Какой Орган Контролирует Аварийные Дома Подлежащие Сносу На 2022 Г Российской Федерации?

Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2022, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ, с учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

Федеральным законом от 27.12.2022 N 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее -Федеральный закон N 473-ФЗ) внесены изменения в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в область жилищных отношений при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

Пункт 3 части 6 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ устанавливает направления расходования средств Фонда ЖКХ и поскольку упоминаемая в нем субсидия, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения о предоставлении граждан таких субсидий, будет являться дополнительной мерой поддержки граждан при переселении из аварийного жилищного фонда, на получателей субсидий будет распространяться условие, предусмотренное частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ. Более того, по мнению Минстроя России, субъект Российской Федерации, принимая решение об установлении дополнительных мер поддержки граждан при переселении из аварийного жилья, вправе устанавливать дополнительные условия, предъявляемые к гражданам-получателям субсидий, помимо установленных ЖК РФ и Федеральным законом N 185-ФЗ, таким образом конкретизируя категории получателей субсидий.

В Минстрой России поступают запросы регионов относительно определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение, приобретенное гражданами после признания многоквартирного дома аварийным, на основании договора дарения либо договора пожизненной ренты, договора пожизненного содержания с иждивением, то есть договора, в котором отчуждение имущества производится бесплатно.

Исходя из части 8 статьи 32 ЖК РФ, предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение возможно исключительно при наличии волеизъявления сторон соглашения — собственника изымаемого жилого помещения и органа, осуществляющего изъятие. Таким образом, предоставление жилого помещения взамен изымаемого, является по сути заменой денежного возмещения натуральной формой с доплатой разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером возмещения той или иной стороной.

Какой Орган Контролирует Аварийные Дома Подлежащие Сносу На 2022 Г Российской Федерации

Содержание

При этом вновь предоставляемое жилое помещение должно соответствовать предъявляемым требованиям. В частности, оно должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель, соответственно, имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Как отмечено выше, законодательством определено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

В Петровском районе сроки расселения и сноса признанного аварийным в декабре 2022 года многоквартирного дома № 16 по ул. Светличной в п. Пригородный вовсе не определены, что потребовало вмешательства Петровской межрайонной прокуратуры, на противоречащий законодательству нормативный акт принесен протест.

К примеру, администрацией муниципального образования «Город Саратов» определены мероприятия по отселению жильцов из аварийного дома № 220 по ул. Новоузенской в г. Саратове, а также формированию земельного участка: отселение произвести до 12.06.2022, снос – 16.12.2022. До настоящего времени дом не расселен и не снесен, земельный участок не сформирован.

Прокуратурой Заводского района г. Саратова вскрыты факты затягивания принятия окончательного решения в отношении 11 домов, заседания межведомственной комиссии по которым отложены ввиду непредоставления заявителем документов, которые могут быть запрошены в рамках межведомственного взаимодействия. Отказ оспорен в суд, требования прокуратуры признаны законными.

11. Этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, — не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.

4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;

1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2022 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.

5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2022 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, — часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.

3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;

Вопросы переселения из ветхого и аварийного жилья

Важнейшим отличием данных категорий (аварийного от ветхого) является такая степень изношенности в аварийном помещении, которая способна привести к обвалу конструкции или ее частей. Степень негодности в данном случае также определяется теми же органами, и переселение происходит по одной схеме.

Оценка и обследование осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее — комиссия). Комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда создает орган местного самоуправления в установленном им порядке. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В случае, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты в коммунальной квартире, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Переселение граждан, являющихся собственниками жилых помещений, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.

Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2022 № 1082 «Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения (п.42 постановления Правительства Российской Федерации № 47).

Ликвидация аварийного жилья

В настоящее время реализация программ переселения из аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящим в состав национального проекта «Жилье и городская среда», Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

С 2022 стартует новая программа расселения непригодного для проживания жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2022 г. В рамках новой программ планируется активизировать работу по привлечению застройщиков в проекты комплексного развития территорий.

Какими правами обладают собственники жилья, подлежащего сносу

Предварительное уведомление об изъятии жилого помещения
Собственнику жилого помещения направляется уведомление о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, установленные законом (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого объекта недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением (ч. 5 ст. 32 ЖК РФ).

Варианты возмещения за изымаемое жилье
При определении размера возмещения за жилое помещение собственник может рассчитывать на выплату ему рыночной стоимости жилого помещения, рыночной стоимости общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночную стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также на возмещение всех убытков, причиненных изъятием жилого помещения, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7 ст. 32 ЖК РФ).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Исключение составляют граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение (кроме приобретения права собственности в порядке наследования) после признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанные лица имеют право только на выплату возмещения.
По общему правилу размер такого возмещения не может превышать стоимость приобретения жилого помещения. Исключение составляют случаи приобретения жилого помещения по договору, в котором отчуждение помещения производится бесплатно (например, по договору дарения). В этом случае размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного помещения (ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ; Письмо Минстроя России от 17.04.2022 N 15026-МЕ/06).
Следует учесть, что в выкупную цену жилого помещения не включаются вложения, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления об изъятии жилого помещения до заключения договора о его выкупе и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование помещения по назначению (пп. «з» п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 N 14).
Органы государственной власти субъекта РФ могут устанавливать дополнительные меры поддержки (в частности, в виде субсидий на приобретение (строительство) жилья или возмещение расходов на уплату процентов по соответствующему кредиту) для собственников жилых помещений, у которых на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания (ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ; п. 3 ч. 6 ст. 16 Закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ; Информация Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ»).

Интересное:  Покупка Квартиры У Застройщика Порядок Действий

Особенности сноса аварийных многоквартирных домов
После выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и вынесения межведомственной комиссией соответствующего заключения уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления в течение 30 календарных дней, а в случае обследования жилых помещений, пострадавших от чрезвычайной ситуации, — в течение 10 календарных дней принимает решение о сносе такого дома, а также издает распоряжение о сроках отселения граждан (п. п. 7, 47, 47(1), 49 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47).
Орган, принявший решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может предъявить к собственникам помещений в этом доме требование о его сносе или реконструкции в разумный срок. Если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором расположен этот дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).
Если дом, в котором находится жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, размер стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам, будет определен именно в этой программе. При этом собственникам помещений в аварийном многоквартирном доме предоставляется право выбора между получением возмещения за изымаемое у них жилое помещение или предоставлением им другого жилого помещения (ч. 2 ст. 16, ст. 20.15 Закона N 185-ФЗ; п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2022), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2022).
В случае сноса аварийного многоквартирного дома средства фонда капитального ремонта за вычетом расходов на снос и оказанные ранее услуги и (или) выполненные работы распределяются между собственниками помещений в этом доме пропорционально размеру уплаченных ими и предшествующими собственниками взносов на капитальный ремонт (ч. 2 ст. 174 ЖК РФ).

Особенности сноса многоквартирных домов, включенных в границы подлежащей комплексному развитию территории жилой застройки
В случае принятия в установленном порядке Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или главой местной администрации решения о комплексном развитии территории жилой застройки и включения многоквартирного дома в указанное решение помещения в таком доме подлежат передаче в государственную или муниципальную собственность либо в собственность лица, с которым заключен договор о комплексном развитии территории (ч. 1, 2 ст. 32.1 ЖК РФ; п. 1 ч. 1 ст. 65, ч. 1 — 6 ст. 66, ст. 67 ГрК РФ).
Собственникам жилых помещений в таком доме взамен освобождаемых помещений предоставляется возмещение в размере рыночной стоимости жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, в том числе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом доли собственника в праве общей собственности на такое имущество, а также стоимости всех причиненных изъятием помещения убытков, либо по заявлению собственника другое равнозначное жилое помещение, соответствующее стандартам, установленным субъектом РФ.
Кроме того, собственники жилых помещений вправе по письменному заявлению приобрести за доплату жилые помещения большей площади и (или) жилые помещения, имеющие большее количество комнат, чем предоставляемые им жилые помещения, в том числе за счет средств материнского (семейного) капитала, жилищных субсидий и социальных выплат.
Следует также учитывать, что предоставление возмещения не допускается, если в изымаемом жилом помещении проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане (ч. 3, 4, 7, 21, 22 ст. 32.1 ЖК РФ).
Предоставление возмещения за жилое помещение или другого жилого помещения осуществляется на основании договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение. К такому договору в зависимости от ситуации применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже или мене (ч. 9, 10, 11 ст. 32.1 ЖК РФ).
Если указанный договор не заключен в течение 45 дней со дня получения собственником помещения его проекта, лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории жилой застройки, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению такого договора, об освобождении жилого помещения и передаче его в собственность истцу (ч. 14 ст. 32.1 ЖК РФ).
При этом, если у собственника изымаемого жилого помещения не имеется в собственности иных жилых помещений, по его заявлению за ним сохраняется право пользования указанным помещением на срок не более чем шесть месяцев после предоставления ему равноценного возмещения в денежной форме, если более продолжительный срок не определен в договоре (ч. 5 ст. 32.1 ЖК РФ).
Собственники жилых помещений, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, которым были предоставлены другие жилые помещения, сохраняют право состоять на указанном учете (ч. 12 ст. 32.1 ЖК РФ).

В первую очередь предусмотрено предоставление субсидий девелоперам, которые заключили с органами МСУ договоры о комплексном развитии застроенных территорий. Субсидия компенсирует расходы на выполнение обязательств по созданию и передаче в муниципальную собственность жилых помещений для граждан, переселяемых из аварийных домов. Такая субсидия не должна превышать 25 процентов нормативной стоимости переселения. Ее рассчитывают исходя из общей площади жилых помещений, из которых переселили людей, и нормативной стоимости квадратного метра.

Когда местные власти расселяют аварийный дом, они изымают жилье для муниципальных нужд. При этом собственникам жилых помещений нужно выплатить возмещение. Включайте в эту сумму рыночную стоимость не только помещения и общего имущества в МКД, но и земельного участка, на котором расположен дом. Это требование указано в новой редакции части 7 статьи 32 ЖК. Увеличение размера возмещения — это дополнительная мера поддержки граждан, которых переселяют из аварийного жилищного фонда.

Новые меры поддержки будут доступны не всем жильцам домов, признанных в установленном законодательством порядке аварийными. На дату признания МКД аварийным у собственника не должно быть в собственности других жилых помещений, пригодных для постоянного проживания. Регион не окажет поддержку и тем, кто снимает другое жилое помещение по договору аренды или занимает его на условиях социального найма.

Законодатель установил более конкретные правила работы комиссии по оценке и обследованию МКД. Именно она решает, есть ли основания признать дом аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции. Свои выводы комиссия излагает в заключении. Его оформляют на бланке из приложения № 1 к Положению № 47.

Региональные власти могут вводить для собственников квартир в аварийных МКД дополнительные меры поддержки по обеспечению жильем. Например, регион может предоставить таким гражданам субсидии, чтобы возместить часть затрат на покупку нового жилья. Те, кто владеет квартирой в аварийном доме и решил купить новую в кредит, могут рассчитывать на компенсацию по ипотечным займам. При этом для субсидирования льготной ипотеки и создания маневренного жилого фонда можно будет использовать средства федерального бюджета.

Документом также устанавливается обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по направлению в орган регистрации прав документов для внесения сведений в ЕГРН, в случае принятия ими решений о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и (или) о признании жилого помещения, в том числе жилого дома, непригодным для проживания.

С 1 февраля 2022 года вступает в силу Федеральный закон от 26 мая 2022 года № 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». Согласно документу, выписка из реестра недвижимости теперь будет содержать сведения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также сведения о признании жилья непригодным для проживания.

В свою очередь, с 1 февраля 2022 года выписка из ЕГРН должна дополнительно содержать общедоступные сведения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и (или) о признании жилого помещения, в том числе жилого дома, непригодным для проживания.

Программу расселения аварийного жилья завершат до 2024 года

Он допустил, что существует техническая возможность ускорения новой программы, которая зависит от механизмов реализации программы и графика финансирования. По его мнению, большинство регионов России завершит текущую программу в 2023 году, а регионы с очень большими объемами аварийного фонда — в 2024 году.

Программа расселения аварийного жилья запущена в рамках проекта «Жилье и городская среда». По программе планируется переселить из 9,54 млн кв. м аварийного фонда более 530 тыс. человек. Региональные программы уже досрочно завершили Карачаево-Черкесия, Сахалинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург и Севастополь.

Каков порядок предоставления жилых помещений при сносе аварийных многоквартирных домов

1. Условия предоставления жилых помещений при сносе аварийных многоквартирных домов
Жилые помещения, расположенные в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, являются непригодными для проживания (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
Если дом признан аварийным, принявший соответствующее решение орган государственной власти или местного самоуправления (далее — уполномоченный орган) издает распоряжение с указанием сроков отселения граждан (п. 49 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47).
Условия предоставления жилых помещений взамен изымаемых при сносе многоквартирных жилых домов зависят от того, в чьей собственности находятся изымаемые жилые помещения.

Собственникам помещений в аварийном доме предоставляются помещения взамен изымаемых, если дом включен в региональную адресную программу переселения граждан. Если дом не включен в указанную программу, жилые помещения могут предоставляться собственникам по инициативе уполномоченного органа. Также жилые помещения предоставляются нанимателям по договору социального найма.

2.1. Порядок предоставления жилых помещений собственникам изымаемых помещений
Собственникам изымаемых жилых помещений предоставляются другие жилые помещения в собственность с зачетом их стоимости при определении размера возмещения за изымаемые помещения на основании заключаемого с уполномоченным органом договора (соглашения), в частности, на основании договора мены (ч. 8, 10 ст. 32 ЖК РФ; п. 1 ч. 6 ст. 16 Закона N 185-ФЗ).
При этом не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда, по договору найма в домах системы социального обслуживания населения) (пп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14).
Если дом включен в региональную адресную программу переселения граждан, жилое помещение, предоставляемое гражданам взамен изымаемого, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с их письменного согласия в границах другого населенного пункта соответствующего субъекта РФ.
При этом отказы (в том числе неоднократные) граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта РФ (ч. 3 ст. 16 Закона N 185-ФЗ).
Особенности предоставления жилых помещений собственникам взамен изымаемых в аварийных домах, не включенных в региональную адресную программу переселения граждан, устанавливаются соглашением с уполномоченным органом. В указанном случае предоставление жилого помещения взамен изымаемого является по сути заменой денежного возмещения с доплатой той или иной стороной разницы между стоимостью предоставляемого жилого помещения и размером указанного возмещения (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ; Письмо Минстроя России от 17.04.2022 N 15026-МЕ/06).

Интересное:  Как Оформить Временную Прописку По Месту Жительства Для Граждан Рф

1.2. Условия предоставления жилых помещений взамен находящихся в государственной или муниципальной собственности
Если жилые помещения в аварийном многоквартирном доме находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам по договорам социального найма, то таким гражданам предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ч. 1, 2 ст. 60, ст. 86 ЖК РФ).

1.1. Условия предоставления жилых помещений взамен изымаемых, находящихся в частной собственности
Предоставление жилого помещения взамен изымаемого возможно, если жилые помещения принадлежат гражданам на праве собственности и жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В этом случае собственник жилого помещения вправе выбрать в качестве способа обеспечения его жилищных прав предоставление другого жилого помещения либо выплату возмещения за изымаемое помещение (п. 3 ст. 2, ст. ст. 16, 20.15 Закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ; п. 12 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2022).
Если многоквартирный дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан, предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого возможно только при наличии соответствующего соглашения между собственником и уполномоченным органом, а также при условии, что право собственности на изымаемое жилое помещение приобретено до признания дома в установленном порядке аварийным. Последнее условие не распространяется на приобретение права собственности в порядке наследования (ч. 8, 8.2 ст. 32 ЖК РФ; разд. II Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2022).
Органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями, при условии что на дату признания дома таковым у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ).

С 1 февраля в ЕГРН включат факты об аварийности жилья, что ускорит его проверку в сделках

Закон о включении сведений об аварийных многоквартирных домах в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) вступил в силу с 1 февраля 2022 года. В ЕГРН будут включаться сведения о признании многоквартирного дома аварийным, данные о непригодных для проживания квартирах и жилых домах. Для этого вводится обязанность органов государственной власти и местного самоуправления направлять в Росреестр сведения о решениях по признанию многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, а также о признании жилого помещения, в том числе жилого дома, непригодным для проживания.

Кроме того, в Фонде ЖКХ полагают, что обязательное внесение в ЕГРН данных об аварийности домов позволит разрешить проблему с ипотечными кредитами на непригодное для проживания жилье и позволит полностью исключить ситуации, когда гражданин и кредитная организация не могли знать о факте признания дома аварийным. Ранее президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 мая продумать вопрос, связанный с переселением из аварийного жилья, на которое не погашен ипотечный кредит.

С тем, что сведения об аварийности многоквартирного дома в Едином государственном реестре недвижимости облегчат принятие решения о сделке по покупке жилья, соглашается и руководитель направления правовой поддержки сети офисов недвижимости «Миэль» Ольга Балбек. «Для приобретения квартиры с использованием ипотечного кредита продавцу необходимо представить справку, что его дом не включен в списки «под снос». Если такие сведения будут в выписке из ЕГРН, то можно надеяться на то, что дополнительной документации не потребуется. И сразу, не теряя время, можно будет принять решение: рассматривать или не рассматривать тот или иной объект», — привела пример собеседница агентства.

Внесение в ЕГРН сведений о том, что многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, юридически будет доступно только с 1 февраля 2022 года, сообщили ТАСС в пресс-службе Росреестра. Таким образом, данные сведения могут быть включены в выписку из ЕГРН только после того, как органы власти, уполномоченные принимать подобные решения, представят их в Росреестр, отметили в ведомстве.

«Это очень актуальная инициатива, которая повысит информативность выписки из ЕГРН, позволит упростить и ускорить проверку объектов при сделках купли-продажи. Сейчас каждый отдельный объект приходится проверять по отдельным реестрам, и при этом не во всех муниципальных образованиях они сформированы корректно, из-за этого необходимо дополнительно отправлять запросы в муниципалитет для уточнения статуса конкретно взятого объекта, а это существенно замедляет процесс проверки объекта», — отметил заместитель руководителя ипотечного департамента федеральной компании «Этажи» Никита Пилюгин.

Поскольку данных о том, что П.С. предлагалось выкупить принадлежащую ему на праве собственности квартиру в порядке, определенном статьей 32 ЖК РФ, не имелось, то П.С., как собственник жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, был лишен права на получение стоимости изымаемого имущества (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 18-КГ12-88).

Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Так установив, что обязанность по производству капитального ремонта жилого дома возникла у наймодателя и уже на момент приватизации ответчиками жилого помещения дом нуждался в проведении капитального ремонта, однако обязанность по производству капитального ремонта не была выполнена, суд пришел к выводу, что невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

Приказ Минстроя России от N 817/пр

3.4. В случае, если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, гражданам рекомендуется разъяснить необходимость доплаты разницы в стоимости жилых помещений, порядок расчета такой доплаты, а также рекомендуется разъяснить порядок предоставления жилого помещения на условиях осуществления гражданами доплаты за предоставляемые жилые помещения.

в графе 8 — дата признания дома аварийным либо ограниченно работоспособным в формате ДД.ММ.ГГГГ. Такая дата соответствует дате принятия решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (абзац 7 пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 6, ст. 702; 2022, N 32, ст. 5269) (далее — Положение), в случае признания многоквартирного дома аварийным до 4 апреля 2022 года — дата решения, принятого межведомственной комиссией (пункт 47 Положения в редакции от 2 августа 2007 года N 494), либо дате принятия решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о признании многоквартирного дома находящимся в ограниченно работоспособном техническом состоянии (пункт 3 Порядка признания многоквартирных домов находящимися в ограниченно работоспособном техническом состоянии, установленного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 610/пр от 26 августа 2022 года);

В реестр рекомендуется включать перечень аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми до 1 января 2022 года, либо перечень аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после 1 января 2022 года. Реестр рекомендуется формировать в разбивке по муниципальным образованиям на основании сведений об аварийном жилищном фонде, сформированных субъектами Российской Федерации и представленных в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с частями 6 — 6.1 статьи 17 Федерального закона.

В плане-графике реализации программы переселения рекомендуется отражать информацию о механизмах реализации программы переселения, а также промежуточные результаты реализации программы переселения, в разбивке по способам переселения и по муниципальным образованиям, планируемые сроки достижения этих промежуточных результатов. Рекомендуемая форма такого плана-графика приведена в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

2.1.4. обоснование потребности в объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств.

Информация об аварийных домах появится в ЕГРН

С 1 февраля вступает в силу новый закон об обязанности органов власти направлять сведения о признании дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции и непригодных к проживанию квартирах в Росреестр. В свою очередь ведомство будет обеспечивать отображение такой информации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

До принятия закона узнать о статусе многоквартирного дома можно было только через официальный запрос в органы местного самоуправления. Однако срок ожидания ответа мог доходить до 30 дней, что в некоторых случаях может создавать определенные сложности для потенциального покупателя.

Ранее глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников говорил о необходимости принятия данного закона, поскольку он поспособствует повышению информированности граждан о реальном состоянии домов, что особенно актуально при совершении сделок с жильем.

Как получить жилье взамен ветхого аварийного, которое подлежит сносу

Вот уже более 15 лет наша страна борется всеми силами с ветхим и аварийным жильем. Мы видим эту борьбу на всех уровнях власти, в подробностях и цифрах. Доклад губернаторов Президенту почти всегда начинается с результатов программ по расселению ветхого аварийного жилья в регионах.

Данная проблема также решается в судебном порядке. В делах о выселении собственников жилья очень важно вовремя обращаться за юридической помощью, чтобы не упустить момент и не позволить органам власти выселить вас на улицу. Проблема выселения собственников аварийного жилья решается несколькими путями: от увеличения выкупной стоимости жилья до предоставления жилья взамен изымаемого. В каждом отдельном случае может быть принято то или иное решение.

  • администрация предоставляет неблагоустроенное жилье.
  • при выселении предоставляется жилье без учета жилой площади либо размера общей площади ранее занимаемого аварийного жилья.
  • при расселении ветхого аварийного жилья не учитываются интересы граждан, связанные со здоровьем, с особым правовым положением, с нуждаемостью в получении жилья и другими особенностями.
  • межведомственная комиссия не проводится – дом не признаётся аварийным, администрация бездействует.
  • сопутствующие споры, в том числе споры между собственниками или нанимателями жилья.

В связи с недостаточным финансированием программ расселения ветхого аварийного жилья, гражданам приходится ждать «своей очереди». К сожалению, что бы ускорить получение жилья при выселении из аварийного дома, придется обращаться в суд. И даже после получения решения суда и вступления его в законную силу придется заниматься исполнением решения суда о предоставлении квартиры.

Важно отметить, что разрешая проблемы получения жилья в судебном порядке, все расходы связанные в том числе с судебными издержками, с издержками на проведение оценок и экспертиз, с издержками в связи со сменой места жительства и другими издержками, взыскиваются из бюджета муниципального образования.

С января 2022 года на территории РФ начнет действие Федеральный закон от 31 июля 2022 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Настоящим сообщаю, что с января 2022 года на территории Российской Федерации начнет действие Федеральный закон от 31 июля 2022 года N 248-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) И МУНИЦИПАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Ознакомиться с законом можно перейдя по ссылке: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/ .
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
Рассмотрим основные нововведения в рамках осуществления муниципального земельного контроля.

  • Если ранее действующий Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ применялся при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении граждан «по аналогии права», то данный закон регулирует отношения по организации и осуществлению муниципального земельного контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан как контролируемых лиц.
Интересное:  Какой банк выбрать для открытия расчетного счета

Под контролируемыми лицами в целях настоящего Федерального закона понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых, либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.
Во избежание путаницы толкования нормы права, обращаю внимание, что п. 3 ч. 1 ст. 16 данного закона установлено: «здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее — производственные объекты). То есть: земельные участки, объекты капитального, незавершенного строительства, недвижимого и движимого имущества, находящиеся на каком-либо виде права в том числе и у граждан (физических лиц) законом определены как «производственные объекты».

  • Принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля:

— законность и обоснованность;
— стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований земельного законодательства РФ (в нашем случае);
— соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц;
— охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
— недопустимость злоупотребления правом;
— соблюдение охраняемой законом тайны;
— открытость и доступность информации об организации и осуществлении муниципального контроля;
— оперативность при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Уважаемые граждане, индивидуальные предприниматели, представители юридических лиц, проживающие и осуществляющие хозяйственную деятельность в границах Городского округа Коломна, с целью экономии времени и денежных средств личного бюджета, бюджета предприятия отдел муниципального земельного контроля предлагает ознакомиться с требованиями земельного законодательства РФ в части использования земельных участков, а именно: в соответствии ли с установленным видом разрешенного использования вы используете земельные участки, приступили ли вы к использованию земельного участка в срок, установленный законодательством РФ, не произвели ли вы самовольное занятие территории, входящей в состав земель неразграниченной государственной собственности и находящейся в распоряжении органа местного самоуправления (использование земельного участка в границах, учтенных в ГКН).

  • Плановые выездные/документарные проверки по исполнению обязательных требований земельного законодательства РФ на 2022 год не запланированы. Однако, это не означает, что на территории Городского округа Коломна в 2022 году не будут проводится контрольные мероприятия в рамках муниципального земельного контроля. С целью контроля за исполнением обязательных требований земельного законодательства РФ законом предусмотрены следующие контрольные мероприятия:

а) Инспекционный визит.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
— осмотр;
— опрос;
— получение письменных объяснений;
— истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;
— инструментальное обследование.
б) Рейдовый осмотр.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
— осмотр;
— опрос;
— получение письменных объяснений;
— истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;
— инструментальное обследование.
в) Документарная/внеплановая проверка.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
— получение письменных объяснений;
— истребование документов.
г) Выездная/внеплановая проверка.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
— осмотр;
— опрос;
— получение письменных объяснений;
— истребование документов;
— инструментальное обследование.
Срок проведения выездной проверки составляет не более 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
д) Выездное обследование.
В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
— осмотр;
— инструментальное обследование (с применением видеозаписи).
За выявленные нарушения обязательных требований земельного законодательства РФ предусмотрены штрафные санкции.

В случае возникновения ситуаций, требующих дополнительного разъяснения относительно соблюдения требований земельного законодательства РФ, получить квалифицированную консультацию возможно посредством личного обращения в Управление имущества и земельных отношений администрации Городского округа Коломна Московской области (отдел муниципального земельного контроля) или по телефонам 8(496)6121658 (Коломна), 8(496)7021430 (Озёры).

Что такое аварийное жилье: закон о сносе аварийного жилья, порядок оценки и программа расселения в 2022

  • с разрушенным фундаментом, обрушенными стенами;
  • если конструкции изготовлены из дерева – если они поражены биологически (паразитами, грибком и так далее);
  • находящейся в зоне, подверженной затоплениям, селям, оползням, лавинам;
  • если дом вероятнее всего будет разрушен в случае техногенной аварии – учитывается близость к заводам, крупным производствам, комбинатам;
  • если дом находится в опасном состоянии после аварии, землетрясения, пожара, просадки грунтов;
  • если прослеживается электрическое или магнитное поле промышленной частоты, которое создается находящимся рядом объектом.

Если дом по всем признакам подходит под аварийный, жильцам нужно подать в местную администрацию просьбу о проведении оценки. Автоматически, без участия собственников, процедура признания дома аварийным не проводится. Непосредственно решение по признанию или непризнанию дома аварийным принимает межведомственная комиссия при профильном органе власти.

Жилье становится аварийным, когда в нем становится небезопасно проживать, а дальнейшая эксплуатация может привести к ухудшению здоровья или даже последствиям для жизни. Пользование такой недвижимостью нужно прекратить как можно быстрее – в этом и состоит задача региональных и муниципальных органов власти. Сам дом признают подлежащим сносу или реконструкции.

Многоквартирные дома с течением времени значительно изнашиваются. Если дефекты становятся значительными, в помещениях такого дома становится опасно жить. Такой дом рассматривается как аварийное жилье, что влечет для его жильцов ряд серьезных последствий. Сегодня разберем подробнее, чего ждать законным владельцам квартир.

Основная проблема заключается в согласовании выкупной цены. Часто собственники находят предложенную городом цену заниженной. Кроме этого, администрация может добровольно не включить расходы на переезд и убытки, которые обязательно включаются в выкупную цену. Тогда конфликтующие стороны решают проблему через суд, который и определяет окончательную стоимость. Подробнее о выкупной цене и судебных разбирательствах по этому поводу читайте в нашей свежей статье.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Каким из способов должен быть переселен наниматель и проживающие совместно
с ним члены его семьи из жилого помещения (квартира, комната в коммунальной квартире), расположенного в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным
и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе
его эксплуатации?

Вопрос: Каким образом рассчитывается доля собственника комнаты в коммунальной квартире или комнаты в бывшем общежитии в праве на общее имущество в данной квартире или бывшем общежитии, а также для определения общей площади, приходящейся на каждого собственника,
с целью приобретения благоустроенного жилого помещения учитываются ли при расчете места общего пользования (помещения кухни, коридора, туалетной и ванной комнат (санузла –
при совмещенности таких комнат)?

В соответствии с частью 8.1 статьи 32 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений
в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным
и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные
для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые
на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если
до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить основной договор.

В связи этим, было издано постановление Правительства Российской Федерации
от 31.03.2022 № 517 «О внесении изменений в государственную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вступило в силу 18.04.2022), согласно которому срок достижения цели
№ 2 государственной программы «Улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей» продлен до 2030 года. При этом срок достижения цели № 3 «Расселение в 2022-2025 годах
14,6 млн. кв.метров жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» остался
без изменений, – до 2025 года.

Комплексное развитие территорий: как будет работать новый механизм расселения старых домов

«У нас очень часто панелька типовая может стоять рядом с историческими зданиями, тут же бараки, которые были построены для рабочих еще в первой половине прошлого века. Закон позволяет включать в проекты КРТ не отдельные дома, а территории, — объясняет советник президента Союза архитекторов России, член экспертного совета Минстроя России по формированию комфортной городской среды Евгения Муринец. — Поэтому подход к развитию таких территорий и может быть комплексным, с учетом всех задач по социальному, инженерному, транспортному направлениям. Это еще один способ уйти от точечной застройки».

«Важно, что при реконструкции целых кварталов жители получат не просто квартиру в отдельно стоящем новом доме, но и обновленные коммуникации, благоустройство и зоны рекреации, социальную инфраструктуру, — считает Александр Николаев. — Также новый закон дает гражданам как административные гарантии в виде права голосовать на общих собраниях собственников за участие в программе КРТ, так и финансовые — в виде компенсации или предоставления равноценного жилья».

Механизм КРТ рассчитан на комплексное обновление городской застройки. Регионы смогут расселять не только аварийные дома, но и не признанные таковыми. Это позволит людям поменять старое, некомфортное жилье без долгих лет ожидания признания его ветхим или аварийным, отмечает член комиссии по жилполитике Общественного совета Минстроя РФ, президент акционерного общества «Интеко» Александр Николаев. Программы КРТ позволяют привлекать средства инвесторов, что, по его мнению, также может в разы сократить сроки реализации проектов и, соответственно, сроки переселения.

Если расположенный в границах КРТ дом и землю под ним не включили в программу, то собственник может сам подать заявку на участие. Закон предусматривает такую возможность и для тех, кто не менее пяти лет арендует или безвозмездно пользуется государственным или муниципальным земельным участком.

С этого года регионы смогут применять новый подход к обновлению городской застройки — закон о комплексном развитии территорий (КРТ) уже действует. Он дает региональным властям право сносить неаварийные дома и определяет ключевые правила переселения жильцов в новостройки. Мы разобрали, какие объекты попадут под снос, как будут возмещать стоимость квартир и можно ли выйти из такой программы.

в) принятие соответствующим органом, указанным в пункте 17 настоящего Положения, решения о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу в случае принятия межведомственной комиссией решения, указанного в подпункте «а» пункта 13 настоящего Положения;

а) рассмотрение межведомственной комиссией заключения специализированной организации, а также материалов и результатов проведенных специализированной организацией инструментальных исследований, использованных для подготовки такого заключения, и проведение оценки фактического состояния объекта капитального строительства, включенного в перечень, и (или) территории, на которой расположен такой объект;

1. Настоящее Положение устанавливает порядок признания объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

а) ухудшение эксплуатационных характеристик объекта капитального строительства в целом или его отдельных частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящим к снижению до недопустимых уровней надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

4. Орган местного самоуправления поселения, городского округа, уполномоченный на принятие решения о комплексном развитии территории (далее — уполномоченный орган местного самоуправления), до принятия решения о комплексном развитии территории формирует перечень объектов капитального строительства, фактическое состояние которых подлежит оценке (далее — перечень).