость» при соблюдении критериев признания объекта основных средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Стандарта, а также при соблюдении условий признания объекта учета неоперационной (финансовой) аренды (в том числе объекта учета неоперационной (финансовой) аренды на льготных условиях), предусмотренных федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» 4 (далее — Стандарт «Аренда»).

В случае, если данные об остаточной стоимости передаваемого взамен актива по каким-либо причинам недоступны, либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемого взамен актива нулевая, субъектом учета отражается приобретенный путем такой необменной операции актив в составе основных средств в условной оценке, равной одному рублю.

После признания объекта основных средств любые курсовые (счетные) разницы, связанные с оплатой оставшейся неоплаченной на дату признания объекта основных средств задолженности по расходам (затратам), включенным в объем фактически произведенных капитальных вложений, относятся на финансовый результат текущего периода.

122. В рамках осуществления контроля за исполнением бюджетной сметы казенным учреждением рекомендуется проверить соответствие действий главного распорядителя средств федерального бюджета и уполномоченных им распорядителях средств федерального бюджета, руководителя учреждения статьям 161, 221 БК РФ, Общим требованиям к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. N 112н, и порядку составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений, утвержденному соответствующим главным распорядителем бюджетных средств.

неполным или несвоевременным возвратом подрядной организацией заказчикам стоимости материалов и конструкций, полученных от разборки сносимых и переносимых зданий и сооружений, в размере, определенном сметной документацией в случаях, если эти материалы и конструкции приняты от заказчика подрядной организацией или передача их предусмотрена контрактом;

Интересное:  Оплата Воды 2022 Московская Область Частный Дом

112. При неявке представителей объекта контроля, подрядных организаций и (или) организаций, осуществлявших строительный контроль, для проведения контрольного обмера на объект, рекомендуется проводить контрольный обмер в установленном порядке, при этом акт контрольного обмера рекомендуется подписывать всеми присутствующими представителями сторон.

— приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (далее — приказ N 33н);

75. Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий (пункт 5 статьи 49 ГрК РФ).

Однако в виду отсутствия методологии единого подхода к определению требований по контролю за деятельностью государственными (муниципальными) учреждениями на региональном и муниципальном уровнях очень часто как у органов, осуществляющих контроль, так и у проверяемых возникают множественные вопросы. Среди наиболее частых вопросов:

  • как осуществлять контроль и что именно следует контролировать в деятельности учреждений;
  • какими критериями необходимо руководствоваться при определении нарушений.

В связи с чем, между участниками процесса контроля за использованием имущества возникает большое количество разногласий, которое разрешается в большинстве случаев в судебном порядке. Это свидетельствует о наличии явной потребности в закреплении на федеральном уровне методики осуществления контроля за использованием имущества, что позволит оптимизировать соответствующие процедуры.

КАК УЧРЕЖДЕНИЕ МОЖЕТ РАСПОРЯЖАТЬСЯ ИМУЩЕСТВОМ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ
По установленному порядку имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется собственником за организациями на праве оперативного управления. Собственником имущества учреждения является:

  • Российская Федерация (далее – РФ)
  • субъект РФ и муниципальные образования.

Существующее на сегодняшний день законодательство существенно ограничивает права перечисленных собственников.

Так, в большинстве случаев государственные (муниципальные) учреждения вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, без согласования собственником за исключением случаев:

  • распоряжения особо ценным движимым и недвижимым имуществом, закрепленным за ними собственником;
  • приобретенным государственными (муниципальными) учреждениями движимым и недвижимым имуществом за счет выделенных собственником, для таких целей средств.

Всем остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, в том числе приобретённым за счет собственных доходов, государственные (муниципальные) учреждения вправе распоряжаться самостоятельно. Исключение составляют казенные учреждения, которые не вправе отчуждать либо распоряжаться имуществом без согласия собственника.

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМУЩЕСТВА: РЕАЛЬНАЯ ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ
Исходя из анализа нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих организацию деятельности, государственными (муниципальными) полномочиями по определению порядка, формы и метода контроля за деятельностью учреждений наделены субъекты РФ и муниципальные образования, которые, в свою очередь, обязаны закрепить перечисленные требования нормативно.

Достаточно часто бюджетные учреждения обращаются к собственнику с потребностью о наделении их дорогостоящим имуществом либо собственник по своей инициативе безвозмездно передает нефинансовые активы. Однако далеко не всегда удается определить, насколько объективна потребность организаций в запрашиваемом имуществе и насколько эффективно используются нефинансовые активы, которые уже есть у учреждений. Юлия Кулагина, ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ, рассказывает как решить вопрос эффективной организации учета имущества.

Для достоверного отражения хозяйственных операций следует в первичной документации и договорах, подтверждающих расходы по восстановлению ОС, более четко и детально квалифицировать проведенные работы как ремонт (текущий или капитальный), реконструкция и модернизация.

Потому что переоценка ОС отражается в программе документами «Операцией, введенной вручную» и «Изменение параметров амортизации ОС». Соответственно, все расчеты по переоценке вы делаете вне 1С. Поэтому данные в автоматическом режиме и не попадают в карточку ОС-6 раздел 3 «Переоценка». Поэтому либо заполняете карточку в ручном режиме или обращаетесь к программистам за написанием доработки.

Особая роль в производственно-хозяйственной деятельности предприятия принадлежит основным фондам или основным средствам (ОС). Проверка основных средств — один из самых обширных и трудоемких разделов аудита. Она проводится с целью выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности относительно данных об основных фондах организации. В этой публикации рассмотрим самые популярные ошибки, которые находят аудиторы при проверке этого раздела учета.

Недостоверное отражение операций на счетах бухгалтерского учета основных средств, неверное исчисление амортизации влияют на искажение данных бухгалтерской отчетности и финансового результата. Существует вероятность искажения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, налогу на имущество.

Важное внимание стоит уделить контролю за информацией, отраженной в программах 1С. Поскольку правильное внесение в базу данных по учету основных средств в дальнейшем позволит максимально автоматизировать учет — от начисления амортизации до подготовки регламентированных отчетов.

49. В бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, начиная с которой применяется настоящий Стандарт, допускается не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) в соответствии с настоящим пунктом. Для целей указанной корректировки балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения настоящего Стандарта в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии с настоящим Стандартом исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии с настоящим Стандартом.

23. В случае если в первоначальной стоимости объекта основных средств учтена величина оценочного обязательства по будущему демонтажу, утилизации этого объекта и восстановлению окружающей среды, то изменение этой величины (без учета процентов) увеличивает или уменьшает первоначальную стоимость объекта основных средств. При этом если объект основных средств учитывается по переоцененной стоимости, то накопленная по нему дооценка (при наличии) корректируется на сумму изменения его первоначальной стоимости; причем величина такой корректировки включается в состав совокупного финансового результата без включения в прибыль (убыток). Если уменьшение первоначальной стоимости объекта основных средств в соответствии с настоящим пунктом приводит к тому, что балансовая стоимость данного объекта становится равной нулю, то дальнейшее уменьшение величины оценочного обязательства включается в финансовый результат деятельности организации в качестве дохода.

8. Для каждого объекта основных средств организация определяет срок полезного использования. Для целей настоящего Стандарта сроком полезного использования считается период, в течение которого использование объекта основных средств будет приносить экономические выгоды организации. Для отдельных объектов основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), которое организация ожидает получить от использования объекта основных средств.

16. Периодичность переоценки отличных от инвестиционной недвижимости основных средств определяется организацией для каждой группы переоцениваемых основных средств исходя из того, в какой степени справедливая стоимость таких основных средств подвержена изменениям. Если организация решает проводить переоценку основных средств не чаще одного раза в год, то переоценка проводится по состоянию на конец соответствующего отчетного года.

б) предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд, либо для использования в деятельности некоммерческой организации, направленной на достижение целей, ради которых она создана;

Учет и контроль основных средств в бюджетных учреждениях

Колледж в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации и Удмуртской Республики, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 № 12-ФЗ, Типовым Положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.1994 № 1168, нормативными правовыми актами Министерства образования, Уставом.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра, и другие природные ресурсы), а также капитальные вложения, направленные на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладная) приемки — передачи основных средств форма ОС-1бюдж. на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составить лишь в том случае, если объекты однотипные, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.

Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования форма ОС-14. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами приемной комиссии. В случаи невозможности произвести качественную приемку оборудования при его поступлении на склад акт о приемке оборудования является предварительным, составленным по наружному осмотру.

По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для учета и контроля за их сохранностью материально ответственные лица ведут инвентарные списки основных средств форма ОС-13. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) -дата и номер документа и причина выбытия. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют в разрезе лиц, ответственных за сохранность этих средств.

Такой контроль должен осуществляться перед совершением хозяйственных операций. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, контрольными мероприятиями, относящимися к предварительному контролю, являются анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности, проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до ее утверждения или подписания и т. д.

Журнал финансового контроля предназначен для обобщения информации по результатам контрольных процедур в рамках финансового контроля. В нем отражаются вид проверяемой учетной операции, выявленные нарушения, причины их возникновения, ответственные исполнители и т. д. Состав и структуру этого регистра коммерческие предприятия определяют сами, а для бюджетных организаций они предусмотрены в отдельном приказе.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н учреждения силовых ведомств обязаны организовать у себя внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета, повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на повышение результативности использования средств федерального бюджета. Порядок осуществления такого контроля должен быть утвержден при формировании учреждением своей учетной политики. О том, что должно содержать такое положение, поговорим в статье.

Интересное:  Сколько Надо Проработать Официально Чтобы Платили На Бирже Труда

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отделов бухгалтерского учета и отчетности учреждения, экономического отдела, заместителем руководителя учреждения, ответственным за финансово-экономический блок, комиссией по внутреннему контролю.

Наличие эффективной системы внутреннего финансового контроля — необходимый фактор для принятия рациональных управленческих решений, результатом которого является своевременная идентификация, оценка и минимизация рисков, устранение дублирования функций, повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности, снижение вероятности наложения санкций и предписаний надзорными и контрольными органами.

Результат работы комиссии по проверке элементов амортизации оформляется протоколом заседания комиссии, форму которого целесообразно утвердить в приложении к учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008). Протокол должен содержать все обязательные реквизиты первичного учетного документа, а также (при необходимости) – реквизиты, являющиеся дополнительными к обязательным реквизитам, установленным ч. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В протоколе нужно указать по каждому объекту основных средств, по которому принято решение о пересмотре СПИ и других элементов амортизации, ранее установленные элементы амортизации, новые (измененные) элементы амортизации, причины пересмотра. Протокол, подписанный председателем и членами комиссии, утверждает руководитель организации или уполномоченное им лицо (п. 8 ст. 3, ч.ч. 1, 2, 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, п.п. 2, 4, 8, 12 ФСБУ 27/2022, п. 4 ПБУ 1/2008, п. 1 абз. 9 ст. 313 НК РФ).

  • конкретными обстоятельствами, которые должны были быть приняты во внимание при первоначальном установлении СПИ (перевод объекта в условия агрессивной среды, отличный от среднестатистического режим работы, сезонность использования, переход от двухсменного режима работы в трехсменный, плановые простои по каким-то причинам, принятие ограничивающих нормативных правовых актов, утверждение руководством бюджета организации, в котором установлены планируемые даты закупок нового оборудования с заменой имеющегося, и т.д.);
  • постепенным накоплением новой информации, которой за год может оказаться достаточно, чтобы существенно изменились прогнозы организации относительно СПИ объектов основных средств (при отсутствии конкретных обстоятельств).

Приказом по организации обязанности по проверке элементов амортизации можно возложить на инвентаризационную комиссию; комиссию по приему, вводу в эксплуатацию и списанию основных средств или специально созданную для этого комиссию. В состав комиссии целесообразно включить специалиста, отвечающего за техническое состояние основных средств, их работоспособность; эксплуатирующего объект работника, лицо, ответственное за сохранность основных средств, финансиста, экономиста, технолога, начальника производства, определяющих будущие экономические выгоды от использования основных средств, бухгалтера на участке основных средств. Если у членов комиссии нет необходимых знаний для проведения технической экспертизы объектов, комиссия может привлечь сторонних экспертов с соответствующей квалификацией.

Первоначальная стоимость объекта основных средств – 12 млн. руб. Изначально установленный СПИ – 10 лет. Амортизация в год при линейном способе должна составить 1 200 тыс. руб. Амортизация в месяц – 100 тыс. руб. Объект был введен в эксплуатацию в декабре, амортизация начисляется с 1 января календарного года. В течение первых двух лет эксплуатации обстоятельств для пересмотра СПИ не установлено. В декабре третьего года на основании обновленной информации выяснилось, что первоначальные прогнозы были оптимистичными, и объект прослужит на 3 года меньше: принято решение об уменьшении общего СПИ до 7 лет (10 лет — 3 года).

Проверку элементов амортизации (п. 37 ФСБУ 6/2022) рекомендовано увязывать с проверкой порядка применения пункта 5 ФСБУ 6/2022 на соответствие условиям и характеру инвестиционной деятельности организации и проводить обе проверки в рамках единой процедуры (п. 7 Рекомендации «НРБУ «БМЦ» Р-126/2022-КпР «Стоимостной лимит для основных средств»).

Вследствие этого для казенных учреждений большую значимость приобретают вопросы об организации контроля за эффективностью основных средств, а также методические разработки, которые в дальнейшем дадут возможность повысить результативность и действенность проверок в целом.

Бухгалтерский учет основных средств ведется с использованием Единого плана счетов 157н и с Инструкцией по его применению. Осуществление по применению Единого плана счетов могут использовать все виды государственных органов. Учреждение в праве самостоятельно определить, в каких разделах учета ему необходима аналитика по основным средствам, материальным запасам, материально ответственным лицам.

Инвентаризация как правило может проводиться самостоятельно внутренними службами в плановом порядке. Руководителем устанавливается порядок и сроки проведения мероприятия, а также это должно быть закреплено учетной политикой учреждения. Обязательным проведением инвентаризации служит Федеральный закон и отраслевые стандарты.

В соответствии с изменениями, которые были внесены Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» усиливается контроль за эффективным использованием имущества, переданного казенным учреждениям на праве оперативного управления. Это связано со структурой финансирования такого типа учреждений и необходимости формирования отчетов об использовании имущества [4, с. 13].

В ходе ревизии изучаются все стороны финансово-хозяйственной деятельности учреждений, что не является обязательным, при осуществлении других способов хозяйственного контроля. Основная цель ревизии – выявить хозяйственные и финансовые нарушения, факты бесхозяйственности, краж, установить причины и условия, которые им предшествовали, виновных в этом лиц, принять меры по возмещению причиненного ущерба, убытка, применить мероприятия по ликвидации недочетов и правонарушений, а также привлечь к ответственности лиц, которые допустили правонарушения.

— расходы на приобретение/постройку объектов списаны за счет источников финансирования. Наиболее распространенным случаем является списание расходов в состав текущих расходов на ремонт, хотя в действительности создается объект основных средств. В некоторых случаях расходы на строительство списываются за счет прибыли организации, например, при незаконном строительстве («самострое»), так как получить официальные документы на построенный объект в этом случае крайне сложно;

1. Анализ и про­верка имеющихся в организации планов приобретения основных средств, планов капитальных вложений и ввода в действие производственных мощностей. Ревизор оценивает систему планирования поступления основных средств, обоснованность планов путем сопоставления объемов капитальных вложений с плановым приростом объемов выпускаемой продукции, производительности труда.

В практике нередки случаи, когда средства нерационально распыляются на проведение мелких работ, на территории предприятии, допускается необоснованная передача в индивидуальное использование отдельными лицами объектов основных средств (производственный и хозяйственный инвентарь, транспортные средства).

— «стихийные» покупки основных средств. Не анализируются предложения различных поставщиков, различные формы приобретения (в кредит, лизинг и т.д.). Ревизор должен запросить материалы, которые были изучены сотрудниками отдела материального обеспечения при последней существенной покупке основного средства. Результаты устного опроса, как правило, подтверждают проведение анализа, однако документальная проверка в большинстве случаев выявляет его отсутствие либо лишь попытку анализа.

— анализируют техническое состояние основных средств, особенно производственного оборудования и машин. Рассчитываются коэффициенты движения и технического состояния основных средств: обновления, износа, модернизации, технической годности, изучается их динамика, выполнение плана по их уровню и причины их изменения, такие как ввод в действие новых и реконструкция действующих объектов, техническое переоснащение производства, сокращение производственных мощностей. Намечаются меры по улучшению использования имеющихся основных средств;

За счет субсидии на выполнение госзадания учреждение приобрело два телефонных аппарата. Они предназначены для использования управленческим персоналом в основной деятельности учреждения, не облагаемой НДС. Данное имущество не является особо ценным. Стоимость каждого аппарата составляет 2124 руб. (в том числе НДС — 324 руб.). Расходы по их доставке до учреждения транспортно-курьерской организацией составили 826 руб. (в том числе НДС — 126 руб.). Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств учреждения не приводится.

Для организации контроля за данными ценностями их первоначальную стоимость отражают на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» (с детализацией по аналитическим счетам 21.1 «Особо ценное движимое имущество» и 21.2 «Иное движимое имущество») . При этом первоначальную стоимость данного имущества формируют в общем порядке (то есть в нее включают все расходы по его приобретению и доведению до состояния, пригодного к использованию). Ее отражают на соответствующих аналитических счетах счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».

Его стоимость единовременно включают в расходы учреждения в момент передачи в эксплуатацию и отражают по дебету соответствующих аналитических счетов счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» или аналитического счета 0 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» в корреспонденции со счетом 0 101 00 000 «Основные средства» (соответствующие аналитические счета). Такую передачу оформляют специальной Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (код по ОКУД 0504210).

Списание дешевых основных средств с забалансового учета происходит по общим правилам, то есть после их полной утраты (например в результате хищения, продажи, передачи другим лицам, порчи или физического износа). Списание отражают простым методом — уменьшением забалансового счета 21 «Основ ные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации».

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2022

Законченные капитальные вложения арендатора (лизингополучателя) в отделимые или неотделимые улучшения арендованных им объектов имущества, в том числе по договору лизинга (сублизинга), принимаются к учету в составе основных средств учреждения — арендатора (лизингополучателя) в сумме произведенных им вложений, если иное не предусмотрено договором аренды (лизинга, сублизинга).

Основной задачей деятельности бухгалтерских служб организаций является задача, связанная с обеспечением пользователей информацией, необходимой для контроля за деятельностью организации. Важную роль в деятельности бухгалтерских служб предприятий играет учет и контроль операций по движению основных средств.

Бюджетное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными за счет средств, выделенных ему собственником (пункт 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ).

Интересное:  Что Будет Если Не Заключить Договор С Управляющей Компанией

Для установления срока полезного использования имущества организация вправе воспользоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (пункт 1 Постановления).

Бюджетное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником (пункт 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 10 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ).

Если строительство ведется за счет нескольких источников, то логичнее приходовать завершенный объект по тому отличительному признаку, который обозначает источник средств, участвующий в строительстве в наибольшем объеме. Однако на практике, если в строительстве есть доля бюджетных средств, то объект приходуется с отличительным признаком 1.

  • зданиям и сооружениям, являющимся уникальными памятниками архитектуры и искусства;
  • оборудованию, экспонатам, образцам, действующим и недействующим моделям, макетам и другим наглядным пособиям, находящимся в кабинетах и лабораториях и используемым для учебных и научных целей;
  • продуктивному скоту, буйволам, волам, оленям, экспонатам животного мира;
  • многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста;
  • библиотечным фондам;
  • фильмофонду;
  • сценическо — постановочным средствам;
  • музейным и художественным ценностям;
  • основным средствам учреждений, находящихся за границей.

В соответствии с пп.3 п.1 ст.146 НК РФ выполнение строительно — монтажных работ для собственного потребления признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Налоговая база определяется как стоимость работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение. В то же время суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для выполнения строительно — монтажных работ хозяйственным способом, подлежат вычету у налогоплательщика после принятия на учет завершенного капитальным строительством объекта в соответствии с п.5 ст.172 НК РФ. Вычету подлежат также суммы налога, уплаченные налогоплательщиком по строительно — монтажным работам, выполненным подрядными организациями, после принятия налогоплательщиком на учет законченных капитальным строительством объектов производственного назначения.

  • безвозмездное получение объектов основных средств;
  • приобретение объектов основных средств из бюджетных и внебюджетных средств;
  • изготовление основных средств хозяйственным способом;
  • строительство новых объектов, а также реконструкция и модернизация старых объектов основных средств.

По окончании строительства, реконструкции, модернизации объекты приходуются по дебету соответствующих субсчетов счета 01 «Основные средства» и кредиту субсчета 250 «Фонд в основных средствах». Одновременно расходы по законченным и сданным в эксплуатацию объектам списываются с кредита субсчета 203 «Расходы по бюджету на капитальное строительство» в дебет субсчета 143 «Расчеты по финансированию из бюджета на капитальное строительство».

  • Принятие ОС на учет выполняется на основании решения комиссии. Первичным документом является акт передачи.
  • Право управления образуется с дня регистрации.
  • Оценка собственности проводится на основании стоимости, прописанной в акте.
  • Корректировка стоимости выполняется на основании осуществленной модернизацией.

Вопрос: Как отразить в учете организации — плательщика ЕСХН расчеты с казенным учреждением по аренде земельного участка, находящегося в федеральной собственности?
Согласно договору аренды:
— арендная плата в сумме 90 000 руб. уплачивается до 15-го числа месяца, следующего за расчетным;
— стоимость арендуемого земельного участка равна 3 000 000 руб.
Земельный участок используется организацией для выращивания сельскохозяйственных культур. Договор аренды заключен на срок менее года.
Посмотреть ответ

Вопрос: Как отражаются в учете организации-арендатора расходы на аренду складских помещений, предоставленных во временное пользование казенным учреждением? Помещения находятся в федеральной собственности.
Договором аренды установлено, что арендная плата в сумме 150 000 руб. уплачивается до 15-го числа месяца, следующего за расчетным; стоимость арендуемых помещений равна 10 000 000 руб. Складские помещения используются для хранения сырья и производственной техники. Доходы и расходы в целях исчисления налога на прибыль организация определяет методом начисления.
Посмотреть ответ

Любая хозяйственная операция должна подтверждаться первичкой. На их основании создаются бухгалтерские проводки. Первичные документы нужно для установления обоснованности и разумности экономических действий. Казенные субъекты должны применять в своей деятельности документы, перечень которых утвержден Приказом №173. Дополнительный перечень бумаг может указываться в учетной политике. Рассмотрим правила формирования первичных документов:

  • Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703. Поступление оборудования на 333 тыс. рублей.
  • Дт (используется тот же дебетовый счет, что и в предыдущей проводке) Кт 1 30222 730. Отражение трат размером 7 тыс. рублей на транспортировку оборудования.
  • достоверная и правильная классификация основных средств [6, с. 114];
  • правильное и достоверное установление соответствующих принципов оценки соответствующих объектов основных средств [6, с. 115];
  • правильное и достоверное установление единицы учета объектов основных средств [10, с. 917].
  • сфера «Здравоохранение»;
  • сфера «Наука»;
  • сфера «Культура»;
  • сфера «Образование»;
  • сфера «Физическая культура и спорт»;
  • сфера «Социальная защита»;
  • сфера «Социальная защита»;
  • сфера «СМИ»;
  • сфера «Занятость населения»;
  • cфера «Многофункциональные центры»;
  • сфера «Иные сферы».
  • суммы, которые выплачиваются согласно заключенному с поставщиком (продавцом) договору, включая НДС (за исключением тех случаев, когда основные средства приобретаются учреждением за счет средств от деятельности, приносящей доход) [14, с. 357];
  • суммы, которые выплачиваются другим организациям за осуществление работ по договору строительного подряда или иным договорам [15, с. 30];
  • суммы, которые выплачиваются другим организациям за консультационные и информационные услуги, которые связаны с приобретением объектов основных средств [16, с. 80];
  • различные платежи и государственные пошлины за приобретение права на объект основных средств [17, с. 97];
  • таможенные пошлины [18, с. 38];
  • вознаграждения, выплачиваемые организации (посреднической), через которую приобреталось основное средство [19, с. 4];
  • суммы расходов на доставку основных средств до места их использования, в том числе и расходы по страхованию операций доставки объектов [20, с. 122];
  • другие затраты, которые напрямую связанны с приобретением, сооружением и изготовлением основного средства, в том числе содержание дирекции строящегося объекта и технический надзор за ним [21, с. 17].

В качестве первоначальной стоимости основных средств, которые поступили в автономное бюджетное учреждение по договору дарения, признают их рыночную стоимость, на дату принятия к учету, а также величина стоимости услуг, которые связаны с их доставкой и привидением в готовое для использования состояние [23, с. 148]. Под текущей рыночной стоимостью понимают цену продажи конкретных видов нефинансовых активов на дату их ввода в эксплуатацию в автономном бюджетном учреждении культуры [24, с. 86]. Таким образом, текущая рыночная цена — это цена, которая сложилась на определенную дату при взаимодействии предложения и спроса на рынке таких же товаров в экономически сопоставимых условиях [26, с. 8]. В случаях, когда на рынке отсутствуют идентичные товары, рыночная цена будет складываться на основе цен на однородные объекты [25, с. 161]. Объекты основных средств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, оценивают в валюте Российской Федерации путем пересчета сумм в иностранной валюте по курсу Центрального банка, который действует на дату принятия основного средства к учету [27, с. 382]. Первоначальную стоимость основного средства, по которой оно принимается к учету, нельзя изменить, за исключением случаев, которые установлены законодательством [28, с. 26]. Величина остаточной стоимости объектов основных средств представляет собой стоимость объекта за вычетом величины их износа, то есть равная первоначальной либо восстановительной стоимости за вычетом амортизации в течение всего срока его использования [6, с. 116]. Операция учета поступления основных средств в исследуемое учреждение культуры осуществляется в соответствии с учетной политикой организации, а также в соответствии с Приказом Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» [29, с. 13].

В основном граждан интересует деятельность и результаты программ, осуществляемых в основном медицинскими или образовательными учреждениями [3, с. 202]. Что касается сфер деятельности бюджетных учреждений в Российской Федерации, то граждане часто уменьшают важность результатов функционирования бюджетных учреждений культуры [3, с. 203]. Тем не менее, бюджетные учреждения культуры осуществляют важную культурно-просветительскую деятельность [3, с. 204]. А именно удовлетворяют общественную потребность в сохранении и развитии культуры народов Российской Федерации, поддержки самодеятельной творческой инициативы и социальной активности населения [3, с. 205]. Например, в Саратовской области функционирует порядка более 985 бюджетных учреждений культуры, в Свердловской области — 1250 бюджетных учреждений культуры и в Республике Татарстан — 3292 бюджетных учреждений культуры [3, с. 206].

Контроль исполнения бюджета

Легко применимые методы предполагают, что текущий контроль над доходами, затратами, прибылью, движением денежных средств, состоянием активов и пассивов компании является легким и быстрым, а не трудным и отнимающим много времени. Важно также, чтобы данные были легко доступны в любое время, когда в них возникнет необходимость.

Для эффективности действий необходимо установить соответствующие методы контроля и убедиться в компетентности сотрудников предприятия в вопросах анализа доходов и своевременного контроля затрат, что позволит с заданной периодичностью правильно заполнять бюджетные формы.

Высокие показатели финансовой устойчивости имеют предприятия, стратегия которых предполагает использование собственных ресурсов для целей развития. Однако большинство отечественных компаний в последние годы предпочитало использовать для развития кредитные ресурсы. Поэтому предприятия, не уделявшие должного внимания контролю показателей финансовой устойчивости, сегодня оказались в сложной финансовой ситуации.

Анализ отклонений, ориентированный на последующие управленческие решения, предполагает более детальный факторный анализ влияния различных отклонений параметров бизнеса на итоговый показатель бюджета (в рассматриваемом случае – на чистый денежный поток). По существу, происходит декомпозиция влияния всех отклонений на величину чистого денежного потока. Контроль проводится поэтапно:

Эффективность деятельности любой компании можно оценить с помощью основных экономических и финансовых показателей, которые выводятся из соотношений, существующих между основными финансовыми параметрами бизнеса. Анализ финансовых коэффициентов основан на расчете относительных показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия и его финансовое положение. Однако главное при проведении такого анализа не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты.