Минюст 2022 Для Судебных Экспертов

Минюст 2022 Для Судебных Экспертов

Содержание

22-24 марта 2022 года – Всероссийский семинар «Исследование копий документов и другие актуальные вопросы экспертной практики производства судебно-почерковедческих экспертиз в СЭУ Минюста России» (состоится в очно-дистанционном формате на базе ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России).

19-23 сентября 2022 года – Всероссийский семинар «Организационно-правовые и методические проблемы производства судебных экспертиз в СЭУ Минюста России (для руководителей и заместителей руководителей СЭУ Минюста России)» (состоится в очном формате на базе ФБУ Севастопольская ЛСЭ Минюста России в г. Севастополь).

— исчерпывающий перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в ходе проверки в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

С 11 января 2022 г. вступил в силу Административный регламент осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации (далее – новый административный регламент), утвержденный приказом Минюста России от 30.12.2022 № 274. С указанной даты утратил силу ранее действовавший административный регламент, утвержденный приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456.

Кроме того, в новом административном регламенте более подробно указан предмет досудебного обжалования действий работников органов Минюста России, осуществляющих контрольные мероприятия в отношении некоммерческих организаций. Так, заинтересованное лицо может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

8 судебных экспертиз предлагается проводить исключительно в государственных организациях

Частные организации могут быть лишены права на проведение ряда экспертных исследований. В их числе баллистическая, взрывотехническая, строительно-техническая, землеустроительная, пожарно-техническая, судебно-психологическая и судебно-психиатрическая экспертизы, а также судебная экспертиза наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ. Об этом говорится в соответствующем проекте 1 постановления Правительства РФ, разработанном Минюстом России. Общественное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза проекта, размещенного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, закончатся 25 октября.

Отметим, что на текущий момент в российском законодательстве не закреплены виды судебных экспертиз, которые могут проводиться исключительно в государственных учреждениях. Вместе с тем возможность установления подобного ограничения закреплена в ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Как сообщается в пояснительной записке к документу, нововведение позволит решить проблему, связанную с недобросовестностью частных судебных экспертов при производстве судебных экспертиз по делам, связанным с установлением кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и земельных участков. Также вносимые изменения будут способствовать получению достоверных доказательств при рассмотрении уголовных дел и
проведении проверок сообщений о преступлении.

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта: 01/01/10-21/00121310).

По его мнению, «государственная монополия» на указанные виды экспертиз устранит «остатки» института независимости судей при рассмотрении дел об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной. «В таком случае оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости в смысле установления их равными рыночным стоимостям можно будет закрывать за ненадобностью», – резюмировал он.

Эксперт пояснил, что землеустроительная экспертиза – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных землеустроительных знаний в области геодезии и кадастра объектов недвижимости, а также изучения правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок. В связи с этим неясно, в каких случаях по делам, связанным с оспариванием кадастровой стоимости, нужна именно землеустроительная или строительно-техническая экспертиза, а в пояснительной записке это не разъяснено. «Пока меня терзают сомнения, что под землеустроительной и строительно-технической экспертизами применительно к делам, связанным с оспариванием кадастровой стоимости, скрываются экспертизы по установлению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества», – заметил Виктор Спесивов.

По мнению эксперта, наличие института негосударственной судебной экспертизы, где количество экспертов в десятки раз превышает штатную численность государственных экспертов и является востребованным, как раз создает баланс, когда имеется возможность проверить недобросовестную экспертизу. «Наличие государственного или негосударственного статуса судебного эксперта не влияет на его квалификацию. У негосударственного эксперта, который выполняет свою работу за оплаченную судебную экспертизу, есть мотивация как можно качественнее выполнить работу, чтобы правоохранительные органы и другие заинтересованные лица и далее обращались в эту организацию», – считает Павел Милюхин.

Также предлагается дополнить перечень судебными пожарно-техническими экспертизами по уголовным делам, при проверке сообщений о преступлении, связанных с пожарами или нарушениями требований пожарной безопасности, повлекшими гибель людей либо причинение тяжкого вреда здоровью человека, а также в отношении действий по спасению людей и имущества от опасных факторов пожара и ликвидации пожара.

Согласно пояснительной записке проект направлен во исполнение указания Президента РФ Владимира Путина от 23 ноября 2022 г. № Пр-2393. Поправками предлагается включить судебную строительно-техническую и судебную землеустроительную экспертизы по делам, связанным с оспариванием кадастровой стоимости строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, а также объектов землеустройства с целью совершенствования порядка установления рыночной стоимости объектов недвижимости в части проведения судебной экспертизы при оспаривании кадастровой стоимости.

Приказ ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от N 34/1-1; Об установлении стоимости экспертного часа и утверждении Перечня платных работ, выполняемых сверх государственного задания при производстве судебных экспертиз по гражданским, арбитражным делам и по делам об административных правонарушениях

В соответствии с Порядком определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях отдаленных федеральными законами в пределах установленного государственного задания, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22.03.2011 N 88 в целях осуществления деятельности по производству судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях, а также при производстве на договорной основе экспертных исследований для граждан и юридических лиц и иных услуг (работ), приказываю:

Интересное:  Когда в россии отменят транспортный налог в россии 2022

Примечание: при расчете стоимости нормо-часа на 2022 год использована «Методика расчета стоимости производства в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации судебных экспертиз, экспертных исследований и иных работ», разработанная и согласованная на «Всероссийском совещании руководителей федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Минюста России по подведению итогов деятельности за 2011 год и постановке задач на 2012 год».

ФПА: запрет экспертизы Минюста для адвокатов — это шаг к отмене состязательности

Центр судебных экспертиз (РФЦСЭ) при Минюсте больше не будет работать с адвокатами. 9 сентября руководство центра запретило сотрудникам проводить экспертизу в рамках уголовных дел по заказу защиты, чтобы не допустить вмешательства в работу прокурора. Федеральная палата адвокатов рассматривает эту инициативу как удар по институту защиты.

«Сильно. Но честно. Что у прокуроров и следователей в голове, то у С. А. Смирновой в приказе. Действительно, какое может быть всестороннее, полное и объективное расследование дела при обеспечении прав защиты?! Да и эксперты Центра только и ждут возможности воспрепятствовать правосудию своими ложными заключениями. Или правдивыми, обоснованными? Прямо не знаю, что и думать», — заявил вице-президент ФПА Генри Резник.

Директор РФЦСЭ Светлана Смирнова издала приказ «О недопустимости проведения экспертных исследований и экспертных консультаций в отношении объектов и материалов, которые являются предметом рассмотрения по уголовному делу». Согласно ему экспертам центра запрещено проводить исследования по материалам уголовных дел в рамках гражданско-правовых договоров на платной основе. Это, как говорится в приказе, может помешать «всестороннему, полному и объективному расследованию дела».

Член Совета ФПА Татьяна Проценко считает, что этот запрет фактически отстраняет адвокатов от оценки фактических обстоятельств дела. При этом есть множество примеров привлечения граждан к уголовной ответственности на основании «безграмотных экспертиз». Тут остается лишь один шаг до полного отказа от состязательности в уголовных делах, полагает Проценко. «Но нужно ли это обществу?», — задается вопросом адвокат.

Ранее Евгений Корчаго, председатель коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры», направил генеральному прокурору Игорю Краснову письмо с просьбой вынести Смирновой представление и обязать ее отменить приказ. По мнению адвоката, такой запрет нарушает закон и конституционную норму о состязательности правосудия, передает «Адвокатская улица».

Рекомендации содержат типовые методики по определению и фиксации повреждений транспортных средств, определению объема работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, расчету стоимости восстановительного ремонта и размера реального ущерба (в том числе размера утраты товарной стоимости, стоимости годных остатков транспортного средства), а также методики определения стоимости (оценки) транспортного средства, оценочные процедуры определения стоимости транспортного средства, а также пример оформления результатов оценки.

Рекомендации устанавливают методику проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе судебно-экспертных учреждений Минюста России. Они могут быть использованы другими экспертными организациями и специалистами при определении стоимости восстановительного ремонта и оценки стоимости колесных транспортных средств.

Методические рекомендации вступили в силу с 1 января 2022 года. Одновременно прекращено действие методических рекомендаций «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов» (в ред. от 22.01.2022).

Калькуляция затрат на проведение судебной экспертизы на основе разбивки этапов по времени и соотнесение этапов с трудоемкостями в системе госуправления РФ

Практически все экспертные учреждения России при определении стоимости работ по проведению экспертиз пользуются приказом ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 08.02.2022 N 34/1-1 «Об установлении стоимости экспертного часа и утверждении Перечня платных работ, выполняемых сверх государственного задания при производстве судебных экспертиз по гражданским, арбитражным делам и по делам об административных правонарушениях». Но у нас возникла ситуация когда ответчики (управляющая компания ЖКХ), потребовали обоснования стоимости экспертизы на основе более понятных норм в системе экономики, которая им привычней. Пришлось отыскать сопоставимые нормативы и привести калькуляцию в такую форму. В принципе эту таблицу можно использовать и для обоснования работы юриста с документами.

Приказ Минюста России от N 34/1-1; Об установлении стоимости экспертного часа и утверждении Перечня платных работ, выполняемых сверх государственного задания при производстве судебных экспертиз по гражданским, арбитражным делам и по делам об административных правонарушениях

В соответствии с Порядком определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях отдаленных федеральными законами в пределах установленного государственного задания, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22.03.2011 N 88 в целях осуществления деятельности по производству судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях, а также при производстве на договорной основе экспертных исследований для граждан и юридических лиц и иных услуг (работ), приказываю:

1. Установить стоимость экспертного часа при производстве судебных экспертиз по гражданским, арбитражным делам и по делам об административных правонарушениях, в размере 2082 (две тысячи восемьдесят два) рубля 40 копеек (в том числе НДС) с 11.02.2022 (Приложение N 1).

2. Утвердить перечень платных работ, выполняемых сверх государственного задания при производстве судебных экспертиз по гражданским, арбитражным делам в действие по делам об административных правонарушениях (Приложение N 2) и ввести его в действие с 11.02.2022.

Приказ ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от N 14/1-1 Об установлении стоимости экспертного часа и утверждении Перечня платных работ при производстве на договорной основе экспертных исследований для граждан и юридических лиц

В соответствии с приказом Минюста России от 27.12.2012 N 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России».

Стоимость производства экспертиз, рассчитанная исходя из максимальных затрат времени на их производство, является максимальной стоимостью и может быть скорректирована в сторону уменьшения с учетом фактически затраченного времени. Стоимость производства экспертиз, выходящих за пределы 3 категории сложности, рассчитывается в каждом конкретном случае исходя из фактически затраченного времени. Стоимость производства экспертиз указывается с учетом НДС 20%.

В соответствии с приказом Минюста России от 22.06 2006 N 241 «Об утверждении норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждении Министерства юстиции Российской Федерации и Методических рекомендации по их применению».

Интересное:  Скачать декларацию за 2022 год на сайте налоговой бесплатно

Приказ ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от N 86/1-1; О Перечне специальностей высшего профильного образования в Системе добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы

Код и наименование базовых профильных специальностей (в соответствии с приказом от 12 сентября 2013 г. N 1061 Министерства образования и науки «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»), необходимых для проведения сертификации по конкретным экспертным специальностям

Минюст 2022 Для Судебных Экспертов

7.1.2. УТС может быть рассчитана для АМТС, находящихся как в поврежденном, так и в отремонтированном состоянии (при возможности установить степень повреждения) независимо от их принадлежности. УТС не связана с неудовлетворительным качеством восстановительного ремонта.

7.1.4.3. более 2 лет для грузовых ТС иностранных производителей, находящихся в коммерческом использовании и предназначенных для перевозки грузов (седельные тягачи, бортовые, фургоны, самосвалы, специализированная техника), за исключением выполняющих вспомогательные функции при обеспечении технологических процессов;

7.1.1. Утрата товарной стоимости (УТС) обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению определенных видов повреждений (дефектов) транспортного средства сопровождается объективно необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и соответственно его стоимость) объективно невозможно. Вследствие этих работ владельцу транспортного средства будут нанесены производные убытки в виде реального материального ущерба.

— полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова АМТС, бамперов (УТС не рассчитывается: при полной или частичной окраске молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов; при замене элементов, поставляемых в запчасти окрашенными (кроме случаев их перекраски));

7.1.4.4. более гарантийного срока для грузовых ТС иностранных производителей, находящихся в коммерческом использовании и выполняющих вспомогательные функции при обеспечении технологических процессов (генераторы, передвижные мастерские и т.п. техника, установленная на шасси грузовых автомобилей и др.);

Минюст берет под свое крыло судебные экспертизы в сфере интеллектуальной собственности

Документ предусматривает внедрение в экспертную практику нового рода судебной экспертизы — экспертизы объектов интеллектуальной собственности. Также появится новая экспертная специальность, по которой предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста, — «исследование объектов интеллектуальной собственности». Одновременно с целью разграничения судебно-экспертной и оценочной деятельности предлагается в наименованиях экспертиз и экспертных специальностей термин «оценка» заменить на термин «стоимость».

Экспертные исследования и судебная экспертиза объектов интеллектуальной собственности назначаются при необходимости использования специальных знаний и проведения исследований по делам, связанным с правовой охраной и защитой интеллектуальных прав. В настоящее время такие исследования проводят в основном патентные поверенные либо негосударственные экспертные учреждения и судебные эксперты.

Формирование нового направления судебно-экспертной деятельности будет способствовать разрешению проблем выбора эксперта надлежащей специализации при назначении судебной экспертизы, определения его компетентности, объема специальных знаний для исследования конкретного объекта интеллектуальных прав, следует из пояснительной записки.

В пресс-релизе относительно приказа Центра Минюст России напомнил о необходимости неукоснительно соблюдать принцип состязательности сторон в уголовном процессе. «Данный приказ РФЦСЭ напрямую ущемляет в правах адвокатуру и, соответственно, может привести к поражению в правах доверителей – российских граждан. В связи с этим приказ подлежит отмене, а в отношении руководства РФЦСЭ будет проведена служебная проверка», – подчеркнуло Министерство юстиции России.

Комментируя «АГ» реакцию Минюста России, президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко отметил, что она вызывает уважение. «Мириться с ограничением процессуальных возможностей адвокаты не стали бы, тем более что у адвокатов нет собственных интересов в делах, которые они ведут, реализация приказа нанесла бы невосполнимый урон гражданам и принципам правового государства. Минюст продемонстрировал приверженность этим принципам, это достойная реакция», – полагает он.

Редакция «АГ» получила ответ Министерства юстиции России на запрос относительно появления приказа Федерального бюджетного учреждения «Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации» (далее – РФЦСЭ), который ограничивает права адвокатов. Ведомство сообщило, что в настоящий момент проверяет обстоятельства появления данного документа, а также указало, что сам приказ подлежит отмене. Соответствующий пресс-релиз также опубликован на сайте Министерства. Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко отметил, что оперативная реакция Минюста на необоснованный приказ РФЦСЭ вызывает уважение, поскольку реализация последнего «нанесла бы невосполнимый урон гражданам и принципам правового государства».

Напомним, как сообщалось, 9 сентября РФЦСЭ издал Приказ № 150/1-1 о недопустимости проведения в рамках гражданско-правовых договоров на платной основе экспертных исследований и экспертных консультаций в отношении объектов и материалов, которые являются предметом рассмотрения по уголовному делу. Документ вызвал острую критику адвокатского сообщества.

Вице-президента ФПА РФ, первого вице-президента Адвокатской палаты г. Москвы Генри Резника порадовала оперативная реакция Минюста России. «Приказ – очевидный ляп. У меня он вызвал просто оторопь. Потому и откликнулся на него таким язвительным комментарием. Адвокатура настроена на уважительные, конструктивные отношения и с судом, и с правоохранительными органами, но нередко адвокаты сталкиваются там с откровенно обвинительным настроем. А когда адвокаты ставятся на подозрение в научно-экспертном учреждении – это вызывает особо обостренную реакцию нашего сообщества», – подчеркнул он.

Разделяй и властвуй: Минюст придумал, как усовершенствовать судэкспертизу

Денис Терещенко также приветствует балансировку полномочий между государственными и частными судэкспертами. На данный момент, подчеркивает он, исключительно государственные специализированные учреждения наделены правом проводить криминалистические, судебно-медицинские и судебно-психиатрические экспертизы.

» Действующий Закон Украины «О судебно-экспертной деятельности» был принят еще в 1994 году, и на сегодня значительная часть его положений нуждается в существенном обновлении , установлении новых подходов к осуществлению судебно-экспертной деятельности, что обусловлено международным опытом , – заявил заместитель министра юстиции Александр Банчук . – Необходимость принятия нового закона также обусловлена рядом изменений на государственном уровне, в частности, проведением судебной реформы, в рамках которой судебная экспертиза является неотъемлемой составляющей судебной системы «.

Частный судебный эксперт, создатель и администратор профильной закрытой группы в социальной сети «Судебные эксперты Украины» Василий Гайдар рассказал Vesti.uа, что в целом позитивные моменты этот проект содержит, но не в такой степени, о которой говорит Минюст. Один из ключевых позитивов – в законе наконец-то обозначили, свидетельство эксперта – бессрочное .

Отчасти доступ граждан к экспертам проект упрощает, обращает внимание адвокат Денис Евтющенков , потому что старая (действующая) система – длительная и дорогостоящая. Однако отказ от криминалистической экспертизы в какой-то степени приоткрывает ящик Пандоры.

» Но учреждения, подчиняющиеся Минюсту, определяют самостоятельно количество «эксперто-часов». И, понятно, в условиях плохого финансирования они определяют по максимуму. Написано, максимальный срок 90 дней? Будет экспертиза выполняться 80 дней. Это примерно 100 тыс. грн. А это очередной барьер в доступе граждан к правосудию. На мой взгляд, надо бы ввести более жесткий критерий для определения стоимости экспертизы», – отмечает он.

Интересное:  Продлят Ли Дачную Амнистию До 2022

Возникает вопрос, какие Методические рекомендации подлежат применению для установления величины ущерба, возникшего в результате ДТП, произошедшего до введения в действие новых Методических рекомендаций, если судебная автотовароведческая (автотехническая) экспертиза назначена после 01 января 2022 г.

Полная гибель колесного транспортного средства наступает, если стоимость ремонта без учета износа подлежащих замене составных частей равна или превышает стоимость колесного транспортного средства до повреждения, рассчитанную на дату наступления страхового случая.

К сожалению, не каждому юристу известно, что с 01 января 2022 г. решением секции по судебной автотехнической экспертизе РФЦСЭ введены в действие новые «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки».

Таким образом, изданные в 2013 г. (с изменениями от 2022 г.) прекратили свое действие и не могут применяться государственными судебными экспертами и экспертами, прошедшими соответствующую добровольную сертификацию в системе Минюста России, при производстве судебных автотехнических экспертиз и досудебных исследований объектов и событий, имевших место до 01 января 2022 г.

Экспертные исследования и судебная экспертиза объектов интеллектуальной собственности назначаются при необходимости использования специальных знаний и проведения исследований по делам, связанным с правовой охраной и защитой интеллектуальных прав. В настоящее время такие исследования проводят в основном патентные поверенные либо негосударственные экспертные учреждения и судебные эксперты.

Документ предусматривает внедрение в экспертную практику нового рода судебной экспертизы — экспертизы объектов интеллектуальной собственности. Также появится новая экспертная специальность, по которой предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста, — «исследование объектов интеллектуальной собственности». Одновременно с целью разграничения судебно-экспертной и оценочной деятельности предлагается в наименованиях экспертиз и экспертных специальностей термин «оценка» заменить на термин «стоимость».

Формирование нового направления судебно-экспертной деятельности будет способствовать разрешению проблем выбора эксперта надлежащей специализации при назначении судебной экспертизы, определения его компетентности, объема специальных знаний для исследования конкретного объекта интеллектуальных прав, следует из пояснительной записки.

Настоящие Методические рекомендации по определению стоимости восстановительного ремонта и оценки автомототранспортных средств (далее — «Рекомендации») устанавливают методику проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ.

Методические рекомендации разработаны в рамках темы N 8 Плана основных научно-исследовательских работ в области судебной экспертизы, выполняемых федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации в 2012 году, утвержденным Приказом Минюста России от 24 февраля 2012 г. за N 21.

— утвержденные Постановлением Правительства РФ N 361 от 24 мая 2010 года «Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, используемых при определении размера страховой выплаты в рамках ОСАГО» требуют рекомендаций по применению в системе СЭУ Минюста России;

— учет износа составных частей или расчет убытков без износа застрахованного имущества определяется договором о страховании, который должен быть предоставлен эксперту в качестве исходного данного. Настоящие Методические рекомендации устанавливают методику расчета износа;

Вторая часть содержит типовые методики по определению и фиксации повреждений колесных транспортных средств, определению объема работ по восстановлению поврежденного колесного транспортного средства, расчету стоимости восстановительного ремонта и размера реального ущерба (в том числе размера утраты товарной стоимости, стоимости годных остатков колесного транспортного средства).

01 января 2022 г., с одновременным прекращением действия методических рекомендаций «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», изданных в 2013 году (с изменениями от 2022 года), вступают в силу «Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» (далее — «Методические рекомендации»). Настоящие Методические рекомендации устанавливают методику проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации. Методические рекомендации могут быть использованы также другими экспертными организациями (экспертами, специалистами) при определении стоимости восстановительного ремонта и оценки стоимости колесных транспортных средств.

— полная гибель колесного транспортного средства наступает, если стоимость ремонта без учета износа подлежащих замене составных частей равна или превышает стоимость колесного транспортного средства до повреждения, рассчитанную на дату наступления страхового случая;

— стоимость запасных частей, материалов и нормо-часа работ принимается на основании соответствующих справочников с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов). Единой методикой предусмотрены случаи возможного применения других источников информации о стоимости запасных частей;

Методические рекомендации для судебных экспертов 2022

— стоимость запасных частей, материалов и нормо-часа работ принимается на основании соответствующих справочников с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов). Единой методикой предусмотрены случаи возможного применения других источников информации о стоимости запасных частей;

делу N X-XXX/XX по иску Иванова И.И. к Сидорову И.И. о возмещении ущерба, руководителем экспертного учреждения в соответствии со ст.14 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.85 ГПК РФ.

2. Утвердить перечень платных работ, выполняемых сверх государственного задания при производстве судебных экспертиз по гражданским, арбитражным делам в действие по делам об административных правонарушениях (Приложение N 2) и ввести его в действие с 11.02.2022. 3. Стоимость производства судебных экспертиз, имеющих не менее пяти признаков сложности, в каждом конкретном случае рассчитывать исходя из фактически затраченного времени.

«Нас обвиняют и в нарушении прав граждан, и в потакании коррупционерам, а также в том, что лицензии будут стоить баснословных денег», — заявила «Ъ» Ольга Микляева. По ее словам, получаемый сейчас на добровольной основе трехлетний сертификат стоит 50 тыс. руб., а сама процедура прозрачна. Помимо этого, отмечает госпожа Микляева, некоторые из тех, кто так или иначе принимал участие в разработке и обсуждении этого законопроекта, пытались включить в него и свои интересы. Например, нотариусы и адвокаты просили наделить их полномочиями назначать судебные экспертизы. «Ни тех ни других среди уполномоченных их назначать нет. Да и каким образом адвокаты, например, смогут обеспечить чистоту исследуемых объектов — они же не имеют права изымать вещдоки», — отметила Ольга Микляева.

Как стало известно «Ъ», Минюст и Генпрокуратура разработали новый проект закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В соответствии с ним предполагается, что начиная с 2022 года негосударственные экспертные учреждения должны будут получать в Минюсте лицензии на право соответствующей деятельности и пользоваться вместе с государственными экспертами единой методологией исследований. Все это, считают авторы законопроекта, должно снизить коррупционную составляющую в экспертном деле, а также улучшить качество следствия и судопроизводства.